ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 161

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. ПнаПАПК может быть эффектив­ным, если оно базируется на фундаментальной методологической и теоретической основе. Фундаментальная теоретическая основа планирования — пла­номерность. В экономической литературе под планомерностью понимают общественно-экономическую согласованность труда как в про­странстве, так и во времени. Основная форма реализации планомерности — планирование как экономическая категория. Планирование соотносится с более широким понятием — пред­видением, под которым понимают опережающее отображение дей­ствительности, основанное на познании законов природы, обще­ства и мышления. Выделяют три формы предвидения: гипотезу, прогноз, план, которые отличаются степенью конкретности и ха­рактером воздействия на ход исследуемых процессов. Гипотеза — это научное предвидение на уровне общей теории. Исходная точка построения гипотезы — теория, открытые на ее основе закономерности и причинно-следственные связи форми­рования и развития исследуемых объектов. Гипотеза раскрывает качественную характеристику объекта, выражает общие законо­мерности его развития. Прогноз — это научное предвидение на уровне конкретно-прикладной теории. Он имеет значительно большую определен­ность и достоверность, чем гипотеза. В основе разработки прогно­за не только качественные, но и количественные параметры. При этом прогноз, естественно, носит вероятностный характер. План — это научное предвидение, которое предполагает чет­кую постановку точно определенной цели и отражение конкрет­ных событий исследуемого объекта. План, как и прогноз, осно­ван на закономерностях и достижениях конкретно-прикладной науки. В нем предвидение получает наибольшую точность и опре­деленность. Планирование и прогнозирование тесно взаимосвяза­ны. В конечном итоге прогнозирование — это инструмент разра­ботки плана. Процесс планирования на предприятии включает три этапа. 1. Процесс разработки планов, то есть принятие управленче­ских решений о целях предприятия и методах их осуществления. Результат процесса планирования на предприятии — система пла­нов. 2. Выполнение плановых решений. Результат этой управлен­ческой деятельности — итоговые реальные показатели развития предприятия. 3. Контроль выполнения планов развития предприятия путем сопоставления фактических показателей с плановыми и корректи­ровка поставленных целей. Непосредственно процесс разработки планов, в свою очередь, можно разделить на ряд этапов, следующих друг за другом: 1. исследования и анализ внутренней и внешней среды пред­приятия; 2. определение приоритетных ориентиров предпринимательс­кой деятельности: видение, миссия, комплекс целей; 3. разработка базовой и функциональной стратегии развития предприятия: при помощи методов стратегического анализа обо­сновываются альтернативные варианты стратегии, производится выбор наиболее эффективного варианта; 4. разработка окончательного стратегического плана развития предприятия; 5. обоснование среднесрочных планов и программ; 6. на основе стратегического и среднесрочного планов разработ­ка текущих планов — годовых и оперативных; 7. определение предпосылок разработки новых планов, учиты­вающих результаты выполнения плановых показателей путем сравнения с фактическими.


2. Используемые в планировании принципы разделяют на три группы. 1-я группа — общие принципы планирования, обусловленные принципами управления. К этой группе относятся принципы научности, необходимости, единства, непрерывности, гибкости, точности, эффективности, демократического центра­лизма и др. Во 2-й группе основные принципы планирования — обеспече­ние динамичной пропорциональности и сбалансированности развития планируемого объекта; достижение единства произво­дительных сил и производственных отношений; устойчивая кон­курентоспособность планируемого объекта; единство экономи­ческого и социального развития; использование многообразных форм и методов планирования; выделение ведущих звеньев и приоритетов в развитии планируемого объекта и др. В 3-ю группу включают специфические принципы планирова­ния в зависимости от его форм (видов), а также присущие каждо­му отдельно взятому объекту с учетом его миссии. Рассмотрим некоторые общие принципы планирования (1-я группа по классификации). Принцип научности заключается в том, что разработка планов должна базироваться на научной основе, глубоком познании и ис­пользовании экономических законов и закономерностей, новей­ших открытиях фундаментальных и прикладных наук с учетом прогресса техники и технологии производства, широкого внедре­ния достижений лучших предприятий, их подразделений, отдель­ных работников. Для реализации этого принципа требуется, чтобы в планах развития сельскохозяйственных предприятий нахо­дили отражение инвестиционно-инновационные процессы, при­оритетные направления механизации и автоматизации производ­ства, химизации и мелиорации земель, внедрение высокопродук­тивных сортов растений и пород животных, прогрессивных технологий получения продукции. При выборе отраслевой структуры, технологии и материально-технического обеспечения производства на предприятии необхо­димо исходить из почвенных, климатических, метеорологических и других природных условий. Принцип необходимости означает повсеместное и обязательное применение планов предприятия при выполнении любого вида трудовой деятельности. Если план отсутствует, возможны ошибки, которые стано­вятся причиной ухудшения состояния дел. Принцип единства предполагает разработку общего и частных планов развития предприятия. Единство планов предполагает общность экономических целей и взаимодействие предприятия и подраз­делений на горизонтальном и вертикальном уровнях планирова­ния и управления. Принцип гибкости тесно связан с принципом непрерывности и предусматривает возможность корректировки плановых показате­лей, координации процесса выполнения плановых решений. В ус­ловиях рынка возможны значительные колебания спроса, дей­ствующих цен и тарифов, из-за чего постоянно требуется уточне­ние первоначальных планов предприятия. Принцип точности определяется как внутренней, так и внеш­ней средой предприятия. При этом степень точности плановых показателей определяется используемыми системами и методами планирова­ния. В оперативном и текущем планировании требуется более вы­сокая степень точности плановых показателей, в перспективном можно ограничиться выбором общей цели и приблизительными расчетами показателей плана развития. Принцип эффективности требует разработки такого вариан­та плана, который при существующих ограничениях производ­ственных ресурсов обеспечивает получение наибольшего эко­номического эффекта. При оценке эффекта в процессе плани­рования обычно сравнивают ожидаемые результаты с заранее выбранной целью. Из общих экономических принципов 2-й группы следует выде­лить принцип обеспечения динамичной пропорциональности и сбалан­сированности. На современном этапе особое значение приобретает сбалансиро­ванность на уровне предприятия как субъекта рынка. В этой связи важное место в организации планирования на предприятии отво­дится проблеме стабильности планов, строгому соблюдению пла­новой и договорной дисциплины. Пропорциональность должна поддерживаться по­стоянно и сознательно.


3. Основные функции планирования на предприятии следующие: -руководство; -обеспечение; -координация; -контроль. Функция руководства предусматривает обоснование стратегии и тактики, целей и задач предприятия, оценку и анализ внешней и внутренней среды функционирования, распределение ограничен­ных ресурсов, организацию и контроль выполнения намеченных планов. Стратегия развития предприятия форму­лируется и разрабатывается высшим руководством — руководи­телем предприятия и его главными специалистами, а тактика — специалистами и руководителями подразделений. Наиболее сложной составляющей функции руководства явля­ется формулирование миссии, которое включает определение целей и задач разви­тия предприятия. Функция обеспечения — это устойчивые виды деятельности, вы­полняемые на предприятии непосредственно для производства продукции, работ и услуг. Функция определяется этапами произ­водственного цикла деятельности предприятия (закупки, произ­водство, сбыт), элементами производственного обеспечения (ма­териально-техническое оснащение, ресурсы, связь, транспорт) и направлениями деятельности (персонал, инновации, инвестиции, проекты, финансы, снабжение и сбыт, маркетинг, безопасность, риски, международная деятельность и т. д.). Функция координации предполагает при разработке планов взаимоувязку их на всех уровнях планирования — от предприя­тия в целом до каждого подразделения. Особая роль функции координации отводится на этапе органи­зации выполнения планов, поскольку эффективность функцио­нирования подразделений, например растениеводства и животно­водства, напрямую зависит от рациональной организации произ­водства в каждом из них. Функция контроля процесса реализации плана развития пред­приятия укрепляет связь планирования с действительностью, спо­собствует совершенствованию организации управления, стиля и методов работы руководителей и специалистов, позволяет выяв­лять дополнительные резервы для выполнения плановых заданий, своевременно обнаруживать отклонения в плановых показателях, принимать необходимые меры по ликвидации диспропорций, обеспечивает повышение конкурентоспособности производимой продукции и экономической эффективности предприниматель­ской деятельности в целом. Для выполнения функций планирования требуется четко опре­делить: - объект планирования (что планируется); - субъект планирования (кто планирует); - период (горизонт) планирования (на какой срок); - средства планирования (например, компьютерные техноло­гии); - методику планирования (как планировать); - согласование планов (каких, с кем и на каких условиях).


4. На предприятиях АПК применяют различные формы плани­рования, поскольку оно охватывает в той или иной степени все сферы социально-экономической деятельности. Наиболее обоснованный методологический подход к класси­фикации форм планирования — по семи классификационным признакам. По типу социально-экономической системы выделяют преиму­щественно директивно-централизованное и индикативное планиро­вание с элементами директивного. Под индикативным планированием понимают процесс определения и сознательного поддержа­ния рациональной динамичной пропорциональности в народно­хозяйственном комплексе в целом, его структурных подразделе­ниях посредством разработки и реализации системы планов, каче­ственные и количественные показатели которых имеют преимущественно рекомендательный характер. Индикативное планирование осуществляется не только «сверху вниз», но и «снизу вверх», путем добровольного согласования пла­нов и программ совместного участия в их реализации на кон­трактно-договорной основе. Государство при этом сознательно поддерживает стратегические, общеэкономические, межотрасле­вые, отраслевые и территориальные пропорции воспроизводства, разрабатывая систему индикаторов, дающую ориентировочную информацию предприятиям об эффективных направлениях раз­вития. По целям планирования, которые могут быть построены по иерархическому принципу как «дерево целей», выделяют страте­гическую цель («вершина дерева») и подчиненные ей тактические цели, или подцели первого, второго и последующих уровней («ветви дерева»). Формы реализации этих целей — стратегическое и тактическое планирование. Стратегическое планирование — это единственный инстру­мент прогнозирования будущего предприятия, позволяющий связать текущую деятельность с долгосрочными целями. При этом ключевой момент стратегического планирования — всесто­роннее обновление базовой стратегии в органической связи с функциональными стратегиями развития предприятия (марке­тинговой, производственной, социальной, организационно-уп­равленческой, экологической и др.), а также с резервной стратеги­ей быстрого реагирования (мобилизационной, ситуационного ха­рактера). Тактическое планирование направлено на решение текущих задач развития предприятия. Это средство реализации стратеги­ческих планов. Тактические планы базируются на более объектив­ной и полной информации, осуществление их сопряжено с мень­шим риском. Выделяют четыре основных вида временной ориентации, или типологии планирования: реактивное; инактивное; преактивное; интерактивное. Реактивное планирование (возврат к прошлому). Представители этого направления свои идеалы и способ управления находят в прошлом. Они отрицают достижения научно-технического про­гресса, негативно относятся к технике и современному технологи­ческому обществу. При инактивном планировании (инертность) не считается нуж­ным возвращаться в прошлое и вместе с тем стремиться к движе­нию вперед. Преактивное планирование (упреждение) ориентировано в ос­новном на будущее. Преактивисты положительно относятся к технике и к экономико-математическим методам планирования. Интерактивное планирование сводится к проектированию жела­тельного будущего и поиску путей его достижения.


5. В планировании используют общие и конкретные методы. Первые определяют общую методологическую направленность процесса планирования предпринимательской деятельности (на­пример, методы системного анализа), вторые представляют собой непосредственный инструментарий планирования. Конкретные методы можно разделить на две группы: Методы получения и анализа исходной плановой информации и методы составления плана развития предприятия. Методы получения и анализа исходной плановой информации ис­пользуют на предварительном этапе планирования. К их числу от­носят методы прогнозирования, прямого счета, соотношений и др. По степени формализации методы экономического прогнози­рования можно разделить на интуитивные и формализованные. Интуитивные методы используются в тех случаях, когда невоз­можно учесть влияние многих факторов из-за сложности объекта планирования. В этом случае применяют оценки экспертов. При этом различают индивидуальные и коллективные экспертные оценки. В группу методов индивидуальных экспертных оценок входят: метод «интервью», при котором осуществляется непосредствен­ный контакт эксперта со специалистом по схеме «вопрос — от­вет»; аналитический метод — логически анализируется какая-либо прогнозируемая ситуация; метод построения сценария, основанный на выявле­нии логики процесса или явления во времени при различных ус­ловиях. К методам коллективных экспертных оценок относят: метод «комиссий»; коллективной генерации идей («мозговая атака»); метод «Дельфи». Эти методы дают более точ­ный результат. Группа формализованных методов включает две подгруппы ме­тодов: экстраполяции и моделирования. В первую подгруппу вхо­дят методы наименьших квадратов, экспоненциального сглажива­ния, скользящих средних, во вторую — структурное, сетевое и матричное моделирование. Метод прямого счета заключается в определении планового за­дания, исходя из научно обоснованных норм и нормативов расхо­да или затрат тех или иных ресурсов. К числу методов соотношений относится индексный метод. Его сущность заключается в сравнении экономических (или иных) по­казателей (например, сравнение темпов роста производительно­сти труда за два различных периода или двух различных предприя­тий одинаковых отраслей АПК). Метод структуризации —основан на поэтапном расчленении общих целей на составные компоненты. Такую процедуру в экономической литературе называют построе­нием «дерева целей». К методам составления плана развития предприятия относятся балансовый, нормативный, программно-целевой. Чаще всего их на­зывают традиционными. В эту группу также включают методы экономико-математического моделирования в планировании на предприятии АПК. Балансовый метод заключается в увязке (установлении равновесия) потребностей и ресурсов на предприятии, обеспечи­вает достижение пропорциональности и сбалансированности всех элементов плана (баланс корма, труд-х рес-в, матер-х рес-в). Нормативный метод планирования — метод разработки пла­нов, основанный на использовании норм и нормативов. Нормы и нормативы образуют систему плановых эк-их и фин-ых пок-ей и сост-ют нормативную базу для пл-ия, классифицируемую по различным признакам. По своему значению нормы и нормативы могут быть абс-ми и отн-ми, общими и частными, плановыми и факт-ми, перспективными и текущими, макро- и микроэкономи­ческими и т. д. Программно-целевой метод — это метод позволяет увязывать цели плана с ресурсами путем разработки целевых программ: цели экономического развития предприятия разбиваются на подцели и выявляются ресурсы для их достиже­ния. Основной метод оптимального планирования — моделирова­ние - воспроизве­дение или имитацию какой-либо существующей системы на спе­циально созданном аналоге или модели. Моделирование базиру­ется на аналогии (подобии, сходстве) между двумя объектами или явлениями, имеющими зачастую качественно различную природу.