Файл: Практическое занятие Изучение действий экипажа при оставлении судна с использованием мом (2 ч.) 2 ч. Тема Индивидуальные спасательные средства (2 ч.) 4 ч.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 177

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


После окончания первой фазы поиска схему следует развернуть на 30°и повторить поиск. 

3. Поиск по линии пути

Схема обычно используется для первоначального быстрого поиска пропавшего объекта на известном или предполагаемом пути его следования.

4. Поиск параллельными галсами

Галс - отрезок пути, который проходит судно от одного поворота до другого.

Данные схемы поиска применяются при обследовании большого района, когда местоположение спасаемого объекта недостаточно известно и существует одинаковая вероятность его обнаружения для всего обследуемого района. Район поиска разделяется на подрайоны, назначаемые каждому поисковому средству. Длина галсов определяется длиной района поиска.

В поиске могут принимать участие от 2 до 5 и более судов.

5. Координационный поиск морским и воздушным судами

При поиске по этой схеме обеспечивается более высокая вероятность обнаружения терпящего бедствие объекта, чем при производстве поиска воздушным судном в одиночку, так как морское судно используется воздушным в качестве ориентира. Этот способ поиска применим в тех случаях, когда в распоряжении командира на месте действия имеется аппаратура для подачи указаний обоим судам.

При производстве поиска морское судно следует по середине обследуемого района вдоль его длинной оси или вдоль пути пропавшего судна, а воздушное судно выполняет поиск параллельными галсами.
Если после завершения цикла поиска объект обнаружить не удалось, рассматривается, какие из перечисленных ниже причин привели к неудаче: 

ошибки в определении первоначального положения объекта поиска из-за неточности его координат или искажений в сообщении о бедствии, в особенности когда определение местоположения базировалось на неполной информации;

ошибки в оценке общего сноса;

необнаружение объекта поиска, хотя он и находится в районе поиска;

неточность определения координат на судах, осуществляющих поиск;

объект затонул бесследно, хотя обычно на воде обнаруживаются доказательства произошедшей аварии. 

Следы кораблекрушения могут представлять собой масляные пятна или обломки на воде, которые, как правило, находятся в подветренной стороне от затонувшего судна. Однако, если люди покинули судно раньше, чем оно затонуло, спасательные средства могут оказаться и с наветренной стороны. 


Судно, оставленное людьми, может дрейфовать по ветру быстрее, чем спасательное средство, в особенности использующее плавучий якорь, но если оно полузатоплено, то обычно дрейфует медленнее. 

С учетом всех обстоятельств координатор на месте действия принимает решение о выборе одного из вариантов дальнейшего продолжения поиска: 

- повторить поиск в том же районе, учитывая дополнительный общий снос за время проведенного цикла поиска;

- расширить район поиска, возможно, в каком-либо определенном направлении; 
на основании полученной дополнительной информации назначить новый район поиска.

Тема 10. Производство поисково-спасательных операций (2 ч.) – 26 ч.

1. Подготовка судна к выполнению поисково-спасательной операции.

Во время следования в район бедствия на судне-спасателе должны быть подготовлены все средства для немедленного начала спасения:

- для удержания спасательных средств у борта следует по обоим бортам от носа до кормы несколько выше ватерлинии протянуть леера и прикрепить спасательные шкентели;

- для быстрого подъема людей из воды вооружить краны и грузовые стрелы спасательными сетками;

- подготовить бросательные концы, штормтрапы и спасательные сетки на главной палубе;

- подготовить группу спасателей в соответствующей экипировке;

- подготовить к спуску дежурную шлюпку и при необходимости другие спасательные средства, обеспечить связь с ними;

- на случай волнения подготовить емкости с растительным маслом;

- развернуть пункт медицинской помощи;

- подготовить средства для буксировки и борьбы за живучесть аварийного судна;

- обеспечить освещение, выставить впередсмотрящих.

2. Организация наблюдения и дальность обнаружения.

На поисковом судне должны быть выставлены специальные наблюдатели, так называемые впередсмотрящие. Они должны сообщать на ГКП о любом замеченном ими предмете или шуме.

Дальность обнаружения в большинстве случаев меньше фактической дальности видимости и зависит от следующих факторов:

- размеры и форма объекта поиска;

- метеорологические факторы (осадки, волнение и пр.);

- размеры района поиска;

- высота места наблюдателя на судне;

- время суток, положение солнца и луны;

- психофизическое состояние наблюдателя и пр.

На водной поверхности наиболее заметны цвета:

- оранжевый, черный;

затем:

- красный, белый.

Синий, зеленый и серый цвета существенно затрудняют обнаружение и различимы только при хорошем освещении и непосредственной близости.

В светлое время суток наблюдательные пункты должны располагаться как можно выше, а ночью и во время ограниченной видимости наблюдателей следует размещать на носу судна как можно ближе к поверхности воды.

В солнечный день наилучшее время поиска – с середины утра до середины дня, когда солнце находится высоко.


В направлении под солнце обеспечивается наибольшая дальность обнаружения и, кроме того, отсутствуют ослепляющие наблюдателя солнечные блики. Поэтому поиск следует организовывать так, чтобы суда как можно меньше следовали навстречу солнечным лучам.

В лунную ночь наблюдение должно вестись в направлении на луну, что улучшает различимость предметов.

3. Начало поиска.

Если одно из судов прибыло на место поиска намного раньше других, оно должно проследовать непосредственно в исходную точку поиска и начать поиск по схеме расширяющегося квадрата.

После подхода других судов координатор выбирает наиболее эффективную схему поиска и определяет в ней место каждого из судов.

4. Действия после завершения начальной фазы поиска.

Начальная фаза поиска считается законченной, когда при отсутствии дальнейшей информации суда, производящие поиск, закончили один цикл поиска в районе наиболее вероятного обнаружения объекта поиска.

Если поиск на этой стадии не дал положительных результатов, могут использоваться три варианта дальнейших действий:

- повторить поиск в том же районе, делая допуск на дополнительный общий снос в течение времени, прошедшего с момента последнего расчета координат исходной точки;

- расширить вероятный район поиска, учитывая общий снос (возможно, что только в одном направлении);

- на основании полученной информации определить совершенно новый район поиска.

5. Обнаружение места бедствия.

После обнаружения места гибели судна поиск должен быть произведен как в направлении ветра, так и против него. При этом следует обследовать также и район, куда находящиеся в воде люди могли быть отброшены волнами, так как волнение воздействует на них сильнее ветра.

6. Успешный поиск.

Для спасения находящихся в воде людей могут быть задействованы дежурные и спасательные шлюпки, спасательные плоты, спасательные сети и круги.

Для снижения волнения в районе спасательной операции следует использовать растительные масла или животные жиры (рыбий жир), которые обеспечивают эффективное снижение волнения.

При отсутствии таких жиров могут быть использованы смазочные масла.

Установлено, что 200 л. разлитого на поверхности воды смазочного масла могут эффективно сгладить волнение на площади около 5000 кв.м.


После спасения пострадавшие должны быть опрошены о потерпевшем бедствие средстве, его экипаже, потерях и прочих облегчающих поиск и спасение обстоятельствах.

7. Безуспешный поиск.

Поисково-спасательная операция продолжается до тех пор, пока существует хоть малейшая надежда на спасение потерпевших бедствие.

При принятии решения о прекращении поиска должны учитываться следующие факторы:

- вероятность того, что потерпевшие, если они еще живы, находятся в районе поиска;

- вероятность обнаружения объекта поиска, если он еще находится в районе поиска;

- вероятность того, что потерпевшие могут быть еще живы при данной температуре, ветре и волнении;

- период времени, в течение которого поисковые средства могут еще находиться в районе поиска.

Решение о прекращении поиска принимается координатором действий по поиску и спасению.
Тема 11. Положение по расследованию, классификации и учету транспортных происшествий на ВВП РФ, классификация транспортных происшествий (ТП) (2 ч.) – 26 ч.

Положение устанавливает порядок расследования, классификации и учета транспортных происшествий с судами на внутренних водных путях Российской Федерации и не распространяется на транспортные происшествия с военными, пограничными кораблями, военно-вспомогательными судами и другими судами, находящимися в государственной или муниципальной собственности и эксплуатируемыми исключительно в некоммерческих целях.

Транспортные происшествия классифицируются на аварии и инциденты.

К аварии следует относить:

- транспортные происшествия, в результате которых погибли или получили тяжкие телесные повреждения люди;

- разрушение судна, которое невозможно и нецелесообразно устранять путем замены или ремонта (конструктивно погибшее судно);

- затопление самоходных судов мощностью более 225 киловатт и несамоходных судов порожним водоизмещением более 300 тонн;

- посадку на мель или повреждение судном гидротехнического сооружения, затопление судна или груза, повлекшее за собой прекращение движения на данном участке пути или шлюзе на 72 часа и более;

- разлив нефти, нефтепродуктов в количестве более 10 тонн.