Файл: Практическое занятие Изучение действий экипажа при оставлении судна с использованием мом (2 ч.) 2 ч. Тема Индивидуальные спасательные средства (2 ч.) 4 ч.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 174
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
К инциденту следует относить:
- все другие транспортные происшествия, не относящиеся к аварии, за исключением происшедших во время производства экспериментальных рейсов и аварийно-спасательных работ;
- посадки судов на мель с простоем свыше 24 часов.
Виды транспортных происшествий:
- соприкосновение между собой судов, составов, находящихся на ходу (столкновение);
- соприкосновение судна с другим стоящим у берега, причала или на якоре судном, берегом, гидротехническим сооружением, навигационным препятствием, подводным предметом, отдельным каменистым образованием, грунтом и др. (удар);
- затопление судов;
- посадка на мель;
- повреждение гидротехнических сооружений.
Причины транспортных происшествий:
- невыполнение командным составом требований, установленных в нормативных документах по безопасности судоходства;
- нарушение командным составом трудовой дисциплины;
- выбор неудачного маневра, ошибки в ориентировке, отсутствие учета действия внешних факторов, влияющих на управляемость, неправильная оценка данных электрорадионавигационных приборов и др. (судоводительские ошибки);
- неудовлетворительное содержание пути, гидротехнических сооружений, навигационного оборудования судового хода;
- технические неисправности судовых устройств, механизмов, систем, конструктивные недостатки;
- невыполнение судовладельцем, береговыми работниками требований нормативных документов, регламентирующих безопасность судоходства;
- наступление обстоятельств, которые невозможно было заранее предвидеть и по которым невозможно предпринять заблаговременные меры по обеспечению безопасности плавания (стихийные бедствия, шторм, резкое падение и подъем уровней воды, резкое увеличение скорости течения, внезапный ветровой шквал, оползни, прорыв водой плотин, шлюзов, заторы льда, террористический акт и другие), - непреодолимые и непредвиденные обстоятельства.
О случаях транспортного происшествия с судами, плотовыми составами, повреждениях гидротехнических сооружений на внутренних водных путях капитан, командир дноуглубительного или дноочистительного снаряда или другое должностное лицо обязаны известить в кратчайший срок ближайшее подразделение бассейнового органа государственного управления на внутреннем водном транспорте (далее - БОГУ на ВВТ) и территориальный орган Ространснадзора, судовладельца и принять все возможные меры для ликвидации последствий транспортного происшествия.
Сведения, передаваемые судовладельцу, территориальному органу Ространснадзора, диспетчерскому аппарату БОГУ по транспортному происшествию:
1. Дата, местное время, название транспортного объекта, принадлежность.
2. Место происшествия, километр на навигационной карте, ближайший населенный пункт, порт (пристань), гидротехническое сооружение и т.п.
3. Откуда и куда следует транспортный объект, в грузу или балласте, род груза и его количество, число пассажиров, сведения о судах состава, его общие размеры и осадка.
4. Гидрометеорологические условия, направление и сила ветра, волнение, видимость.
5. Наличие навигационных знаков на штатных местах и их исправность.
6. Сведения о вахтенных ходовой рубки и машинного отделения (фамилия, имя, отчество, должность, наличие диплома).
7. Краткие сведения о другом объекте транспортного происшествия.
8. Сведения о происшедшем (вид транспортного происшествия, наличие и характер повреждений, жертвы и телесные повреждения, загрязнение окружающей среды).
9. Другие сведения, позволяющие оценить транспортное происшествие и принять решение о необходимости привлечения технических средств для оказания помощи и ликвидации последствий.
Порядок действий капитана судна при ТП.
Капитан (командир) судна или другое должностное лицо в случае транспортного происшествия:
- принимает меры к ликвидации или уменьшению последствий транспортного происшествия;
- при аварии поддерживает постоянную связь с судовладельцем, диспетчером, осуществляющим руководство движением флота на этом участке БОГУ, территориальным органом Ространснадзора;
- в течение суток составляет в 3 экземплярах акт транспортного происшествия с указанием следующих сведений:
1) дата, сведения о составителях (должность, фамилия, имя, отчество, а для свидетелей - местожительство каждого);
2) основные данные о транспортных объектах и гидротехнических сооружениях (название, тип, мощность, грузоподъемность, габариты, род груза и др.);
3) сведения о вахтенных начальниках - участниках транспортного происшествия (должность, возраст, специальное образование, общий стаж работы на речном транспорте, в командных должностях и занимаемой должности, рабочий диплом или свидетельство, дата их получения и кем выданы);
4) гидрологическая характеристика участка, на котором произошло транспортное происшествие, состояние погоды, видимость, габариты судового хода и их соответствие объявленным, наличие навигационных знаков на штатных местах и их соответствие нормативным требованиям и др.;
5) оценка действий причастных лиц перед транспортным происшествием и обстоятельств, имеющих отношение к нему;
6) обстоятельства транспортного происшествия (подробное описание происшествия с указанием последовательности всех маневров, скорости хода, распоряжений, команд, сигналов и т.д.);
7) последующие действия экипажа, включая действия по ликвидации последствий транспортного происшествия, спасанию людей и груза;
8) количество травмированных или погибших людей, их фамилии, имена, места жительства, годы рождения;
9) повреждения корпуса, механизмов, движителей, рулевых устройств, которые должны быть оформлены техническим актом;
10) последствия повреждения (затопление отсеков, утрата или порча груза, загрязнение окружающей среды, возможность движения и т.п.);
11) соответствие сплотки плота и оборудования требованиям сплотки и формирования плота.
Первый экземпляр акта транспортного происшествия с приложениями направляется в территориальный орган Ространснадзора, второй и третий - владельцам транспортных объектов, копии актов остаются у участников транспортного происшествия.
К акту транспортного происшествия прилагаются следующие документы:
- выписка из вахтенного (судового) журнала за время, включающее действия вахтенного начальника перед транспортным происшествием, в момент происшествия и после него;
- выписка из машинного и других журналов, если их ведение предусмотрено на данном транспортном объекте и если это необходимо;
- показания всех причастных лиц, в первую очередь вахтенных, и свидетельские показания, если они имеются;
- схема с обозначением места транспортного происшествия и последовательных расположений транспортных объектов;
- копия навигационной карты участка транспортного происшествия;
- акт о технических повреждениях;
- другие документы и вещественные доказательства, имеющие отношение к транспортному происшествию.
Все представляемые документы должны быть заверены подписью капитана (командира) транспортного объекта и скреплены судовой печатью.
Акты о транспортных происшествиях с судами при повреждениях гидротехнических сооружений и плотов оформляются с участием представителей их владельцев.
При двух и более участниках транспортного происшествия возможно составление совместного акта, в случаях разногласий акт составляется с каждым участником отдельно.
В случае, когда транспортное происшествие связано с неудовлетворительным содержанием пути, акт составляется с участием работников пути.
До получения разрешения территориального органа Ространснадзора судам запрещается покидать место транспортного происшествия. В случае невозможности связаться с территориальным органом Ространснадзора в связи с удаленностью места происшествия и отсутствием связи капитан обязан принять все меры по документированию факта и обстоятельств происшествия и продолжить движение судна до ближайшего пункта дислоцирования территориального органа Ространснадзора.
Судовладельцы и владельцы гидротехнических сооружений в случае транспортного происшествия должны:
- сообщить в территориальный орган Ространснадзора, в зоне ответственности которого оно произошло, а об аварии дополнительно сообщить в прокуратуру;
- указать в информации время и место, причины и обстоятельства транспортного происшествия, характер полученных повреждений и принятые меры по ликвидации его последствий;
- установить капитану (командиру) судна конкретное время предоставления последующей информации;
- выезжать при необходимости на место для руководства работами по ликвидации последствий транспортного происшествия.
Расследование транспортных происшествий проводится в следующие сроки:
- с пассажирскими судами - до 10 суток;
- с другими судами, толкаемыми или буксируемыми составами (в том числе плотовыми) и гидротехническими сооружениями - до 20 суток;
- при выяснении сложных причин и необходимости дорасследования транспортных происшествий указанные сроки по решению начальника территориального органа Ространснадзора могут быть увеличены до 20 суток.
Время расследования исчисляется с момента получения акта о транспортном происшествии до вынесения постановления начальником территориального органа Ространснадзора. Транспортное происшествие, информация о котором поступила в Ространснадзор по истечении 10 суток (скрытое транспортное происшествие), расследуется с момента его обнаружения и сроками не ограничивается.
Расследование не должно задерживать ликвидацию последствий транспортного происшествия и работ по восстановлению движения на данном участке судоходного пути.
Решение о расследовании скрытого транспортного происшествия принимает начальник территориального органа Ространснадзора.
Инспекторы территориального органа Ространснадзора в ходе расследования транспортного происшествия:
- берут письменные показания и в письменной форме уточняют вопросы по существу дела у лиц, прямо или косвенно имеющих к нему отношение, производят, приобщают к материалам расследования магнитофонные записи береговых радиостанций, фотографии и видеоматериалы;
- запрашивают у должностных лиц документы и материалы, необходимые для уточнения обстоятельств транспортного происшествия;
- получают заключения работников Российского Речного Регистра, организаций, лабораторий, научных учреждений и специально создаваемых комиссий по вопросам уточнения или раскрытия обстоятельств и причин транспортного происшествия;
- при необходимости для уточнения обстоятельств происшествия проводят эксперимент;
- направляют на прохождение медицинского освидетельствования участников транспортного происшествия в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
К материалам, предусмотренным настоящим Положением для целей расследования, относящимся к обстоятельствам транспортного происшествия с иностранным судном, исполненным полностью или в части на иностранном языке, должны быть приложены их надлежащим образом заверенные переводы на русский язык.
Расследование транспортного происшествия производится территориальным органом Ространснадзора, в зоне ответственности которого оно произошло.
При уходе судна, допустившего транспортное происшествие, с места происшествия, недостаточности полученных первичных документов сбор документов производится инспекторами территориального органа Ространснадзора по месту нахождения судна с последующим направлением документов в территориальный орган Ространснадзора по месту происшествия.
Задачи расследования транспортных происшествий:
- оценка соответствия судна, экипажа, оборудования требованиям нормативных документов, регламентирующих безопасность плавания;
- установление обстоятельств, причин и последствий аварии или инцидента;
- оценка действий причастных к транспортному происшествию должностных лиц;
- выявление должностных лиц, действия которых привели или способствовали возникновению транспортного происшествия, с указанием невыполненных позиций нормативных документов;