ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. В настоящее время в Российской Федерации сложилась ситуация реформирования политических, экономических, социальных, правовых и других основ общественной жизни. В системе публичного управления также происходят изменения, которые касаются нотариата, что отражается непосредственно на реализации прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц. Практически на всех этапах истории развития нотариальной деятельности, основной целью деятельности нотариата является, прежде всего, защита прав и законных интересов граждан и организаций через совершение нотариальных действий.

Нотариат призван обеспечивать декларируемое право граждан на получение квалифицированной юридической помощи, действуя от имени государства.

Основы законодательства о нотариате Российской Федерации заполнили фундамент для построения в Российской Федерации внебюджетного нотариата, который характеризуется особыми принципами организации и деятельности. Нотариат как звено системы государственного управления и вид государственной деятельности имеет различные стороны и грани, однако именно организационные принципы нотариальной деятельности проходят через весь нотариат, начиная от того, что они заложены в актах, регулирующих нотариальную деятельность, заканчивая непосредственно нотариальным делопроизводством. Принципы организации нотариата и нотариальной деятельности дополняют друг друга и должны неукоснительно соблюдаться при осуществлении нотариальных действий нотариусами.

Объектом исследования является Нотариат РФ.

Целью работы является рассмотрение нотариата в гражданском праве.

Для достижения цели необходимо решить ряд задач:

  • исследовать понятие нотариата;
  • проанализировать понятия «Нотариат» и «нотариальная деятельность»;
  • изучить стадии развития нотариата в России;
  • исследовать актуальные проблемы правового регулирования нотариата.

Научно-методическая основа работы – законодательные и нормативные акты, труды ученых-правоведов, учебная литература, публикации в периодических изданиях.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты нотариата


1.1.Правовой анализ теоретических подходов к определению понятия «нотариат»

Нотариальная деятельность – это деятельность особой системы органов, осуществляемая в целях защиты прав и законных интересов участников гражданского оборота, заключающаяся в совершении от имени государства возмездных нотариальных действий, предусмотренных российским законодательством.

Ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате, озаглавленная «Нотариат в Российской федерации»[1], не дает определения данному термину, однако устанавливает задачи нотариата, перечень лиц, которые вправе совершать нотариальные действия, а также определяет характер нотариальной деятельности как не предпринимательской и не преследующей извлечение прибыли. Задачей нотариата, согласно ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате, является защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.

Правом совершать нотариальные действия указанная норма права наделяет следующих лиц[2]:

  •  нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах;
  • нотариусов, занимающихся частной практикой;
  •  глав администраций поселений и специально уполномоченных должностных лиц местного самоуправления поселений, если в поселении отсутствует нотариус;
  •  должностных лиц консульских учреждений РФ.

Полагаем, что при формулировании определения термина «нотариат» необходимо учитывать вышеуказанные положения рассмотренной нормы права. Вместе с тем многие определения термина «нотариат», на наш взгляд, не полностью соответствуют данным положениям.

Среди полномочий субъектов нотариата авторы отдельно выделяют свидетельствование документов и выписок из них. К свидетельствованию документов можно отнести следующие нотариальные действия, установленные ст. 35 Основ законодательства РФ о нотариате:

  • свидетельствование верности копий документов и выписок из них;
  •  свидетельствование подлинности подписи на документах;
  •  свидетельствование верности перевода документов с одного языка на другой.

Данные нотариальные действия, по нашему мнению, следует отнести к группе нотариальных действий, направленных на удостоверение фактов, поскольку, совершая указанные нотариальные действия, нотариус фактически удостоверяет соответствующие факты (факт верности копии документа, подлинности подписи и т. д.)

Таким образом, ссылка на свидетельствование документов в анализируемом определении является излишней, поскольку данные действия охватываются категорией «действия, направленные на удостоверение фактов». При этом в анализируемом определении полномочия субъектов нотариата раскрыты не в полной мере.

В частности, в определении не указывается на нотариальные действия, направленные на сохранение имущества и документов (принятие документов на хранение, денег и ценностей в депозит, охрана наследственного имущества и т. п.). Не указанные в определении нотариальные действия авторы заменяют формулировкой: «другие действия, предусмотренные законом и совершаемые в предусмотренном законом порядке». Вместе с тем, на наш взгляд, данная формулировка является весьма общей. Под нее подпадают не только нотариальные действия, но и любые другие действия, которые предусмотрены законом, и процедура совершения которых регламентирована законодательством РФ.

Также, на наш взгляд, является некорректным указание на то, что нотариат представляет собой систему государственных органов и должностных лиц. Несмотря на то что данной формулировки придерживаются и другие авторы, в частности М. Н. Марченко, Р. И. Вергасова, А. Н. Миронов[3], мы не можем с ней согласиться ввиду следующего. Согласно ст. 1 Основ законодательства Российской федерации о нотариате в круг лиц, уполномоченных на совершение нотариальных действий, входят также нотариусы, занимающиеся частной практикой. Вместе с тем частнопрактикующие нотариусы, хотя и совершают нотариальные действия от имени государства, должностными лицами не являются. Данной точки зрения придерживаются многие авторы[4].

Таким образом, формулировка «система органов и должностных лиц» не охватывает нотариусов, занимающихся частной практикой. Вместе с тем частнопрактикующие нотариусы являются основным звеном в системе нотариата и совершают наибольший объем нотариальных действий. По данным Министерства юстиции РФ, частнопрактикующие нотариусы в 2017 году совершили 53 346 567 нотариальных действий, в то время как государственные нотариусы осуществили лишь 1 770[5].


На основании проведенного анализа различных подходов к определению понятия «нотариат», а также положений законодательства РФ о нотариате можно предложить следующее определение: «Нотариат — это система субъектов, уполномоченных государством на защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариальных действий». Вместе с тем при определении нотариата как системы органов, уполномоченных на совершение нотариальных действий, в научной среде отсутствует единообразное мнение о составе данной системы. Как правило, не вызывает разногласий положение о том, что в состав нотариата входят лица, указанные в ст. 1 Основ законодательства о нотариате и уполномоченные данной нормой права на совершение нотариальных действий.

Однако некоторые авторы в систему нотариата включают также и лиц, указанных в ст. 185.1 и ст. 1127 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ)[6]: начальников госпиталей, руководителей экспедиций, командиров воинских частей, начальников мест лишения свободы и др. Данные лица в определенных случаях и в отношении определенных категорий граждан могут удостоверять доверенности и завещания. Вместе с тем есть основания не согласиться с данной точкой зрения о включении вышеуказанных должных лиц в систему (состав) нотариата.

Таким образом, включение вышеуказанных субъектов в состав нотариата, по нашему мнению, не основано на законе. Некоторые авторы в систему органов нотариата включают органы юстиции и нотариальные палаты.

Для оценки правомерности данной позиции необходимо проанализировать полномочия и функции указанных органов в нотариальной сфере. В соответствии с Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года (в ред. от 09.04.2018) № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации»[7] Минюст России через свои территориальные органы выполняет следующие функции в сфере нотариата:

1) открывает и упраздняет государственные нотариальные конторы в субъектах РФ;

2) наделяет нотариусов полномочиями;

3) удостоверяет подлинность подписи нотариуса и оттиска его печати при легализации документов, представляемых в компетентные органы иностранных государств;

4) в соответствии с законодательством РФ осуществляет контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей;

5) совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Также территориальные органы юстиции согласно ст. 33.1, 34 Основ законодательства РФ о нотариате осуществляют контроль за профессиональной деятельностью нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, а также глав местных администраций и специально уполномоченных должностных лиц местного самоуправления при совершении ими нотариальных действий[8].


Принципы нотариальной деятельности представляют собой те начала и идеи, руководствуясь которыми нотариус осуществляет свою профессиональную деятельность, и которые регулируют поведение субъектов нотариального права и осуществление конкретных нотариальных действий.

Первое основание, по которому принципы нотариальной деятельности классифицируются – по источнику закрепления.

По данному признаку принципы могут быть разграничены на:

1. Принципы, закрепленные в Конституции Российской Федерации, как, например, принцип законности, нельзя не согласиться с мнением И.Г. Черемных о том, что «в рамках данной классификации, выделяя конституционные принципы нотариального права, не следует недооценивать значение иных, прямо не сформулированных Конституцией Российской Федерации, принципов. Все принципы нотариального права без исключения в равной степени важны и обязательны для учета и применения как в нормотворческой, так и в правоприменительной деятельности», так как действительно, каждый принцип играет свою, определённую роль в регулировании нотариата и нотариальной деятельности, пусть и закреплен в ином акте, чем Конституция Российской Федерации;

2. Принципы, закреплённые в отраслевом законодательстве, то есть закрепленные непосредственно в нормах нотариального законодательства. Основной документ, закрепляющий принципы нотариата и нотариальной деятельность - Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, и иные нормативные акты, регулирующие особенности осуществления профессиональной нотариальной деятельности;

3. Принципы, закрепленные в международном законодательстве. Международная деятельность российского нотариата, в частности членство России в Международном союзе латинского нотариата, обязывает каждого российского нотариуса знать и соблюдать принципы и заповеди этого Союза, выработанные в течение столетий существования нотариата.

Следующая классификация подразумевает деление принципов по признаку сферы действия.

В данной классификации выделяют:

1. Принципы, присущие всей системе гражданской юрисдикции – такие как законность, сочетание устного и письменного производства. Такие принципы действуют в рамках судебного, исполнительного, регистрационного производства и также распространяются на нотариальную деятельность, И.Г. Черемных называет данные принципы «межотраслевыми».

2. Принципы, которые непосредственно отражают специфику нотариального производства и присущи только ему. К таким принципам относят: принцип тайны нотариального действия, принцип непрерывности осуществления полномочий нотариуса, принцип полного самофинансирования нотариальной деятельности, принцип полной имущественной ответственности нотариуса за совершённые действия.