ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С увеличением числа нотариальных контор и расширением их функций увеличилась потребность в руководстве и инструктировании контор.

Следующий период начинается с 1926 г. и заканчивается 1965 г. и характеризуется тем, что в силу назревшей необходимости принятия общесоюзного акта, регулирующего вопросы деятельности нотариата, 14.05.1926 г. ЦИК и СНК СССР вводят в действие Постановление «Об основных принципах организации государственного нотариата, согласно которому осуществление нотариальных действий возлагается на государственные нотариальные конторы»[14].

Дальнейшее развитие законодательства о нотариате в Советском Союзе характеризуется принятием ряда поочередно сменяющихся положений о государственном нотариате 1930 г., 1947 г., 1965 г., соответственно, и принятием единого кодифицированного общесоюзного Закона СССР от 19.07.1973 г. «О государственном нотариате. В последующем его реанимировали, но только в виде сугубо государственного органа.

Следующим этапом развития нотариата считается 1965-1993 гг. Основным показателем развития данного этапа стало Положение о государственном нотариате РСФСР, утвержденное Указом президиума Верховного Совета РСФСР от 30 сентября 1965 г[15]. 19 июля 1973 г. был принят Закон СССР «О государственном нотариате», сохранявший модель государственного нотариата. Нотариат приобрел реальную многозвенную структуру.

Первая государственная нотариальная контора наделялась особым статусом, в ее функции входили совершение наиболее сложных нотариальных действий и методическая помощь остальным нотариальным конторам. Руководство нотариатом было передано органу общей компетенции (Советам Министров, исполнительным комитетам и т. д.), а также органам юстиции. Исходя из концепции советского права - приоритета публичного интереса над частным, законодательство вменяло в обязанность нотариусу активно воздействовать на стороны гражданского оборота.

Последний этап становления и развития нотариата в России, который выделяют авторы А. Зенин, И.А. Ипатова начинается в 1993 г и заканчивается сегодняшним днем. «В 1993 г. с принятием Основ законодательства Российской Федерации о нотариате и появлением частнопрактикующих нотариусов многие представители нотариального сообщества стали говорить об исторических традициях дореволюционного российского, а также классического западноевропейского нотариата». Основными чертами этого периода считается то, что нотариус работал при судебных органах и под достаточно жестким контролем с их стороны.


В истории появления и развития в России нотариальных учреждений в условиях частного гражданского права можно выделить три основных периода»[16]. Первый период начинается в XVI в. и заканчивается Соборным уложением 1649 г. (Дореволюционный период России). Появляется сословие площадных подьячих, специализирующихся в совершении за плату гражданских сделок в интересах, обращавшихся к ним лиц. Для этого периода характерно свободное развитие института площадных подьячих, под номинальным контролем государственной власти. Одним из главнейших преобразований в этот период и имевшим решительное влияние на дальнейшее историческое развитие нотариального дела в России, следует считать установление строгого надзора за площадными подьячими и зависимости их от органов правительственной власти[17]. Второй период, с 1649 г. по 1866 г., определяется бессистемным формированием различных нотариальных учреждений, создаваемых для регулирования различных групп правоотношений, и осуществляющих свою деятельность под фактическим контролем государства[18].

Третий период обозначен появлением и функционированием единого, универсального института нотариата, как формы публичной деятельности независимых нотариусов, уполномоченных государством на совершение нотариальных действий, предупреждающих нарушение права путем закономерного, исключающего споры, укрепления подлинных волеизъявлений сторон. Этот период начинается 14 апреля 1866 г., утверждением Положения о нотариальной части и заканчивается 29 октября 1917 г. принятием «Декрета о земле», положившим начало ликвидации частного гражданского права[19]. Дальнейшее развитие институт нотариата получил в декабре 1919 г. после опубликования декрета о суде № 2, в котором было подчеркнуто, что нотариальные действия совершаются нотариусами, и в случае их отсутствия лицами их заменяющими.

При этом нотариальные отделы местных Советов были заменены нотариальными столами. В дальнейшем Советом Народных Комиссаров РСФСР было принято «Положение о государственном нотариате», которое заложило основы Советского нотариата. Задачи и организация государственного нотариата закреплялись новым законом СССР «О государственном нотариате» от 19 июля 1973 г., в котором отражались принципы его деятельности, компетенция, общие правила совершения нотариальных действий и применение законодательства о нотариате к иностранцам и лицам без гражданства. Этим законодательным актам для совершения нотариальных действий были созданы государственные нотариальные конторы. Современный российский нотариат в настоящее время переживает второе рождение.


Становление и развитие российского частного нотариата связано с процессами приватизации, изменившими отношения собственности в России и потребовавшими адекватных правовых способов их защиты, в том числе и путем развития системы нотариата. Таким образом, хочется отметить, что «история развития нотариата достаточно противоречива. Причины возникновения нотариата кроются в отсутствии грамотности населения» [20].

2.2. Правозащитная функция современного нотариата

В условиях продолжающейся административной реформы важное значение приобретает совершенствование всех элементов правового механизма. Одним из таких элементов, играющих системообразующую роль в правовой сфере России, выступает нотариат. Роль нотариата в условиях правовых реформ во многом зависит от тех функций, которые он выполняет. В свою очередь, данные функции являются производными от правовой природы нотариата.

Нотариат действует в точке пересечения частного и публичного права и в силу этого обладает дуалистической природой. Нотариус одновременно выступает как уполномоченный представитель государства, выражающий его волю в правоотношениях, и как независимый юридический консультант субъектов правоотношений. Отсюда закономерно вытекает потребность в существовании независимого нотариата, свободного как в организационном, так и в процессуальном отношении.

В условиях конвергенции частого и публичного права такая позиция нотариуса оказывается наиболее гармоничной, и этот институт вполне вписывается в существующую правовую систему[21]. Важно отметить, что нотариальная деятельность не является предпринимательской и не преследует цели извлечения прибыли. Нотариус не является предпринимателем, он действует от имени государства.

По мнению В.В. Яркова, эти функции можно разделить на две группы. Первая группа представляет собой социальные функции нотариата, которые характеризуют место данного института в системе органов гражданской юрисдикции и правовой системе России в целом. Вторая группа характеризуется цитируемым автором в качестве содержательных функций, которые отражают характер и специфику нотариальной деятельности. В рамках данной классификации правозащитная функция нотариата может быть отнесена к его социальным функциям.


В современных условиях именно эта функция нотариата выступает на первый план. Г.Г. Черемных и И.Г. Черемных все функции нотариата подразделяют на две большие группы:

1) функции нотариата, вытекающие из публично-правового характера нотариальной деятельности;

2) функции нотариата, вытекающие из частноправового содержания нотариальной деятельности. В каждую из указанных групп включается различное количество функций.

Так, в первую группу входят: – правоохранительная (выражается в обеспечении законности в сфере гражданского оборота); – правоприменительная (характеризуется разрешением юридических дел в отношении конкретных фактических ситуаций, например, совершение исполнительных надписей); – предупредительно-профилактическая осуществляется по следующим направлениям:

а) обеспечение процесса доказывания в суде;

б) разрешение гражданско-правовых дел бесспорного характера.

В современных условиях предусмотренная законодательством деятельность нотариусов способствует закреплению и реализации имущественных прав граждан. Нотариус юридически оформляет право собственности на недвижимость, наследственные права и т.д. Именно благодаря деятельности нотариата имущественные, а в некоторых случаях и личные неимущественные права граждан оказываются более защищенными, и у граждан не возникает необходимости отстаивать эти права в суде. Поэтому институт нотариата в контексте его деятельности вполне может рассматриваться в виде особой формы защиты гражданских прав и охраняемых законом субъективных интересов.

Правозащитная функция нотариата является производной от его правовой природы. Именно эта функция в определенной мере сближает нотариат с судебными органами. Ее значимость повышается в условиях правового государства, где существует выраженная потребность в эффективных юридических механизмах, позволяющих осуществлять защиту прав и законных интересов субъектов общественных отношений.

В современной России нотариат представляет собой негосударственный институт, которому в соответствии с ч. 1 ст. 1 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» делегированы отдельные полномочия государства по осуществлению одной из важнейших государственных функций, а именно по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Для реализации данной функции нотариат наделен некоторыми полномочиями государственно-властного характера.

Правозащитная функция нотариата тесно взаимосвязана с таким важным принципом его деятельности, как принцип публичности. Защищая права и законные интересы граждан и юридических лиц, нотариус тем самым обеспечивает реализацию публичного интереса, что проявляется в создании благоприятных условий для экономической деятельности и гражданского оборота, для стабильного развития общества.


При этом сам принцип публичности основан на делегировании государством части своих властных функций нотариату. Он находит свое отражение в организации и деятельности нотариата, проявляется в нескольких взаимосвязанных аспектах, включая формирование системы нотариата по воле государства, осуществление нотариальных действий от имени государства и в установленном государством порядке, наличие в деятельности нотариата четко определенных государством процессуальных форм. Установление и соблюдение необходимых процессуальных форм в деятельности нотариусов можно рассматривать в качестве важного фактора реализации правозащитной функции нотариата. Как уже отмечалось выше, многие особенности правовой природы нотариата определяются тем, что публично-правовой характер его деятельности гармонично сочетается с ее частноправовыми аспектами.

При этом публичные и частные элементы в нотариальной деятельности не являются взаимоисключающими, а взаимно дополняют и обогащают друг друга. Возложенная на нотариат государством обязанность защищать права и законные интересы граждан и юридических лиц в сфере частного права определяется конституционной обязанностью государства признавать и защищать права и свободу человека и гражданина. В условиях существования рыночных отношений в современной экономике осуществление полноценного гражданского оборота невозможно без такого важного правового института, каким является нотариат.

Статья 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате устанавливает, что главной задачей нотариата является обеспечение защиты прав и законных интересов граждан. К числу основных способов нотариальной защиты гражданских прав (охраняемых законом интересов) законодательство относит признание бесспорных прав и подтверждение бесспорных юридических фактов. Данные способы имеют материально-правовой характер.

Некоторые авторы предлагают рассматривать нотариат в контексте «таких явлений и ценностей, как естественные, неотчуждаемые права человека, гражданское общество, правовое государство (ограничение власти государства правом), эффективная защита прав и наличие в обществе и государстве сильных независимых от произвола государства правозащитных институтов»[22].

В ст. 1 Основы о нотариате также подчеркивают, что нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли. В ст. 6 дополнительно указывается, что нотариус не вправе заниматься самостоятельной предпринимательской и никакой иной деятельностью, кроме нотариальной, научной и преподавательской. В последнее время все чаще авторы пишут о том, что именно правозащитные начала следует считать преобладающими в нотариальной деятельности.