ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 111
Скачиваний: 3
-
Что общего было во всех сценках?
-
Какие чувства вы отметили у себя во время выполнения этого упражнения?
-
Какими могут быть последствия этих конфликтов?
-
Каким может быть положительное воздействие конфликта на его участников?
Во время обсуждения ведущий обращает внимание на то, что было в конфликтных взаимоотношениях при «давлении» словами, интонацией. Далее ведущий знакомит участников группы с остальными видами поведения в ситуации конфликта:
-
Конкуренция (акула). Стратегия хищника.
-
Компромисс (лиса). Взаимные уступки.
-
Приспособление (плюшевый медвежонок). Сглаживание острых углов.
-
Сотрудничество (сова). Широко открытые глаза, не скрывающие своих интересов. Видит ситуацию в целом «с высоты птичьего полета».
Вопросы:
-
В каком виде поведения в конфликте партнер «давит»?
-
В каком виде поведения в конфликте партнер может почувствовать себя «задавленным».
Работа с таблицей «Как я обычно реагирую на конфликтную ситуацию». Участникам предлагается заполнить таблицу «Как я обычно реагирую на конфликтную ситуацию». «Я — высказывание» как один из способов общения в конфликтной ситуации. Признаки «Я — высказывания»:
-
Это способ вербального выражения чувств, возникающих в напряженной ситуации.
-
Это конструктивная альтернатива «Ты — высказыванию», которое традиционно применяется для решения конфликта через высказывание негативной оценки в адрес другого, таким образом, ответственность перекладывается на другого.
-
Позволяет обозначить проблему и при этом взять ответственность на себя.
Схема «Я — высказывания». «Я — высказывание» включает в себя не только название чувств, но и указание на те условия и причины, которые их вызвали. Схема такова: 1. Описание ситуации, вызвавшей напряжение: «Когда я вижу, что ты…». «Когда это происходит…». «Когда я сталкиваюсь с тем, что…». 2. Точное название своего чувства в этой ситуации: «Я чувствую….(раздражение, беспомощность, горечь, боль, не доумение и т. д.)».
«Я не знаю, как реагировать…». «У меня возникает проблема…». 3. Название причин этого чувства: «Потому что…». «В связи с тем, что…». «Ведь я…». Упражнение «Конфликты». Участники делятся по парам. Первый партнер обвиняет в чем-то другого, создавая конфликтную ситуацию, типичную для школы. Второй партнер реагирует 3-мя разными способами:
-
Оправдывается и извиняется (с позиции жертвы).
-
Использует «Ты — высказывание» для ответных обвинений.
• Использует «Я — высказывание» (по схеме). Затем участники меняются ролями и придумывают новую ситуацию. Рефлексия: Что было трудно, какие чувства испытывали при выполнении упражнения? Обсуждение практических рекомендаций, направленных как на предупреждение конфликтов, так и на особенности общения в конфликтной ситуации. Примечание: В ходе работы полезно ориентировать на отражение положительного воздействия конфликта. Например: «Конфликт — это возможность проверить человеческие взаимоотношения» и т. д. Положительные формулировки лучше записывать по одну сторону, а отрицательные — по другую. Время для подготовки —5—7 минут. Можно предложить кому-то из участников показать группе свою ситуацию и варианты решения с целью анализа правильности использования приема «Я — высказывания». Игра «Белые медведи». Цель: сплочение, разрядка.
2—3 человека берутся за руки, образуя цепочку «белые медведи». Задача — замкнуть цепочку вокруг остальных участников «пингвинов». Пойманный «пингвин» становится «медведем». 4 этап: Рефлексия.
-
Что было важно?
-
Что было трудно?
-
Что понравилось? Обмен чувствами.
Занятие № 6 Цель: осознание своей креативности, повышение развития творческой индивидуальности.
Материал: мягкая игрушка, таблички с именами участников, листы бумаги, листы с заданиями для каждой команды, цветные карандаши, ручки, листы бумаги. 1 этап: Начало работы. Задачи: настрой на занятие; вхождение в атмосферу группы.
Упражнение «С каким настроением вы пришли сегодня на занятие?» Каждому участнику раздается карточка с его именем. И ведущий берет мягкую игрушку и задает вопрос: «С каким настроение вы пришли сегодня на занятие?». Каждый участник высказывает свое мнение по кругу.
2 этап: Разминка. Задача: развитие межличностной чувствительности и взаимопонимания. Упражнение «Танец с листком». Упражнение выполняется в парах. Каждой паре предлагается взять по одному листку бумаги, встать лицом друг к другу и соприкоснуться головами лоб в лоб. Листок бумаги при этом прокладывается между лбами. Задача каждой пары — двигаться по комнате под музыку, удерживая свой листок. Руки при этом необходимо заложить за спину. Процедура заканчивается тогда, когда остается всего одна пара. 3 этап: Основная часть. Задачи: познакомить участников группы с понятием «творчество», способами развития творческого мышления; создание возможностей и влияния творческих приемов на самочувствие, активность, настроение.
Мини-лекция на тему « Творчество» Ведущий: «Мы живем в эпоху бурных изменений. Человек вынужден реагировать на них, но часто бывает к ним не готов. Для того, чтобы выжить в ситуациях постоянных изменений, чтобы адекватно на них отвечать, человек должен активизировать свой творческий потенциал. Ученые считают, что между психическим, физическим здоровьем и творческим характером нашей жизни прослеживается прямая связь. Добавить в свою жизнь элементы творчества — это значит разрешить себе быть:
-
открытым всему новому и неожиданному;
-
гибким, т. е. быстро перестраиваться с одной идеи на другую;
-
смелым, комбинируя и соединяя, казалось бы, несоединимое;
• рискованным, т. е. небоящимся шагнуть за навязанные стереотипы». Таблица «Способы развития творческого мышления».
Задание для решения творческих задач. Участники делятся на команды по 4—5 человек (не более 6 команд). Для каждой команды приготовлен стол, на котором находится творческое задание. Столы расставлены вкруговую. На выполнение задания отводится 3 минуты, затем звучит гонг, и участники переходят к левому столу. Каждая команда, подойдя к столу, обнаружит ответы предыдущей команды. Ей следует дополнить их или предложить свою версию. На листе ответов вписывается номер команды и ответ. Ведущий дает сигнал к началу работы. По завершению времени слова ведущего: «Спасибо! Время вышло. Вернитесь на свои места. Вы пробовали свои творческие способности в разных видах творческих заданий. А сейчас давайте посмотрим, что у нас получилось». Подведение итогов работы групп. Нацеленность не на время, не на правильность, а на ОРИГИНАЛЬНОСТЬ (в творчестве понятие правильности весьма ограничено). Упражнение «Подарок». Участники встают в круг. Им предлагается представить, что сейчас каждый из них пойдет на день рождения к своему соседу, стоящему справа. Необходимо подумать о том, какой подарок вы подарите. Затем каждый выходит в центр круга и без слов, только с помощью мимики и жестов, показывает, что он хочет подарить. Тот, кому подарок адресуется, должен отгадать название. Если название не отгадывается, то отгадать его помогают остальные участники. 4 этап: Рефлексия.
-
Что было важно?
-
Что было трудно?
-
Что понравилось?
Занятие № 7 Цели: осознание своей креативности, повышение развития творческой индивидуальности. Материал: мягкая игрушка, листы бумаги, ручка, мяч.
1 этап: Начало работы. Задачи: настрой на занятие; вхождение в атмосферу группы. Упражнение «С каким настроением вы пришли сегодня на занятие?» Каждому участнику раздается карточка с его именем. И ведущий берет мягкую игрушку и задает вопрос: «С каким настроение вы пришли сегодня на занятие?». Каждый участник высказывает свое мнение по кругу. 2 этап: Разминка. Задачи: настрой на групповую работу; развитие беглости мышления, воображения. Инструкция: «Сейчас каждый из вас по кругу назовет ассоциацию на то слово, которое скажет сидящий перед вами человек. Думать долго не нужно, называйте первое слово, по ассоциации приходящее Вам в голову». 3 этап: Основная часть. Задачи: развитие гибкости, оригинальности мышления, воображения; развитие беглости мышления. Упражнение «Новость одной строкой». Инструкция: «Каждый день телевидение, радио и печать обрушивают на человека море информации. Информация может быть подробной, может быть не очень подробной и может быть очень краткой, состоящей буквально из одного предложения. Про такую информацию так и говорят: “Новость одной строкой”. Составьте однострочное сообщение о событии, произошедшем где-то в мире. При этом обязательно употребите в тексте сообщения 5 слов. А слова такие:
-
Азербайджан, небоскреб, ограбление, навигация, озон;
-
Чили, айсберг, оппозиция, митинг, шахматы;
-
Малайзия, стадион, космос, эмиграция, урожай;
-
Лихтенштейн, оазис, фильм, паника, обвинение;
-
Тунис, павильон, наводнение, болезнь, юбилей».
Упражнение «Апельсин» Инструкция: «Давайте вообразим, что это (ведущий показывает мяч) — апельсин. Сейчас мы будем бросать его друг другу, говоря при этом, какой апельсин вы бросаете. Будем внимательны: постараемся не повторять уже названные качества, свойства апельсина». Упражнение « Мы открыли фирму» Участники делятся на группы. Каждой группе предлагается задание. Инструкция: «Каждый день в нашей стране возникает множество фирм. Успех предприятия во многом зависит от вида его деятельности: чем меньше других фирм-конкурентов занимается такой же деятельностью, тем больше шансов на успех. А еще успех зависит от яркого названия, отражающего специфику фирмы. Представьте, что в одном городе появился целый ряд предприятий, предлагающий уникальные виды услуг. Вот только названий у них еще нет. Помогите начинающим предпринимателям и придумайте название фирме, если известно, что она занимается…
-
заточкой одноразовых лезвий;
-
ремонтом и обслуживанием самокатов;
-
настройкой губных гармошек;
-
ускоренным обучением языку хинди;
-
установкой скворечников».
Упражнение « Воздух, земля, вода». Инструкция: «Сейчас мы будем бросать друг другу этот мяч. Тот, кто бросает мяч, говорит одно из 3-х слов: “воздух”, “земля” или “вода”, а тот, кто ловит мяч, говорит, если прозвучало слово “воздух” — название птицы, насекомого, во втором случае — животного, и если было сказано “вода” — название рыбы. Реагировать нужно как можно быстрее». Игра «Третий лишний». Участники разбиваются на пары и встают лицом в круг так, чтобы один был перед другим. Ведущий бегает за водящим (у кого нет пары) вокруг круга и пытается его догнать, а водящий встает третьим в любую из пар, тогда тот, кто стоял первым в кругу в данной паре, становится водящим. Если ведущий догоняет водящего, то они меняются ролями. 4 этап: Рефлексия.
-
Что было важно?
-
Что было трудно?
-
Что понравилось? Обмен чувствами.
Занятие № 8 Цели: осознание своей креативности; повышение развития творческой индивидуальности. Материал: мягкая игрушка. 1 этап: Начало работы. Задачи: настрой на занятие; вхождение в атмосферу. Упражнение «С каким настроением вы пришли сегодня на занятие?» Ведущий берет мягкую игрушку и задает вопрос: «С каким настроение вы пришли сегодня на занятие?». Каждый участник высказывает свое мнение по кругу. 2 этап: Разминка. Задачи: сплочение, разрядка, выработка групповой стратегии решения проблемы. Описание: На листочках пишется по одному слову из пословицы, листочки раздаются участникам (в произвольном порядке). Участники встают в линейку на листы бумаги (А4). Задача — не становясь на пол, построиться в правильном порядке. 3 этап: Основная часть. Задача: активизация механизмов творческого процесса. Упражнение «Новые дорожные знаки». Инструкция: «Трудно представить современный город без дорожных знаков: предупреждающих, предписывающих, запрещающих и т. д. Дорожные знаки помогают регулировать движение, информируют о состоянии дороги, предупреждают о возможной опасности. И, хотя дорожных знаков много, все же есть такие ситуации, такие опасности, которые не отражены в «азбуке дорог». Помогите работникам ГАИ и нарисуйте новый дорожный знак, который, возможно, скоро появится на отдельных участках дороги. Эти знаки относятся к категории «предупреждающие» и называются так: