Файл: Практическое занятие Изучение действий экипажа при оставлении судна с использованием мом (2 ч.) 2 ч. Тема Индивидуальные спасательные средства (2 ч.) 4 ч.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 175
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Индивидуальные спасательные средства
1) Спасательные круги
Спасательные круги должны:
1) быть распределены таким образом, чтобы быть легкодоступными на обоих бортах судна и по возможности на всех простирающихся до борта открытых палубах, по меньшей мере, один спасательный круг должен размещаться вблизи кормы судна;
2) храниться таким образом, чтобы их можно было быстро сбросить, и не должны крепиться наглухо каким-либо образом.
3) по меньшей мере, один спасательный круг на каждом борту судна должен быть снабжен плавучим спасательным линем, длиной, не менее чем в два раза превышающей высоту места его установки над ватерлинией при наименьшей эксплуатационной осадке судна, или 30 м, смотря по тому, что больше.
4) не менее половины общего количества спасательных кругов должны быть снабжены самозажигающимися огнями, не менее двух из них должны быть также снабжены автоматически действующими дымовыми шашками и иметь возможность быстро сбрасываться с ходового мостика; спасательные круги с огнями, а также спасательные круги с огнями и дымовыми шашками должны быть равномерно распределены по обоим бортам судна и не должны являться спасательными кругами, снабженными линями.
На каждом спасательном круге должны быть нанесены печатными буквами название и порт приписки судна, которому он принадлежит.
Каждый спасательный круг должен:
1) иметь наружный диаметр не более 800 мм и внутренний диаметр не менее 400 мм;
2) изготавливаться из плавучего материала; плавучесть спасательного круга не должна обеспечиваться тростником, пробковой стружкой или крошкой либо каким бы то ни было другим рыхлым крошеным материалом или надувными воздушными камерами;
3) быть способен поддерживать в пресной воде груз железа массой не менее 14,5 кг в течение 24 ч;
4) иметь массу не менее 2,5 кг;
5) не поддерживать горение или не продолжать плавиться после того, как он был полностью охвачен пламенем в течение 2 с;
6) иметь такую конструкцию, чтобы выдерживать сбрасывание на воду с высоты места его размещения над ватерлинией при наименьшей эксплуатационной осадке судна или с высоты 30 м, смотря по тому, что больше, без ухудшения эксплуатационных характеристик спасательного круга или прикрепленного к нему оборудования;
7) если он предназначен для приведения в действие устройства для быстрого разобщения автоматически действующих дымовых шашек и самозажигающихся огней, иметь массу, достаточную для приведения в действие этого устройства;
8) иметь спасательный леер диаметром не менее 9,5 мм и длиной не менее четырех наружных диаметров круга. Спасательный леер должен быть закреплен по периметру круга в четырех равноотстоящих друг от друга местах, образуя четыре одинаковые петли.
2) Спасательные жилеты
Для каждого находящегося на борту человека должен быть предусмотрен спасательный жилет и, кроме того:
1) должно быть предусмотрено определенное количество спасательных жилетов, пригодных для детей, равное по меньшей мере 10% от
числа находящихся на борту пассажиров или более, в зависимости от необходимости, с тем чтобы на каждого ребенка приходилось по одному спасательному жилету;
2) должно иметься достаточное количество спасательных жилетов для вахтенного персонала, а также для использования в удаленных местах расположения спасательных шлюпок и плотов.
Спасательные жилеты должны размещаться так, чтобы они были легкодоступными, а место их хранения должно быть ясно обозначено.
Общие требования к спасательным жилетам:
1) Спасательный жилет должен не поддерживать горения или не продолжать плавиться после того, как он был полностью охвачен пламенем в течение 2 с.
2) Конструкция спасательного жилета должна быть такой, чтобы:
- после демонстрации надевания человек мог правильно надеть его без посторонней помощи в течение не более 1 мин;
- его можно было надевать лицевой стороной внутрь или чтобы было совершенно ясно, что его можно надевать лишь на одну сторону и по возможности исключалась вероятность неправильного надевания;
- его было удобно носить;
- в нем можно было прыгать в воду с высоты не менее 4,5 м без телесных повреждений и без смещения или повреждения при этом спасательного жилета.
3) Спасательный жилет должен обладать достаточной плавучестью и остойчивостью в пресной воде при отсутствии волнения, чтобы:
- поддерживать рот обессилевшего или потерявшего сознание человека на расстоянии не менее 120 мм от воды так, чтобы тело человека было отклонено назад под углом не менее 20° и не более 50° от его вертикального положения;
- поворачивать тело потерявшего сознание человека в воде из любого положения в такое, при котором его рот находится над водой, в течение не более 5 с.
4) Плавучесть спасательного жилета не должна уменьшаться более чем на 5% после погружения его в пресную воду на 24 ч.
5) Спасательный жилет должен быть таким, чтобы в нем можно было проплыть короткое расстояние и забраться в спасательную шлюпку или спасательный плот.
6) Каждый спасательный жилет должен быть снабжен свистком, надежно прикрепленным к нему с помощью шнура.
7) Спасательный жилет, плавучесть которого обеспечивается надуванием, должен иметь не менее двух отдельных камер и надуваться автоматически при погружении, иметь устройство для надувания, приводимое в действие вручную одним движением, а также надуваться ртом.
Перед надеванием жилета следует проверить:
- наличие лампочки и провода к батарейке, а также пробок, закрывающих отверстие в ней (если предусмотрено);
- наличие свистка и его крепление;
- состояние ремней и пряжек.
Перед прыжком в воду необходимо:
- осмотреть место приводнения;
- крепко прижать жилет руками к груди, отжимая его вниз для исключения травм от рывка, вызванного ударом о воду;
- сделать глубокий вдох;
- прыгнуть ногами вниз, соединив их и слегка согнув;
- закрыть глаза, голову держать прямо, чтобы не удариться лицом о воду.
3) Гидрокостюмы
Это защитный костюм, уменьшающий потерю тепла телом человека в холодной воде.
Общие требования к гидрокостюмам
Гидрокостюм должен изготавливаться из водонепроницаемых материалов так, чтобы:
- его можно было распаковать и надеть без посторонней помощи в течение не более 2 мин вместе с дополнительной одеждой и спасательным жилетом, если гидрокостюм требует ношения спасательного жилета;
- он не поддерживал горения или не продолжал плавиться после того, как он был полностью охвачен пламенем в течение 2 с;
- он закрывал все тело, за исключением лица. Руки также должны быть закрыты, если не предусмотрены постоянно прикрепленные к гидрокостюму перчатки;
- он имел в районе ног приспособление для стравливания излишков воздуха;
- после прыжка в воду с высоты не менее 4,5 м в гидрокостюм не попадало чрезмерное количество воды.
Человек в гидрокостюме и спасательном жилете, если гидрокостюм требует ношения спасательного жилета, должен иметь возможность:
- подниматься и спускаться по вертикальному трапу длиной не менее 5 м;
- выполнять обычные обязанности во время оставления судна;
- прыгать в воду с высоты не менее 4,5 м без повреждения или смещения при этом гидрокостюма и без телесных повреждений;
- проплыть короткое расстояние и забраться в спасательную шлюпку или спасательный плот.
Гидрокостюм, обладающий плавучестью и предназначенный для использования без спасательного жилета, должен быть снабжен огнем и свистком.
Если гидрокостюм требует ношения спасательного жилета, то спасательный жилет должен надеваться поверх гидрокостюма. Человек в гидрокостюме должен быть способен надеть спасательный жилет без посторонней помощи.
Требования к теплозащитным свойствам гидрокостюмов
Гидрокостюм, изготовленный из материала, не обладающего теплоизоляционными свойствами, должен:
- иметь маркировку, указывающую на то, что он должен надеваться на теплую одежду;
- иметь такую конструкцию, чтобы, будучи надетым вместе с теплой одеждой и спасательным жилетом, если гидрокостюм требует ношения спасательного жилета, он продолжал обеспечивать достаточную теплозащиту после одного прыжка в нем в воду с высоты 4,5 м так, чтобы внутренняя температура тела человека не падала более чем на 2° после пребывания его в течение часа в циркулирующей воде с температурой 5°С при отсутствии волнения.
Гидрокостюм, изготовленный из материала, обладающего теплоизоляционными свойствами, сам по себе или со спасательным жилетом, если гидрокостюм требует ношения спасательного жилета, должен обеспечивать достаточную теплозащиту после одного прыжка в нем в воду с высоты 4,5 м так, чтобы внутренняя температура тела человека не падала более чем на 2°С после пребывания его в течение 6 ч в циркулирующей воде с температурой от 0 до 2°С при отсутствии волнения.
Человек в гидрокостюме, закрывающем его руки, должен иметь возможность взять карандаш и писать им после пребывания в течение 1 ч в воде с температурой 5°С.
Требования к плавучести
Человек в гидрокостюме или гидрокостюме и спасательном жилете должен быть способен переворачиваться в пресной воде из положения лицом вниз в положение лицом вверх в течение не более 5 с.
4) Теплозащитные средства
Теплозащитное средство должно изготавливаться из водонепроницаемого материала, обладающего теплопроводностью не свыше 0,25 Вт/(м.К), и иметь такую конструкцию, чтобы, будучи одето на человека, оно снижало потерю телом человека тепла как конвекционным путем, так и через испарение.
Теплозащитное средство должно:
- закрывать все тело человека в спасательном жилете, за исключением лица. Руки также должны быть закрыты, если не предусмотрены постоянно прикрепленные к теплозащитному средству перчатки;
- быть таким, чтобы его можно было распаковать и легко надеть без посторонней помощи в спасательной шлюпке или на спасательном плоту либо в дежурной шлюпке;
- быть таким, чтобы человек в теплозащитном средстве мог снять его в воде в течение не более 2 мин, если оно мешает ему плыть.
Теплозащитное средство должно выполнять свои функции надлежащим образом при температуре воздуха от -30 до +20°С.
Тема 2. Коллективные спасательные средства (6 ч.) – 8 ч.
2.1. Спасательные шлюпки (СШ) (2 ч.)
Классификация СШ.
По конструкции закрытия СШ могут быть:
- открытыми;
- частично закрытыми (ЧЗСШ);
- полностью закрытыми (ПЗСШ).
По способу спуска:
- СШ тросового спуска;
- СШ свободного падения.
Открытыми СШ оборудуются суда, совершающие рейсы в закрытых морях и теплых климатических районах, суда смешанного (река-море) плавания и речные суда.
ЧЗСШ применяются в основном на пассажирских судах. В носовой и кормовой оконечностях шлюпка оборудуется стационарными закрытиями, каждое из которых закрывает шлюпку не менее чем на 20% ее длины. В средней части имеется складывающийся тент, который способен полностью закрыть СШ. На тенте имеется приспособление для сбора дождевой воды. Конструкция тента позволяет оперативно покинуть шлюпку в случае ее опрокидывания.
ПЗСШ применяются как на грузовых, так и на пассажирских судах. На танкерах, газо- и химовозах, а также на других судах, перевозящих опасные грузы, применяются ПЗСШ, спускаемые методом свободного падения.
Каждая СШ, включая дежурные шлюпки, должна нести постоянно прикрепленную пластинку об одобрении ее конструкции классификационным обществом, на которой указывается:
- наименование производителя и его адрес;
- модель шлюпки и ее серийный номер;
- месяц и год изготовления;
- число людей, одобренное к размещению в шлюпке;
- наименование классификационного общества, одобрившего шлюпку;
- эксплуатационные ограничения.
Все СШ снабжаются свидетельством о соответствии конвенционным требованиям, в котором помимо вышеперечисленной информации, указывается: материал корпуса, общая масса полностью укомплектованной людьми и снабжением шлюпки и создаваемое ей буксировочное усилие.