ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.03.2024
Просмотров: 161
Скачиваний: 2
1. ПнаПАПК может быть эффективным, если оно базируется на фундаментальной методологической и теоретической основе. Фундаментальная теоретическая основа планирования — планомерность. В экономической литературе под планомерностью понимают общественно-экономическую согласованность труда как в пространстве, так и во времени. Основная форма реализации планомерности — планирование как экономическая категория. Планирование соотносится с более широким понятием — предвидением, под которым понимают опережающее отображение действительности, основанное на познании законов природы, общества и мышления. Выделяют три формы предвидения: гипотезу, прогноз, план, которые отличаются степенью конкретности и характером воздействия на ход исследуемых процессов. Гипотеза — это научное предвидение на уровне общей теории. Исходная точка построения гипотезы — теория, открытые на ее основе закономерности и причинно-следственные связи формирования и развития исследуемых объектов. Гипотеза раскрывает качественную характеристику объекта, выражает общие закономерности его развития. Прогноз — это научное предвидение на уровне конкретно-прикладной теории. Он имеет значительно большую определенность и достоверность, чем гипотеза. В основе разработки прогноза не только качественные, но и количественные параметры. При этом прогноз, естественно, носит вероятностный характер. План — это научное предвидение, которое предполагает четкую постановку точно определенной цели и отражение конкретных событий исследуемого объекта. План, как и прогноз, основан на закономерностях и достижениях конкретно-прикладной науки. В нем предвидение получает наибольшую точность и определенность. Планирование и прогнозирование тесно взаимосвязаны. В конечном итоге прогнозирование — это инструмент разработки плана. Процесс планирования на предприятии включает три этапа. 1. Процесс разработки планов, то есть принятие управленческих решений о целях предприятия и методах их осуществления. Результат процесса планирования на предприятии — система планов. 2. Выполнение плановых решений. Результат этой управленческой деятельности — итоговые реальные показатели развития предприятия. 3. Контроль выполнения планов развития предприятия путем сопоставления фактических показателей с плановыми и корректировка поставленных целей. Непосредственно процесс разработки планов, в свою очередь, можно разделить на ряд этапов, следующих друг за другом: 1. исследования и анализ внутренней и внешней среды предприятия; 2. определение приоритетных ориентиров предпринимательской деятельности: видение, миссия, комплекс целей; 3. разработка базовой и функциональной стратегии развития предприятия: при помощи методов стратегического анализа обосновываются альтернативные варианты стратегии, производится выбор наиболее эффективного варианта; 4. разработка окончательного стратегического плана развития предприятия; 5. обоснование среднесрочных планов и программ; 6. на основе стратегического и среднесрочного планов разработка текущих планов — годовых и оперативных; 7. определение предпосылок разработки новых планов, учитывающих результаты выполнения плановых показателей путем сравнения с фактическими.
2. Используемые в планировании принципы разделяют на три группы. 1-я группа — общие принципы планирования, обусловленные принципами управления. К этой группе относятся принципы научности, необходимости, единства, непрерывности, гибкости, точности, эффективности, демократического централизма и др. Во 2-й группе основные принципы планирования — обеспечение динамичной пропорциональности и сбалансированности развития планируемого объекта; достижение единства производительных сил и производственных отношений; устойчивая конкурентоспособность планируемого объекта; единство экономического и социального развития; использование многообразных форм и методов планирования; выделение ведущих звеньев и приоритетов в развитии планируемого объекта и др. В 3-ю группу включают специфические принципы планирования в зависимости от его форм (видов), а также присущие каждому отдельно взятому объекту с учетом его миссии. Рассмотрим некоторые общие принципы планирования (1-я группа по классификации). Принцип научности заключается в том, что разработка планов должна базироваться на научной основе, глубоком познании и использовании экономических законов и закономерностей, новейших открытиях фундаментальных и прикладных наук с учетом прогресса техники и технологии производства, широкого внедрения достижений лучших предприятий, их подразделений, отдельных работников. Для реализации этого принципа требуется, чтобы в планах развития сельскохозяйственных предприятий находили отражение инвестиционно-инновационные процессы, приоритетные направления механизации и автоматизации производства, химизации и мелиорации земель, внедрение высокопродуктивных сортов растений и пород животных, прогрессивных технологий получения продукции. При выборе отраслевой структуры, технологии и материально-технического обеспечения производства на предприятии необходимо исходить из почвенных, климатических, метеорологических и других природных условий. Принцип необходимости означает повсеместное и обязательное применение планов предприятия при выполнении любого вида трудовой деятельности. Если план отсутствует, возможны ошибки, которые становятся причиной ухудшения состояния дел. Принцип единства предполагает разработку общего и частных планов развития предприятия. Единство планов предполагает общность экономических целей и взаимодействие предприятия и подразделений на горизонтальном и вертикальном уровнях планирования и управления. Принцип гибкости тесно связан с принципом непрерывности и предусматривает возможность корректировки плановых показателей, координации процесса выполнения плановых решений. В условиях рынка возможны значительные колебания спроса, действующих цен и тарифов, из-за чего постоянно требуется уточнение первоначальных планов предприятия. Принцип точности определяется как внутренней, так и внешней средой предприятия. При этом степень точности плановых показателей определяется используемыми системами и методами планирования. В оперативном и текущем планировании требуется более высокая степень точности плановых показателей, в перспективном можно ограничиться выбором общей цели и приблизительными расчетами показателей плана развития. Принцип эффективности требует разработки такого варианта плана, который при существующих ограничениях производственных ресурсов обеспечивает получение наибольшего экономического эффекта. При оценке эффекта в процессе планирования обычно сравнивают ожидаемые результаты с заранее выбранной целью. Из общих экономических принципов 2-й группы следует выделить принцип обеспечения динамичной пропорциональности и сбалансированности. На современном этапе особое значение приобретает сбалансированность на уровне предприятия как субъекта рынка. В этой связи важное место в организации планирования на предприятии отводится проблеме стабильности планов, строгому соблюдению плановой и договорной дисциплины. Пропорциональность должна поддерживаться постоянно и сознательно.
3. Основные функции планирования на предприятии следующие: -руководство; -обеспечение; -координация; -контроль. Функция руководства предусматривает обоснование стратегии и тактики, целей и задач предприятия, оценку и анализ внешней и внутренней среды функционирования, распределение ограниченных ресурсов, организацию и контроль выполнения намеченных планов. Стратегия развития предприятия формулируется и разрабатывается высшим руководством — руководителем предприятия и его главными специалистами, а тактика — специалистами и руководителями подразделений. Наиболее сложной составляющей функции руководства является формулирование миссии, которое включает определение целей и задач развития предприятия. Функция обеспечения — это устойчивые виды деятельности, выполняемые на предприятии непосредственно для производства продукции, работ и услуг. Функция определяется этапами производственного цикла деятельности предприятия (закупки, производство, сбыт), элементами производственного обеспечения (материально-техническое оснащение, ресурсы, связь, транспорт) и направлениями деятельности (персонал, инновации, инвестиции, проекты, финансы, снабжение и сбыт, маркетинг, безопасность, риски, международная деятельность и т. д.). Функция координации предполагает при разработке планов взаимоувязку их на всех уровнях планирования — от предприятия в целом до каждого подразделения. Особая роль функции координации отводится на этапе организации выполнения планов, поскольку эффективность функционирования подразделений, например растениеводства и животноводства, напрямую зависит от рациональной организации производства в каждом из них. Функция контроля процесса реализации плана развития предприятия укрепляет связь планирования с действительностью, способствует совершенствованию организации управления, стиля и методов работы руководителей и специалистов, позволяет выявлять дополнительные резервы для выполнения плановых заданий, своевременно обнаруживать отклонения в плановых показателях, принимать необходимые меры по ликвидации диспропорций, обеспечивает повышение конкурентоспособности производимой продукции и экономической эффективности предпринимательской деятельности в целом. Для выполнения функций планирования требуется четко определить: - объект планирования (что планируется); - субъект планирования (кто планирует); - период (горизонт) планирования (на какой срок); - средства планирования (например, компьютерные технологии); - методику планирования (как планировать); - согласование планов (каких, с кем и на каких условиях).
4. На предприятиях АПК применяют различные формы планирования, поскольку оно охватывает в той или иной степени все сферы социально-экономической деятельности. Наиболее обоснованный методологический подход к классификации форм планирования — по семи классификационным признакам. По типу социально-экономической системы выделяют преимущественно директивно-централизованное и индикативное планирование с элементами директивного. Под индикативным планированием понимают процесс определения и сознательного поддержания рациональной динамичной пропорциональности в народнохозяйственном комплексе в целом, его структурных подразделениях посредством разработки и реализации системы планов, качественные и количественные показатели которых имеют преимущественно рекомендательный характер. Индикативное планирование осуществляется не только «сверху вниз», но и «снизу вверх», путем добровольного согласования планов и программ совместного участия в их реализации на контрактно-договорной основе. Государство при этом сознательно поддерживает стратегические, общеэкономические, межотраслевые, отраслевые и территориальные пропорции воспроизводства, разрабатывая систему индикаторов, дающую ориентировочную информацию предприятиям об эффективных направлениях развития. По целям планирования, которые могут быть построены по иерархическому принципу как «дерево целей», выделяют стратегическую цель («вершина дерева») и подчиненные ей тактические цели, или подцели первого, второго и последующих уровней («ветви дерева»). Формы реализации этих целей — стратегическое и тактическое планирование. Стратегическое планирование — это единственный инструмент прогнозирования будущего предприятия, позволяющий связать текущую деятельность с долгосрочными целями. При этом ключевой момент стратегического планирования — всестороннее обновление базовой стратегии в органической связи с функциональными стратегиями развития предприятия (маркетинговой, производственной, социальной, организационно-управленческой, экологической и др.), а также с резервной стратегией быстрого реагирования (мобилизационной, ситуационного характера). Тактическое планирование направлено на решение текущих задач развития предприятия. Это средство реализации стратегических планов. Тактические планы базируются на более объективной и полной информации, осуществление их сопряжено с меньшим риском. Выделяют четыре основных вида временной ориентации, или типологии планирования: реактивное; инактивное; преактивное; интерактивное. Реактивное планирование (возврат к прошлому). Представители этого направления свои идеалы и способ управления находят в прошлом. Они отрицают достижения научно-технического прогресса, негативно относятся к технике и современному технологическому обществу. При инактивном планировании (инертность) не считается нужным возвращаться в прошлое и вместе с тем стремиться к движению вперед. Преактивное планирование (упреждение) ориентировано в основном на будущее. Преактивисты положительно относятся к технике и к экономико-математическим методам планирования. Интерактивное планирование сводится к проектированию желательного будущего и поиску путей его достижения.
5. В планировании используют общие и конкретные методы. Первые определяют общую методологическую направленность процесса планирования предпринимательской деятельности (например, методы системного анализа), вторые представляют собой непосредственный инструментарий планирования. Конкретные методы можно разделить на две группы: Методы получения и анализа исходной плановой информации и методы составления плана развития предприятия. Методы получения и анализа исходной плановой информации используют на предварительном этапе планирования. К их числу относят методы прогнозирования, прямого счета, соотношений и др. По степени формализации методы экономического прогнозирования можно разделить на интуитивные и формализованные. Интуитивные методы используются в тех случаях, когда невозможно учесть влияние многих факторов из-за сложности объекта планирования. В этом случае применяют оценки экспертов. При этом различают индивидуальные и коллективные экспертные оценки. В группу методов индивидуальных экспертных оценок входят: метод «интервью», при котором осуществляется непосредственный контакт эксперта со специалистом по схеме «вопрос — ответ»; аналитический метод — логически анализируется какая-либо прогнозируемая ситуация; метод построения сценария, основанный на выявлении логики процесса или явления во времени при различных условиях. К методам коллективных экспертных оценок относят: метод «комиссий»; коллективной генерации идей («мозговая атака»); метод «Дельфи». Эти методы дают более точный результат. Группа формализованных методов включает две подгруппы методов: экстраполяции и моделирования. В первую подгруппу входят методы наименьших квадратов, экспоненциального сглаживания, скользящих средних, во вторую — структурное, сетевое и матричное моделирование. Метод прямого счета заключается в определении планового задания, исходя из научно обоснованных норм и нормативов расхода или затрат тех или иных ресурсов. К числу методов соотношений относится индексный метод. Его сущность заключается в сравнении экономических (или иных) показателей (например, сравнение темпов роста производительности труда за два различных периода или двух различных предприятий одинаковых отраслей АПК). Метод структуризации —основан на поэтапном расчленении общих целей на составные компоненты. Такую процедуру в экономической литературе называют построением «дерева целей». К методам составления плана развития предприятия относятся балансовый, нормативный, программно-целевой. Чаще всего их называют традиционными. В эту группу также включают методы экономико-математического моделирования в планировании на предприятии АПК. Балансовый метод заключается в увязке (установлении равновесия) потребностей и ресурсов на предприятии, обеспечивает достижение пропорциональности и сбалансированности всех элементов плана (баланс корма, труд-х рес-в, матер-х рес-в). Нормативный метод планирования — метод разработки планов, основанный на использовании норм и нормативов. Нормы и нормативы образуют систему плановых эк-их и фин-ых пок-ей и сост-ют нормативную базу для пл-ия, классифицируемую по различным признакам. По своему значению нормы и нормативы могут быть абс-ми и отн-ми, общими и частными, плановыми и факт-ми, перспективными и текущими, макро- и микроэкономическими и т. д. Программно-целевой метод — это метод позволяет увязывать цели плана с ресурсами путем разработки целевых программ: цели экономического развития предприятия разбиваются на подцели и выявляются ресурсы для их достижения. Основной метод оптимального планирования — моделирование - воспроизведение или имитацию какой-либо существующей системы на специально созданном аналоге или модели. Моделирование базируется на аналогии (подобии, сходстве) между двумя объектами или явлениями, имеющими зачастую качественно различную природу.