ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 102

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. Что общего было во всех сценках?

  2. Какие чувства вы отметили у себя во время выполнения этого упражнения?

  3. Какими могут быть последствия этих конфликтов?

  4. Каким может быть положительное воздействие конфликта на его участников?

Во время обсуждения ведущий обращает внимание на то, что было в конфликтных взаимоотношениях при «давлении» словами, интонацией. Далее ведущий знакомит участников группы с остальными видами поведения в ситуации конфликта:

  1. Конкуренция (акула). Стратегия хищника.

  2. Компромисс (лиса). Взаимные уступки.

  3. Приспособление (плюшевый медвежонок). Сглаживание острых углов.

  4. Сотрудничество (сова). Широко открытые глаза, не скрывающие своих интересов. Видит ситуацию в целом «с высоты птичьего полета».

Вопросы:

  1. В каком виде поведения в конфликте партнер «давит»?

  2. В каком виде поведения в конфликте партнер может почувствовать себя «задавленным».

Работа с таблицей «Как я обычно реагирую на конфликтную ситуацию». Участникам предлагается заполнить таблицу «Как я обычно реагирую на конфликтную ситуацию». «Я — высказывание» как один из способов общения в конфликтной ситуации. Признаки «Я — высказывания»:

  1. Это способ вербального выражения чувств, возникающих в напряженной ситуации.

  2. Это конструктивная альтернатива «Ты — высказыванию», которое традиционно применяется для решения конфликта через высказывание негативной оценки в адрес другого, таким образом, ответственность перекладывается на другого.

  3. Позволяет обозначить проблему и при этом взять ответственность на себя.

Схема «Я — высказывания». «Я — высказывание» включает в себя не только название чувств, но и указание на те условия и причины, которые их вызвали. Схема такова: 1. Описание ситуации, вызвавшей напряжение: «Когда я вижу, что ты…». «Когда это происходит…». «Когда я сталкиваюсь с тем, что…». 2. Точное название своего чувства в этой ситуации: «Я чувствую….(раздражение, беспомощность, горечь, боль, не доумение и т. д.)».

«Я не знаю, как реагировать…». «У меня возникает проблема…». 3. Название причин этого чувства: «Потому что…». «В связи с тем, что…». «Ведь я…». Упражнение «Конфликты». Участники делятся по парам. Первый партнер обвиняет в чем-то другого, создавая конфликтную ситуацию, типичную для школы. Второй партнер реагирует 3-мя разными способами:


  1. Оправдывается и извиняется (с позиции жертвы).

  2. Использует «Ты — высказывание» для ответных обвинений.

• Использует «Я — высказывание» (по схеме). Затем участники меняются ролями и придумывают новую ситуацию. Рефлексия: Что было трудно, какие чувства испытывали при выполнении упражнения? Обсуждение практических рекомендаций, направленных как на предупреждение конфликтов, так и на особенности общения в конфликтной ситуации. Примечание: В ходе работы полезно ориентировать на отражение положительного воздействия конфликта. Например: «Конфликт — это возможность проверить человеческие взаимоотношения» и т. д. Положительные формулировки лучше записывать по одну сторону, а отрицательные — по другую. Время для подготовки —5—7 минут. Можно предложить кому-то из участников показать группе свою ситуацию и варианты решения с целью анализа правильности использования приема «Я — высказывания». Игра «Белые медведи». Цель: сплочение, разрядка.

2—3 человека берутся за руки, образуя цепочку «белые медведи». Задача — замкнуть цепочку вокруг остальных участников «пингвинов». Пойманный «пингвин» становится «медведем». 4 этап: Рефлексия.

  1. Что было важно?

  2. Что было трудно?

  3. Что понравилось? Обмен чувствами.

Занятие № 6 Цель: осознание своей креативности, повышение развития творческой индивидуальности.

Материал: мягкая игрушка, таблички с именами участников, листы бумаги, листы с заданиями для каждой команды, цветные карандаши, ручки, листы бумаги. 1 этап: Начало работы. Задачи: настрой на занятие; вхождение в атмосферу группы.  

Упражнение «С каким настроением вы пришли сегодня на занятие?» Каждому участнику раздается карточка с его именем. И ведущий берет мягкую игрушку и задает вопрос: «С каким настроение вы пришли сегодня на занятие?». Каждый участник высказывает свое мнение по кругу.

2 этап: Разминка. Задача: развитие межличностной чувствительности и взаимопонимания. Упражнение «Танец с листком». Упражнение выполняется в парах. Каждой паре предлагается взять по одному листку бумаги, встать лицом друг к другу и соприкоснуться головами лоб в лоб. Листок бумаги при этом прокладывается между лбами. Задача каждой пары — двигаться по комнате под музыку, удерживая свой листок. Руки при этом необходимо заложить за спину. Процедура заканчивается тогда, когда остается всего одна пара. 3 этап: Основная часть. Задачи: познакомить участников группы с понятием «творчество», способами развития творческого мышления; создание возможностей и влияния творческих приемов на самочувствие, активность, настроение.


Мини-лекция на тему « Творчество» Ведущий: «Мы живем в эпоху бурных изменений. Человек вынужден реагировать на них, но часто бывает к ним не готов. Для того, чтобы выжить в ситуациях постоянных изменений, чтобы адекватно на них отвечать, человек должен активизировать свой творческий потенциал. Ученые считают, что между психическим, физическим здоровьем и творческим характером нашей жизни прослеживается прямая связь. Добавить в свою жизнь элементы творчества — это значит разрешить себе быть:

  1. открытым всему новому и неожиданному;

  2. гибким, т. е. быстро перестраиваться с одной идеи на другую;

  3. смелым, комбинируя и соединяя, казалось бы, несоединимое;

• рискованным, т. е. небоящимся шагнуть за навязанные стереотипы». Таблица «Способы развития творческого мышления».

Задание для решения творческих задач. Участники делятся на команды по 4—5 человек (не более 6 команд). Для каждой команды приготовлен стол, на котором находится творческое задание. Столы расставлены вкруговую. На выполнение задания отводится 3 минуты, затем звучит гонг, и участники переходят к левому столу. Каждая команда, подойдя к столу, обнаружит ответы предыдущей команды. Ей следует дополнить их или предложить свою версию. На листе ответов вписывается номер команды и ответ. Ведущий дает сигнал к началу работы. По завершению времени слова ведущего: «Спасибо! Время вышло. Вернитесь на свои места. Вы пробовали свои творческие способности в разных видах творческих заданий. А сейчас давайте посмотрим, что у нас получилось». Подведение итогов работы групп. Нацеленность не на время, не на правильность, а на ОРИГИНАЛЬНОСТЬ (в творчестве понятие правильности весьма ограничено). Упражнение «Подарок». Участники встают в круг. Им предлагается представить, что сейчас каждый из них пойдет на день рождения к своему соседу, стоящему справа. Необходимо подумать о том, какой подарок вы подарите. Затем каждый выходит в центр круга и без слов, только с помощью мимики и жестов, показывает, что он хочет подарить. Тот, кому подарок адресуется, должен отгадать название. Если название не отгадывается, то отгадать его помогают остальные участники. 4 этап: Рефлексия.

  1. Что было важно?

  2. Что было трудно?

  3. Что понравилось?


Занятие № 7 Цели: осознание своей креативности, повышение развития творческой индивидуальности. Материал: мягкая игрушка, листы бумаги, ручка, мяч.

1 этап: Начало работы. Задачи: настрой на занятие; вхождение в атмосферу группы.  Упражнение «С каким настроением вы пришли сегодня на занятие?» Каждому участнику раздается карточка с его именем. И ведущий берет мягкую игрушку и задает вопрос: «С каким настроение вы пришли сегодня на занятие?». Каждый участник высказывает свое мнение по кругу. 2 этап: Разминка. Задачи: настрой на групповую работу; развитие беглости мышления, воображения. Инструкция: «Сейчас каждый из вас по кругу назовет ассоциацию на то слово, которое скажет сидящий перед вами человек. Думать долго не нужно, называйте первое слово, по ассоциации приходящее Вам в голову». 3 этап: Основная часть. Задачи: развитие гибкости, оригинальности мышления, воображения; развитие беглости мышления. Упражнение «Новость одной строкой». Инструкция: «Каждый день телевидение, радио и печать обрушивают на человека море информации. Информация может быть подробной, может быть не очень подробной и может быть очень краткой, состоящей буквально из одного предложения. Про такую информацию так и говорят: “Новость одной строкой”. Составьте однострочное сообщение о событии, произошедшем где-то в мире. При этом обязательно употребите в тексте сообщения 5 слов. А слова такие:

  1. Азербайджан, небоскреб, ограбление, навигация, озон;

  2. Чили, айсберг, оппозиция, митинг, шахматы;

  3. Малайзия, стадион, космос, эмиграция, урожай;

  4. Лихтенштейн, оазис, фильм, паника, обвинение;

  5. Тунис, павильон, наводнение, болезнь, юбилей».

Упражнение «Апельсин» Инструкция: «Давайте вообразим, что это (ведущий показывает мяч) — апельсин. Сейчас мы будем бросать его друг другу, говоря при этом, какой апельсин вы бросаете. Будем внимательны: постараемся не повторять уже названные качества, свойства апельсина». Упражнение « Мы открыли фирму» Участники делятся на группы. Каждой группе предлагается задание. Инструкция: «Каждый день в нашей стране возникает множество фирм. Успех предприятия во многом зависит от вида его деятельности: чем меньше других фирм-конкурентов занимается такой же деятельностью, тем больше шансов на успех. А еще успех зависит от яркого названия, отражающего специфику фирмы. Представьте, что в одном городе появился целый ряд предприятий, предлагающий уникальные виды услуг. Вот только названий у них еще нет. Помогите начинающим предпринимателям и придумайте название фирме, если известно, что она занимается…


  1. заточкой одноразовых лезвий;

  2. ремонтом и обслуживанием самокатов;

  3. настройкой губных гармошек;

  4. ускоренным обучением языку хинди;

  5. установкой скворечников».

Упражнение « Воздух, земля, вода». Инструкция: «Сейчас мы будем бросать друг другу этот мяч. Тот, кто бросает мяч, говорит одно из 3-х слов: “воздух”, “земля” или “вода”, а тот, кто ловит мяч, говорит, если прозвучало слово “воздух” — название птицы, насекомого, во втором случае — животного, и если было сказано “вода” — название рыбы. Реагировать нужно как можно быстрее». Игра «Третий лишний». Участники разбиваются на пары и встают лицом в круг так, чтобы один был перед другим. Ведущий бегает за водящим (у кого нет пары) вокруг круга и пытается его догнать, а водящий встает третьим в любую из пар, тогда тот, кто стоял первым в кругу в данной паре, становится водящим. Если ведущий догоняет водящего, то они меняются ролями. 4 этап: Рефлексия.

  1. Что было важно?

  2. Что было трудно?

  3. Что понравилось? Обмен чувствами.

Занятие № 8 Цели: осознание своей креативности; повышение развития творческой индивидуальности. Материал: мягкая игрушка. 1 этап: Начало работы. Задачи: настрой на занятие; вхождение в атмосферу. Упражнение «С каким настроением вы пришли сегодня на занятие?» Ведущий берет мягкую игрушку и задает вопрос: «С каким настроение вы пришли сегодня на занятие?». Каждый участник высказывает свое мнение по кругу. 2 этап: Разминка. Задачи: сплочение, разрядка, выработка групповой стратегии решения проблемы. Описание: На листочках пишется по одному слову из пословицы, листочки раздаются участникам (в произвольном порядке). Участники встают в линейку на листы бумаги (А4). Задача — не становясь на пол, построиться в правильном порядке. 3 этап: Основная часть. Задача: активизация механизмов творческого процесса. Упражнение «Новые дорожные знаки». Инструкция: «Трудно представить современный город без дорожных знаков: предупреждающих, предписывающих, запрещающих и т. д. Дорожные знаки помогают регулировать движение, информируют о состоянии дороги, предупреждают о возможной опасности. И, хотя дорожных знаков много, все же есть такие ситуации, такие опасности, которые не отражены в «азбуке дорог». Помогите работникам ГАИ и нарисуйте новый дорожный знак, который, возможно, скоро появится на отдельных участках дороги. Эти знаки относятся к категории «предупреждающие» и называются так: