Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 1330

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Приложение 7

История отечественного телевидения……………………………………416

Приложение 8

Примерный сценарий типового короткометражного

музыкального радиорассказа…………………………………………………420

Приложение 9

Примерный сценарий типового

сатирического киносюжета………………………………………….........422

Приложение 10

Примерный сценарий типового

короткометражного киносюжета

«Музей мотоциклов» на телевидении…………………………………..424

Приложение 11

Примерный план сценария телевыпуска новостей

на телевидении…………………………………………..………………...426

Приложение 12

Методика общей подготовки и выступления

на телевидении……………………………………………………………..429


ВВЕДЕIIИЕ


Предлагаемый учебник «Теория и практика массовой информации», предназначенный для студентов 3-го курса всех форм обучения по специальности 030602.65 «Связи с общественностью», является завершающим из серии учебников этой дисциплины. Он состоит из двух частей: «Содержание курса» и «Учебно-методическое обеспечение курса». Курс рассчитан на плановые 74 часа, из которых 38 - лекции, 36 - семинарские занятия. В зимний семестр предполагается сдача зачета, а в весенний семестр ­сдача итогового экзамена (за три года обучения).

Настоящий учебник составлен с учетом базовых направле­ний, намеченных ГОСТ ОПДФ.О9. «Теория и практика массовой информации» третьего года обучения.

В основу данного учебника положено изучение основных

теоретических положений науки о радио-телевизионной жур­налистике, Интернете, маркетинге и рекламе в пределах требований программы. Автор не ставил перед собой цель всестороннего и углубленного рассмотрения этой проблемы, поскольку, с одной стороны, подобная постановка вопроса уместна лишь для специализированных факультетов, («журналистики», «телевидения и радио» и т.п., где готовят профессионалов отрасли). Но, с другой стороны, без изучения теле-радиопроблематики не может быть и дисциплины «Теория и практика массовой информации» как таковой, как не может быть и «Связей с общественностью» без «Теории и практики массовой информации».

Ведь связи с общественностью в России на современном этапе развития представляют собой не просто форму коммуникативного управления, а регулирование управлением масс-медийного процесса. Иными словами, по своей социально-коммуникативной природе они не просто взаимосвязаны и взаимозависимы, они составляют базовую основу для подготовки квалифицированного специалиста по связям с общественностью.

308

333

10______________________________________________________А.Г.Киселев
Предлагаемое издание предполагает достаточное рассмотрение теории и практики отечественного радиовещания и телевидения, Интернета, маркетинга СМИ и рекламы. Отдельное место отводится роли электронных СМИ в период вхождения в информационное общество. Рассматриваются особенности РВ и ТВ, их жанровое своеобразие, этические принципы, а также технологии телерадиомастерства. Очевидно, что дипломирован­ный специалист по связям с общественностью - это специалист, хорошо владеющий русским языком и литературой, тех­нологиями создания материала, журналистикой: и не только газетно-журнальной, но и радиотелевизионной. А если иметь в виду и другие знания, получаемые студентами за пятилетний срок обучения, в итоге получается всесторонне образованный, уникальный специалист, которому PR будет всегда по плечу.

В соответствии с требованиями ГОСТа учебник также со­держит необходимые знания о современном состоянии, направ­лениях и перспективах рынка средств массовой информации. В достаточном объеме представлены материалы о путях эконо­мической выживаемости СМИ, маркетинге и менеджменте средств массовой информации, рекламе. В учебнике после каж­дого параграфа приводятся контрольные вопросы и домашние задания, а также дается распределение часов курса «Теория и практика массовой информации» по годам обучения, примерные вопросы к зачету и билеты к итоговому экзамену.

Целью данного учебника как преподавания дисциплины «Теория и практика массовой информации» на завершающем 3-м курсе является обучение студентов методике эффективной деятельности в массово-коммуникативной cpедe. А также по­мощь в овладении ими знаний основ радио- и телевидения, ры­ночных отношений СМИ, правовой и этической культуры.

Разработка предлагаемого учебника является одной из пер­вых научно обоснованных и учебно-методических попыток в изу­чении дисциплины «Теория и практика массовой информации» - системе высшего образования Российской Федерации.

Учебник написан на основе многолетнего личного автор­ского опыта работы в СМИ, в частности - на радио и телеви­дении. Вместе с тем следует отметить, что отдельные фрагменты некоторых разделов содержат частично заимствованную



Теория и практика массовой информации_____________________________11


информацию, что совершенно естественно при реализации столь

объемного и многоплановового замысла.

Надеюсь, что эта работа послужит дальнейшему совершенствованию преподаваемого предмета, станет одним из основных элементов в системе развития знаний дисциплины «Те­ория и практика массовой информации», являющейся основой специальности «Связи с общественностью».

А.Г. Киселёв,

доктор социологических наук, профессор,

академик Международной педагогической академии,

академик Академии литературы,

главный редактор журнала «Президентский контроль»

Администрации Президента, Российской Федерации

Ч А С Т Ь I

С О Д Е Р Ж А Н И Е К У Р С А

Раздел I

Отечественное радиовещание

в формировании информационного

общества. Теория и практика

радиожурналистики
Глава I

Развитие радиовещания

и его неотъемлемые компоненты


Отечественное радиовещание имеет богатую и сложную историю. Вопрос о конкретной дате начала массового вещания в России имеет неоднозначные мнения. Выделим наиболее до­стоверные из них.

Первые радиотелефонные передачи, обращенные к массо­вой аудитории, состоялись весной 1921 г. Их осуществили ин­женеры Казанской базы радиоформирований. Был сконструиро­ван усилитель, благодаря которому разговор по телефону мож­но было передавать через рупор наподобие грамофонной тру­бы. Такие рупоры были установлены на двух площадях Казани 1 мая 1921 г., и через передавались тексты газетных статей. Эта информация быстро разнеслась по стране. И уже 7 мая московские газеты напечатали об этом событии информацию РОСТА (Российского телеграфного агентства). Казанский опыт быстро переняли Москва и Петроград.

С 28 мая па 1 июня 1921 г. громкоговорящая радиотелефон­ная установка была испытана в Москве (на балконе здания Мосcоветa). А 17 июня передачи Центральной радиотелефонной стан-


1.1. Из истории становления отечественного радиовещания


Теория и практика массовой информации_____________________________13
ции начали транслировать на шести площадях Москвы. Их со­держание составляли телеграммы РОСТА, материалы газет, а также лекции и доклады.

Однако следует отметить, что регулярные передачи мос­ковской Сокольнической радиостанции имени АС. Попова нача­лись 12 октября 1924 г. 23 ноября того же года началось еже­дневное вещание радиопрограмм станции имени Коминтерна.

Существуют два спорных мнения по поводу радиоизобре­тателей. Первооткрыватели А.С. Попов из России и Г. Маркони из Италии на самом деле и не предполагали что выйдет из изобретения, поскольку они сконструировали средства связи, а не средство массовой информации и культуры. Однако их ве­ликое открытие неоспоримо. И все же кто из них был первым?

25 апреля (7 мая) 1895 г. русский ученый АС. Попов выступил с научным докладам и демонстрацией прибора, который был назван «громкоговорителем» и выразил надежду его при­менении для передачи сигнала на расстоянии без проводов. Уже в марте 1896 г . он продемонстрировал свое открытие на практи­ке, передав на расстояние 250 Азбукой Морзе первую в мире радиограмму, состоявшую из двух слов: «Генрих Герц» (имя гениального физика, чьи работы легли в основу изобретения А. Попова).


Суть спора о первенстве изобретения в основном в том, что АС. Попов по настоянию военно-морского ведомства свой прибор не патентовал - его изобретение засекретили. А в этом же году итальянский ученый Гульельмо Маркони получил па­тент от английского правительства на такое же изобретение. Изучение исторических обстоятельств и документов дает осно­вание поддержать мысль об автономности исследований уче­ных.

К сожалению, в России изобретение Попова в течение дли­тельного времени использовалось главным образам в военных це­лях, тогда как Маркони привлекло к радиотелеграфии внимание широких деловых, кругов, благодаря чему он получил хорошие материальные возможности для развития. Так, в 1901 г. Маркони осуществил радиосвязь через Атлантический океан. А в 1909 г. за свои достижения он был удостоен нобелевской премии.

В истории радиовещания заслуживают внимания и опыты телефонии - системы передачи человеческой речи по прово-

14_____________________________________________________А.Г.Киселев
дам. Так, с помощью изобретения американского профессора Александра Белла телефонный аппарат использовался для экс­периментальных попыток передачи с его помощью спектаклей прямо со сцены театра.

Что же касается собственно радио, то голос человека по радио России прозвучал впервые лишь в 1919 г. - это был голос дежурного инженера Нижегородской радиолаборатории, который услышали в Москве и Петрограде.

Между тем в качестве технического коммуникационного просветительско-пропагандистского канала радио заявило о себе еще на стадии «точек и тире» Морзе. Важно заметить, что радиотелеграф в этом свойстве было не автономным СМИ, а составлял звено информационно-пропагандистской цепочки. Так, в 1914-1917 гг., из Зимнего дворца передавались важнейшие сообщения высшего руководства страны, распоряжения царя и правительства. По той же схеме после революционных событий распространялись отдельные постановления и декреты Совет­ского правительства.

Экспериментальное массовое вещание в России начина­лось с радиоконцертов, постепенно приобретая политическую направленность, которая была вызвана необходимостью на тот период. Так, в 1921 г. массовое печатное издание «Известия ЦИК и ВЦИК» выходило малым тиражом всего 350 тыс. экземп­ляров на страну. Это было вызвано отсутствием денежных средств, недостатком и дороговизной бумаги, чрезмерностью типографских расходов и с другой стороны - развал эконо­мики, отсутствие прочной и быстрой связи центра с районами республики, но более всего - поголовная неграмотность двух правящих классов - рабочих и крестьян, которые, тем не ме­нее, должны были управлять государством. Поэтому рост поли­тического самосознания невозможен был без хорошо отлажен­ной информированности самих масс.