Файл: 1. в строгом значении различают понятия форма права и источник права. Под источником права.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 199
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
хронологическая инкорпорация — по датам издания нормативных актов -
систематическая инкорпорация — по тематическим разделам в зависимости от содержания акта. В систематических сборниках в начале каждого раздела помещаются акты более высокой юридической силы.
В зависимости от объема охватываемого материала
-
Генеральная инкорпорация — в собрание включены или все законодательство страны или все федеральное законодательство, либо все нормативные акты того или иного субъекта. -
частичная инкорпорация — собрания и сборники нормативных актов по определенным вопросам в сфере гос. деятельности, отрасли законодательства или правовому институту.
6.
Консолидация - это вид (способ) систематизации, при котором несколько близких по содержанию нормативных актов сводятся в один, укрупненный нормативно-правовой акт с целью преодоления множественности нормативных актов и обеспечения единства правового регулирования.
Для консолидации характерны следующие черты:
1) она представляет собой своеобразныйправотворческий прием (инкорпорация, даже официальная, отношения к правотворчеству не имеет);
2) проводится только правотворческими органами, и лишь в отношении принятых ими актов;
3) при консолидации объединенные акты утрачивают силу, а вместо них действует вновь созданный нормативный акт, который имеет собственные официальные реквизиты (наименование, дату принятия, номер и подпись должностного лица).
Консолидация по своей природе занимает промежуточное положение между инкорпорацией и кодификацией.
7.
Кодификация - это такой вид систематизации, который имеет правотворческий характер и направлен на создание нового сводного нормативно-правового акта (основ законодательства, кодекса и др.) путем коренной переработки действующего законодательства с целью обеспечения единого, внутренне согласованного регулирования определенной социальной сферы.
Для кодификации характерны следующие черты:
1) она представляет собой наиболее сложную и совершенную форму систематизации;
2) по существу являетсявидом правотворчества, поскольку объектом кодификации выступают непосредственно нормы права;
3) кодификацию всегда осуществляют только компетентные государственные органы на основании конституционных или других законных полномочий;
4) в отличие от инкорпорации, которая имеет постоянный характер, производитсяпериодически, и ее результаты рассчитаны на длительный срок;
5) кодификация всегда вносит элемент новизны в правовое регулирование (это всегда некая «правовая реформа») и зачастую связана с крупными социальными преобразованиями;
6) результатом кодификации являетсякодификационный акт, который отличает юридическая и логическая целостность, сводный характер (объединяет не утратившие своего значения нормативные предписания), значительный объем и сложное строение, широкий охват социальной сферы и главенствующее положение среди других отраслевых актов. Кодификационные акты -это прежде всего основы законодательства и кодексы. К ним относятся также уставы, положения, правила и др.
Виды кодификации:
1. Общая кодификация (завершается принятием кодификационных актов по всем основным отраслям законодательства).
2. Отраслевая кодификация (охватывает соответствующую отрасль законодательства: издаются Гражданский, Уголовных кодексы и т.д.)
3. Специальная (комплексная кодификация (направлена на издание актов, регулирующих соответствующие институты законодательства: Таможенный, Налоговый, Лесной кодексы и т.д.)
8.
13. Система права: понятие, признаки, структура. Формирование элементов системы права.
Система права – внутреннее строение (структура) права, отражающее взаимосвязь между элементами.
Системное устройство права означает, что оно представляет собой целостное образование, состоящее из множества элементов, находящихся между собой в определенной иерархической связи. Системная организация права имеет важное значение как для законодателя (принимая нормативный акт, правотворческий орган обязан гармонично «включить» его в существующую систему права, не нарушая её целостности), так и для правоприменителя (системный принцип права в сфере правоприменительной деятельности позволяет быстро найти требуемую норму, правильно истолковать и применить её). Существенно влияние системности права и на процесс систематизации (упорядочения) законодательства.
Признаки системы права:
1. носит объективный характер (отражает реально существующие общественные отношения; элементы системы права складываются в зависимости от развития общественных отношений);
2. представляет собой единое целое, в котором нормы права согласованы между собой и не действуют изолированно друг от друга;
3. имеет определенную структуру и подразделяется на относительно самостоятельные части (норма права, институт права, отрасль права);
4. характеризуется устойчивостью, но и не лишена разумного динамизма.
5. иерархичность, то есть элементы системы права можно выстроить в зависимости от «охвата» регулируемых отношений: первичным элементом системы права является норма права, далее – институт права, а самым крупным – отрасль права.
Необходимо различать понятия «система права» и «правовая система». Они соотносятся как часть и целое. Система права отражает строение такого базового элемента правовой системы как право. Правовая система даёт комплексную характеристику всем правовым явлениям того или иного государства.
Основные элементы системы права: а) норма права; б) институт права; в) отрасль права.
Норма права – это первичный структурный элемент системы права, конкретное единичное правило поведения, регулирующее ту или иную грань правоотношения. В норме права может устанавливаться, например, фактический состав, указание на участников правоотношения, перечень объектов правоотношения, закрепление прав и обязанностей сторон правоотношения.
Институт права – это система норм права, регулирующих общественные отношения определённого вида. Образует обособленную часть отрасли права.
Отрасль права – это система норм права, регулирующих ту или иную сферу общественных отношений. Самый крупный элемент системы права.
К элементам системы права также относят: а) подотрасли; б) субинституты.
Подотрасли – система норм права, регулирующих отдельные массивы общественных отношений в рамках отрасли. Они характеризуются своей спецификой и известной родовой обособленностью (например, патентное право, наследственное право в рамках гражданского права; избирательное право в рамках конституционного права).
Субинституты – это система норм права, регулирующих подвид общественных отношений в рамках института права. Это более мелкие самостоятельные образования внутри сложного института (например, неустойка в поставке).
Систему права следует отличать от системы законодательства. Первая характеризует внутреннее строение права
, группировку его норм по отраслям и институтам, вторая относится к внешним формам выражения права, характеризует состояние источников права.
Формирование элементов системы права. Происходит в связи с развитием, изменением общественных отношений. При возникновении качественно новых общественных отношений или изменении характера уже существующих создаются нормы права, направленные на их регулирование. С усложнение общественных взаимосвязей ростом их распространённости увеличивается и количество норм права. Постепенно складываются институты права. Институты права получают внешнее формальное закрепление либо в виде отдельной главы крупного НПА, либо в виде самостоятельного НПА. Постепенно, с дальнейшим развитием общественных отношений, если они становятся целой сферой в жизнедеятельности людей, складываются отрасли права.
Так, для образования самостоятельной отрасли права имеют значение следующие условия:
-
степень своеобразия общественных отношений (отношения настолько своеобразны, что невозможно их урегулировать с помощью норм других отраслей права); -
их удельный вес (распространённость, то есть они сформировали собой именно не вид, а самостоятельную сферу общественных отношений); -
необходимость применения особого метода регулирования. -
самостоятельный источник (например, кодекс или федеральный закон).
Качественная однородность той или иной сферы общественных отношений вызывает к жизни соответствующую отрасль права. Она не придумывается, а рождается из социальных потребностей.
Соотношение системы права, системы законодательства и правовой систему
право законодательство материальный трудовой уголовный
Система права как его содержание - это внутренняя структура права, отвечающая характеру регулируемых им общественных отношений.
Система законодательства - это внешняя форма права, показывающая строение его источников, которые находятся в отношениях взаимодействия и взаимосвязи друг с другом, образующих определенное единство, целостность, систему нормативно-правовых актов.
Система права - это внутренняя структура права, которая выражается в единстве и согласованности всех действующих норм права данного государства, а также в их распределении по отраслям и институтам права.
Соотношение системы права и системы законодательства. Систему права не следует смешивать с системой законодательства, это взаимосвязанные явления, но не тождественные. Система законодательства в «широком» смысле - это система всех НПА, которые действуют на территории данного государства. В данном случае система
законодательства включает в себя не только законы, но и подзаконные нормативные акты. В узком смысле или в собственном смысле слова система законодательства - это система законов принятых высшими представительными органами государственной власти или на референдуме. Различия между системой права и системой законодательства в основном состоит в следующем: Система права характеризует внутреннее содержание права, его структуру, а система законодательства выступает характеристикой внешней формы права.
Они различаются по структуре. Система права состоит из отраслей, под отраслей, и правовых институтов, а система законодательства из НПА. Первичным элементом системы права является юр. норма, а первичным элементом системы законодательства является статья НПА. Система права носит более объективный характер чем система законодательства. Дело в том, что система права в большей мере связанна с системой общественных отношений, чем система законодательства. Система законодательства отражает систему права и строится на ее основе. Но система законодательства в большей мере определяется волей законодателя. Поэтому она более субъективна, менее объективна, поэтому система права имеет первичный, исходный характер, а система законодательства - производный. Система права служит объективной основой для системы законодательства.
Они различаются по принципам формирования. В основе формирования отраслей системы права лежат предмет и метод правового регулирования. А в основе формирования системы законодательства лежит принцип наибольшей эффективности воздействия права на общественные отношения. Это обстоятельство привело к тому, что количество отраслей в системе права не совпадает с количеством отраслей в системе законодательства. Их больше в системе законодательства. Они различаются по объему. Система права включает в себя только нормы, а законодательство кроме норм включает призывы, декларации, указания на мотивы и цели, а также включает элементы, поэтому система законодательства более объемное понятие. Система права является одноуровневой, а система законодательства имеет несколько уровней.
Соотношение системы права и правовой системы. Под правовой системой понимают совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств регулирующих общественные отношения, а так же характерный уровень развития той или иной стороны. Правовая система это комплексное образование, которая охватывает собой все правовые явления. В правовой системе выделяют следующие основные элементы: система права, система законодательства, правовые отношения, правовую политику, правовую культуру, правосознание, правовые понятия, принципы и символы, правовые институты и правовые учреждения,