Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (на примере ООО «Автосуши»).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 291
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия
1.2 Факторы и оценочные показатели конкурентоспособности организации
1.2 Методы оценки конкурентоспособности предприятия
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОВ НА РЫНКЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОБСТВЕННОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «АВТОСУШИ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Автосуши»
2.2 Анализ и оценка конкурентоспособности предприятия ООО «Автосуши»
2.3 Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия ООО «Автосуши»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В современных условиях глобализации, информатизации, постоянно меняющейся обстановке в стране, условиях экономических санкций в отношении России и финансово-экономический кризис, начавшийся в 2014 году и продолжающийся до сих пор – заставляет предприятия выживать в жестких условиях повышающейся конкуренции на рынке и создавать новые, бесспорные конкурентные преимущества [29, с. 143]. На передний план выходит одна из первоочередных и наиболее актуальных задач фундаментальных и прикладных исследований в экономике – проблема повышения конкурентоспособности организаций.
Современный потребитель руководствуется, как правило, такими критериями как: цена товара, его новизна, качество, состав потребительских свойств и т.п. Несомненно, основной источник конкурентоспособности хозяйствующего субъекта в настоящее время – ориентация на клиента.
Конкуренция возникает тогда, когда на рынок выходит значительное количество предприятий. В большинстве теоретических концепций основной источник конкурентоспособности организации это ориентация на клиента. Именно поэтому игнорировать потребление при изучении конкурентоспособности не стоит. Тот товар, который в сопоставлении с однородными товарами демонстрирует лучшие цифры продаж (пользуется спросом) экономисты называют "конкурентоспособным".
Конкурентоспособный товар – это товар, потребление которого растет. Не стоит его путать с товаром, обладающим какими-либо отличительными и наиболее привлекательными для потребителя свойствами. Как правило, конкурентоспособность товара отображает результат умелых конкурентных действий производителя. Товар является естественным продолжением конкурентного преимущества в процессах производства, дистрибуции, и управления деятельностью хозяйствующего субъекта. Поэтому конкурентоспособность товара объективно существует. Но она являет собой результирующий индикатор конкурентного превосходства производителя (продавца). Поэтому конкурентоспособность товара не имеет самостоятельного содержания, а является следствием конкурентных действий хозяйствующего субъекта и составной частью его конкурентоспособности [11, с. 103].
Целью курсовой работы является разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности коммерческого предприятия в условиях рынка.
Для реализации поставленной цели были сформированы следующие задачи:
– рассмотреть теоретические основы управления конкурентоспособностью предприятия в рыночных условиях;
– провести анализ деятельности ООО «Автосуши» и основных финансовых результатов;
– оценить конкурентоспособность коммерческого предприятия ООО «Автосуши»;
– разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности коммерческого предприятия в условиях рынка.
Объектом исследования выступает организация ООО «Автосуши».
Предметом исследования является совокупность теоретических и практических основ управления конкурентоспособностью предприятия в условиях рынка.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия
В современных условиях глобализации, информатизации, постоянно меняющейся обстановке в стране, условиях экономических санкций в отношении России и финансово-экономический кризис, начавшийся в 2014 году и продолжающийся до сих пор – заставляет предприятия выживать в жестких условиях повышающейся конкуренции на рынке и создавать новые, бесспорные конкурентные преимущества.
"Конкуренция", "конкурентное преимущество", "конкурентный потенциал", "конкурентоспособность", и подобные термины вошли в повседневный лексикон не только научных исследований, но и в современную бытовую речь. Авторы отмечают, что в настоящее время выросло поколение людей, не знакомых с понятиями "социалистическое предприятие" и "социалистическое соревнование", где не было победителей, а было сотрудничество и взаимопомощь [11, с. 319]. На текущий момент конкуренция и ее производные, в том числе конкурентоспособность – естественное состояние мировой экономики.
Покупатели руководствуются, как правило, такими критериями как цена товара, его новизна, качество, состав потребительских свойств и т.п. Несомненно, основной источник конкурентоспособности хозяйствующего субъекта в настоящее время – ориентация на клиента.
Проанализируем базовые понятия и точки зрения различных авторов на понятие конкурентоспособности.
Как известно, потребителей товаров и услуг многократно больше, чем производителей. Именно поэтому игнорировать потребление при изучении конкурентоспособности не стоит. Тот товар, который в сопоставлении с однородными товарами демонстрирует лучшие цифры продаж (пользуется спросом) экономисты называют "конкурентоспособным" [23, с. 113].
Конкурентоспособность предприятия характеризует компетентность в какой-либо области, которая дает наилучшие возможности привлекать и сохранять клиентов, обеспечивает сохранение лидирующих позиций в экономике и поддержания повышающихся жизненных стандартов. Конкурентоспособность это способность определить, эффективно и быстро использовать свои конкурентные преимущества, направив все усилия на развитие сторон, выгодно отличающих данное предприятие от конкурентов.
Конкуренция возникает тогда, когда на рынок выходит значительное количество предприятий. В большинстве теоретических концепций основной источник конкурентоспособности организации это ориентация на клиента. Именно поэтому игнорировать потребление при изучении конкурентоспособности не стоит. Тот товар, который в сопоставлении с однородными товарами демонстрирует лучшие цифры продаж (пользуется спросом) экономисты называют "конкурентоспособным".
Конкурентоспособный товар – это товар, потребление которого растет. Не стоит его путать с товаром, обладающим какими-либо отличительными и наиболее привлекательными для потребителя свойствами. Как правило, конкурентоспособность товара отображает результат умелых конкурентных действий производителя. Товар является естественным продолжением конкурентного преимущества в процессах производства, дистрибуции, и управления деятельностью хозяйствующего субъекта. Поэтому конкурентоспособность товара объективно существует. Но она являет собой результирующий индикатор конкурентного превосходства производителя (продавца). Поэтому конкурентоспособность товара не имеет самостоятельного содержания, а является следствием конкурентных действий хозяйствующего субъекта и составной частью его конкурентоспособности [11, с. 103].
На рисунке 1 представлены факторы конкурентоспособности предприятия.
Рисунок 1 Факторы конкурентоспособности предприятия [10, с. 320]
Таким образом, конкурентоспособность предприятия тесно связана с конкурентоспособностью его продукции. Целью обеспечения конкурентоспособности продукции является получение прибыли в результате ее успешной реализации на рынке.
Т.е. конкурентоспособность товара – это его коммерческое качество, т.е. качество с точки зрения маркетинга. При этом конкурентоспособность обусловливается не только качественными и стоимостными свойствами данного товара, которые учитываются покупателем согласно их непосредственной значимости для удовлетворения потребностей, но и такими факторами как: свойствами конкурирующих товаров; особенностями потребителей [21, с. 154].
Потребитель, выбирая продукцию среди множества аналогов и субститов, субъективно учитывает, как правило, такие параметры как:
набор запрашиваемых свойств;
цена;
качество;
репутация фирмы-производителя;
воздействие рекламы и т.д.
Естественно, большим спросом будет пользоваться та продукция, которая по большему числу параметров отвечает взглядам и запросам покупателя данной категории (группы). Поэтому с указанным выше определением можно согласиться лишь в той части, что конкурентоспособность предприятия, как многоаспектное понятие, зависит не только от качества и конкурентоспособности продукции, но также и от ряда других показателей, отражающих способность предприятия выдерживать соперничество с хозяйствующими субъектамиконкурентами на данном рынке.
Как отмечалось ранее, важным фактором конкурентоспособности продукции является репутация предприятия. Она существенно зависит от качества продукции предприятия. Практика показывает, что большим спросом, доверием, уважением пользуется тот производитель, который выпускает продукцию высокого качества, соблюдает при производстве требования стандартов, проводит добровольную сертификацию. В этой связи следует различать качество конкретных видов продукции и общий уровень качества на предприятии.
Репутацию, а, следовательно, конкурентную позицию предприятия формирует общий уровень качества выпускаемой продукции и услуг. Качество продукции играет важную роль в ускорении экономического, научно-технического, социального прогресса. Поэтому качество необходимо постоянно улучшать. Нельзя останавливаться на достигнутом результате, ведь каждый день появляются новые потребности, новые товары, которые могут оказаться лучше.
Следовательно, в настоящее время потребители обращают пристальное внимание на показатели качества товаров и услуг. Кроме того, на имидж товара огромное влияние оказывают мода, продажный и послепродажный сервис, реклама, имидж производителя, количество конкурирующих продавцов, ситуация на рынке, колебания спроса.
Ориентация на поведение потребителя, постоянное приспособление к его требованиям является одним из важнейших условий выживания предприятия, функционирующего в конкурентной среде, когда конкурентоспособность его продукции определяется уровнем ее технического содержания, отражающего качество и, вместе с тем, экономической составляющей, которая включает затраты на производство, трансакционные издержки, а также совокупную цену потребления (рис. 2).
Рисунок 2 - Факторы имиджа товара
По мнению Горфинкеля В.Я., «конкурентоспособный товар это товар, потребление которого растет» [11, с. 76]. При этом, не следует путать его с товаром, обладающим какими-либо отличительными, а также наиболее привлекательными для потребителя свойствами. Как правило, конкурентоспособность товара отображает результат умелых конкурентных действий производителя. Товар является естественным продолжением конкурентного преимущества в процессах производства, дистрибуции, и управления деятельностью хозяйствующего субъекта.
Поэтому конкурентоспособность товара объективно существует. Но она являет собой результирующий индикатор конкурентного превосходства производителя (продавца). Поэтому, конкурентоспособность товара не имеет самостоятельного содержания, а является следствием конкурентных действий хозяйствующего субъекта и составной частью его конкурентоспособности. Вопрос о конкурентоспособной продукции у неконкурентоспособной организацией считается риторическим. Так как одним из ключевых показателей конкурентоспособности является доля занимаемого рынка, то выпуск продукции, спрос на которую постоянно растет, рано или поздно выведет хозяйствующий субъект в лидеры.
Таким образом, вне зависимости от конкурентоспособности продукции, организация способна конкурировать на определенном товарном рынке, используя для этого дополнительные собственные конкурентные преимущества. А конкурентоспособность товара будет отражением ее собственной конкурентоспособности. Постоянно изменяющаяся обстановка в стране, мировой финансово-экономический кризис ставит кампании в жёсткие рамки, заставляют предпринимателей искать новые пути повышения конкурентоспособности фирмы и создавать конкурентные преимущества.