ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Третья классификация принципов нотариальной деятельности осуществляется по кругу субъектов, на которых действие данных принципов распространяется. К ним относятся:

1. Принципы, которые распространяются на всех нотариусов, например, принцип законности, принцип независимости и беспристрастности в осуществлении нотариальной деятельности. То есть данные принципы обладают всеохватывающим, универсальным характером.

2. Принципы, которые распространяются только на нотариусов, которые занимаются частной практикой – самофинансирование, самоуправление, полная имущественная ответственность. Данная классификация на сегодняшний день сохраняет свое значение, так как законодательно закреплен дуализм нотариата, однако в теории отмечается, что данная классификация носит формальный характер.

К принципам организации нотариата относят законность, независимость нотариуса, самофинансирования, национального языка судопроизводства. Е.Б. Тарбагаева также относит к принципам организации нотариата и нотариальную тайну.

Также, помимо вышеуказанных принципов, нотариус должен руководствоваться и заповедями Международного Союза Латинского Нотариата, которые выработались в течении длительного времени.

Принципы нотариата являются важнейшими сущностными характеристиками отрасли права, отражают двойственную природу нотариата. Распространяясь на всю отрасль нотариального права принципы являются основным регулятором, несущим основные идеи существования нотариата как элемента гражданского общества.

Принципы же нотариальной деятельности отражают специфику не нотариального права в целом, а непосредственно особенностей осуществления профессиональной деятельности нотариусом.

Таким образом, основными функциями органов юстиции и нотариальных палат являются, с одной стороны, организация нотариальной деятельности и защита прав ее участников, с другой — контроль за профессиональной деятельностью субъектов нотариата. Вместе с тем ни органы юстиции, ни нотариальные палаты не наделены правом на совершение нотариальных действий. С учетом изложенного полагаем, что при определении нотариата как системы субъектов, уполномоченных на совершение нотариальных действий, включение в состав нотариата органов юстиции и нотариальных палат является необоснованным.


1.2. К вопросу о понятиях «Нотариат» и «нотариальная деятельность»

Понятия «нотариат» и «нотариальная деятельность» довольно часто используются законодателем, но, к сожалению, нормативного определения они так и не получили. Анализ юридической литературы свидетельствует о наличии разнообразных точек зрения относительно термина «нотариат». Согласно первой точке зрения нотариат рассматривают как систему уполномоченных государством органов. Ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате (далее – Основы) указывает, что в систему органов нотариата входят нотариусы (государственные и занимающиеся частной практикой), а также лица, для которых нотариальная деятельность является дополнительной функцией: глава местной администрации поселения или муниципального района либо специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или муниципального района, и должностные лица консульских учреждений.

Некоторые ученые, придерживающиеся данной точки зрения, расширяют понятие нотариата, включая в него также органы юстиции. Считаем такое понимание неверным, ведь органы юстиции осуществляют контрольные функции и не входят в систему органов нотариата. Согласно второй точке зрения нотариат представляет собой систему нотариальных действий.

И. Г. Черемных определяет нотариат как систему наделенных властными полномочиями органов, осуществляющих функцию государства по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц и общества в целом[9].

На наш взгляд, данное определение носит достаточно общий характер. Под такое определение подпадает не только нотариат, но и другие институты (суд, прокуратура и др.) В данном определении отсутствует отличительный признак нотариата, а именно способ защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, характерный только для нотариальных органов, путем совершения нотариальных действий[10].

Напротив, И. Г. Черемных в другом своем определении обозначает нотариат как институт гражданского общества, представляющий собой самоуправляющееся профессиональное сообщество нотариусов. Однако в этом случае из состава нотариата «выпадают» главы местных администраций и должностные лица консульских учреждений, которые не могут не входить в самоуправляющееся сообщество. Вместе с тем данные субъекты наделены правом совершения широкого круга нотариальных действий, в связи с чем не должны исключаться из понятия «нотариат»[11].


При этом акцентируется внимание на способе осуществления нотариальной деятельности, но за пределами понятия остаются субъекты нотариальной деятельности. Приведенные нами точки зрения - наиболее распространенные, но далеко не единственные. Например, нотариат рассматривают как институт гражданского общества, как особый правозащитный институт. Проект Федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» (далее – Проект) в отличие от Основ предусматривает статью, в которой закреплено исследуемое нами понятие.

Объединив ч. 1 и ч. 2 ст. 2 Проекта, можно получить логичное определение нотариата как профессионального сообщества нотариусов, выполняющего публично-правовые функции и не входящего в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. По нашему мнению, нотариат следует определять как систему уполномоченных органов, осуществляющих публично-правовую деятельность в сфере бесспорной юрисдикции путем совершения нотариальных действий от имени государства с целью охраны и защиты прав и законных интересов граждан, юридических лиц и государства. Понятие «нотариальная деятельность» имеет исключительно научное содержание.

Полномочия государственных нотариусов прекращаются в порядке, предусмотренном трудовым законодательством. Это возможно, как по собственному желанию нотариуса, так и по инициативе работодателя, т. е. территориального органа, осуществляющего контроль в сфере нотариата. Нотариус, занимающийся частной нотариальной практикой, может сложить полномочия по собственному желанию. Согласно Порядку учреждения и ликвидации должности нотариуса, решение о ликвидации должности нотариуса принимается территориальным органом Министерства юстиции Российской Федерации по согласованию с нотариальной палатой в субъекте Российской Федерации в рамках установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации количества должностей нотариусов в нотариальном округе.

Решение об учреждении или ликвидации должности нотариуса оформляется приказом территориального органа. При этом печать нотариуса с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации передается нотариусом для уничтожения в территориальный орган по акту сдачи личной печати нотариуса, составленному в двух экземплярах. Помимо воли нотариуса, его полномочия могут прекратиться в судебном порядке.

В соответствии со статьей 12 Основ законодательства о нотариате, это может произойти в следующих случаях:


1. Наступление обстоятельств, связанных с личностью нотариуса, к которым относятся:

-недееспособность или ограниченная дееспособность нотариуса. Признание недееспособным или ограниченно дееспособным осуществляется по основаниям, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации, и в порядке, установленном главой 31 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации.

-состояние здоровья нотариуса. При наступлении таких случаев, когда у нотариуса возникают обстоятельства, препятствующие осуществлению нотариальной деятельности, такие как алкоголизм, наркомания, другие заболевания, согласно статье 12 Основ законодательства о нотариате, нотариальная палата обращается в суд с ходатайством о лишении нотариуса права заниматься нотариальной деятельностью при наличии медицинского заключения.

2. Наступление обстоятельств, связанных с поведением нотариуса (основания ответственности нотариуса):

- Осуждение нотариуса за совершение умышленного преступления, после вступления приговора суда в законную силу.

Что касается нарушения законодательства как основания прекращения полномочий нотариуса, это означает неправильное применение норм права при совершении конкретных действий при осуществлении нотариальной деятельности. Однако, если данные нарушения произошли вне осуществления профессиональной деятельности, данное обстоятельство не может быть причиной прекращения полномочий нотариуса. Дисциплинарный проступок, нарушение законодательства как основание прекращений нотариуса выявляются органами управления нотариатом и должны быть подтверждены решением суда. Судебным решением, вступившим в законную силу, нотариус лишается права заниматься нотариальной деятельностью.

Отстранение нотариуса от работы может повлечь трудности в осуществлении права граждан на нотариальное обслуживание, ввиду чего органы управления нотариатом должны обеспечивать достаточное количество и реальное присутствие нотариусов на территории нотариального округа, а также реализовывать надлежащее осуществление ими своих профессиональных обязанностей.

Приостановление полномочий нотариуса имеет временный характер, после отпадения обстоятельств, которые предшествовали приостановлению полномочий нотариуса, его деятельность должна быть либо прекращена, либо возобновлена.

Порядок назначения на должность нотариуса и прекращения данных полномочий определяет гарантии принципа независимости нотариусов при совершении нотариальных действий. Данные положения свидетельствуют о том, что должность нотариуса находится в ведении государства, действующего в лице органов юстиции и нотариальных палат. Это является гарантией того, что нотариусы, назначенные на должность в установленном порядке, в своей профессиональной деятельности независимы и подчиняются только закону.


Считаем, что нотариальную деятельность можно определить как урегулированную нормами права публичную, профессиональную, непредпринимательскую деятельность нотариусов и иных специально уполномоченных лиц, осуществляемую путем совершения нотариальных действий от имени Российской Федерации с целью охрану и защиту прав и законных интересов граждан, юридических лиц и государства. Таким образом, очевидна необходимость законодательного закрепления системных понятий нотариата и нотариальной деятельности.

Глава 2. Исследование нотариата в РФ

2.1. Возникновение и основные этапы развития нотариата в РФ

В связи с чем перед наукой и практикой ставится задача поиска решения, отвечающего в первую очередь интересам государства и общества. Большую роль в определении эффективности нотариата в современных условиях играет необходимость изучения истории развития и становления нотариата в России. Слово «нотариус» (от лат. notarius) переводится как писец, секретарь[12].

Анализ научной литературы посвященной изучению нотариата позволяет сделать вывод о различных подходах к этапам его возникновения и развития в России. Так, И.А. Зенин, И.А. Ипатова пишут о том, что «нотариат в России прошел несколько стадий своего развития за очень короткий исторический период».

Названные авторы выделяют пять основных этапа. Первый период начинается с 1867 г. появившись как институт права. И заканчивается 1917 г. «Этот этап характеризуется тем, что в период великих преобразований Александра II правовая система России приобрела качественно новое состояние. Был подвергнут реформе и институт нотариата. Полная и подробная регламентация нотариата была предусмотрена в Положении о нотариальной части от 14 апреля 1866 г.

Второй этап начинается с 1917 г. и заканчивается 1921 г. Данный этап связан с принятием Декрета Совета Народных комиссаров №2 «О суде от 24 ноября 1917 г., где содержится нормативное закрепление компетенции и функций нотариальных органов[13].

С переходом к новой экономической политике внимание к нотариату со стороны органов Советской власти усиливается. С 1921 по 1925 г. начинается третий этап становления и развития нотариата. Декретом Совнаркома от 12 августа 1921 г. установлено, что свидетельствование сделок и договоров производится нотариальными столами губернских отделов юстиции и уездных бюро юстиций.