Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 1335

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Сегодня радиовещание перешло на цифровые технологии, когда компьютер, снабженный звуковой картой, цифровым пуль­том, студийным микрофоном, комплектом дек для мини- и ком­пакт-дисков преобразовывает аналоговый звук в цифровой и на­оборот. При этом существенно возрастет качество звучания. Это наиболее оптимальный вариант, использующийся в производ­стве радиовещания.

Итак, современная типовая радиостудия (речевая) состоит из магнитофонов перечисленных типов, центрального Пульта. Студия отгорожена стеклом для визуального контакта режис­сера с ведущим передачи. В отгороженной и уплотненной звуко-

Теория и практика массовой информации_____________________________21
непроницаемой решеткой второй комнате (собственно речевой студии) находятся преимущественно микрофоны, кнопки для переговоров с режиссером, светильники, специально оборудо­ванный дикторский стол и стулья. В отличие от речевой кон­цертная студия более объемна по размеру, в ней присутствуют также подвесные, передвижные микрофоны для записи кон­церта хора или оркестра и т.п.
Контрольные вопросы и задания


  1. Определите тождественность или противоречивость «ра­дио» и «радиоэлектроники».

  2. Охарактеризуйте начальный этап радиосвязи и совре­менного радиоспектра.

  3. Как оборудованы радиостанции поселкового и городско­го типа?

4. Назовите техническое оснащение радиостудии.
1.3. Специфика радиокоммуникации и ее формообразующие и выразительные средства
Мы хорошо помним мифологию. Древние греки считали, что их боги жили в эфире — верхнем лучезарном слое. Бук­вально все и, в частности, молния были подвластны только Зевсу. И вот с наступлением научно-технической революции сделано величайшее достижение — создано радиовещание. Современная наука вырвала из рук Зевса молнию и заставила ее заговорить, поэтому не случайно новое открытие, вначале именовалось голосом Бога.

Скорость — главный фактор в покорении пространства. С использованием электрических волн она превратила радио (а вскоре и телевидение) в планетарные массовые коммуника­ции. Если бы по мановению волшебной палочки можно было вдруг увидеть звучащее околоземное пространство, то наша планета предстала бы перед нами окутанной плотной «паутиной» звуковых нитей — «продукта» неисчислимого множества рабо­-


22____________________________________________________А.Г. Киселев

тающих радио-и телестанций. Эти сигналы, посланные в Эфир (одно из величайших изобретений и достижений человечест­ва) - электронная революция, изменившая не только инфор­мационный лик планеты, но и активно влияющая на самого человека.


Ноосфера в конце ХХ столетия приобрела новое каче­ство: космическое пространство, окружающее нашу планету, наполнилось не только путями его материально-технической деятельности, но и самой мыслью, летящей в эфире со скоро­стью электромагнитных волн. Человек неизмеримо расширил освоенное им пространство и с помощью стремительного раз­вития техники прорвался в Космос.

Все эти радиосигналы, окутавшие землю, несут огромное количество звучащей информации. Радиовещание, с одной сто­роны, есть естественное продолжение наработанного челове­ческого опыта в. отражении и организации социальной инфор­мации. Радиоканал для трансляции других звуковых, речевых искусств передачи огромных массивов собственной творческой деятельности. С другой - это создание новой речевой реально- сти, языкового существования в эфире.

Всепроникающая способность, огромная скорость в пере­даче информации, массовость и в то же время единичность обращения к слушателю определили масштаб распространения радиокоммуникации и ее значение в жизни людей. Для нас рас­крытие специфики радиокоммуникации нужно прежде всего для лучшего понимания природы ее жанров, об особенностях которых будем говорить в следующих лекциях.

Радиокоммуникация связана со временем, поэтому она необратима, одномоментная, линейна в своем движении. У слу­шателя нет возможности остановить ее (если, конечно, не брать в расчет отключение радиоприемника). Сведения усваиваются непрерывно в потоке поступления все новых фактов, мыслей. Поэтому радиоинформация действует в значительно большей степени на эмоции слушателя и обращена к его чувствам. Она активизирует его фантазию, зрительное представление. «Ра­дио чрезвычайно удобно для создания именно эмоционального состояния. Непрерывный поток информации, поток высказываний, оценок, мнений, с одной стороны, чрезвычайно усложня­ет логическое мышление, с другой - способствует созданию

Теория и практика массовой информации____________________________23

определенного эмоционального настроения». Как сказал Б. Пас­тернак «Слух - это глаза души».

Общие функции журналистики начинают реализоваться в радиовещании с использованием его специфики. Радиожурна­листика - звуковая коммуникация. Ее главные особенности распределяются природой звука, его возможностями, психологического восприятия. «Звуковой конвейер» определяет необходимость учета и смысловой, и стилистической, и тональной организации учащего материала, знания психологии его восприятия на слух.


Радиовещание открывает огромные возможности воздей­ствия на аудиторию. Логика материала, внутренние взаимосвязи­ между фрагментами литературного текста, система аргу­ментации должны строиться по законам звучащей речи.

На радио важно не только то, что сказано, но и то, как сказано. Вариации тональности, логические и эмоциональные ударения, паузы, усиления и понижения силы звучания, темп, ритм - все это является приемами обращения к слушателям, факторами воздействия на аудиторию. Характер звучания может быть дополнительным аргументом в речи выступающего у микрофона. И, наоборот, вызвать антипатию у слушателя к са­мому человеку, а значит, и к тому, о чем он говорит. Прослу­шивание радио часто не требует активного внимания. Его можно слушать, занимаясь другими делами, работая на кухне, убирая квартиру, обедая, передвигаясь в автомобилей и т.д. Поэтому радиовещание называют вторичным видом деятельности.

На восприятие радиопрограмм накладывают отпечаток не только жизненный опыт человека, его образование, профес­сия, представления о мире, но и опыт общения с радиокана­лом, его отношение к передачам. Ожидания слушателя, его эмоциональный настрой на программу тоже важны для эффек­тивности контакта.

И так, физическая природа радиокоммуникации, ее возможности в передаче информации предопределяют способы ее переработки и интерпретации, трансформации и восприятия ауди­тории. Специфика канала обусловливает и особенности жанра, методику его работы журналиста, формы общения со слуша­ющими.

Речевой жанр представляет собой типовую модель пост­роения речевого целого. Построение (процесс создания), струк-

24____________________________________________________А.Г. Киселев

тура (архитектоника) жанра определяются многими фактора-

ми, но все они находятся в состоянии соподчиненности между собой и образуют определенную целостность на базе внутрен­него единства вceх формообразующих компонентов. Создание целостного акустического радиопроизведения есть творческий процесс. Работа журналиста над тем или иным материалом, с точки зрения природы и особенностей радиотворчества, опре­деляется возможностями, которыми он располагает, а они свя­заны со звуковым отражением действительности, поэтому все его формообразующие средства - это компоненты проявления действительности в звуке.

Главными формообразующими и выразительными сред­ствами радиопублицистики являются звучащее слово, музыка, шумы и монтаж.
Все они подчинены решению задачи, ко­торую ставит перед собой журналист и которую он воплощает в творческом процессе. Форма и тип связи всех компонентов мо­гут быть полифункциональными. В конкретном произведении они определяются идейно-творческим замыслом, стилистическими особенностями, профессиональной подготовкой журналиста и режиссера.

1.3.1. Звучащее Слово
В чем же заключаются психологические особенности зву­кового восприятия? Все звуковые средства являются компо­нентами акустической целостности, в которой слово в эфире играет ведущую роль. Ведь слово в радиопублицистике nред­сmaвляет собой исходный материал и продукт целенаn­равленного речевого эфи­ра. Звучащая речь несет в себе и смысловую, и эмоциональную нагрузки. Эти две функции звучащего слова неотделимы одна от другой, так как слово одновременно является формой про­явления мысли и чувств.

Основу всех жанров радиожурналистики составляют рече­вые тексты в виде огромного разнообразия письменных тек­стов (предварительно написанных) и элементов импровизиро­ванной речи. Каждый жанр организует их в речевую целост­ность, в звуковое единство. Базу такого формирования состав-

Теория и практика массовой информации____________________________25
ляет внутренняя взаимозависимость элементов, соподчинение их решению общей задачи.

Язык в целом обладает неисчерпаемыми выразительными ресурсами. Риторические приемы, метафоры, сравнения, ги­перболы и Т.д. демонстрируют богатство языка, его возможнос­ти воздействия на слушателя. Однако нас интересуют звуко­вые выразительные средства речи.

Характеризуя выразительные возможности, следует в пер­вую очередь выделить интонацию. В речевом общении она иг­рает огромную, роль. Многие лингвисты определяют интонацию как главное средствосоздающее своеобразие речи. Причем, она передает не только эмоциональное состояние говорящего, но и несет значительную содержательную, смысловую нагруз­ку.

Речевая интонация - это форма эмоционально-волевого отношения говорящего к предмету речи и слушателю, выра­женная в физических характеристиках звука и обусловленная видом общения, целью, характером, особенностями речевого контакта и ситуацией коммуникативного акта.

В речи отражаются цели и задачи речевого воздействия, его характер, направленность общения, психологическое состояние говорящего, своеобразие его личности и темперамента. Голос человека индивидуален: он уникален подобно отпечаткам его пальцев. Голос труднее всего поддается описанию. Тончай­шие оттенки звучания почти. невозможно перенести на бумагу. и это действительно так голос передает чувства, а чувства описываются литературным текстом лишь приблизительно. По­этому молодому радиожурналисту надо знать не только осо­бенности своего голоса, его сильные и слабые стороны, но и постоянно работать над развитием речи, дикцией, умением го­ворить искренне, заинтересованно, накапливая по крупицам опыт общения у микрофона в разных жанрах.