Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 1330
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Приложение 7
История отечественного телевидения……………………………………416
Приложение 8
Примерный сценарий типового короткометражного
музыкального радиорассказа…………………………………………………420
Приложение 9
Примерный сценарий типового
сатирического киносюжета………………………………………….........422
Приложение 10
Примерный сценарий типового
короткометражного киносюжета
«Музей мотоциклов» на телевидении…………………………………..424
Приложение 11
Примерный план сценария телевыпуска новостей
на телевидении…………………………………………..………………...426
Приложение 12
Методика общей подготовки и выступления
на телевидении……………………………………………………………..429
ВВЕДЕIIИЕ
Предлагаемый учебник «Теория и практика массовой информации», предназначенный для студентов 3-го курса всех форм обучения по специальности 030602.65 «Связи с общественностью», является завершающим из серии учебников этой дисциплины. Он состоит из двух частей: «Содержание курса» и «Учебно-методическое обеспечение курса». Курс рассчитан на плановые 74 часа, из которых 38 - лекции, 36 - семинарские занятия. В зимний семестр предполагается сдача зачета, а в весенний семестр сдача итогового экзамена (за три года обучения).
Настоящий учебник составлен с учетом базовых направлений, намеченных ГОСТ ОПДФ.О9. «Теория и практика массовой информации» третьего года обучения.
В основу данного учебника положено изучение основных
теоретических положений науки о радио-телевизионной журналистике, Интернете, маркетинге и рекламе в пределах требований программы. Автор не ставил перед собой цель всестороннего и углубленного рассмотрения этой проблемы, поскольку, с одной стороны, подобная постановка вопроса уместна лишь для специализированных факультетов, («журналистики», «телевидения и радио» и т.п., где готовят профессионалов отрасли). Но, с другой стороны, без изучения теле-радиопроблематики не может быть и дисциплины «Теория и практика массовой информации» как таковой, как не может быть и «Связей с общественностью» без «Теории и практики массовой информации».
Ведь связи с общественностью в России на современном этапе развития представляют собой не просто форму коммуникативного управления, а регулирование управлением масс-медийного процесса. Иными словами, по своей социально-коммуникативной природе они не просто взаимосвязаны и взаимозависимы, они составляют базовую основу для подготовки квалифицированного специалиста по связям с общественностью.
308
333
10______________________________________________________А.Г.Киселев
Предлагаемое издание предполагает достаточное рассмотрение теории и практики отечественного радиовещания и телевидения, Интернета, маркетинга СМИ и рекламы. Отдельное место отводится роли электронных СМИ в период вхождения в информационное общество. Рассматриваются особенности РВ и ТВ, их жанровое своеобразие, этические принципы, а также технологии телерадиомастерства. Очевидно, что дипломированный специалист по связям с общественностью - это специалист, хорошо владеющий русским языком и литературой, технологиями создания материала, журналистикой: и не только газетно-журнальной, но и радиотелевизионной. А если иметь в виду и другие знания, получаемые студентами за пятилетний срок обучения, в итоге получается всесторонне образованный, уникальный специалист, которому PR будет всегда по плечу.
В соответствии с требованиями ГОСТа учебник также содержит необходимые знания о современном состоянии, направлениях и перспективах рынка средств массовой информации. В достаточном объеме представлены материалы о путях экономической выживаемости СМИ, маркетинге и менеджменте средств массовой информации, рекламе. В учебнике после каждого параграфа приводятся контрольные вопросы и домашние задания, а также дается распределение часов курса «Теория и практика массовой информации» по годам обучения, примерные вопросы к зачету и билеты к итоговому экзамену.
Целью данного учебника как преподавания дисциплины «Теория и практика массовой информации» на завершающем 3-м курсе является обучение студентов методике эффективной деятельности в массово-коммуникативной cpедe. А также помощь в овладении ими знаний основ радио- и телевидения, рыночных отношений СМИ, правовой и этической культуры.
Разработка предлагаемого учебника является одной из первых научно обоснованных и учебно-методических попыток в изучении дисциплины «Теория и практика массовой информации» - системе высшего образования Российской Федерации.
Учебник написан на основе многолетнего личного авторского опыта работы в СМИ, в частности - на радио и телевидении. Вместе с тем следует отметить, что отдельные фрагменты некоторых разделов содержат частично заимствованную
Теория и практика массовой информации_____________________________11
информацию, что совершенно естественно при реализации столь
объемного и многоплановового замысла.
Надеюсь, что эта работа послужит дальнейшему совершенствованию преподаваемого предмета, станет одним из основных элементов в системе развития знаний дисциплины «Теория и практика массовой информации», являющейся основой специальности «Связи с общественностью».
А.Г. Киселёв,
доктор социологических наук, профессор,
академик Международной педагогической академии,
академик Академии литературы,
главный редактор журнала «Президентский контроль»
Администрации Президента, Российской Федерации
Ч А С Т Ь I
С О Д Е Р Ж А Н И Е К У Р С А
Раздел I
Отечественное радиовещание
в формировании информационного
общества. Теория и практика
радиожурналистики
Глава I
Развитие радиовещания
и его неотъемлемые компоненты
Отечественное радиовещание имеет богатую и сложную историю. Вопрос о конкретной дате начала массового вещания в России имеет неоднозначные мнения. Выделим наиболее достоверные из них.
Первые радиотелефонные передачи, обращенные к массовой аудитории, состоялись весной 1921 г. Их осуществили инженеры Казанской базы радиоформирований. Был сконструирован усилитель, благодаря которому разговор по телефону можно было передавать через рупор наподобие грамофонной трубы. Такие рупоры были установлены на двух площадях Казани 1 мая 1921 г., и через передавались тексты газетных статей. Эта информация быстро разнеслась по стране. И уже 7 мая московские газеты напечатали об этом событии информацию РОСТА (Российского телеграфного агентства). Казанский опыт быстро переняли Москва и Петроград.
С 28 мая па 1 июня 1921 г. громкоговорящая радиотелефонная установка была испытана в Москве (на балконе здания Мосcоветa). А 17 июня передачи Центральной радиотелефонной стан-
1.1. Из истории становления отечественного радиовещания
Теория и практика массовой информации_____________________________13
ции начали транслировать на шести площадях Москвы. Их содержание составляли телеграммы РОСТА, материалы газет, а также лекции и доклады.
Однако следует отметить, что регулярные передачи московской Сокольнической радиостанции имени АС. Попова начались 12 октября 1924 г. 23 ноября того же года началось ежедневное вещание радиопрограмм станции имени Коминтерна.
Существуют два спорных мнения по поводу радиоизобретателей. Первооткрыватели А.С. Попов из России и Г. Маркони из Италии на самом деле и не предполагали что выйдет из изобретения, поскольку они сконструировали средства связи, а не средство массовой информации и культуры. Однако их великое открытие неоспоримо. И все же кто из них был первым?
25 апреля (7 мая) 1895 г. русский ученый АС. Попов выступил с научным докладам и демонстрацией прибора, который был назван «громкоговорителем» и выразил надежду его применении для передачи сигнала на расстоянии без проводов. Уже в марте 1896 г . он продемонстрировал свое открытие на практике, передав на расстояние 250 Азбукой Морзе первую в мире радиограмму, состоявшую из двух слов: «Генрих Герц» (имя гениального физика, чьи работы легли в основу изобретения А. Попова).
Суть спора о первенстве изобретения в основном в том, что АС. Попов по настоянию военно-морского ведомства свой прибор не патентовал - его изобретение засекретили. А в этом же году итальянский ученый Гульельмо Маркони получил патент от английского правительства на такое же изобретение. Изучение исторических обстоятельств и документов дает основание поддержать мысль об автономности исследований ученых.
К сожалению, в России изобретение Попова в течение длительного времени использовалось главным образам в военных целях, тогда как Маркони привлекло к радиотелеграфии внимание широких деловых, кругов, благодаря чему он получил хорошие материальные возможности для развития. Так, в 1901 г. Маркони осуществил радиосвязь через Атлантический океан. А в 1909 г. за свои достижения он был удостоен нобелевской премии.
В истории радиовещания заслуживают внимания и опыты телефонии - системы передачи человеческой речи по прово-
14_____________________________________________________А.Г.Киселев
дам. Так, с помощью изобретения американского профессора Александра Белла телефонный аппарат использовался для экспериментальных попыток передачи с его помощью спектаклей прямо со сцены театра.
Что же касается собственно радио, то голос человека по радио России прозвучал впервые лишь в 1919 г. - это был голос дежурного инженера Нижегородской радиолаборатории, который услышали в Москве и Петрограде.
Между тем в качестве технического коммуникационного просветительско-пропагандистского канала радио заявило о себе еще на стадии «точек и тире» Морзе. Важно заметить, что радиотелеграф в этом свойстве было не автономным СМИ, а составлял звено информационно-пропагандистской цепочки. Так, в 1914-1917 гг., из Зимнего дворца передавались важнейшие сообщения высшего руководства страны, распоряжения царя и правительства. По той же схеме после революционных событий распространялись отдельные постановления и декреты Советского правительства.
Экспериментальное массовое вещание в России начиналось с радиоконцертов, постепенно приобретая политическую направленность, которая была вызвана необходимостью на тот период. Так, в 1921 г. массовое печатное издание «Известия ЦИК и ВЦИК» выходило малым тиражом всего 350 тыс. экземпляров на страну. Это было вызвано отсутствием денежных средств, недостатком и дороговизной бумаги, чрезмерностью типографских расходов и с другой стороны - развал экономики, отсутствие прочной и быстрой связи центра с районами республики, но более всего - поголовная неграмотность двух правящих классов - рабочих и крестьян, которые, тем не менее, должны были управлять государством. Поэтому рост политического самосознания невозможен был без хорошо отлаженной информированности самих масс.