Файл: Отчет о прохождении практики научноисследовательская работа (производственная практика).docx
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 459
Скачиваний: 17
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Началом формирования речевой деятельности ребенка является дошкольное детство (это и детский сад, и семья), именно в этот период закладываются основы развития речи, обогащается словарь детей, формируется звуковая культура речи детей.
Развитие связной речи у маленького человека – долгий и сложный процесс. Актуальность этой задачи для дошколёнка сложно переоценить. С помощью речи ребёнок познает окружающий мир, развивает коммуникативные навыки, ассоциативное мышление.
Свой первый опыт воспроизведения человеческой речи ребёнок черпает из своего ближайшего окружения, слушая и запоминая речь взрослых, которую слышит вокруг себя. Особенности детской психологии предполагают подражательное поведение как одно из основных для маленького ребенка. Психологами и социологами установлено, что дети, которые провели первые несколько лет жизни в социальной изоляции, впоследствии так и не могут окончательно адаптироваться ни к языку, ни к жизни в обществе. Этот факт доказан на примере так называемых диких детей – детей, по каким-то причинам оказавшихся лишёнными контакта с людьми в возрасте до 6 лет.
Игра – одна из основных форм деятельности человека, особенно важное место она занимает в жизни ребенка.
Одной из этих особенностей игровой деятельности является ее относительная независимость от практических потребностей жизни. Игроки руководствуются в основном непосредственным интересом к самому процессу игры или к ее содержанию. Мотивом к игре есть возможность проверить свои способности, силу, попытки получить положительные эмоции, радостное чувство удовлетворения своей активностью, достигнутыми успехами.
Второй характерной особенностью игры является тесная связь с общественной жизнью. В играх отражаются важные явления окружающей среды.
Некоторые исследователи выделяют в качестве одной из важных особенностей игровой деятельности полную свободу проявления и даже подчёркивают недопустимость какого-либо вмешательства со стороны.
Но такая безграничная свобода может привести к проявлению не совсем позитивных сторон игроков. Игра – это всегда импровизация, как бы тщательно она не была подготовлена.
Главной особенностью игровой деятельности является возможность развития и совершенствования человека, также создание условий для общения и взаимодействия сверстников.
Взаимодействие при игровой деятельности проявляется не только в повышении уровня инициативности и изобретательности, но и, что немаловажно, умение согласовывать свои действия с действиями партнёра по игре, и в результате коллективного общения приводит к развитию коммуникативных способностей.
При жизни человек проигрывает много ролей и к выполнению каждой из них готовится сам или его готовит общество.
Игровая ситуация (как в процессе подвижной игры, так и в процессе дидактической игры, в процессе игр с дидактическими пособиями) создаёт благоприятную почву для формирования сплочённого коллектива, способности его членов совместно, не причиняя друг другу неудобств, выполнять задания, учиться замечать и оценивать поступки сверстников.
Уже говорилось о том, что игра является не только средством социализации ребенка, поскольку, играя, он ощущает себя одновременно личностью и членом коллектива, но и средством развития речи. Она способствует объединению больших и маленьких, помогает им найти общий язык, учит договариваться друг с другом, уступать, слышать товарища, продолжать его действия или выручать, подчинять свои желания существующим правилам.
Сказка, детские песенки, игры-забавы... Их возможности большие. Первые сказки, рассказы: ребенок дошкольного возраста слышит ритмичный язык, слова часто звучат как в стихах, а героям предоставляются необычные определения.
Человечество из поколения в поколение, передавая содержание сказок, давало ответы на основные жизненно важные вопросы, ведь историю развития взаимоотношений между людьми заложено в сюжетах многих сказок, детских произведений.
Принципы, которые способствуют воспитанию у детей интереса к познанию:
-
восприятие художественных произведений; -
стимулирование к культурно-творческим проявлениям с их содержанием; -
организация целенаправленного обучения языково-художественному творчеству через литературно-речевую деятельность; -
использование произведений художественной литературы и фольклора в процессе культуро-творческого развития детей; -
обучение детей проявлять словесное творчество посредством: -
составления самостоятельных произведений на основе анализа художественных источников, активного усвоения содержания и художественной формы; -
сочинение сказок; -
придумывание небылиц; -
составление воображаемых рассказов по сказочным сюжетам, а также сюжетам детских игр; -
дополнение сказочного сюжета своим творческим словесным сопровождением; -
обработка сказок по новому придуманному сюжету. -
сложение стихов.
Для нравственного воспитания и развития необходимо организовать обучение как коллективную деятельность, которая пронизана нравственными отношениями. Влияние коллектива на личность логично тогда, когда каждый ребенок занимает в коллективе объективно своим возможностям место, становится незаменимой личностью. Это способствует развитию чувства собственного достоинства, которое заставляет ребенка без внешнего побуждения действовать согласно установленным нравственным нормам и принципам. Воспитание в коллективе ставит дошкольника перед необходимостью самовоспитания и самообразования, без которых невозможно развитие, в том числе и нравственно.
Приложение 2
Обзор научных и педагогических идей (трудов) с анализом
В современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности.
Проведенный анализ научно-педагогической литературы свидетельствует о внимании многих исследователей к проблемам духовно-нравственного воспитания личности в современном мире. Ухудшение духовно-нравственной обстановки в российском обществе связано с отсутствием у подрастающего поколения четких положительных жизненных ориентиров. В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности, патриотизме.
Разработка научно-педагогических источников дает основания свидетельствовать, что эта проблема активно разрабатывалась философами, педагогами прошлого. Закономерно, что и сегодня не теряют своей педагогической ценности рекомендации и методические аспекты по данной проблеме в трудах отечественных и зарубежных педагогов.
Как было отмечено выше, проблема духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста всегда привлекала внимание ученых и рассматривалась классиками педагогической науки, в частности Я. Коменского, И. Песталоцци, К. Ушинского, М. Монтессори, С. Русовой, Е. Тихеевой, Е. Водовозовой, а также современными педагогами А. Богуш, Н. Гавриш, Н. Горбуновой, Н. Луцан, Т. Котик, А. Трифоновой и другими.
Стоит подчеркнуть, что анализ научных источников свидетельствует о том, что накоплен немалый опыт по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.
Цель работы – проанализировать истоки и основные элементы зарождения научных и педагогических идей (трудов) о духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста на занятиях по развитию речи в детском саду.
Внимание к вопросам речевого развития мы находим еще в трудах древнегреческих философов – Платона, Аристотеля, Сократа, Квинтилиана, в которых не только подчеркивается необходимость развития духовно-нравственного воспитание детей дошкольного возраста на занятиях по развитию речи с раннего возраста, но и предоставляются некоторые практические советы воспитателям и учителям.
Древнегреческий философ Платон считал, что воспитание и обучение человека начинается с самых первых лет и продолжается в течение жизни. При этом он подчеркивал, что мать – кормилица, отец – "баловень" должны заботиться о совершенствовании ребенка с самого раннего возраста. Платон отмечал, что дети во всем и всегда имели прислушиваться к советам родителей и «не могли ничего сказать или сделать без того, чтобы именно они не указывали: что это справедливо, а то – несправедливо, что это положительное, а то – позорное, что это святое, а то нечестивое, что это делай, а того не делай»1.
Важно отметить, что большое внимание уделял Платон в воспитании детей нравственности и музыке. Так, в процессе школьного обучения, замечал он, мальчики сначала должны изучать буквы и овладевать навыками письма, и только после того, как они начинали понимать написанное, учителя должны предлагать им для чтения произведения великих поэтов. Платон подчеркивал, что содержание этих произведений должен был быть поучительного характера, освещать события прошлого, жизнь и поступки знаменитых людей, прославление и возвышение их подвигов. При этом учителя имели заботиться, чтобы эти произведения мальчики изучали наизусть с целью подражания поступкам главных героев и желанием стать такими, как они. Таким образом, в школе учителя «делали в соответствии с желанием родителей больше заботиться о добродетели детей».
Важно отметить мнение Платона о том, что язык и поэзия влияют на духовно-нравственное развитие ребенка. При этом он считал, что высшей ценностью в формировании развитой личности является гармоничное сочетание звука, слова, мелодии, ритма и содержания художественного произведения. Вместе с тем он выразил мнение, что «наука письма не нужна, потому что письмо портит память, затрудняет доступ слова по душе, создает пробел между архитворив и умом человека».
Великий греческий философ Аристотель также считал, что главной задачей воспитания является развитие в ребенке чувство прекрасного. Он подчеркивал, что развитие природных задатков, навыков, ума – три основных источника нравственного воспитания ребенка. Важно, подчеркивал Аристотель, чтобы в процессе начального обучения дети научились грамоте, рисования и музыки. Аристотель отмечал, что именно в дошкольный период рядом с разнообразными играми следует использовать рассказы, влияющие на развитие ума ребенка. При этом подчеркивал, что начинать целенаправленно готовить детей к школе необходимо с пятилетнего возраста. В школьном обучении Аристотель обращал внимание не