ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 455
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
14 25000–35000 т, максимум – 100000–150000 т) и относительно не- высокой скоростью – около 14–16 уз.
Грузовые трюмы имеют, как правило, в нижней и верхней ча- сти наклонные стенки, обеспечивающие самораспределение груза
(самоштивку) в продольном и поперечном направлениях. Цистер- ны, находящиеся между этими стенками и бортом, предназначены для приёма водяного балласта, количество которого обычно значи- тельно больше, чем на сухогрузных судах общего назначения. Не- которые суда имеют в грузовых трюмах продольные переборки, уменьшающие крен при смещении груза на борт, второе дно сдела- но с утолщенным настилом и подкреплениями, позволяющими проводить грузовые операции грейфером.
На большинстве судах для навалочных грузов нет грузовых устройств, их грузят и разгружают портовыми средствами; на остальных применяют либо поворотные, либо катучие козловые краны. Некоторые суда (цементовозы и т.п.) оборудуют ленточны- ми транспортёрами или другими специальными грузовыми устрой- ствами, позволяющими автоматически выгружать груз из трюма
(саморазгружающиеся суда).
Лесовозы (Рис. 8) предназначены для перевозки лесных грузов
– круглого леса и пиломатериалов. От сухогрузных судов общего назначения лесовозы отличаются меньшей скоростью (13–15 уз), наличием (независимо от размера судна) только одной палубы и усиленными ледовыми подкреплениями, позволяющими им захо- дить в порты Арктического бассейна, откуда в основном и вывозят лес.
Рис. 8 Лесовоз «Вытегралес» грузоподъёмностью 5000 т
15
Усиленная верхняя палуба и люковые закрытия позволяют пе- ревозить значительное количество груза (около 1/3) на открытой палубе. Лесовозы обычно даже с полным грузом принимают водя- ной балласт (около 8–10% грузоподъёмности) для обеспечения остойчивости, поэтому на них имеются балластные отсеки боль- шой ёмкости.
Существуют и безбалластные лесовозы, но в рейсе без леса они испытывают порывистую качку, что нежелательно. В послед- нее время лес начали перевозить в пакетах. Такой способ позволяет более чем вдвое сократить стоянку под грузовыми операциями.
Лесовозы-пакетовозы (Рис. 9) имеют большие по размерам люки и высокопроизводительные грузовые устройства (поворотные или катучие козловые краны, краны-стрелы).
Рис. 9
Лесовоз-пакетовоз «Пионер Москвы» грузоподъёмностью 5500 т
Разновидностью лесовозов является щеповозы – специализи- рованные суда для перевозки древесины щепы. Их дедвейт обычно достигает 15000–20000 т.
Наша страна занимает первое место в мире по лесным запасам, и около четверти мирового экспорта лесоматериалов приходится на её долю. Она располагает крупнейшим в мире флотом лесовозов всех типов.
Класс наливочных судов включает танкеры для перевозки сы- рой нефти и нефтепродуктов (мазута, бензина, дизельного топлива, керосина и т.д.), суда для перевозки сжиженные газов (газовозы), химикалиев (кислоты, расплавленной серы и пр.), а также прочих жидких грузов (водолей, виновозы, битумовозы). Танкеры, предна-
16 значенные для перевозки только нефтепродуктов, называют про-
дуктовозами.
Танкеры относятся к одному из наиболее распространенных типов транспортных судов – на их долю приходится около 34% мирового тоннажа транспортного флота.
Бурное развитие танкерного флота было обусловлено тем, что районы основных мировых запасов нефти (Средний и Ближний
Восток, Венесуэла, Северная Африка) находятся далеко от главных районов потребления и переработки – высокоразвитых в промыш- ленном отношении стран Западной Европы, а также Японии, кото- рая практически лишена нефтяных месторождений.
Танкер (Рис. 10) представляет собой однопалубное судно с кормовым расположением машинного отделения и надстройки.
Грузовая часть танкера делится поперечными одной, двумя или тремя продольными переборками на грузовые отсеки, называемые
грузовыми танками. Часть танков отводят для водяного балласта, который судно всегда принимает в порожнем обратном рейсе. Гру- зовую часть в носу и корме отделяют от соседних помещений – коффердамами.
Рис. 10 Танкер грузоподъёмностью 250 000 т: 1 – рулевая рубка; 2 – машинное отделение; 3 – насосное отделение; 4 – грузовые танки; 5 – балласные танки; 6 – дип- танк; 7 – грузовое устройство для подъёма шлангов
17
Рис. 11
Для предотвраще- ния разлива нефтегру- зов и загрязнения ими моря при повреждени- ях корпуса многие со- временные отече- ственные и иностран- ные танкеры имеют двойное дно. Наличие двойного дна и двой- ных бортов, наряду с повышением эконо- мичности, позволяет разместить в между- донных и междуборто- вых пространствах ци- стерны для водяного балласта, а также сделать танки гладкостенными, это упрощает условия мойки танков. С этой же целью на новых танкерах ино- странной постройки набор верхней палубы обращают не внутрь танка, как обычно, а наружу, располагая его поверх верхней палу- бы.
В нос от машинного отделения располагается насосное отде- ление с грузовыми насосами для разгрузки судна. Для сообщения между кормовой надстройкой и палубой бака, на которой располо- жено якорно-швартовное устройство, оборудуют переходный мо- стик. Некоторые крупные танкеры в последние годы строят без пе- реходного мостика, его заменяют дорожкой вдоль верхней палубы, а электротрассы, которые обычно прокладывают по переходному мостику, в этом случае тянут в металлических трубах. Танкеры, являющиеся особо опасными в пожарном отношении судами, обо- рудуют надёжными противопожарными системами.
Грузоподъёмность танкеров колеблется в больших пределах – от 500–1000 т у танкеров-раздатчиков до 300000–540000 т у гигант- ских супертанкеров, являющихся крупнейшими судами в мире.
Грузоподъёмность продуктовозов – 10000–60000 т. Размеры танке- ров зависит от их грузоподъёмности. Скорость составляет 12–14 уз у малых и 16–18 уз у больших танкеров (супертанкеры имеют ско- рость 14,5–16 уз). В качестве главного двигателя на танкерах гру-
18 зоподъёмностью до 100000–120000 т используют, как правило, ди- зельные установки на более крупных – паротурбинные и дизельные установки.
Грузоподъёмность речных танкеров составляет 150–5000 т и скорость – 10–20 км/ч. Грузоподъёмность речных наливных барж достигает 12000 т.
Газовозы (Рис. 12) предназначены для перевозки сжиженных природных и нефтяных, т.н. выделяющихся при добычи нефти, га- зов – метана, пропана, бутана, аммиака. Эти газы, представляющие превосходное топливо и ценное сырьё для химической промыш- ленности, перевозят в сжиженном, охлаждённом состоянии (в изо- лированных цистернах) или под давлением.
В отличие от танкеров, грузовые танки которых образуют эле- менты конструкции корпуса, газовозы имеют вкладные или встро- енные грузовые цистерны – цилиндрические (вертикальные или горизонтальные), сферические или прямоугольные. Газовозы, предназначенные для перевозки сжиженного природного газа ме- тана в охлажденном состоянии (до –161,5 0
), имеют вкладные (сфе- рические и призматические) или встроенные (прямоугольные) ци- стерны с надёжной изоляцией. На судах, перевозящих сжиженные нефтяные газы, делают только вкладные цистерны призматической или цилиндрической формы.
Для выполнения грузовых операций газовозы оборудуют гру- зовой системой, состоящей из насосов, компрессоров, трубопрово- дов и промежуточных цистерны. Так как в грузовые цистерны при- нимать водяной балласт запрещается, на газовозах оборудуют бал- ластные цистерны (в двойном дне или по бортам).
Транспортировка сжиженных газов связана с повышенной по- жаро- и взрывоопасностью. Во избежание образования взрыво- опасных газовоздушных смесей на газовозах предусмотрена надёжная вентиляция насосных и компрессорных отделений, рас- полагаемых в носу, и система сигнализации об образовании опас- ных концентраций газа. Для тушения пожаров обычно применяют углекислотную систему.
Большинство построенных судов для перевозки сжиженных нефтяных газов имеет вместимость грузовых цистерн 2000–
10000м
3
(максимум–100000 м
3
), скорость 12–14 уз. Вместимость судов-метановозов достигает 125000 м
3
, скорость – 18–20 уз.
19
В настоящие время быстро развивается класс комбинирован- ных судов, т.е. судов, приспособленных для перевозки нескольких определённых родов груза. Это очень выгодно при встречных пе- ревозках, так как исключает порожние балластные переходы. К этому классу грузовых судов относится нефтерудовозы, нефтесухо- грузы (суда типа «ОВО»), хлопколесовозы и т.п. Грузоподъёмность нефтерудовозов достигает 160000-200000 т, судов типа «ОВО» –
100000–150000 т.
Рис. 12 Судно для перевозки сжиженных газов (газовоз): 1 – форпик; 2 – дип- танк; 3 – грузовые цистерны для сжиженного газа; 4 – балластные цистерны; 5 – машин- ное отделение; 6 – топливная цистерна; 7 – насосно-компрессорное отделение
Класс пассажирских судов включает суда, специального пред- назначенные для перевозки пассажиров.
Иногда на обычных грузовых судах предусматривают пасса- жирские каюты. Таки суда называют грузопассажирскими. Если они берут на борт более 12 пассажиров, то должны удовлетворять требованиям, предъявляемым к пассажирским судам. Грузопасса- жирскими также называют пассажирские суда с грузовыми трюма- ми.
По назначению пассажирские суда подразделяют на суда для обслуживания регулярных линий, для туристских путешествий, массовых перевозок и суда местного сообщения.
20
Суда для обслуживания регулярных пассажирских линий со- вершают рейсы между заданными портами по определенному рас- писанию. Особый интерес представляют рассчитанные на 1500–
2000 пассажиров трансокеанские пассажирские лайнеры водоиз- мещением 50000–70000 т и скоростью до 30–35 уз (в среднем – 22–
26 уз).
Пассажирские суда для туристских путешествий (круизов), получившие особенно широкое распространение в последнее вре- мя, рассчитаны на 200–500 пассажиров. У них меньше скорость
(18–22 уз) и размеры. В последнее время на подобных судах стали предусматривать возможность перевозки 50–200 легковых автома- шин.
Речные пассажирские суда, обслуживающие регулярные ли- нии или используемые для туристов путешествий, перевозят до
350–500 пассажиров со скоростью 25–27 км/ч.
На современных океанских пассажирских судах представлены одно-, двух-, реже, трёх- или четырёхместные каюты с удобствами.
Для отдыха предусмотрены салоны, комнаты игр, спортзалы, пла- вательные бассейны и т.д. Отличительной особенностью больших пассажирских судов является наличие нескольких палуб и плат- форм в корпусе и многоярусной развитой надстройке. Особое вни- мание уделяют обеспечению безопасности плавания (наличию спа- сательных и противопожарных средств), а также – непотопляемо- сти судна.
Все крупные пассажирские суд оборудуют системами конди- ционирования воздуха, успокоительными качки.
К судам для местных сообщений обычно относят небольшие пассажирские суда и катера, реже крупные суда на 500–600 пасса- жиров. В настоящие время широкое распространение получают скоростные речные и морские суда на подводных крыльях со ско- ростью 60–70 км/ч, рассчитанные на 60–300 пассажиров, а также суда на воздушной подушке.
Класс специальных транспортных судов включает различные паромы, транспортные барже-буксирные суда, составы (секцион- ные или составные), толкачи, буксиры-толкачи и несамоходные толкаемые секции или баржи.
Морские паромы бывают железнодорожные, железнодорожно- автомобильные, автомобильно-пассажирские и пассажирские. Они служат для перевозки железнодорожных вагонов, автомобилей, а
21 также пассажиров на паромных переправах, связывающих сухо- путные дорожные артерии (например, через Керченский и Татар- ский проливы, через Каспийское море на линии Баку–Красноводск и т.п.). В последние годы получили распространение автомобиль- но-пассажирские паромы дальнего плавания – для туристских пу- тешествий.
Внешне морские паромы похожи на пассажирские суда и от- личаются лишь наличием специальных грузовых (автомобильных или железнодорожных) палуб. Железнодорожные паромы имеют одну грузовую палубу, а автомобильные – одну–две. Автомобили грузят обычно с берега на одну из палуб, на другую палубу их пе- реводят либо лифтом, либо по наклонным съездам – пандусам.
На железнодорожных паромах на грузовую палубу въезжают с кормы, на автомобильных – с кормы или с борта. Входные проёмы
(лацпорты) закрывают откидными крышками. На некоторых авто- мобильных паромах откидывается в носу часть конструкции кор- пуса – так называемый откидной нос. Пассажирские помещения, включающие сидячие и спальные места (в зависимости от длитель- ности рейса), а также салоны, бары, рестораны на паромах распола- гают в надстройке. Паромы имеют обычно два поста управления (в носу и в корме), успокоители качки и подруливающие устройства для обеспечения хорошей маневренности при швартовках.
Грузоподъёмность современных паромов колеблется от 200 до
2000 т (в среднем 600–800 т). Средний автомобильно-пассажирский паром вмещает около 120 автомашин и 1000 пассажиров, железно- дорожный – 30–50 вагонов. Скорость – 17–20 уз.
Толкачи и буксиры-толкачи служат для движения несамоход- ных и составных судов, в основном на внутренних водных путях, где, несмотря на развитие в последние годы самоходного грузового флота, около половины грузов все ещё перевозят на баржах, в сек- ционных составах и пр. Кроме того, толкачи и буксиры-толкачи используют для транспортировки различных несамоходных плава- ющих сооружений и плотов (буксиры-плотовозы). В отличие от буксиров толкачи перевозят несамоходные плавающие объекты методом толкания. Буксиры-толкачи могут и буксировать, и тол- кать составы.
22
1.2.2 Промысловые суда
Промысловые суда служат для добычи, переработки и транс- портировки рыбы, крабов, морского зверя и морских растений. По назначению промысловые суда делятся на добывающие, добываю- ще-перерабатывающие, перерабатывающие и обслуживающие.
Общий тоннаж мирового флота промысловых судов составляет около 5% всего мирового тоннажа судов. Характеристики и осо- бенности промысловых судов разного назначения определяются формой организации промысла.
Существуют две формы организации промысла – автономная и экспедиционная. При автономной организации судно вылавлива- ет рыбу и по заполнении трюмов транспортирует её в порт в обра- ботанном виде, в виде сырца или полуфабрикатов. При экспедици-
онной организации рыболовные суда уходят на промысел на дли- тельное время и заняты только добычей рыбы. Обработка и транс- портировка улова в порт осуществляется специальными производ- ственно-транспортными судами. Некоторые добывающие суда не только ловят, но сами обрабатывают улов, однако они тоже сдают продукцию рефрижераторам, перевозящим её в порт.
Добывающие и добывающе-перерабатывающие суда состав- ляют ядро промыслового флота. К добывающим судам относятся рыболовные суда (траулеры, сейнеры, тунцеловы, рыболовные бо- ты, сетеподъёмники), краболовы.
К добывающе- перерабатывающим судам относятся большие морозильные трау- леры-рыбозаводы (БМРТ), большие сардинные траулеры- рыбоконсервные заводы, морозильные траулеры и др.
Траулеры являются наиболее распространенным типом рыбо- ловного судна. В зависимости от размеров различают большие, средние и малые траулеры.
По способу траления различают траулеры бортового и кормо-
вого траления. Все большие рыболовные траулеры строят только с кормовым тралением. Средние и малые траулеры часто кроме тра- ла оборудуют и другими средствами лова (дрифтерными сетями, кошельковым неводом и т.п.), что позволяет использовать эти суда в любое время года для лова разных пород рыб.
Траулеры различают также по степени переработки улова.
Таулеры-ловцы ежесуточно передают непереработанный улов на другие суда или береговую базу. На траулерах с частичной перера-
23
боткой улова рыбу потрошат, пересыпают льдом, собирают отходы и сдают полуфабрикат на базы раз в несколько суток. Траулеры-
рыбозаводы полностью перерабатывают рыбу и сдают готовую к реализации продукцию
Большие рыболовные траулеры имеют водоизмещение около
3000–3500 т, крупнейшие – 10000 т, средние траулеры – 250–900 т, малые траулеры и рыболовные боты – 300 т. Скорость больших траулеров – 12–14, средних 9,5–12, малых – 8–9 уз.
Малые и средние траулеры обычно однопалубные, большие траулеры-рыбозаводы – двухпалубные, со слипом в корме (по сли- пу улов втаскивают на рабочую палубу). Траулеры-рыбозаводы имеют в зависимости от назначения несколько специально обору- дованных цехов: рыбообрабатывающий, морозильный, консервный и утилизационный (вырабатывающий кормовую муку из отходов).
Для хранения готовой продукции (рыбного филе, консервов и т.д.) предусмотрены рефрижераторные и обычные трюмы. Их оборуду- ют разборными стеллажами – «чердаками» – для хранения рыбы, транспортерами и желобами для погрузки и выгрузки, а также – элеваторами (на большие траулерах-рыбозаводах).
Траулеры обладают большой автономностью плавания (до 3–4 месяцев), поэтому на них по возможности создают хорошие быто- вые условия для команды.
Сейнерами называют суда для ловли рыбы кошельковым неводом. Различают большие, средние и малые рыболовные сейне- ры. Их разделяют на одноплощадочные и двухплощадочные (пло- щадка расположена на открытой палубе сейнера и предназначена для рабочих операций). Малые сейнеры – только одноплощадоч- ные, средние и большие – одно- и двухплощадочные.
У одноплощадочных сейнеров рабочая площадка размещается на корме. Так как улов кошельковым неводом носит резко выра- женный характер, сейнеры оборудуют и другими орудиями лова
(тралом, снюрреводом). Водоизмещение больших рыболовных сейнеров достигает 160–300 т, средних – 100–150 т, малых – 45–80 т; скорость –7–10 уз, автономность плавания – 4–10 сут. Экипаж –
8–12 человек.
Перерабатывающие суда предназначены для приёма и пере- работки улова. Кроме того, они снабжают рыболовецкие суда всем необходимым. На них имеются медицинские и культурно-бытовые