Файл: 1. Назначение и конструкция 5 Условия работы на тпс 8.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 73

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Содержание

Введение 3

1. Назначение и конструкция 5

2. Условия работы на ТПС 8

3. Характерные неисправности и износы элементов конструкции 10

4. Контроль технического состояния в эксплуатации 12

5. Ведомость дефектации 17

6. Технологическая карта 18

7. Карта Эскизов 27

8. Технологическая инструкция: процесс сборки тягового редуктора

ЭД4М на ТР-3 31

9. Организация рабочего места 42

10.Технологическое оборудование и средства технической диагностики 45

11. Техника безопасности при ремонте редуктора 48

Заключение 55

Библиографический список 56

ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время на железнодорожном транспорте все большее внимание уделяется развитию новых технологий, внедряемых в инфраструктуру железнодорожного транспорта. Применяются инновационные технологии эксплуатации и технического обслуживания подвижного состава. Рассматривая этапы модернизации подвижного состава и его узлов можно увидеть, что много внимания уделяется совершенствованию их формы и других качеств, направленных на повышение надежности эксплуатации современных поездов, которые постепенно внедряются на железнодорожном транспорте в настоящее время.

Все электропоезда, используемые на сети железных дорог России, имеют индивидуальный тяговый привод, размещаемый на колесной паре.

Зубчатая передача, являющаяся обязательным элементом тягового привода современных электропоездов с электродвигателями, обеспечивает работу тягового двигателя в режиме наиболее экономичной частоты вращения, сохраняя благоприятные условия для осмотра, смены и ремонта передачи.

Тяговые зубчатые колеса и шестерни являются теми элементами конструкции электропоездов, от работоспособности которых зависит самостоятельное движение поезда. Продолжительность исправной работы тягового редуктора в редких случаях превышает 1,5 млн. км пробега вместо 2,5 млн. км, необходимых по условию равнопрочности всех элементов колесной пары до капитального ремонта.

Для смены тяговых зубчатых колес в редукторах ремонтные заводы ОАО «РЖД» и моторвагонные депо ежегодно расходуют десятки тысяч тонн легированной стали, и сотни миллионов рублей.

Наметившиеся в последнее время стабильный рост объема перевозок и скоростей движения поездов требуют конструктивного совершенствования, а также внесения изменений в технологию сборки и разборки тягового редуктора, для повышения показателей работоспособности электропоездов и, естественно, роста безопасности движения поездов.


Таким образом, актуальность технологии сборки тягового редуктора на железнодорожном транспорте остается на высоком уровне и по сей день.

Целью данной курсовой работы будет являться умение применить теоретические знания на практике, поскольку на основе этих знаний, можно выполнить качественную сборку данного узла и обеспечить безопасность и бесперебойность движения поездов.


  1. НАЗНАЧЕНИЕ И КОНСТРУКЦИЯ

Тяговый редуктор служит для соединения тягового электродвигателя с колесной парой, снижает частоту вращения валов быстроходных двигателей до уровня, соответствующего выбранной конструкционной скорости движения тягового ПС. Одновременно редуктор увеличивает вращающий момент, передаваемый на колесную пару.

Таблица 1 – Технические данные редуктора

Наименование параметра

Параметры

Передаточное число

3,17

Число зубьев шестерни

23

Число зубьев венца зубчатого колеса

73

Подвеска редуктора

Прямая стержневая


Корпус редуктора

Стальной несущий с ребрами жесткости

Тип смазки

ТАп-15В ГОСТ 23652-79

Масса закладываемой смазки

2,5 кг

Толщина зуба шестерни

16,5 мм

Толщина зубьев венца зубчатого колеса

13 мм

Осевой редуктор, монтируемый на колёсной паре моторной тележки, одноступенчатый с передаточным отношением i = 3,41, цилиндрическими прямозубыми колёсами с эвольвентным зацеплением, предназначен для увеличения и передачи крутящего момента двигателя на ось колёсной пары. Корпус редуктора состоит из двух частей: верхнего корпуса 2, в котором смонтирован узел малой шестерни, и нижнего корпуса 5. Оба корпуса сварные, совместно обработанные для обеспечения сборки и маркированные одним порядковым номером. Предварительно сцентрированные с помощью шести призонных болтов, корпуса при сборке стягиваются между собой по плоскостям разъёма болтами. Внутренние полости корпусов перед сборкой обезжириваются, покрываются электроизоляционной эмалью и проверяются на герметичность. В верхнем корпусе смонтирован узел шестерни, состоящий из вала 13, на среднюю конусную часть которого в горячем состоянии насажен зубчатый венец 16. Вал опирается на роликовые подшипники 14, установленные в гнездах крышек 11 и 17. Лабиринтные уплотнения, образованные кольцевыми выступами и проточками колец 18 и крышек 12, изолируют подшипники 14 от полости редуктора. Между крышками 11 и 17 и корпусом редуктора верхним 2 устанавливаются регулировочные прокладки 15 для регулировки зазора в роликоподшипниках узла шестерни в осевом направлении. Узел шестерни фиксируется в корпусе 2 крышками 11 и 17. На выступающий хвостовик вала шестерни в горячем состоянии насаживается фланец упругой муфты 21. Удлинённой частью верхнего корпуса редуктор после сборки присоединяется к кронштейну поперечной балки рамы тележки, образуя узел подвески редуктора.



Конструкция редуктора

1 - сапун; 2 - верхний корпус редуктора с подшипниковым узлом; 3,20 - пробки; 4 - измеритель уровня масла (щуп); 5 - нижний корпус; 6 - крышка; 7 - пробка; 8 - медная шайба; 9,14,24 - роликовые под - шипники; 10,25,26 - крышки опорного узла редуктора; 11,12,17 - крышки; 13-вал; 15,15а-регулировочные прокладки; 16-зубчатый венец шестерни; 18 - дистанционные кольца; 19 - болты; 21 - фланец упругой муфты; 22 - зубчатое колесо; 23,23а -

обоймы подшипников опорного узла редуктора; 27 - резиновый уплотнительный шнур; 28 - ступица зубчатого колеса; 29 - узел подшипниковой шестерни; 30,31 - болты; 32 - пробки



Рисунок 1 - Редуктор электропоезда ЭД 4М


2 УСЛОВИЯ РАБОТЫ НА ТПС

Редуктор монтируется на колёсной паре моторной тележки и предназначен для увеличения и передачи крутящего момента двигателя на ось колёсной пары.



Рисунок 2 -  Редукторный узел

1,4,6,8,12,13,16,19 - крышки
2,11,18 - подшипники
3 - дистанционное кольцо
5 - зубчатый венец шестерни
7 - медная шайба
9 - пробка
10 - зубчатое колесо
14 - ступица зубчатого колеса
15 - обойма
17 - вал шестерни

Корпус редуктора литьевой, толщина боковых стенок 12 мм, состоит из двух половин — верхней и нижней, в нижней половине корпуса редуктора предусмотрены два отверстия для заливки свежей и выпуска отработанной смазки. Одно отверстие закрыто пробкой, а в другое вставлен измеритель уровня масла. В верхней части редуктора для смазывания подшипников имеется резьбовое отверстие в корпусе и в стакане, которое закрыто пробкой. Вверху расположен люк, закрытый крышкой с сапуном. Люк служит для осмотра зубчатой передачи, а сапун для выравнивания давления внутри редуктора с атмосферным. В верхней части имеется ухо для подвески редуктора.

В реальных условиях корпус редуктора, кроме воздействия реакций тягового и тормозного моментов двигателя, получает относительно низко­частотные динамические нагрузки, вызванные прохождением неровностей пути, а также подвергается воздействию периодических возмущений, вы­званных пересопряжением зубьев передачи. Последние могут на некото­рых скоростях движения иметь частотный состав, захватывающий зону частот собственных форм колебаний корпуса редуктора, как системы с распределенными параметрами. При совпадении частоты пересопряжения зубьев передачи или ее высших гармоник с частотой одной из собственных форм колебаний корпуса возбуждаются слабо демпфированные резонанс­ные вибрации корпуса, приводящие к целому ряду негативных последст­вий. Ослабевают и разрушаются болтовые соединения, происходит потеря смазки из-за нарушения работы лабиринтных уплотнений, появляются ус­талостные трещины в корпусе.

3 ХАРАКТЕРНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ И ИЗНОСЫ ЭЛЕМЕНТОВ КОНСТРУКЦИИ

ОСНОВНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ РЕДУКТОРА

  • Трещины в валу шестерни

  • Трещины и износ зубьев шестерни

  • Трещины верхнего и нижнего корпуса и их фланцев

  • Разрушение опорных подшипников

  • Излом зубьев венца зубчатого колеса

  • Излом зубьев шестерни

  • Сорванная резьба в крышках узла шестерни


Таблица 2 – Ведомость дефектов


Дефект или поломка.

Характер нагрузки.

Вид износа.

Последствия возникновения дефекта.

1.

2.

3.

4.

Трещины, забоины, задиры на посадочных поверхностях корпусов редукторов.

Механический

Аварийный

Незначительные забоины и задиры зачистить напильником или наждачной шкуркой. Корпуса распаривать не допускается. В корпусе редуктора допускается не более 2-х трещин, не выходящих на привалочные поверхности фланцев. Трещины разделать и заварить в соответствии с инструкцией ЦТ/336.

Повреждение отверстий в корпусах редукторов.

Остаточная деформация

Дефект

Поврежденные отверстия восстановить

Повреждение сапуна, загрязнение набивки (фильтра).

Повышенная нагрузка

Дефект

Поврежденный сапун заменить, загрязненный фильтр заменить.

Трещины на шестерне и валу шестерни.

Механический

Аварийный

Произвести магнитную дефектоскопию зубьев шестерни и доступных частей вала. Проверить вал магнитным или ультразвуковым дефектоскопом с торца конусной части. Поврежденные шестерни и валы заменить. Разрешается восстанавливать изношенные поверхности вала шестерни осталиванием или цинкованием.

Неисправности крышек вала шестерни:

- трещины;

- забоины, задиры и заусенцы на обработанных поверхностях; - сорванная резьба; - допуск диаметров посадочных поверхностей под подшипники не соответствуют нормам; - ослабление посадки в корпусе редуктора.

механический

Аварийный

Трещины разделать и заварить в соответствии с инструкцией ЦТ/336. Незначительные забоины и задиры зачистить напильником или наждачной шкуркой. Дефектную резьбу срезать, отверстия заварить, просверлить вновь и нарезать новую резьбу. Разрешается восстанавливать изношенные поверхности крышек вала шестерни осталиванием или цинкованием. В корпусе редуктора допускается не более 2-х трещин, не выходящих на привалочные поверхности фланцев.

Трещины деталей узла подвески редуктора; Износ и срыв резьбы.

Механический

Аварийный

Детали подвергнуть магнитной дефектоскопии. Детали с трещинами, изношенной и сорванной резьбой подлежат замене.



4 КОНТРОЛЬ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ В ЭКСПЛУАТАЦИИ
Таблица 3 – Нормы межремонтных периодов


Серия:

ЭД 4М

Техническое обслуживание

ТО-2, часов

48

ТО-3, тыс км

3000




Текущий ремонт

ТР-1,тыс км

30000

ТР-2, тыс км

210

ТР-3, тыс км

420

Капитальный ремонт МЛП

КР-1, тыс км

960

КР-2, тыс км

1800

МЛП, лет

Свыше 28 лет эксплуатации


Работы, выполняемы на техническом обслуживании и ремонтах

На ТО-2:

  • Проверяют состояние подвески редуктора и закрепляют ослабшие резьбовые соединения

  • На ТО-3:

  • Осматривают и проверяют крепление корпуса редуктора, подвески редуктора и заземляющих (токоотводящих) устройств. При необходимости добавляют смазку в редуктор.

  • Проверяют состояние и крепление всех болтов упругой муфты и редуктора, убедиться в наличии шплинтов, пробок. Запрессовывают смазку в подшипниковые узлы редуктора в соответствии с требованиями инструкции по применению смазочных материалов на локомотивах и моторвагонном подвижном составе. Проверяют осевой разбег вала малой шестерни и опорного узла. При разбеге более нормы производят смену колесной пары.

На ТР-1:

  • При текущем ремонте ТР-1 выполняют измерения основных узлов:

  • Зазор между болтами фланцев упругой муфты и болтами или масленкой крышки редуктора;

  • Осевой разбег в опорном узле редуктора (не более 1,2 мм).

  • Корпус редуктора осматривают, обращая внимание на наличие трещин, течь смазки, устраняют выявленные недостатки. Дефекты в креплении корпуса редуктора не допускаются. Допрессовывают смазку в подшипниковые узлы шестерни и опорного подшипника, добавить смазку в редуктор в соответствии с Инструкцией по применению смазочных материалов на локомотивах и моторвагонном подвижном составе. Осмотривают детали подвески редуктора на отсутствие трещин, ухо редуктора (характерными признаками трещины является скопление пыли или грязи, а в зимнее время - образование инея). Осмотр подвески выполнить в соответствии с технологической инструкцией ПКБ ЦТ МПС России, указанной в приложении 2 настоящих Правил. При обнаружении трещины подвеску заменить.

  • Серповидная подвеска, редуктора должна свободно качаться в шарнирах. Оси шарнирных подшипников не должны проворачиваться. Проверяют выработку шарнирных подшипников и осей шарниров, суммарный радиальный зазор не должен превышать 4 мм. Нижнюю ось шарнира измерить, поверхность трения смазать. Проверить с прокачкой затяжку гаек болта (стержня) и амортизаторов подвески редукторов. Гайки должны быть плотно затянуты и застопорены.

  • При осмотре упругой муфты проверить крепление упругой оболочки, фланцев двигателя и шестерни. Проверить тарированным ключом равномерность затяжки болтов фланца муфты. Не допускаются к эксплуатации муфты, имеющие ослабление болтов, крепящих упругую оболочку.

  • Повреждение декоративного слоя упругой оболочки не является браковочным.