Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 1329

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В этих условиях радио играло важнейшую роль. Оно не просто дополняло прессу, но и выполняло своеобразную фун­кцию замещения ее обязанностей в системе информации. «Вся Россия будет слушать газету, читаемую в Москве», - объявил вождь пролетариата В.И. Ленин. Таким образом, радио стало основным видом информации благодаря задачам социально-по­литических и экономических условий страны.


Теория и практика массовой информации_____________________________15
Между тем взрыв любительства давал свои плоды. В раз­ных уголках страны были установлены радиоприемники, изго­товленные кустарным способом. В этой ситуации Совнарком принял два постановления, чрезвычайно важных для разви­тия отечественного радиовещания (4 июля 1923 г.) - Декрет о радиостанциях специального назначения и 28 июля. 1924 г. ­Секрет СНК СССР, которым разрешалось иметь радиоприем­ники, покупать их в магазинах и пользоваться ими по собствен­ному усмотрению. Так активизировалось развитие радиодела в стране.

Быстрыми темпами велось строительство станций переда­ющей приемной радиосети. В 1924 г. уже существовало 10 таких станций, в 1926 - 48, а к концу 1928 г. - вещанием уже была охвачена территория в 2 млн. 940 тыс. кв. КМ. Число радиослушателей возросло до нескольких миллионов.

Вполне естественен вопрос: почему руководство партии и государства, возглавляемые И.В. Сталиным, уделяли огромное внимание радиовещанию в период становления тоталитарного государства. Радио рассматривалось в агитационно-пропаганди­стской структуре как важнейшее оружие. Это привело к реор­ганизации 45-минутного выпуска «Радиогазеты РОСТА». Смысл этой реорганизации заключался, прежде всего, в дифференциа­ции аудитории, увеличении и конкретизации «адресов» радио­передач. С 1925 г. появляются комплексные программы радио, и в его передачах звучат сообщения не только для малограмотных. Так появляются «Рабочая радиогазета» и «Крестьянская радиогазета», а затем «Комсомольская правда по радио», «Ра­диопионер», «Призывник», «Кустарь». Врачебно-физкультурнаярадиогазета» и ряд других.

Однако с бурным ростом радиогазет начали появляться жалобы слушателей. На отсутствие обратной связи, культуры информационных возможностей, формы изложения, манеры веде­ния передач, их доступности, музыкальности и т.д. Так возникла теория «дикторского единообразия», требующая от чтеца максимальной интонационной скупости, любое выражение дик­тором личного отношения к содержанию радио сообщения по­средством эмоциональной окраски и голосового грима объявлялись, грубы нарушением профессиональной этики.


Возможность активизировать эмоциональное состояние аудитории в большей степени начала проявляться в начавшихся вне-


\ '

. ,
16_____________________________________________________А.Г.Киселёв
студийных прямых событийных трансляциях. По социально-политическим направлениям событийные трансляции рассматриваемого периода целесообразно разделить на:

  • Общественно - политические;

  • Просветительские;

  • Развлекательные.

По форме радиосообщения этого исторического периода

представляется возможным разделить на:

  • радиособрания;

  • радиопереклички;

  • радиолекции;

  • радиоконцерты.

Важнейшая особенность событийных трансляций - это ярко выраженная агитационно-партийная направленность в духе того времени.

Итак, радио перестало быть новинкой. Заместитель Нар­кома почты и телеграфов А.М. Любович 12 февраля 1926 г. пред­ложил усложнить требования, т.е. «перенести микрофон из сту­дии в аудитории театров, концертов, лекций, собраний, съез­дов и т.д. Участники таких вечеров, зная, что имеют своей аудиторией радиослушателей всего Союза, будут гораздо вни­мательнее относиться к их устройству, чувствовать большую ответственность». Безусловно, также большое воздействие на процесс совершенствования радиовещания советского периода оказали письма радиослушателей. Так появились радиопереда­чи «Радиопередача», в которой шел анализ почты радиослуша­телей, «Радиомузыка», где транслировались концерты, а так­же стали транслироваться радиопередачи со спектаклями, фель­етонами, юморесками и т.д.

12 декабря 1924 г. впервые из Колонного зала Дома союзов прозвучал концерт симфонического оркестра, подтвердивший утверждения о том, что «на публике» при хорошей, акустике оркестр звучит лучше.

Теперь появилась новая техническая задача. При трансля­ции объемной передачи звука из концертного зала нежелатель­но было вмешательство посторонних шумов. Поэтому группой инженеров и музыкантов во главе с А.Л. Минцем была разрабо­тана схема установки параллельно работающих микрофонов (до шести одновременно). При этом создавалась возможность авто-

Теория и практика массовой информации_____________________________17
номно регулировать уровень сигнала, идущего от каждого мик­рофона. Так родилось микширование - техническое и художе­ственное средство, позволяющее вести звуковой монтаж в про­цессе не фиксируемой на пленку передачи.



С конца 1925 т. музыкальные и литературные трансляции становятся постоянными на советском радиовещании. Так сфор­мировались новые виды вещания «Театр у микрофона» и «Радио­театр». Из Художественного театра передавались весьма значи­тельные и привлекательные для того времени спектакли Вс. Иванова «Бронепоезд 14-69» в исполнении В. Качалова и Н. Баталова, вахтанговская постановка «Разлома» Б. Лавренева с участием Б. Щукина и М. Державина и др. Официальная дата рождения отечественного радиотеатра - 25 декабря 1925 г.

Таким образом, с этого момента начался новый период в развитии радиовещания - очень быстрое освоение выразитель­ных эстетических и технических возможностей радио. Радиопе­редачи уже рассматривались как радиоискусство. Этому спо­собствовали многие мастера литературы, театра, музыки и даже кинематографа, который сам в те времена пока оставался не­мым.

За годы советской власти радиовещание получило огром­ное развитие. Если не сосредоточиваться на чисто идеологи­ческих радиопередачах, то сегодня можно с уверенностью за­явить, что литературно-художественные, музыкальные, спортивные, детские, развлекательные передачи были подлинным образцом отечественной культуры. Даже их постоянные позыв­ныe вселяли бодрость духа и хорошее настроение на весь рабо­чий день. За рассматриваемый период отечественное, радиове­щание усовершенствовалось до небывалых высот. Хотя с про­грессом трудно спорить. Сегодняшнее наше радио приоритет­ное по техническим возможностям. Однако, к сожалению, о его культуре, эстетике, художественных ценностях, наконец, об искусстве говорить не приходится. В ходу практически одни развлекательные программы. Сегодняшнее радиовещание «идет в ногу» со своим временем.

Материалы об отечественном радиовещании в условиях рын­ка представлены в учебнике в разделе «Радиолекции для до­полнительного изучения».


18_____________________________________________________А.Г.Киселев
Основные виды становления регулярного вещания в России и отечественной радиопрессы приведены в разделе «Приложения».
Контрольные вопросы и задания

1. Раскройте сущность существующих противоречивых мне­ний о конкретной дате начала массового вещания в советский период.

2. Приведите основные даты становления регулярного ве­щания в России и отечественной радиопрессы.

3. Назовите первых изобретателей радио и дайте характе­ристику их изобретениям.

4. Раскройте опыты телефонии А. Белла и их значение для развития радиовещания.

5. Назовите причины особою интереса к радио в.и. Ленина

и и.в. Сталина.

  1. К чему привел в 20-е гг. «взрыв» радиолюбительства?

  2. Дайте характеристику структуре трансляций.

8. Что послужило причинами дальнейшего совершенство­вания радиопередач?


1.2. Многообразие техники радиовещания и особенности ее применения
Радио представляет собой область техники, имеющей дело с применением электромагнитных волн (радиоволн). И посколь­ку ее технические средства базируются на широком использо­вании электронных компонентов, то радио теперь называют радиоэлектроникой.

На начальном этапе радиосвязи считалось, что повысить дальность связи можно увеличением длины радиоволны и мощ­ности передатчика. В результате мощность передающих уст­ройств стала достигать десятков и сотен киловатт, а длина вол­ны - сотен и тысяч метров. Лишь в 20-х гг. было обнаружено замечательное свойство коротких волн распространяться на ог­ромные расстояния благодаря отражению от ионизированных

Теория и практика массовой информации_____________________________19
слоев атмосферы. Это позволило существенно снизить мощ­ность передатчика. Чтобы обеспечить нормальную работу все увеличивающегося числа передающих и приемных средств, надо было осваивать все новые высокие частотные диапазоны мет­ровых (короче 10 м) и более коротких волн.

Ныне радиоспектр чрезвычайно широк. Он характеризуется от сверхдальних волн, измеряемых тысячами метров до миллиметровых и субмиллиметровых. Но частотный ресурс ог­раничен - из-за технологических трудностей. Радиочастотный спектр уже много лет освоен радиоэлектронными средствами государственных структур, отвечающими не только за оборону стpaны и организацию правительственной связи, но и за обес­печение безопасности человека, например, при авиаполетах, воздушных перевозках. Пути решения проблемы были сформу­лированы в «Концепции использования радиочастотного спект­ра в Российской Федерации», одобренной 25 апреля 1994 г.Го­сударственной комиссией по радиочастотам при Министерстве связи РФ (ГКРЧ). В частности, средствам радиосвязи предла­гаются совместно использовать частотные полосы.

Что же касается оборудования радиостанций, то степень их насыщения зависит от запланированном зоны вещания. Так, для поселковой станции необходимы радиопередатчик, 50 м многожильного медного провода для антенны, устройство антенной настройки, два микрофона на стойках, два стационар­ных магнитофона, две пары наушников, две кacceтные деки, микшерный пульт на пять каналов микшер сводит источники звyкa во время передачи в прямом эфире и выводит сигнал на передатчик, аудиокабели и электропроводка. А также некото­рая мелочь типа индикатора включения (выключения) передатчика и т.п.
Для станции, вещающей на современный город, список этот существенно расширяется, включая большой ас­сортимент устройств, связанных с источниками звука (микро­фоны, компакт-диски, в ходу также остаются магнитная плен­ка и кассеты и т. д.), преобразователями сигнала (микшерные пульты, репродукторы, фильтры и т. д.), линиями связи, студией-передатчиком (коаксиальный кабель, радиосистема) и передающей системой (передатчик, фидерная линия для передачи выходного сигнала передатчика к антенне, антенка и мачта ее установки и т. д.). Весьма полезно дополнительное сту-
20_____________________________________________________А.Г.Киселёв
дийное оборудование: фильтры низких частот, позволяющие уменьшить фоновый шум при записи интервью в аэропорту; фильтры высоких частот, улучшающие слышимость интервью, передаваемого по телефону; полосовые фильтры, пропускаю­щие полосу средних частот, отсекая верхнюю и нижнюю части спектра; узкополосные режекторные фильтры (фильтры-проб­ки), способные подавлять часть звукового спектра в очень уз­ком диапазоне, отсекая гудение, свист и т. п.

Студийные магнитофоны подразделяются на четыре типа в зависимости от подачи пленки: на магнитных катушках, кас­сетах, современных компакт-дисках. Однако еще достаточно широко используются старые технологии. Пленка в магнито­фонных кассетах может быть покрыта окисью железа или двуокисью хрома. В первом варианте цена ее существенно снижа­ется, во втором - пленка дорогая, но позволяет уловить высо­кие частоты звукового спектра, что очень важно при записи музыки. В компакт-кассетах, или картриджах (каргах), концы короткой, рассчитанной на минутную запись пленки на бобине склеены, и ее не надо ни перематывать, ни прокручивать.

Картриджами пользуются для коротких и часто повторя­ющихся сообщений - таких, как регулярные объявления, по­зывные станций и передач, реклама, звуковые эффекты и т. д. Магнитофоны третьего типа, работающие с открытой плен­кой, намотанной на большие плоские бобины, используются только для производства и монтажа фонограммы (оператор на­ходит нужное место записи, режет и склеивает пленку, пере­писывает фонограмму на кассету или картридж или сразу же пускает в эфир).