Файл: Отчет о прохождении практики научноисследовательская работа (производственная практика).docx
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 458
Скачиваний: 17
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таким образом, после подведения результатов исследования, которые отражены в таблице 1, можно сделать выводы: большая часть имеет средний уровень духовно-нравственного воспитания - 57%. Например Настя Б. и София К. не знают и не могут охарактеризовать многие нравственные понятия, однако в своём поведении используют некоторые нравственные нормы. На низком уровне находятся 14% воспитаников. Такие дети недостаточно знакомы с нравственными понятиями и соответственно они не используют их в своем поведении, либо используют, но не осознанно. Например, Никита П. и Камила К. очень агрессивны к своим товарищам, поведение их в группе не соответствуют нравственным нормам. Высокий уровень в экспериментальной группе составляет 29%. Такие дети хорошо ориентируются в нравственных понятиях, помогают другим, могут оценить поведение одногруппников. Например, Лидия И. и Влад Б. очень добры к одногруппникам, если случается какая-то неприятность у товарищей, стараются помочь и поддержать. Могут охарактеризовать многие нравственные понятия и дать оценку нравственному поведению товарищей.
После проведения диагностики в контрольной группе, нами были получены результаты, которые занесены в таблицу.
Таблица 2
Уровень духовно-нравственной воспитанности дошкольников в контрольной группе на констатирующем этапе
Ф.И. | Методика 1 | Методика 2 | Методика 3 | Общий уровень духовно – нравственного воспитания |
Алёна А. | С | С | С | С |
Настя А. | В | С | В | В |
Кирилл А. | В | В | В | В |
Ваня А. | Н | С | Н | Н |
София Б. | С | С | С | С |
Женя Б. | С | С | С | С |
Лена Б. | С | С | В | С |
Вова В. | С | В | В | В |
Инна Г. | Н | С | Н | Н |
Дима Д. | Н | Н | Н | Н |
Яна Е. | С | Н | Н | Н |
Маша Ж. | В | С | В | В |
Ангелина З. | В | В | В | В |
Вика З. | С | С | С | С |
Маруся К. | Н | С | Н | Н |
Ваня К. | С | С | С | С |
Марина К. | С | С | С | С |
Толя М. | Н | Н | С | Н |
Кирилл М. | С | С | С | С |
Ваня М. | В | В | В | В |
Дима М. | С | С | Н | С |
Оля Н. | С | С | С | С |
Оля П. | В | С | В | В |
Максим С. | С | С | С | С |
Алина С. | В | С | С | С |
Лёша Т. | С | С | С | С |
Лера Т. | С | С | С | С |
Валера Х. | С | С | С | С |
Женя Ш. | Н | С | Н | Н |
Ксюша Ш. | С | С | Н | С |
По результатам отраженным в таблице 2 можно сделать выводы: 23 % группы имеют высокий уровень духовно-нравственного воспитания. Например, Оля П. и Ангелина З. хорошо ориентируются в нравственных понятиях, могут объяснить в каких ситуациях и как нужно поступать. Так же умеют оценить нравственное поведение одногруппников. Средний уровень имеют 54% группы. Например, Максим С. и Валера Х. смогли объяснить и охарактеризовать не все нравственные понятия, могут оценить ситуацию и объяснить, как правильно поступить, но на деле не всегда применяют знания на деле. Низкий уровень у 23% воспитанников. Например, Женя Ш. и Маруся К. плохо ориентируются в нравственных понятиях, в своём поведении не используют нравственные нормы, всегда смеются над другими и их недостатками, обижают детей меньше себя.
Для наглядности полученные результаты были представлены в виде диаграммы.
Рисунок 1
Уровень духовно-нравственной воспитанности дошкольников на констатирующем этапе
Из полученных результатов, мы сделали вывод, что необходимо разработать и внедрить программу духовно-нравственного воспитания дошкольников на занятиях по развитию речи в детском саду для повышения уровня духовно-нравственной воспитанности дошкольников.
-
-
-
Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников на занятиях по развитию речи в детском саду
-
На основе полученных результатов, с целью повышения результативности и уровня нравственной воспитанности в целом, была разработана и внедрена программа духовно-нравственного воспитания дошкольников на занятиях по развитию речи в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №54 города Белогорск».
Цель Программы: воспитание гуманной духовно-нравственной и творческой личности, достойных будущих граждан России, путем приобщения их к нравственным и духовным ценностям православной культуры, а также освоения духовно – нравственных традиций русского народа.
Задача программы:
-
расширение знаний он нравственных качествах человека у дошкольников при анализе образа литературных героев; -
актуализация нравственных чувств воспитанников; -
обогащение опыта нравственного поведения.
Содержание программы реализуется через проведение занятий по развитию речи:
-
Занятия по развитию речи по пересказу рассказа В.А. Осеевой «Хорошее» по опорным картинкам» -
Беседа «Какие положительные качества должны быть у современного человека» -
Занятия по развитию речи по рассказу В.Ю. Драгунского «Друг детства» -
Занятие по развитию речи по рассказу В.Ю. Драгунского «Друг детства» -
Занятие по развитию речи по рассказу В. А. Осеевой «Волшебное слово» -
Занятие по развитию речи по рассказу М.М. Пришвина «Ребята и утята» -
Занятие по развитию речи по рассказу Л.Н. Толстого «Филиппок» -
Занятие по развитию речи по рассказу Б.С. Житкова «Храбрый утёнок» -
Занятие по развитию речи по корейской сказке «Честный мальчик» -
Занятие по развитию речи по татарской сказке «Мудрый старик»
Первая задача данной программы – это расширение знаний о нравственных качествах человека у дошкольников при анализе образа литературных героев. Для этого было занятия по развитию речи по пересказу рассказа В.А. Осеевой «Хорошее» по опорным картинкам». На занятии воспитанники познакомились с данным произведением, методом прослушивания, провели анализ образа главного героя: выявили отрицательные качества, обсуждали его поведение и давали оценку, формировали знания о нравственных качествах героя, пытались исправить отрицательные качества на положительные качества. На занятии использовались иллюстрации по рассказу, карточки с нравственными качествами, пословицы с нравственным содержанием. На работу возле доски приглашались те воспитанники, у которых был низкий уровень духовно-нравственного воспитания, тем самым помогая им разобраться в нравственных качествах.
Таблица 3
Фрагмент занятия по развитию речи по пересказу рассказа В.А. Осеевой «Хорошее» по опорным картинкам»
Этапы занятия | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанника |
Обобщающая беседа после прочтения рассказа | Вспомните, о чём мечтал Юра вначале. Что вы можете сказать о его мечте: хорошая она или плохая? О чём он мечтал потом? Что можете сказать об этой мечте? Вспомните, о чём он ещё мечтал? Что можете сказать об этой мечте? Итак, сделайте вывод, какие мечты были у Юры? А теперь посмотрим на его поступки. Вспомните разговор Юры с сестрой. Какой хороший поступок мог совершить Юра для сестры? А как он поступил? Как он разговаривал с сестрой? Ребята, а когда мы просим, чтобы нам не мешали? Был ли Юра занят? Какой хороший поступок мог совершить Юра для няни? А как он поступил? Как он с ней разговаривал? А когда мы говорим, что нам некогда? Действительно ли у Юры было очень много дел? Какой хороший поступок мог совершить Юра для Трезора? Как он поступит с Трезором? Скажите, что же было хорошее в рассказе? А что же было не очень хорошее? Каким вы себе представляет Юру, был ли он плохим, злым мальчиком? Какой совет вы можете дать Юре? Вспомните, какой совет дала Юре мама. Сравните ваши советы. А теперь объясните название рассказа «Хорошее». | - Что, если б моя сестренка тонула, а я бы её спас - Хорошая - Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил Ответы детей. - Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил - Мечты у Юры были хорошие - Погулять с ней - Он обидел сестру - Грубо - Когда чем-то заняты - Нет, он просто думал - Убрать посуду - Обидел няню - Грубо - Когда у нас много дел - Нет, он просто сидел и думал - Дать ему попить - Прогнал его - Мысли и желания Юры - Поступки Юры - Нет, просто он не знал, как он может сделать хорошее Ответы детей. - Хорошее нужно совершать на деле, а не в мыслях |
На заключительном этапе занятия мы решили немного помечтать о том, какие бы хорошие поступки хотели совершить дети. Каждый поступок мы рассматривали как хороший поступок, или эгоистичный.
Следующее занятие по расширению знаний о нравственных качествах человека у дошкольников мы провели беседу по теме «Какие положительные качества должны быть у современного человека» (таблица 4).
Таблица 4
Фрагмент беседы «Какие положительные качества должны быть у современного человека»
Этапы работы | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Актуализация знаний | - Ребята, как вы думаете, как можно избавиться от отрицательных качеств? - Верно. Подумайте, пожалуйста, какими хорошими качествами мы можем заменить отрицательные качества человека (зло, лень, лживость, равнодушие, грубость, враждебность) - Молодцы! Все вы разные: кто-то добродушный и спокойный, а кто-то подвижный, на месте усидеть не может. Расскажи те о своём главном качестве, одним словом. - Хорошо. А вы назвали в основном хорошие качества или плохие? Почему? - А какие отрицательные качества мы должны изгнать из себя, чтобы быть хорошими? - А какие положительные качества вы знаете? - А вам хотелось бы иметь только положительные качества? Почему? - Но быть всегда только хорошим трудно, иногда мы совершаем плохие поступки, и чаще всего сами не можем их оправдать и объяснить. Но для того чтобы люди поняли, что этим плохим поступком мы не гордимся и раскаиваемся, как это можно показать? | - Можно каждое плохое качество заменить хорошим. - Доброта, трудолюбие, честность, забота (внимательность), вежливость, дружелюбие. Ответы детей. - Хорошие. Потому что хорошие качества легче назвать. Плохие качества называть стыдно. - Жадность. Лень. Страх. Зависть. Злость. Грубость. Жестокость. Эгоизм. - Добрый. Внимательный. Бережёт природу. Любит свою страну. Честный. Ласковый. Вежливый. Заботливый. - Да. Тогда бы все дружили со мной. Брали бы с меня пример. Я бы никогда ни кого не обидел. Я бы стал лучше. - Извиниться. Постараться исправиться. Помочь этому человеку. |
Обобщение по теме | - А сейчас мы отправимся с вами в сказочное путешествие и посмотрим, какие черты характера человека или животного способствовали совершению плохих поступков. Для этого нам нужно будет вспомнить любимые сказки: 1. Какая черта характера оставила старуху у разбитого корыта? 2. Какая черта характера Красной шапочки, привела к трагическому событию в сказке? 3. Из-за чего Заяц лишился лубяной избушки? 4. Из-за чего Иванушка стал козлёночком? 5. Из-за чего Стрекоза в басне Крылова осталась без тепла и крова? | - Жадность. - Не могла молчать. Много болтала (болтливость) - Доверчивость. - Не послушался (непослушание) - Лень (легкомыслие) |