Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 1335
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сегодня радиовещание перешло на цифровые технологии, когда компьютер, снабженный звуковой картой, цифровым пультом, студийным микрофоном, комплектом дек для мини- и компакт-дисков преобразовывает аналоговый звук в цифровой и наоборот. При этом существенно возрастет качество звучания. Это наиболее оптимальный вариант, использующийся в производстве радиовещания.
Итак, современная типовая радиостудия (речевая) состоит из магнитофонов перечисленных типов, центрального Пульта. Студия отгорожена стеклом для визуального контакта режиссера с ведущим передачи. В отгороженной и уплотненной звуко-
Теория и практика массовой информации_____________________________21
непроницаемой решеткой второй комнате (собственно речевой студии) находятся преимущественно микрофоны, кнопки для переговоров с режиссером, светильники, специально оборудованный дикторский стол и стулья. В отличие от речевой концертная студия более объемна по размеру, в ней присутствуют также подвесные, передвижные микрофоны для записи концерта хора или оркестра и т.п.
Контрольные вопросы и задания
-
Определите тождественность или противоречивость «радио» и «радиоэлектроники». -
Охарактеризуйте начальный этап радиосвязи и современного радиоспектра. -
Как оборудованы радиостанции поселкового и городского типа?
4. Назовите техническое оснащение радиостудии.
1.3. Специфика радиокоммуникации и ее формообразующие и выразительные средства
Мы хорошо помним мифологию. Древние греки считали, что их боги жили в эфире — верхнем лучезарном слое. Буквально все и, в частности, молния были подвластны только Зевсу. И вот с наступлением научно-технической революции сделано величайшее достижение — создано радиовещание. Современная наука вырвала из рук Зевса молнию и заставила ее заговорить, поэтому не случайно новое открытие, вначале именовалось голосом Бога.
Скорость — главный фактор в покорении пространства. С использованием электрических волн она превратила радио (а вскоре и телевидение) в планетарные массовые коммуникации. Если бы по мановению волшебной палочки можно было вдруг увидеть звучащее околоземное пространство, то наша планета предстала бы перед нами окутанной плотной «паутиной» звуковых нитей — «продукта» неисчислимого множества рабо-
22____________________________________________________А.Г. Киселев
тающих радио-и телестанций. Эти сигналы, посланные в Эфир (одно из величайших изобретений и достижений человечества) - электронная революция, изменившая не только информационный лик планеты, но и активно влияющая на самого человека.
Ноосфера в конце ХХ столетия приобрела новое качество: космическое пространство, окружающее нашу планету, наполнилось не только путями его материально-технической деятельности, но и самой мыслью, летящей в эфире со скоростью электромагнитных волн. Человек неизмеримо расширил освоенное им пространство и с помощью стремительного развития техники прорвался в Космос.
Все эти радиосигналы, окутавшие землю, несут огромное количество звучащей информации. Радиовещание, с одной стороны, есть естественное продолжение наработанного человеческого опыта в. отражении и организации социальной информации. Радиоканал для трансляции других звуковых, речевых искусств передачи огромных массивов собственной творческой деятельности. С другой - это создание новой речевой реально- сти, языкового существования в эфире.
Всепроникающая способность, огромная скорость в передаче информации, массовость и в то же время единичность обращения к слушателю определили масштаб распространения радиокоммуникации и ее значение в жизни людей. Для нас раскрытие специфики радиокоммуникации нужно прежде всего для лучшего понимания природы ее жанров, об особенностях которых будем говорить в следующих лекциях.
Радиокоммуникация связана со временем, поэтому она необратима, одномоментная, линейна в своем движении. У слушателя нет возможности остановить ее (если, конечно, не брать в расчет отключение радиоприемника). Сведения усваиваются непрерывно в потоке поступления все новых фактов, мыслей. Поэтому радиоинформация действует в значительно большей степени на эмоции слушателя и обращена к его чувствам. Она активизирует его фантазию, зрительное представление. «Радио чрезвычайно удобно для создания именно эмоционального состояния. Непрерывный поток информации, поток высказываний, оценок, мнений, с одной стороны, чрезвычайно усложняет логическое мышление, с другой - способствует созданию
Теория и практика массовой информации____________________________23
определенного эмоционального настроения». Как сказал Б. Пастернак «Слух - это глаза души».
Общие функции журналистики начинают реализоваться в радиовещании с использованием его специфики. Радиожурналистика - звуковая коммуникация. Ее главные особенности распределяются природой звука, его возможностями, психологического восприятия. «Звуковой конвейер» определяет необходимость учета и смысловой, и стилистической, и тональной организации учащего материала, знания психологии его восприятия на слух.
Радиовещание открывает огромные возможности воздействия на аудиторию. Логика материала, внутренние взаимосвязи между фрагментами литературного текста, система аргументации должны строиться по законам звучащей речи.
На радио важно не только то, что сказано, но и то, как сказано. Вариации тональности, логические и эмоциональные ударения, паузы, усиления и понижения силы звучания, темп, ритм - все это является приемами обращения к слушателям, факторами воздействия на аудиторию. Характер звучания может быть дополнительным аргументом в речи выступающего у микрофона. И, наоборот, вызвать антипатию у слушателя к самому человеку, а значит, и к тому, о чем он говорит. Прослушивание радио часто не требует активного внимания. Его можно слушать, занимаясь другими делами, работая на кухне, убирая квартиру, обедая, передвигаясь в автомобилей и т.д. Поэтому радиовещание называют вторичным видом деятельности.
На восприятие радиопрограмм накладывают отпечаток не только жизненный опыт человека, его образование, профессия, представления о мире, но и опыт общения с радиоканалом, его отношение к передачам. Ожидания слушателя, его эмоциональный настрой на программу тоже важны для эффективности контакта.
И так, физическая природа радиокоммуникации, ее возможности в передаче информации предопределяют способы ее переработки и интерпретации, трансформации и восприятия аудитории. Специфика канала обусловливает и особенности жанра, методику его работы журналиста, формы общения со слушающими.
Речевой жанр представляет собой типовую модель построения речевого целого. Построение (процесс создания), струк-
24____________________________________________________А.Г. Киселев
тура (архитектоника) жанра определяются многими фактора-
ми, но все они находятся в состоянии соподчиненности между собой и образуют определенную целостность на базе внутреннего единства вceх формообразующих компонентов. Создание целостного акустического радиопроизведения есть творческий процесс. Работа журналиста над тем или иным материалом, с точки зрения природы и особенностей радиотворчества, определяется возможностями, которыми он располагает, а они связаны со звуковым отражением действительности, поэтому все его формообразующие средства - это компоненты проявления действительности в звуке.
Главными формообразующими и выразительными средствами радиопублицистики являются звучащее слово, музыка, шумы и монтаж.
Все они подчинены решению задачи, которую ставит перед собой журналист и которую он воплощает в творческом процессе. Форма и тип связи всех компонентов могут быть полифункциональными. В конкретном произведении они определяются идейно-творческим замыслом, стилистическими особенностями, профессиональной подготовкой журналиста и режиссера.
1.3.1. Звучащее Слово
В чем же заключаются психологические особенности звукового восприятия? Все звуковые средства являются компонентами акустической целостности, в которой слово в эфире играет ведущую роль. Ведь слово в радиопублицистике nредсmaвляет собой исходный материал и продукт целенаnравленного речевого эфира. Звучащая речь несет в себе и смысловую, и эмоциональную нагрузки. Эти две функции звучащего слова неотделимы одна от другой, так как слово одновременно является формой проявления мысли и чувств.
Основу всех жанров радиожурналистики составляют речевые тексты в виде огромного разнообразия письменных текстов (предварительно написанных) и элементов импровизированной речи. Каждый жанр организует их в речевую целостность, в звуковое единство. Базу такого формирования состав-
Теория и практика массовой информации____________________________25
ляет внутренняя взаимозависимость элементов, соподчинение их решению общей задачи.
Язык в целом обладает неисчерпаемыми выразительными ресурсами. Риторические приемы, метафоры, сравнения, гиперболы и Т.д. демонстрируют богатство языка, его возможности воздействия на слушателя. Однако нас интересуют звуковые выразительные средства речи.
Характеризуя выразительные возможности, следует в первую очередь выделить интонацию. В речевом общении она играет огромную, роль. Многие лингвисты определяют интонацию как главное средствосоздающее своеобразие речи. Причем, она передает не только эмоциональное состояние говорящего, но и несет значительную содержательную, смысловую нагрузку.
Речевая интонация - это форма эмоционально-волевого отношения говорящего к предмету речи и слушателю, выраженная в физических характеристиках звука и обусловленная видом общения, целью, характером, особенностями речевого контакта и ситуацией коммуникативного акта.
В речи отражаются цели и задачи речевого воздействия, его характер, направленность общения, психологическое состояние говорящего, своеобразие его личности и темперамента. Голос человека индивидуален: он уникален подобно отпечаткам его пальцев. Голос труднее всего поддается описанию. Тончайшие оттенки звучания почти. невозможно перенести на бумагу. и это действительно так голос передает чувства, а чувства описываются литературным текстом лишь приблизительно. Поэтому молодому радиожурналисту надо знать не только особенности своего голоса, его сильные и слабые стороны, но и постоянно работать над развитием речи, дикцией, умением говорить искренне, заинтересованно, накапливая по крупицам опыт общения у микрофона в разных жанрах.