Файл: Теория и устройство судна.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 453

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

24 службы, обслуживающие экипажи добывающих судов в условиях экспедиционного промысла.
К перерабатывающим судам относятся: сельдяные, краболов- ные, рыбоконсервные плавучие базы, рыбомучные и морозильные суда (производственные рефрижераторы) и т.п.
Плавучие базы – крупнейшие промысловые суда водоизмеще- нием в среднем от 10000 до 15000 т.
Эти суда имеют несколько палуб и развитые настройки. Внут- ренние помещения их делятся на служебные, жилые, обществен- ные, производственные и грузовые. В производственных помеще- ниях размещают цехи по обработке улова. На рыбоконсервных ба-
зах предусмотрены цех и по предварительной обработке рыбы, раз- делочный, икорный цех, рыбозавод и т.д. На сельдяных базах про- изводственные операции сводятся к обработке поставляемых лов- цами полуфабрикатов (мойка, фасовка в бочки или блоки, засолка или замораживание, приготовление сельди баночного и ящичного посола). Хранят готовую продукцию на плавучих базах в рефриже- раторных и обычных трюмах или танках. Плавучие базы имеют развитые цистерны для топлива и масел, кладовые для провизии и других запасов для снабжения судов в районе промысла. Большие площади отводятся под жилые помещения команды и производ- ственного персонала, достигающего на судне 300–600 чел., а также для сменных экипажей ловецких судов. Многочисленные обще- ственные, культурно-бытовые и медицинские помещения превра- щают базу в культурный центр экспедиции.
В качестве главных двигателей на плавучих базах применяют паровые турбины и мощные малооборотные дизели. Скорость со- временных плавучих баз – 13–16 уз.
Производственные рефрижераторы служат для приёма и обра- ботки рыбы, передаваемой с судом-ловцом, не имеющим техноло- гического и морозильного оборудования. Обслуживая удалённые районы промысла, рефрижераторы передают готовую продукцию на транспортные рефрижераторы или транспортируют её на бере- говую базу сами.
В зависимости от суточной производительности морозильного оборудования эти суда делятся на три группы: с суточной произво- дительностью 75–100, 25–50 и до 20 т. Суда первой группы имеют водоизмещение 7000–9000, второй группы – 3000–6000, третьей группы – 1000–3000 т. Скорость 10–18 уз.

25
К обслуживающим судам относятся приемотранспортные, жи- во-рыбные, поисковые, научно-промысловые и другие аналогичные суда, предназначенные для обслуживания промысловых экспеди- ций.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

1.2.3 Служебно-вспомогательные суда
Служебно-вспомогательные суда представляют относительно небольшую по тоннажу, но весьма многочисленную по номенкла- туре группу судов (плавучих средств), обслуживающих флот, пор- товое хозяйство, водные пути и акватории.
Служебно-вспомогательные суда разделяют на обслуживаю- щие и служебные.
К обслуживающим относятся ледоколы, буксиры, спасатели, противопожарные суда, судоподъёмные, плавучие маяки, снабжен- ческие суда (бункеровщики, раздатчики), зерноперегружатели и пр.
Ледоколы служат для поддержания навигации в зимнее время.
В зависимости от района плавания ледоколы бывают портовые,
морские и речные. Особую группу составляют арктические линей- ные ледоколы, обеспечивающие проводку караванов судов по Се- верному морскому пути.
Корпус ледокола отличается особой прочностью. Ледоколы имеют два-три кормовых винта и нередко один-два носовых. Носо- вые винты несколько ухудшают ходовые качества ледокола на сво- бодной воде, зато при движении во льдах они засасывают воду из- под льда, облегчая тем самым его продавливание (ледоколы форси- руют лёд толщиной более 0,5–0,8 м, продавливая его носовой ча- стью, имеющей наклонный подрез). Для освобождения ледокола, зажатого льдами, его раскачивают – перекачивают воду в специ- альных креновых и дифферентных цистернах, расположенных по бортам и в оконечностях судна.
В качестве энергетических установок на ледоколах применяют дизель-электрические и турбоэлектрические установки (на старых ледоколах были распространенные паровые поршневые машины).
Мощность установок колеблется в широких пределах: до 3675–
4410 кВт у портовых, 5880–7350 кВт – у морских и свыше 7350 кВт
– линейных арктических. Крупнейшие из них имеют энергетиче-

26 ские установки мощностью до 36750–55125 кВт. Скорость ледоко- лов на чистой воде – 13–18 уз.
Буксиры (Рис. 13), относящиеся к классу обслуживающих су- дов, разделяют на океанские, морские, рейдовые, портовые и для
внутренних водоёмов.
Буксиры (особенно портовые) отличаются малой длиной, обеспечивающей необходимые им маневренные качества, и боль- шой остойчивостью. Энергетические установки современных бук- сиров – дизель-электрические, дизельные. Мощность установок наиболее крупных океанских буксиров достигает 2200–9190 кВт, портовых – 735–2570 кВт. Скорость океанских и морских буксиров
– 12–18 уз, портовых и рейдовых – 10–12 уз.
Для обеспечения спасательной службы на море существует тип специализированных обслуживающих судов – спасателей. Они отличаются высокой скоростью (18–22 уз), большой мощностью энергетической установки (6615–16170 кВт) и оснащены разнооб- разным оборудованием для оказания помощи терпящим бедствие судам – для тушения пожаров, откачки воды, стаскивания с мели, подводного осмотра и ремонта, буксировки, а также спасения лю- дей и оказания им первой медицинской помощи. В отдельных слу- чаях спасатели выполняют дополнительные функции – снабжают экспедиции, работающие в открытом море.
Для тушения крупных пожаров на судах и прибрежных строе- ниях служат специальные пожарные суда, имеющие мощные про- тивопожарные средства: системы водо- и пенотушения. Дальность действия лафетных стволов, подающий воду или другие огнегася- щие средства, достигает 60–100 м. Эти суда имеют высокую ско- рость (12–14 уз) и хорошую маневренность.
К служебным судам относятся научно-исследовательские
(гидрографические, океанографические суда, суда погоды и пр.),
медико-санитарные (плавучие госпитали, карантинные суда), пла-
вучие гостиницы, суда-выставки, учебные суда и пр.


27
Рис. 13 Морской буксир-спасатель мощностью 2200 кВт типа «Пурга»
1.2.4 Суда технического флота
Суда технического флота предназначены для технического об- служивания различных судов, портового хозяйства и водных путей.
К ним относится дноуглубительные снаряды, грунтоотвозные ша- ланды, суда-нефтесборщики, удаляющие остатки разлитых на по- верхности моря нефтепродуктов, плавучие краны (Рис. 14), крано- вые суда, плавучие доки, плавучие мастерские. К этой группе судов причисляют также промышленно-хозяйственные суда, предназна- ченные для выполнения различных строительных, мелиоративных и лесосплавных работ, для прокладки кабеля, а также добычи нефти и газа в открытом море, песка, гравия и других работ по освоению континентального шельфа и Мирового океана: плавучие буровые установки (Рис. 15), буровые суда, трубоукладчики, це- ментировщики скважин, плавучие электростанции, суда- кабелепрокладчики, лесосплавные суда, суда обслуживания плаву- чих буровых установок и т.п.
Дноуглубительные снаряды предназначены для отделения грунта от дна водоёма и подъёма грунта из воды. В зависимости от способа отделения и подъёма грунта различают снаряды с механи-

28
ческим (грейферные, одночерпаковые и многочерпаковые), гидрав-
лическим (землесосы без рыхлителей и с гидравлическими разрых- лителями) и комбинированным (землесосы с механическим разрых- лителем) устройством для отделения грунта.
Одной из разновидностей землесосов является эрлифт – дно- углубительный снаряд, на котором всасывание грунта происходит в результате подачи во всасывающую трубу сжатого воздуха, увле- кающего воду с грунтом (пульпу).
Для транспортировки поднятого из воды грунта используют грунтоотвозные шаланды (саморазгружающиеся или разгружаемые с помощью шаландоразгружателей), применяют рефулерный спо- соб (пульпа подаётся насосом от снаряда к месту свалки по грунто- проводным трубам на 200–300, иногда на 500–600 м, от снаряда
(либо дноуглубительные снаряды, которые, приняв поднятый грунт в грунтовые трюмы, сами отвозят его к месту свалки (самоотвоз- ный способ).
Производительность многочерпаковых снарядов достигает
100–1200 м
3
/ч, землесосных – 5000 м
3
/ч, эрлифтов – 6000–7000 м
3
/ч. Глубина всасывания (черпания) – 12–23 м.
Рис. 14 Плавучий кран «Черноморец» грузоподъёмностью 100 т.


29
Рис. 15 Общие расположение плавучей полупогружной буровой установки
типа «Шельф»: а – боковой вид; б – вид сверху. 1 – вертолётная площадка; 2 – спаса- тельные шлюпки на 30 чел. каждая; 3 – кран грузовой электрогидравлический грузо- подъёмностью 63 т; 4 – подвышечный портал; 5 – буровая вышка; 6 – кран грузовой электрогидравлический грузоподъёмностью 12 т

30
II АРХИТЕКТУРА СУДНА
2.1 Общее расположение судовых помещений на судне
Количество, номенклатура и расположение помещений на судне зависит от назначения судна. Судовые помещения размеща- ют в основном корпусе, надстройках и рубках. Расположение по- мещений по судну соответствует их назначению, удобству и без- опасности пользования. Самыми большими судовыми помещения- ми являются грузовые трюмы и машинное отделение, от располо- жения которых зависит архитектурно-конструктивный тип судна.
Основным корпусом называется конструкция, образующая за- крытое пространство, которое ограничивается верхней непрерыв- ной палубой, бортами и днищем. Деля внутри основной корпус различными палубами, платформами, продольными и поперечными переборками, образуются судовые помещения и отсеки.
Отсеком называется пространство в корпусе судна, ограни- ченное по длине поперечными, а по ширине бортами и продольны- ми переборками. К числу наиболее важных отсеков основного кор- пуса относят:
Форпик – крайний носовой отсек, отделяющийся форпиковой переборкой;
Ахтерпик – крайний кормовой отсек, отделяющийся ахтерпи- ковой переборкой;
Междудонное пространство – пространство между наружной обшивкой и вторым дном;
Трюм – пространство между вторым дном и ближайшей палу- бой, служащее для хранения и перевозки грузов;
Твиндеки – междупалубные пространства, служащие для пе- ревозки грузов.
Диптанки – глубокие цистерны, расположенные выше второ- го дна, предназначенные для хранения и перевозки жидких грузов;
Коффердамы – узкие нефте- и газонепроницаемые сухие от- секи, расположенные между отсеками или цистернами для нефте- продуктов и соседними помещениями.
Надстройки и рубки располагаются на верхней непрерывной палубе основного корпуса.
Надстройка – это конструкция образующая закрытое про- странство, расположенное выше верхней палубы от борта до борта


31 или не доходящая до бортов на величину менее 0,04 В (В – ширина судна).
Конструкции, не доходящие до бортов судна на величину бо- лее 0,04 В, называются рубками. Надстройки служат не только для размещения в них помещений, но и для улучшения мореходных качеств судна.
Бак – носовая надстройка, уменьшающая заливаемость палу- бы.
Ют – кормовая надстройка, увеличивающая надводный борт в корме и повышающая запас плавучести и непотопляемости судна при повреждении кормовой оконечности и дифференте на корму.
В носовой и кормовой частях корпус судна заканчивается мощными балками форштевнем и ахтерштевнем.
Форштевень – мощная носовая балка, служащая для крепле- ния обшивки правого и левого борта, а также продольного набора.
Ахтерштевень – мощная кормовая балка, служащая для крепления обшивки правого и левого борта, пера руля и гребного вала.
Корма – задняя оконечность судна, начинающаяся от ахтерпи- ковой переборки и заканчивающаяся ахтерштевнем или транцем.
Транец – плоский, поперечный срез кормы судна.
Нос – передняя оконечность судна, простирающаяся от фор- штевня до форпиковой переборки.
Платформа – горизонтальное перекрытие небольшой длины и ширины внутри одного или нескольких отсеков основного корпу- са. Палуба, до которой доводятся поперечные водонепроницаемые переборки, называется главной или палубой переборок. В зависи- мости от архитектурно-конструктивного типа судна такой может быть верхняя, вторая и другие палубы.
Палуба – это горизонтальное перекрытие, протирающееся от борта до борта по всей длине судна.
Нижние палубы – палубы, расположенные ниже верхней па- лубы.
Верхняя палуба – самая верхняя палуба, непрерывная по всей длине судна.
Палуба надстройки – палуба, ограничивающая надстройку сверху.
Палуба рубки – это палуба, ограничивающая рубку сверху и каждый ярус. Нумерация палуб – аналогично палубам надстройки.

32
Квартердек – приподнятая уступом кормовая часть верхней палубы.
Положение помещения по длине и ширине судна обозначают соответственно номерами шпангоутов, ограничивающих помеще- ние по длине и ширине, и наименованиям борта, на котором распо- ложено помещение (правый и левый борт – ПрБ и ЛвБ). Всем по- мещениям на судне присваиваются порядковые номера (по право- му борту – нечетные, по левому – четные).
Переборка – это вертикальное перекрытие, служащее для раз- деления основного корпуса на отсеки.
Под общим расположением судна понимают общую компо- новку в корпусе, настройках и рубках всех помещений, предназна- ченных для размещения на судне главных и вспомогательных ме- ханизмов, судового оборудования, запасов, перевозимых грузов, экипажа и пассажиров, а также всех служебных, бытовых, хозяй- ственных и санитарных помещений (Рис. 16).
Рис. 16 Схема судовых помещений на сухогрузном судне: 1 – форпик, 2 – цеп- ной ящик, 3 – диптанк, 4 – грузовой трюм, 5 – грузовой твиндек, 6 – междудонное про- странство (двойной дно), 7 – коффердам, 8 – диптанк, 9 – машинное отделение, 10 – коридор гребного вала, 11 – ахтерпик, 12 – ют (кормовая надстройка), 13 – средняя надстройка, 14 – бак (носовая надстройка), 15 – рубки