Файл: Особенности федерализма в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обеспечение представительства региональных интересов внутри федеральных институтов, обычно в форме второй палаты парламента;

  1. Посредник (в форме суда или референдумов) для разрешения конфликтов и споров между властными уровнями;
  2. Институты и процедуры для облегчения сотрудничества в областях совместной компетенции или пересечения сфер ответственности»[24].

Но, несмотря на довольно жесткое и конкретное разграничение понятий, федерализм и федерация являются очень тесно взаимосвязанными понятиями. Федерализм – это основной политико-правовой принцип федеративного государства, суть которого заключается в поделении суверенной власти между центром и субъектами федерации.

Центральная проблема буквально каждой федеральной системы – отыскать и сберечь нужное равновесие между полномочиями центральной власти и правительствами субъектов федерации. Политические акторы перманентно борются за концентрацию или рассредоточение власти соответственно в силу своего недовольства текущим балансом сил. Секрет успеха любого федеративного государства заключается в том, чтобы участники политической борьбы нашли и удержали компромисс друг между другом.

Таким образом, ученые пришли к тому, что у федерализма есть серьезнейшая правовая подпорка, сам термин «федерализм» неоднозначен, но вместе с тем его противоречивые трактовки справедливы. В данной работе федерализм понимается как сложный комплекс процессов и явлений, как теория и практика одной из наиболее распространенных форм государственного устройства в мире.

Рафаэль Хакимов предложил следующую типологизацию федераций:

  1. Симметричные;
  2. Ассиметричные;
  3. Квази-федерации[25].

Симметричные федерации являются таковыми, если они равны между собой и в отношениях с центром обладают равными правами в юридическом смысле. Такого типа федераций в чистом не существует. Однако, все же можно привести Соединенные Штаты Америки без Пуэрто-Рико (ассоциированный член с США, возможный претендент на статус 51 штата, данный вопрос еще в стадии обсуждения). 50 штатов США обладают абсолютно равными правами и им делегированы равные полномочия. Между штатами не проводится различия на языковой, конфессиональной или иной почве. Каждый штат обладает собственной легислатурой и законодательной базой, а также собственной судебной системой. Губернатор как высшее должностное лицо штата, не подчиняется президенту США напрямую. От каждого штата, мне зависимости от населения, избирается равное число сенаторов-конгрессменов. Хакимов называет штаты «однопорядковыми субъектами».


В виду отсутствия существования абсолютно идеальных типов, между симметричными и ассиметричными федерациями выделяется небольшая прослойка государств, условно которые можно назвать частично симметричными. Собственно США вместе с Пуэрто-Рико можно смело причислить к данному типу по причине ненарушения общей симметричности федеративной картины. Немецкий бундестаг, однопалатный парламент ФРГ, формируется по принципу прямой пропорциональности населения федеральных земель.

Следом идут ассиметричные федерации, коих подавляющее большинство. Как отмечалось ранее, совершенно разные условия способствуют становлению принципа федерализма в том или ином государстве. В связи с этим и федерации получаются необычайно разноплановые.

Например, Индия является отличным примером подобной асимметрии. Ряд непростых обстоятельств, языковые разногласия, принятие спорных территорий в свой состав способствовали возникновению столь уникальной формы реализации принципа федерализма. Важно отметить, что в данном случае формирование Индии в нынешнем виде стало возможным исключительно благодаря этому принципу, в противном случае такие глубокие противоречию привели бы к катастрофическим и совершенно непредсказуемым последствиям.

В ряду асимметричных федераций Россия, безусловно, стоит особняком. Долгая история формирования многонационального государства, особо сложные взаимоотношения внутри страны между регионами, несколько противоречивые формулировки современной Конституции РФ привели нашу страну в такое положение.

В основах конституционного строя Конституции РФ закрепляются 6 типов равноправных субъектов Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономные округа и автономная область. Однако следующий пункт статьи недвусмысленно называет республики государствами, закрепляет за ними право иметь собственные конституции, в то время как высший нормативно-правовой акт остальных 5 типов субъектов РФ называется устав[26].

Пункт 4 статьи 5 Конституции РФ, однако, говорит о равноправности всех субъектов по отношению к федеральным органам власти. Хакимов замечает, что нигде в мире не встречалось прецедента, чтобы разные по природе государственно-правовые образования имели равный статус[27]. Это делает формально симметричную федеративную Россию асимметричной федерацией.

Квази-федерациями следует называть унитарные государства, которые предоставили отдельным своим территориям особые права в экономической, политической, духовной и иных сферах. В качестве наиболее ярких примеров здесь стоит привести Испанию и Великобританию. Конституционные монархии по форме правления, унитарные государства по форме государственного устройства претерпели ряд изменений в конце ХХ века.


В частности, в Испании исторические области Каталония и Страна Басков приобрели значительные автономии в конце 1970-х годов, вплоть до права иметь собственное представительство в международных организациях, в связи с принятием Конституции Испании 1978 года, где это право стало возможным и гарантировано по сей день.

Процесс деволюции, то есть делегирования части полномочий органов государственной власти, произошел и в Великобритании, где Уэльсу и Шотландии было позволено иметь собственные законодательные органы, а также получено право иметь собственные представительства в Европейском Сообществе, по аналогии с испанскими субъектами.

Существует также еще один критерий типологизации федераций: по направлению их формирования. Если федерация была сформирована снизу, на основе договора между государствами – будущими субъектами федерации, то такие федерации называются договорными. Старейшие федеративные государства, как то Соединённые Штаты Америки, Швейцарская Конфедерация (будучи федерацией де-факто, несмотря на название), Канада.

Напротив, когда федерация устанавливается в государстве после тяжелых политических разногласий между центром и субъектами, происходит делегирование полномочий, предоставление широких автономий, тогда федерация называется конституционной, то есть, формирование федеративного государства сверху.

Это деление отражает необычное положение федерализма, которое Глигич-Золотарева метко назвала «маятником федерализма»[28]. Договорные федерации больше отражают склонность к унитаризму, как бы собираясь вокруг одного центра, в то время конституционные федерации – это отличный пример того, как центр может пойти на уступки субъектам во избежание эскалации конфликтов и нарастания центробежных сил.

Но эта классификация скорее дань традиции, так как в расчет здесь берутся только начальные условия формирования. Ведь, как уже было сказано выше, всякое федеративное государство имеет конституцию, и в том числе там стоит выделить, вслед за Ауэром, четвертое положение, которое должно отражать все условия федеративных договоров при условии, что это договорная федерация.

Таким образом, можно увидеть, что год от года количество государств, которые берут себе на вооружение принцип федерализма, год от года неуклонно растет. И это не случайность, не прихоть судьбы. Разрабатывавшийся столетиями, федерализм вобрал в себя множество практик разрешений конфликтов, которые не представлялось возможным решить в унитарном государстве.


Но помимо нивелирования споров, федерация позволяет вовлекать широкие слои населения в политическое участие, способствует формированию активной гражданской позиции, без которой невозможно становление гражданского общества, разделение властей на двух или трех уровнях: федеральный, региональный, местный – создает институт широкого представительства в политике, сильнее привязывает центральную власть к нуждам региона. Наивно было бы полагать, что федерализм столь идеален, иначе все государства перешли бы к использованию этого принципа. Однако, на мой взгляд, плюсов здесь значительно больше, чем минусов.

Конфликтологический подход к изучению федерализма как политического принципа

Существует невообразимое множество определений политического конфликта, не говоря уже о конфликте в целом. Но стоит понимать, что всякий конфликт протекает исключительно внутри социума, проходит все стадии, не покидая общества. Что касается конфликтов на федеративной почве, то они ко всему прочему затрагивают интересы и ценности больших групп людей.

А.В. Дмитриев писал о конфликте следующее: «Под конфликтом обычно понимается тот вид противостояния, при котором стороны стараются захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны»[29].

А.Г. Здравомыслов вывел следующее определение: «конфликт- это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями»[30].

Сужая понимание конфликта до социально-политической сферы, можно сказать, что основной целью конфликта является приобретение власти, достижение конкретного статуса, получение ресурсов, посредством которых можно воплотить свои ценности.

Конфликты можно типологизировать совершенно по разным критериям. Наиболее базовым делением считается конфликт по его основанию. Здесь выделяются два следующих типа: конфликт интересов и конфликт ценностей.

В политической сфере под интересами понимаются собственно статус, ресурсы, власть, а конфликт интересов, соответственно – социальное явление, выражающееся в форме столкновения за распределение перераспределение вышеуказанных интересов.


Конфликт ценностей представляет собой более глубокий и трудноразрешимый конфликт. Зачастую, он становится основой конфликта интересов. Революции, гражданские войны велись отнюдь не оппортунистами в ленинском понимании этого слова. Все наиболее крупные столкновения в мировой истории были столкновениями идейными, во всяком случае, идейная компонента конфликтов ставилась во главу угла.

Политический, и в частности федеративный конфликт может содержать оба этих основания. Например, конфликты с северо-кавказскими республиками, субъектами Российской Федерации – конфликты ценностные в виду базовых конфессиональных различий, по меньшей мере. Но вместе с тем сецессионность данного конфликта говорит о конфликте интересов. Здесь можно констатировать, что Вторая чеченская война – конфликт ценностный по своей природе, выразившийся в конфликте интересов.

По способу взаимодействия между участниками конфликта выделяются также два основных типа. В конструктивном конфликте столкновения происходят посредством института медиаторов, в адекватном ключе, субъекты конфликта готовы сесть за стол переговоров, разрешить конфликт вплоть до полного его нивелирования. В деструктивном конфликте участники ведут себя совершенно противоположным образом: насилие, неуважение к требованиям оппонентов, преднамеренная или случайная эскалация конфликта приводит порой к катастрофическим последствиям.

Здесь также сложно выделить конфликты, имеющие так называемый

«чистый тип». Один конфликт может протекать в обеих плоскостях, от открытых и даже вооруженных столкновений до стола переговоров. И, соответственно, наоборот.

Коваль и Ильин, классифицируя субъекты политического конфликта, отнесли регионы-субъекты федерации к институциональным субъектам конфликта[31]. Исходя из субъектной стороны конфликтов, то есть на основании того, кто является участниками конфликта, выделяются горизонтальные и вертикальные конфликты. В горизонтальных конфликтах участниками являются равноправные субъекты федерации. Горизонтальные протекают на уровне «субъект федерации – субъект федерации», и чаще всего вопрос идет о территориальных притязаниях. Соответственно, данные конфликты возникают между соседствующими субъектами федерации.

Вертикальные конфликты распространены значительно чаще, это конфликты уровня «центр-субъект», здесь реализовывается конфликт интересов, то есть приобретение дополнительных полномочий, предоставление более широких свобод, прав, нового статуса и прочих ресурсов.