Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (на примере ООО «Автосуши»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 286

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, компания «РоллХолл (Ролл Хаус)» занимает лидирующее положение на рынке и является самым сильным конкурентом. ООО «Автосуши» делит 2 – 3 место с ООО «Мандарин» по показателю абсолютной силы бизнеса, уступая в основном за счет низкого финансового потенциала компании ООО «Мандарин».

Рассмотрим другую методику оценки конкурентоспособности – анализ основных показателей конкурентоспособности и критериев:

  • Эффективности производственной деятельности предприятия.
  • Финансового положения предприятия.
  • Эффективности организации сбыта и продвижения товара.

В таблице 6 представлены критерии и показатели конкурентоспособности ООО «Автосуши» на конец 2019 года.

Таблица 6 – Критерии и показатели конкурентоспособности ООО «Автосуши» на конец 2019 года

Критерии и показатели конкурентоспособности

Значение показателя на конец 2019 года

ООО «TOKYO»

ООО «Автосуши»

ООО «РоллХолл (Ролл Хаус)»

ООО «Мандарин»

ООО «Самурай»

1. Эффективность производственной деятельности предприятия

    1. Издержки производства на единицу продукции, тыс. руб.

0,262

0,313

0,299

0,324

0,289

1.2. Фондоотдача, тыс. руб.

0,12

0,14

0,15

0,14

0,13

1.3. Рентабельность оборотного капитала, %

2,216

7,02

7,8

6,9

2,56

1.4. Производительность труда, тыс. руб./ чел.

3114,13

3402,3

3413,2

3503,1

3090,2

2. Финансовое положение предприятия

2.1. Коэффициент автономии

0,391

0,83

0,98

0,82

0,41

2.2. Коэффициент обеспеченности оборотными средствами

6,13

7,37

9,13

8,9

5,76

2.3. Степень платежеспособности общая

2,01

2,49

2,57

2,33

2,43

2.4. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств

2,605

2,87

3,01

2,99

2,701

2.5. Коэффициент покрытия текущих обязательств оборотными активами

8,02

9,27

9,54

9,35

8,44

3. Эффективность организации сбыта и продвижения товара

3.1. Рентабельность продаж, %

1,841

3,16

5,23

4,87

1,39

3.2. Коэффициент затоваренности готовой продукцией

0,111

0,09

0,121

0,109

0,145


Таким образом, анализ финансового положения, эффективности производственной деятельности предприятия, эффективности организации сбыта и продвижения товара ООО «Автосуши» и ближайших конкурентов подтверждает ранее сделанный вывод о том, что лидер рынка – компания «РоллХолл (Ролл Хаус)». Данная фирма имеет самую высокую рентабельность продаж в 2019 году – 5,23 %, рентабельность оборотного капитала 7,8 %, имеет относительную финансовую независимость

ООО «Автосуши» занимает 3-е место по расчету финансовых показателей. В динамике ранее проведенный анализ выявил наличие узких мест предприятия. Например, к 2019 году снижается общий показатель платежеспособности, если в 2014-2018 годах этот показатель был выше отметки 3,5, то в 2019 году он снизился до 2,6, что отражается и на степени платежеспособности по текущим обязательствам: здесь наблюдается снижение от 1,97 (в 2014 г.) до отметки 0,79 (в 2019 г.). Несмотря на эту тенденцию, стоит отметить определенную стабильность показателя эффективности внеоборотного капитала. Лишь в 2018 году величина показателя опустилась до отметки 0,12, хотя к 2019 году она вернулась на уровень 2014 года (0,14). Кроме этого, к концу 2019 года заметно снизился коэффициент задолженности по кредитам и займам. Если в 2014-2018 гг. эта величина колебалась в районе отметки 3, то в 2019 году она снизилась почти на половину и достигла отметки 1,69.

Для оценки конкурентоспособности ООО «Автосуши» проведем анализ возможностей и угроз, сильных и слабых сторон организации, используя метод SWOT-анализа, представленный в таблице 7.

Таблица 7 – SWOT-анализ ООО «Автосуши»

Возможности

Угрозы

Сильные стороны

Слабые стороны

Поддержка со стороны Правительства области малого и среднего бизнеса

Повышение цен на основное сырье и энергию

Выгодное расположение суши-бара

Отсутствие стратегии и системы стратегических целей

Наличие неохваченных рынков сбыта

Изменение потребностей и вкуса потребителей

Наличие эффективной системы мотивации

Высокая текучесть кадров

Появление новых поставщиков

Замедление роста рынка

Рациональное распределение полномочий и обязанностей

Отсутствие налаженных финансовых потоков

Появление новых технологий, позволяющие расширить ассортимент продукции

Появление новых конкурентов в данной отрасли

Использование современных технологий продаж (через интернет и пр)

Отсутствие системы обслуживания официантами посетителей в самом суши-баре

Экономический кризис 2014-2017гг, падение общего потребительского спроса

Быстрая и эффективная система доставки товаров к покупателям

Слаборазвитая система распределения

Конкурентоспособная, выгодная цена на продукцию по сравнению с основными конкурентами

Быстрое, оперативное исполнение заказов, внимательное отношение к клиентам

Использование системы контроля качества

Разработки новых видов услуг и обновление ассортимента


Таким образом, к сильным сторонам ООО «Автосуши» выгодное расположение суши-бара, наличие эффективной системы мотивации, рациональное распределение полномочий и обязанностей, использование современных технологий продаж (через интернет и пр), быстрая и эффективная система доставки товаров к покупателям, конкурентоспособная, выгодная цена на продукцию по сравнению с основными конкурентами а также разработки новых видов услуг и обновление ассортимента.

К слабым сторонам можно отнести: отсутствие стратегии и системы стратегических целей, высокую текучесть кадров, отсутствие налаженных финансовых потоков, отсутствие системы обслуживания официантами посетителей в самом суши-баре (о чем говорят отзывы на сайтах), слаборазвитая система распределения.

Рассмотрим PEST – анализ ООО «Автосуши», который представлен в таблице 8.

Таблица 8 – PEST анализ ООО «Автосуши»

Группа

Факторов

Конкретный фактор

Вес группы

Вес фактора

Результирующий вес фактора

1

2

3

4

5

6

Политические

П1

Усиление законодательных мер по монополизму

Гп = 3 балла

Гп1 = 4 балла

Rп1 = 12 балл

П2

Государственная поддержка для малого и среднего бизнеса

Гп2 = 2 балл

Rп2 = 6 балл

П3

Федеральные целевые программы для развития предприятия сферы общепита

Гп3 = 3 балл

Rп3 = 9 балл

П4

Ввод санкций –запрет поставки из-за границы товаров (продуктов питания: семги, водорослей и пр)

Гп4 = 4 балл

Rп4 = 12 балл

  1. Экономические

Э1

Уровень инфляции

Гэ = 5 балла

Гэ1 = 3 балл

Rэ1 = 15 балл

Э2

Динамика курса национальной валюты

Гэ2 = 2 балл

Rэ2 = 10 балл

Э3

Изменение налоговых ставок

Гэ3 = 5 балл

Rэ3 = 25 балл

Э4

Доступность кредитных ресурсов

Гэ4 = 5 балл

Rэ4 = 25 балл

Социально-

Демографические

СД1

Снижение покупательской способности, реальных доходов населения

Гс = 3балла

Гс1 = 5 балл

Rс1 = 15 балл

СД2

Изменение потребительских предпочтений в сторону конкурентов

Гс2 = 4 балл

Rс2 = 12 балл

СД3

Изменение моды на продукцию суши-баров в пользу другой продукции

Гс3 = 3 балл

Rс3 = 9 балл

СД4

Расслоение общества по доходам

Гс4 = 3 балл

Rс4 = 9 балл

Т1

Развитие информационных технологий

Гт = 4 балл

Гт1 = 4 балл

Rт1 = 16 балл


Продолжение таблицы 8

1

2

3

4

5

6

  1. Технологические

Т2

Появление новых производственных технологий

Гт2 = 3 балл

Rт2 = 12 балл

Т3

Доступность современных технологий

Гт = 4 балл

Rт3 = 16 балл

Т4

Развитие технологий обработки заказов и оформления заказов на дому, развитие онлайн торговли

Гт = 3 балл

Rт4 = 12 балл

Суммарное значение результирующих факторов в каждой группе определяет ее рейтинг. Например, если принято для анализа четыре ключевых группы, то их рейтинги распределяются от нуля до четырех. Суммарное значение результирующих факторов по анализируемым 4-м группам следующие:

∑п = 39 баллов; ∑ э = 75 баллов; ∑сд = 45 баллов; ∑т = 56 баллов. Наиболее значимой является группа экономических факторов внешней среды (∑ э = 75 баллов), которая получает рейтинг R = 1. Следующей по мере уменьшения рейтинга является группа технологических факторов с рейтингом R =2, далее – группа социально демографических факторов R = 3, группа политических факторов R = 4.

Таким образом, с помощью PEST – анализа выявлена значимость факторов внешней среды, которые оказывают влияние на предприятие ООО «Автосуши».

Проведенный анализ управления конкурентоспособностью показывает, что ООО «Автосуши» следует конкурентной стратегии немедленного реагирования на потребности рынка. Для улучшения конкурентных позиций организации и уменьшения негативного воздействия конкурентных сил необходимо разработать ряд мер, среди которых могут быть:

  • увеличение дифференциации продукции;
  • улучшения положения по критерию «цена-качество»;
  • расширение сети поставщиков;
  • освоение новых сегментов для привлечения новых потребителей и т.д.

В целом проведенный анализ конкурентов и конкурентных преимуществ предприятия показывает, что к главным, близким по силе бизнеса, конкурентам ООО «Автосуши» относятся: ООО «РоллХолл (Ролл Хаус)» с долей рынка 18,71%, ООО «Мандарин» с долей рынка 13,10 %, ООО «TOKYO» - с долей 8,85%, ООО «Самурай» - 8,42%. Метод анализа конкурентных позиций также показывает, что лидирующие позиции занимают ООО «РоллХолл (Ролл Хаус)» и ООО «Мандарин» по показателям наличия собственных финансовых ресурсов, наличию сильных поставщиков, и по наличию официантов, ресторанного обслуживания. анализ финансового положения.


Анализ финансового положения, эффективности производственной деятельности предприятия, эффективности производственной деятельности предприятия, эффективности организации сбыта и продвижения товара ООО «Автосуши» и ближайших конкурентов подтверждает ранее сделанный вывод о том, что лидер рынка – компания «РоллХолл (Ролл Хаус)». Данная фирма имеет самую высокую рентабельность продаж в 2019 году – 5,23 %, рентабельность оборотного капитала 7,8 %, имеет относительную финансовую независимость. ООО «Автосуши» занимает 3-е место по расчету финансовых показателей.

2.3 Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия ООО «Автосуши»

Проанализировав финансовое состояние предприятия, а также оценив конкурентоспособность предприятия по отношению к другим, можно выявить разницу между лидирующим предприятием (ООО «РоллХолл (Ролл Хаус)» с долей рынка 18,71% и ООО «Мандарин») и ООО «Автосуши».

Основными критериями, снижающими конкурентоспособность анализируемого предприятия в 2017 году являются: финансовое положение предприятия, отсутствие налаженных финансовых потоков, отсутствие системы стратегических целей, не достаточно сильная организации сбыта и продвижения товара. Таким образом, необходима разработка стратегии ликвидации слабых сторон предприятия и повышения конкурентоспособности (рисунок 12).

Повышение показателя конкурентоспособности (не менее чем на 7 процентов)

Улучшение финансового положения

(рост прибыли не менее 3%)

Повышение эффективности организации сбыта и продвижения (рост объема продаж не менее 4%)

Привлечение дополнительных финансовых потоков, участие в программах господдержки

Увеличение финансовой устойчивости

Развитие сети суши-баров (открытие новых точек сбыта продукции)

Разработка программы продвижения товаров

Рисунок 12 – Дерево целей стратегии повышения конкурентоспособности ООО «Автосуши» на 2018 год

Разработаем в начале систему стратегических целей, а также разработаем стратегию конкурентоспособности предприятия ООО «Автосуши». Постановку системы стратегического управления конкурентоспособностью ООО «Автосуши» целесообразно начать с формулировки миссии, отражающей основные направление функционирования. Миссия организации является базовой составляющей стратегического плана развития на ближайшие пять – десять лет.