Файл: Урока истории 58 классы Исторический снежный ком.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Игры для урока истории 5-8 классы


«Исторический снежный ком». В игре принимают участие несколько человек, которые выходят к доске и строятся в одну линию. В 6 классе при изучении темы «Куликовская битва» была проведена данная игра. Первый участник игры называет имя исторического героя, например, «Дмитрий Донской». Следующий участник должен сначала повторить сказанное первым, а затем назвать другое имя, слово или словосочетание, например,» «Дмитрий Донской, Куликово поле». Следующий повторяет слова 1 и 2 участников, добавляя слово. В конце концов получается длинный ряд, относящийся к теме «Куликовская битва». Если участник игры ошибается или делает длинную паузу, то он выходит из игры и садится на своё место. Победителем оказывается тот, кто останется последним и скажет правильно всю получившуюся цепочку.
Игра «Вассал – сеньор» проведена при изучении в 6 классе темы «Феодальная лестница». Используя нарисованную на доске схему феодальной лестницы, ученики должны назвать, кто является вассалом, кто сеньором. Я говорю: «Граф», ученики: «барон». Я называю: «Король», ученики: «Герцог, граф» и т.д.Игру можно изменить: учитель называет вассала, ученики – сеньора.
Игра «Исторические пятнашки». Эта игра проведена на уроке обобщающего повторения в 6 классе.На доске рисуется квадрат, делится на 16 клеток, в которых записаны даты. Ученикам предлагается восстановить даты в восходящем хронологическом порядке. Показывая указкой на дату, необходимо назвать событие, о котором идёт речь:

1223

1480

1237

1547

1380

988

1147

1242

962

1480

1478

1556

1240

1581

1497

1552

Игра «Мнемотехника»


По определенной теме необходимо заранее подготовить 30 слов (фамилий, названий, терминов) Эти слова учителю необходимо рассортировать по степени мнемонической сложности: в первом десятке — достаточно простые для запоминания, во втором сложнее, в третьем наиболее трудные для запоминания слова или словосочетания. Игра проводится в три тура. Учитель зачитывает слова для первого тура, ученики внимательно слушают, ничего не записывая. Когда учитель перечислил все 10 слов, учащимся дается время (3 минуты) для записи слов, которые они запомнили. По прошествии времени учитель выявляет победителя — того, кто запомнил больше всех: «Поднимите руки, кто записал 10 слов? « (или 9 слов, 8 и т.д., пока не выяснится, кто является автором самого длинного списка).

Подобным образом проводятся 2-й и 3-й туры. Тот, кто победил во всех З турах, получает оценку
По теме «Отечественная война 1812 г. могут быть использованы следующие слова:

I тур

IIтур

III тур

Бородино

Наполеон

Батарея

Канонада

Баталия

Штурм

Сражение

Смоленск

Пожар

партизаны

Барклай де Толли

Кутузов

Коновницын

Ермолов

Горчаков

Тучков

Раевский

Платов

Давыдов

Багратион

Редут

Даву

Ней

Тарутино

Березина

Фили

Тормасов

Флеши

Шевардино

Богарне

Игра направлена на развитие памяти и внимания учащихся.
Довольно часто на уроках проводится игра «Три направления». При повторении «Передняя Азия в древности» ученики распределились на страны: «Финикия», «Ассирия», «Вавилон». Медленно называю слово, которое относится к истории одной из этих стран. Задача каждого ряда встать сразу, как сказано слово, относящееся к стране. Примеры заданий: Хаммурапи, алфавит, железо, пурпурная краска, Вавилон, клинопись, колонии, таран, Ниневия, Библ, библиотека глиняных книг, законы, Ливанские горы.
Данную игру можно провести:

  • Представители направлений в общественном движении России конца XIX века: консерваторы, либералы, социалисты.

  • Представители разных областей культуры: наука, живопись, музыка, театр.

  • Представители разных направлений в культуре: классицизм, романтизм, реализм.

Игра «Что? Где? Когда?»


Данную игру я провожу в двух вариантах:

  • Используя информационные технологии. На слайде изображение (карта, картина, схема и т.д.). Ученики должны назвать событие, когда и где оно произошло.

  • На доске или на карточках ученики должны заполнить пропуски. На примере изучение темы «Внешняя политика Екатерины II» 7 класс

Что?

Где?

Когда?

Сражение

В Чесменской бухте

?

?

Кючук-Кайнарджи

1774г.

Взятие Измаила

Турция

?

Турецкая армия разгромлена войсками Румянцева

?

1770г.

?

в Керченском проливе

1791г


Игра «Герой, дата, событие». Учитель называет имя царя или личности. Один ученик называет, чем знаменит этот царь и личность. А другой ученик называет дату этого события или правление царя или дату реформы личности. Это игра развивает память, внимание, быстроту реакции, помогает закрепить пройденный материал.
Игра «Молодые исследователи». Россия в первой четверти XIX века.
Условия игры:
1. Прочитать отрывок из документа;
2. «Исследовать» его, определить, кто и в связи с чем его составил.

1. «Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретённых или родовых крестьян своих по одиночке или целыми селениями на волю, и вместе с тем утвердить участок земли…
Крестьяне, отпущенные от помещиков на волю и владеющие землёю в собственность, внесут подушный казённый оклад наравне с помещичьими, отправляют рекрутскую повинность натурою, и исправляя наравне с другими казёнными крестьянами земские повинности, оброчных денег в казну не платят».

2. В Манифесте Сената объявляется:

  1. Уничтожение бывшего правления.

  2. Учреждение Временного до установления постоянного, выборным.

  3. Свободное тиснение, и потому уничтожение цензуры.

  4. Свободное отправление богослужения всем верам.

  5. Уничтожение права собственности, распространяющееся на людей.

  6. Равенство всех сословий перед Законом.

  7. Объявления права всякому гражданину заниматься чем он хочет…

  8. Сложение подушных податей и недоимок по оным. И т.д.

3. «… Рассуждая, что назначение общего главнокомандующего армиями должно быть основано, во-первых, на известных опытах в военном искусстве, отличных талантах, на доверии общем, а равно и на самом старшинстве, посему единогласно убеждаются предположить к сему избранию генерала от инфантерии князя Кутузова…».

4. «Самые крестьяне из прилежащих к театру войны деревень наносят неприятелю величайший вред… Крестьяне, горя любовью к Родине, устраивают между собой ополчения. Случается, что несколько соседних селений ставят на возвышенных местах и колокольнях часовых, которые, завидя неприятеля, ударяют в набат. При сем знаке крестьяне собираются, нападают на неприятеля с отчаянием не сходят с места битвы, не одержав конечной победы. Они во множестве убивают неприятелей, а взятых в плен доставляют в армию.


5. «Его величество император всероссийский и союзники его, с одной стороны, и его величество король французский и наварский, с другой стороны, одушевляемы будучи равномерным желанием прекратить долговременные беспокойства Европы и бедствия народов прочным миром, основанном на справедливом распределением сил между державами… Не желая более требовать от Франции теперь, когда она, перешла под отеческое покровительство своих королей, представляет таким образом Европе залог безопасности и благонадёжности… Их реченные величества назначили полномочных для соображения, постановления и подписания мирного и дружественного трактата (со стороны России Разумовский и Нессельрод, со стороны Франции - Тайлеран)».

6. «Вся земля, в каждой волости надлежащая, разделяется на 2 части: волостную и частичную…» «Верховная власть разделяется на законодательную и верховно - исполнительную. I –е народному вече; II –я Державной Думе. Сверх того нужна ещё власть блюстительная, дабы те две не выходили из своих пределов. Власть блюстительная поручается верховному собору»

Игра «О ком речь?» Учитель зачитывает поэтические (возможно, и прозаические) описания кого-либо из исторических героев. Участникам игры нужно после каждого описания громко сказать имя героя, о котором шла речь.
Тема: «Отечественная война 1812 г. Перед чтением каждого отрывка имеет смысл называть автора, например: Послушайте отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова и скажите, о каком человеке идет речь.
Ему, погибельно войною принужденный,
Почти весь свет кричал: ура!
При визге бурного ядра
Уже он был готов — но... воин дерзновенный!
Творец смешал неколебимый ум,
Ты побежден московскими стенами...
Бежал!.. и скрыл за дальними морями
Следы печальные твоих высоких дум <...>
Зачем он так за славою гонялся?
Для чести счастье презирал?
С невинными народами сражался?
И скипетром стальным короны разбивал?
Зачем шутил граждан спокойных кровью,
Презрел и дружбой и любовь
И пред творцом не трепетал?.. (о Наполеоне)

...душой готов на подвиг ратный,
Берег войска, не шел вперед,
А шел упрямо на попятный.
И невзлюбил его народ.
И недовольства смутный ропот
Шел словно тень за ним шаг в шаг.
Сквозь канонаду, конский топот
Он слышал вечное: чужак...
Упряма заблуждений сила.
И даже Пушкина перо
Не очень-то и защитило,

Добром воздавши за добро.
(о Барклае де Толли) (Из стихотворения Натана Злотникова)

Начальник в бурке на плечах,
В косматой шапке кабардинской,
Горит в передовых рядах
Особой яростью воинской.
Сын белокаменной Москвы,
Но рано брошенный в тревоги,
Он жаждет сечи и молвы,
А там что будет вольны боги.
(о Д. Давыдове) (Из стихотворения-автопортрета Дениса Давыдова)

 

Удальцов твоих налетом
Ты — их честь, пример и вождь
По лесам и по болотам,
Днем и ночью вихрь и дождь,
Сквозь огни и дым пожара
Мчал врагов, с твоей толпой
Вездесущ, как божья кара,
Страх нежданного удара
И нещадный дикий бой!
(о Д. Давыдове) (Из стихотворения Н.М. Языкова)

И ты стоял — перед тобой Россия!
И вещий волхв, в предчувствии борьбы,
Ты сам слова промолвил роковые:
«Да сбудутся ее судьбы!..»
И не напрасно было заклинанье:
Судьбы откликнулись на голос твой!..
(о Наполеоне) (Из стихотворения Ф.И. Тютчева)

    Эта форма обобщения дает возможность школьникам познакомиться с отрывками из стихотворений замечательных поэтов, реализуя межпредметные связи.
Игра «Жили ли они?». В 5 классе провожу эту игру также в нескольких вариантах

  • На доске или на листочках записаны имена исторических деятелей, мифических героев, богов и ученики должны поставить + около имени, если жил, -, если мифический герой или бог.

  • Против каждого имени исторического деятеля коротко запишите: когда, где жил, кем был? Ученикам могут предложены имена: Ганнибал, Хеопс, Аполлон, Сет, Солон, Посейдон, Геракл, Спартак, Одиссей, Тутмос, Дионис, Геродот, Демокрит, Перикл, Хаммурапи, Прометей, Гомер, Ахиллес, Кир, Аларих, Фидий, Эсхил, Гефест, Ксеркс, Гесиод, Траян и др.

Рассказ от имени героя. Ролевая игра. Ученики должны рассказать от имени героя. Данная ролевая игра позволяет творчески переработать полученную традиционными способами историческую информацию.
Кроссворды, чайнворды, головоломки, криптограммы, ребусы и т. д.
Эти игры позволяют эффективно развивать память, внимание, быстроту реакции, оперативность и гибкость мышления, умение слушать другого человека и помогают закрепить пройденный материал.
Живая картина. Ученики оживляют какое-либо историческое событие по учебной картине: "Сбор дани", "Продажа крепостных"и т. д.
Рекламный плакат.Ученикам предлагается страны или города, по которым они должны составить рекламу. Она должна быть достаточно яркой, чтобы быть привлечь внимание каждого. Данное творческое игровое задание позволяет ученикам посмотреть на изученный материал под другим углом зрения, - это вариант практической работы на уроке истории.