Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 1329
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В этих условиях радио играло важнейшую роль. Оно не просто дополняло прессу, но и выполняло своеобразную функцию замещения ее обязанностей в системе информации. «Вся Россия будет слушать газету, читаемую в Москве», - объявил вождь пролетариата В.И. Ленин. Таким образом, радио стало основным видом информации благодаря задачам социально-политических и экономических условий страны.
Теория и практика массовой информации_____________________________15
Между тем взрыв любительства давал свои плоды. В разных уголках страны были установлены радиоприемники, изготовленные кустарным способом. В этой ситуации Совнарком принял два постановления, чрезвычайно важных для развития отечественного радиовещания (4 июля 1923 г.) - Декрет о радиостанциях специального назначения и 28 июля. 1924 г. Секрет СНК СССР, которым разрешалось иметь радиоприемники, покупать их в магазинах и пользоваться ими по собственному усмотрению. Так активизировалось развитие радиодела в стране.
Быстрыми темпами велось строительство станций передающей приемной радиосети. В 1924 г. уже существовало 10 таких станций, в 1926 - 48, а к концу 1928 г. - вещанием уже была охвачена территория в 2 млн. 940 тыс. кв. КМ. Число радиослушателей возросло до нескольких миллионов.
Вполне естественен вопрос: почему руководство партии и государства, возглавляемые И.В. Сталиным, уделяли огромное внимание радиовещанию в период становления тоталитарного государства. Радио рассматривалось в агитационно-пропагандистской структуре как важнейшее оружие. Это привело к реорганизации 45-минутного выпуска «Радиогазеты РОСТА». Смысл этой реорганизации заключался, прежде всего, в дифференциации аудитории, увеличении и конкретизации «адресов» радиопередач. С 1925 г. появляются комплексные программы радио, и в его передачах звучат сообщения не только для малограмотных. Так появляются «Рабочая радиогазета» и «Крестьянская радиогазета», а затем «Комсомольская правда по радио», «Радиопионер», «Призывник», «Кустарь». Врачебно-физкультурнаярадиогазета» и ряд других.
Однако с бурным ростом радиогазет начали появляться жалобы слушателей. На отсутствие обратной связи, культуры информационных возможностей, формы изложения, манеры ведения передач, их доступности, музыкальности и т.д. Так возникла теория «дикторского единообразия», требующая от чтеца максимальной интонационной скупости, любое выражение диктором личного отношения к содержанию радио сообщения посредством эмоциональной окраски и голосового грима объявлялись, грубы нарушением профессиональной этики.
Возможность активизировать эмоциональное состояние аудитории в большей степени начала проявляться в начавшихся вне-
\ '
. ,
16_____________________________________________________А.Г.Киселёв
студийных прямых событийных трансляциях. По социально-политическим направлениям событийные трансляции рассматриваемого периода целесообразно разделить на:
-
Общественно - политические; -
Просветительские; -
Развлекательные.
По форме радиосообщения этого исторического периода
представляется возможным разделить на:
-
радиособрания; -
радиопереклички; -
радиолекции; -
радиоконцерты.
Важнейшая особенность событийных трансляций - это ярко выраженная агитационно-партийная направленность в духе того времени.
Итак, радио перестало быть новинкой. Заместитель Наркома почты и телеграфов А.М. Любович 12 февраля 1926 г. предложил усложнить требования, т.е. «перенести микрофон из студии в аудитории театров, концертов, лекций, собраний, съездов и т.д. Участники таких вечеров, зная, что имеют своей аудиторией радиослушателей всего Союза, будут гораздо внимательнее относиться к их устройству, чувствовать большую ответственность». Безусловно, также большое воздействие на процесс совершенствования радиовещания советского периода оказали письма радиослушателей. Так появились радиопередачи «Радиопередача», в которой шел анализ почты радиослушателей, «Радиомузыка», где транслировались концерты, а также стали транслироваться радиопередачи со спектаклями, фельетонами, юморесками и т.д.
12 декабря 1924 г. впервые из Колонного зала Дома союзов прозвучал концерт симфонического оркестра, подтвердивший утверждения о том, что «на публике» при хорошей, акустике оркестр звучит лучше.
Теперь появилась новая техническая задача. При трансляции объемной передачи звука из концертного зала нежелательно было вмешательство посторонних шумов. Поэтому группой инженеров и музыкантов во главе с А.Л. Минцем была разработана схема установки параллельно работающих микрофонов (до шести одновременно). При этом создавалась возможность авто-
Теория и практика массовой информации_____________________________17
номно регулировать уровень сигнала, идущего от каждого микрофона. Так родилось микширование - техническое и художественное средство, позволяющее вести звуковой монтаж в процессе не фиксируемой на пленку передачи.
С конца 1925 т. музыкальные и литературные трансляции становятся постоянными на советском радиовещании. Так сформировались новые виды вещания «Театр у микрофона» и «Радиотеатр». Из Художественного театра передавались весьма значительные и привлекательные для того времени спектакли Вс. Иванова «Бронепоезд 14-69» в исполнении В. Качалова и Н. Баталова, вахтанговская постановка «Разлома» Б. Лавренева с участием Б. Щукина и М. Державина и др. Официальная дата рождения отечественного радиотеатра - 25 декабря 1925 г.
Таким образом, с этого момента начался новый период в развитии радиовещания - очень быстрое освоение выразительных эстетических и технических возможностей радио. Радиопередачи уже рассматривались как радиоискусство. Этому способствовали многие мастера литературы, театра, музыки и даже кинематографа, который сам в те времена пока оставался немым.
За годы советской власти радиовещание получило огромное развитие. Если не сосредоточиваться на чисто идеологических радиопередачах, то сегодня можно с уверенностью заявить, что литературно-художественные, музыкальные, спортивные, детские, развлекательные передачи были подлинным образцом отечественной культуры. Даже их постоянные позывныe вселяли бодрость духа и хорошее настроение на весь рабочий день. За рассматриваемый период отечественное, радиовещание усовершенствовалось до небывалых высот. Хотя с прогрессом трудно спорить. Сегодняшнее наше радио приоритетное по техническим возможностям. Однако, к сожалению, о его культуре, эстетике, художественных ценностях, наконец, об искусстве говорить не приходится. В ходу практически одни развлекательные программы. Сегодняшнее радиовещание «идет в ногу» со своим временем.
Материалы об отечественном радиовещании в условиях рынка представлены в учебнике в разделе «Радиолекции для дополнительного изучения».
18_____________________________________________________А.Г.Киселев
Основные виды становления регулярного вещания в России и отечественной радиопрессы приведены в разделе «Приложения».
Контрольные вопросы и задания
1. Раскройте сущность существующих противоречивых мнений о конкретной дате начала массового вещания в советский период.
2. Приведите основные даты становления регулярного вещания в России и отечественной радиопрессы.
3. Назовите первых изобретателей радио и дайте характеристику их изобретениям.
4. Раскройте опыты телефонии А. Белла и их значение для развития радиовещания.
5. Назовите причины особою интереса к радио в.и. Ленина
и и.в. Сталина.
-
К чему привел в 20-е гг. «взрыв» радиолюбительства? -
Дайте характеристику структуре трансляций.
8. Что послужило причинами дальнейшего совершенствования радиопередач?
1.2. Многообразие техники радиовещания и особенности ее применения
Радио представляет собой область техники, имеющей дело с применением электромагнитных волн (радиоволн). И поскольку ее технические средства базируются на широком использовании электронных компонентов, то радио теперь называют радиоэлектроникой.
На начальном этапе радиосвязи считалось, что повысить дальность связи можно увеличением длины радиоволны и мощности передатчика. В результате мощность передающих устройств стала достигать десятков и сотен киловатт, а длина волны - сотен и тысяч метров. Лишь в 20-х гг. было обнаружено замечательное свойство коротких волн распространяться на огромные расстояния благодаря отражению от ионизированных
Теория и практика массовой информации_____________________________19
слоев атмосферы. Это позволило существенно снизить мощность передатчика. Чтобы обеспечить нормальную работу все увеличивающегося числа передающих и приемных средств, надо было осваивать все новые высокие частотные диапазоны метровых (короче 10 м) и более коротких волн.
Ныне радиоспектр чрезвычайно широк. Он характеризуется от сверхдальних волн, измеряемых тысячами метров до миллиметровых и субмиллиметровых. Но частотный ресурс ограничен - из-за технологических трудностей. Радиочастотный спектр уже много лет освоен радиоэлектронными средствами государственных структур, отвечающими не только за оборону стpaны и организацию правительственной связи, но и за обеспечение безопасности человека, например, при авиаполетах, воздушных перевозках. Пути решения проблемы были сформулированы в «Концепции использования радиочастотного спектра в Российской Федерации», одобренной 25 апреля 1994 г.Государственной комиссией по радиочастотам при Министерстве связи РФ (ГКРЧ). В частности, средствам радиосвязи предлагаются совместно использовать частотные полосы.
Что же касается оборудования радиостанций, то степень их насыщения зависит от запланированном зоны вещания. Так, для поселковой станции необходимы радиопередатчик, 50 м многожильного медного провода для антенны, устройство антенной настройки, два микрофона на стойках, два стационарных магнитофона, две пары наушников, две кacceтные деки, микшерный пульт на пять каналов микшер сводит источники звyкa во время передачи в прямом эфире и выводит сигнал на передатчик, аудиокабели и электропроводка. А также некоторая мелочь типа индикатора включения (выключения) передатчика и т.п.
Для станции, вещающей на современный город, список этот существенно расширяется, включая большой ассортимент устройств, связанных с источниками звука (микрофоны, компакт-диски, в ходу также остаются магнитная пленка и кассеты и т. д.), преобразователями сигнала (микшерные пульты, репродукторы, фильтры и т. д.), линиями связи, студией-передатчиком (коаксиальный кабель, радиосистема) и передающей системой (передатчик, фидерная линия для передачи выходного сигнала передатчика к антенне, антенка и мачта ее установки и т. д.). Весьма полезно дополнительное сту-
20_____________________________________________________А.Г.Киселёв
дийное оборудование: фильтры низких частот, позволяющие уменьшить фоновый шум при записи интервью в аэропорту; фильтры высоких частот, улучшающие слышимость интервью, передаваемого по телефону; полосовые фильтры, пропускающие полосу средних частот, отсекая верхнюю и нижнюю части спектра; узкополосные режекторные фильтры (фильтры-пробки), способные подавлять часть звукового спектра в очень узком диапазоне, отсекая гудение, свист и т. п.
Студийные магнитофоны подразделяются на четыре типа в зависимости от подачи пленки: на магнитных катушках, кассетах, современных компакт-дисках. Однако еще достаточно широко используются старые технологии. Пленка в магнитофонных кассетах может быть покрыта окисью железа или двуокисью хрома. В первом варианте цена ее существенно снижается, во втором - пленка дорогая, но позволяет уловить высокие частоты звукового спектра, что очень важно при записи музыки. В компакт-кассетах, или картриджах (каргах), концы короткой, рассчитанной на минутную запись пленки на бобине склеены, и ее не надо ни перематывать, ни прокручивать.
Картриджами пользуются для коротких и часто повторяющихся сообщений - таких, как регулярные объявления, позывные станций и передач, реклама, звуковые эффекты и т. д. Магнитофоны третьего типа, работающие с открытой пленкой, намотанной на большие плоские бобины, используются только для производства и монтажа фонограммы (оператор находит нужное место записи, режет и склеивает пленку, переписывает фонограмму на кассету или картридж или сразу же пускает в эфир).