ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 109

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. «Осторожно: глухие старушки»;

  2. «Осторожно: низко летящие кометы»;

  3. «Осторожно: жидкий асфальт»;

  4. «Осторожно: злые террористы»;

  5. «Осторожно: неприятные запахи».

Упражнение «Частушка». Частушка — уникальное явление в народном творчестве. С одной стороны, частушка исключительно проста по форме — всего 4 рифмованные строчки. Но, с другой стороны, сочинить частушку не просто. Ведь в 4 строчках надо рассказать целую историю, случай из жизни, причем рассказать с юмором, используя намеки, умолчания, аллегории и ассоциации. Вот пример несложной частушки: Ходит Ванька по деревне, Девкам улыбается — У него вставная челюсть, Рот не закрывается. Попробуйте придумать рассказ — частушку, которая оканчивалась бы такими словами:

  1. ...глаз не открывается;

  2. ...брови осыпаются;

  3. ...зуб давно качается;

  4. ...уши развеваются;

  5. ...нос не помещается».

Игра «Дракон». Все участники встают в цепочку. Первый — «голова дракона», последний — «хвост». Голова должна поймать хвост. 

4 этап: Рефлексия.  Цель: разрядка.

  1. Что было важно?

  2. Что было трудно?

  3. Что понравилось? Обмен чувствами.

Занятие № 9 Цели: обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля; повышение уверенности в себе, в своих силах. Материал: мягкая игрушка. 1 этап: Начало работы. Задачи: настрой на занятие; вхождение в атмосферу группы.  Упражнение «С каким настроением вы пришли сегодня на занятие?» Ведущий берет мягкую игрушку и задает вопрос: «С каким настроение вы пришли сегодня на занятие?». Каждый участник высказывает свое мнение по кругу. 2 этап: Разминка. Задачи: развитие внимания, сообразительности; разрядка. Игра «Шестерка». Все игроки встают в круг. Каждый участник по очереди называет числа натурального ряда: один, два, три… Запрещается называть числа, заканчивающиеся на цифру 6 и кратные 6 (например, 6,12, 16 и т. д.). Если игроку досталось такое число, он должен молча подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши. Тот, кто ошибся, выбывает из игры. Играть можно до 3-х оставшихся наиболее внимательных игроков. 3 этап: Основная часть. Задачи: вспомнить способы снятия напряжения; предложить новые эффективные способы регуляции эмоционального состояния. Описание: Участники вспоминают естественные способы снятия нервно-психического напряжения (см. занятие 1). Ведущий предлагает вспомнить или придумать новые способы. Возможные варианты:


  1. Скомкать газету и выбросить ее.

  2. Газету порвать на мелкие кусочки и выбросить.

  3. Покричать то громко, то тихо.

  4. Громко спеть любимую песню.

  5. Смотреть на горящую свечу.

  6. Вдохнуть глубоко до 10 раз.

  7. Посчитать зубы языком с внутренней стороны.

Упражнение «Прощай, напряжение». Инструкция: «Сейчас мы с вами посоревнуемся. Возьмите газетный лист, скомкайте его и вложите в это все свое напряжение. Закиньте подальше». Анализ: - Как вы себя чувствуете?

- Расстались ли вы со своим напряжением?

-Ощущения до и после упражнения.

Упражнение «Ааааа и Иииии». Участники стоят в кругу. Инструкция: «Я хочу помочь вам наполнить себя свежей силой. Встаньте и сделайте очень глубокий вдох, выдохните. Затем наберите полные легкие воздуха и выдохните со звуком. Пропойте во все время выдоха долгое «Ааааа». Представьте себе, что при этом из вас вытекают ощущения усталости, утомления, скуки. А на вдохе представьте себе, что вдыхаете вместе с воздухом веселые и радостные мысли. На каждом выдохе повторяйте звук «Ааааа» все громче и громче, пока вся ваша усталость и неприятные ощущения не покинут вас полностью… (1 минута). Упражнение «Волшебный лес чудес». Инструкция: «Сейчас мы превратимся в волшебный лес, где происходят различные чудеса и где всегда хорошо и приятно. Разделимся на две группы по принципу: “лес — роща” и встанем в две шеренги. Наши руки — это ветви деревьев, которые ласково и нежно будут прикасаться к человеку, проходящему по “лесу”. И теперь каждый из вас по очереди пусть пройдет сквозь этот волшебный ласковый лес, а ветви будут поглаживать по головам, рукам, спине». Анализ:

  1. Что вы испытывали, когда проходили по «лесу» и к вам прикасались участники группы?

  2. Ваши чувства, когда вы были деревьями?

— Расскажите о своем состоянии до и после упражнения. 4 этап: Рефлексия. Цель: сплочение, разрядка. Упражнение «Храм тишины». Медитативно-релаксационное упражнение. Ведущий предлагает участникам сесть поудобней, закрыть глаза и дает инструкцию.

Жил-был на свете дедушка. Жил он в домике, который стоял на зеленой лужайке. На эту лужайку каждый день приходили дети. Они бегали по траве и при этом громко кричали, дразнили друг друга, чем очень донимали нашего дедушку. Дедушка любил тишину и покой, ему казалось, что он имеет на это право. И вот дедушка решил, наконец, отвадить детишек от их любимого места. Он не стал для этого кричать из окна: «Эй, вы! Убирайтесь отсюда, чтобы я вас больше здесь не видел!» Ведь эффективность подобного приема нам всем хорошо известна. Дедушка поступил по-другому. Он пригласил детей в домик, напоил их чаем, угостил конфетами и обратился с предложением: «Знаете, мне очень нравится, что вы приходите сюда каждый день — кричите, топаете, гоняетесь друг за другом. Я все время боюсь, что вы больше не придете и мне станет очень скучно без вас. Давайте, я вам буду платить каждый день по рублю за то, что вы будете играть на моей лужайке!» Дети, конечно, удивились и с удовольствием приняли такое выгодное предложение. Прошло три дня. Каждый вечер дети получали от дедушки по рублю. И вот он снова зовет их в домик, угощает чаем с конфетами и грустно так говорит: «Я тут подсчитал свою пенсию, у меня никак не получается платить вам по рублю в день. Выходит только по 30 копеек…» Так прошло еще 3 дня. Опять дедушка зовет детей в свой дом и еще грустнее прежнего объявляет, что может платить только по 5 копеек в день. На что разгневанные дети ответили: «За эти жалкие гроши можешь сам здесь себе кричать и топать», — и навсегда ушли с площадки.


  1. Что было важно?

  2. Что было трудно?

  3. Что понравилось? Обмен чувствами.  

Занятие № 10 Цели: обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля, повышение уверенности в себе, в своих силах. Материал: мягкая игрушка, лист ватмана, на котором нарисована поляна, трава, солнце; цветная и белая бумага, ножницы, цветные карандаши, фломастеры. 1 этап: Начало работы. Задачи: настрой на занятие; вхождение в атмосферу группы.  Упражнение «С каким настроением вы пришли сегодня на занятие?» Ведущий берет мягкую игрушку и задает вопрос: «С каким настроение вы пришли сегодня на занятие?». Каждый участник высказывает свое мнение по кругу. Примечание: Работа в круге. 2 этап: Разминка. Задачи: снятие напряжения, создание теплой, дружеской обстановки, основанной на доверии и понимании окружающих. Игра «Спутанные цепочки». Участники встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку. Столкнувшись, руки сцепляются. И так пока все участники не возьмутся за руки. 3 этап: Основная часть. Задача: осветить теоретические аспекты и рекомендовать упражнения на нейтрализацию и снятие стресса. Мини-лекция «Как справиться со стрессом». В литературе много пишут о причинах возникновения стрессов. Это чувство вины, утрата ценностей, ненависть к работе и т. д. Хочется привести слова Уолтера Рассела: «Если делать то, что вы ненавидите, из-за ненависти в организме начинают вырабатываться разрушительные токсины, и в результате этого вы начинаете страдать от хронического переутомления или заболеваете. Вам нужно любить все, что вы делаете. Или, иначе, делайте то, что можете делать с любовью. Так гласит древняя восточная мудрость. Делайте все с радостью, делайте все самым лучшим из известных вам способов. Любовь к тому, что вам приходится выполнять, пополнит запас физических и душевных сил, спасет от утомления, от болезни, известной под названием «скука». Обратите внимание на состояние своего физического и психического здоровья. Физиологические признаки стресса: бессонница, головные боли, сердцебиение, боли в спине, желудке, сердце, несварение желудка, спазмы. Психологическими признаками стресса являются рассеянность, расстройство памяти, тревожность, плаксивость, излишнее беспокойство, беспричинные страхи, раздражительность. Это приводит к потере уверенности в себе, к возникновению различных заболеваний, психическим расстройствам, лекарственной зависимости . Что делать, чтобы нейтрализовать стресс? Во-первых, при стрессах обычно расходуется запас витаминов в организме, особенно группы В. Многие врачи советуют принимать ежедневно витамины, но помните о передозировке. Все должно быть в меру! Во-вторых, очень полезны физические упражнения. Ходите в спортивный зал, делайте зарядку, танцуйте, пойте, гуляйте по городу, посещайте бассейн, баню. В-третьих, необходима психическая и физическая релаксация. Попробуйте следующие способы: слушайте расслабляющую музыку, смотрите на ночное небо, облака, мечтайте. В-четвертых, для гармоничной жизни необходима поддержка семьи, друзей. Ходите на психологические тренинги, не уклоняйтесь от семейных торжеств, знакомьтесь с новыми интересными людьми. Уделяйте внимание близким людям, ведь они особенно нуждаются в вашей любви, заботе, ласке. Банк способов саморегуляции.


Упражнение «Солнечная поляна». Инструкция: «Посмотрите, как светло в нашей группе. Она наполнена солнечным светом, теплом наших сердец. Представьте, что мы находимся на чудесной солнечной поляне, где растет много цветов. Это и ромашки, и одуванчики, и васильки, и розы. И каждый на этой поляне найдет свой цветок. А теперь возьмите бумагу, карандаши или фломастеры и нарисуйте цветок, который представили в своем воображении. Вырежьте этот цветок, раскрасьте, напишите на нем пожелания группе и приклейте на нашу солнечную поляну. Посмотрите, какая получилась поляна с цветами! Если подойти к ней поближе, мы сможем прочитать пожелания и почувствовать аромат сказочных цветов». 4 этап: Рефлексия.

  1. Что было важно?

  2. Что было трудно?

  3. Что понравилось? Обмен чувствами.

Занятие № 11 Цели: обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля; повышение уверенности в себе, в своих силах. Материал: мягкая игрушка, 4 листа ватмана, фломастеры. 1 этап: Начало работы. Задачи: настрой на занятие; вхождение в атмосферу группы. Упражнение «С каким настроением вы пришли сегодня на занятие?» Ведущий берет мягкую игрушку и задает вопрос: «С каким настроение вы пришли сегодня на занятие?». Каждый участник высказывает свое мнение по кругу. Примечание: Работа в круге. 2 этап: Разминка. Задачи: формирование доброго, внимательного отношения друг к другу; развитие тактильного восприятия. Упражнение «Друг к дружке». Инструкция: «Вам необходимо свободно перемещаться по аудитории и выполнять мои команды. Когда я скажу: “Друг к дружке”, — вы должны найти себе пару. После того, как вы найдете пару, я дам задания. Итак, начали: “Друг к дружке!” Теперь пожмите друг другу руки, прикоснитесь друг к другу — нога к ноге, нос к носу, голова к голове, ухо к уху, щека к щеке и пр. Снова двигайтесь по залу и ищите новую пару. Игра продолжается в новых парах». Примечание: Просторное помещение. 3 этап: Основная часть. Задачи: познакомить участников со способами саморегуляции; закрепить полученные знания; помочь участникам лучше понять себя, разобраться в своих чувствах, взглядах. Игра «Стряхни». Инструкция: «Я хочу показать вам, как можно легко и просто привести себя в порядок и избавиться от неприятных чувств. Порой мы носим в себе большие и маленькие тяжести, что отнимает у нас много сил. Встаньте так, чтобы вокруг вас было достаточно места. И начните стряхивать ладони, локти, плечи. При этом представляйте, что как все неприятное — плохие чувства, тяжелые заботы и дурные мысли о самих себе — слетает с вас, как с гуся вода. Потом отряхните свои ноги от носков до бедер. А затем потрясите головой. Будет еще полезнее, если при этом вы будете издавать какие-нибудь звуки… Теперь отряхните лицо и прислушайтесь, как смешно меняется ваш голос, когда трясется рот. Представьте, что весь неприятный груз с вас спадает, и вы становитесь все бодрее и веселее, будто заново родились». Дискуссия в малых группах. Участники делятся на 4 группы по принципу: апельсин — банан — яблоко — груша. Каждой группе даются вопросы для обсуждения, которые участники будут решать методом мозгового штурма. На работу дается 10 минут. После этого группа представляет результат работы. Задание 1-й группе: составить портрет человека, уверенного в своих силах. Задание 2-й группе: какими способами улучшить свое самочувствие, поднять настроение? Задание 3-й группе: как снять напряжение, возникшее на работе? Задание 4-й группе: как справиться с волнением перед выполнением какого-нибудь важного дела? Упражнение «Найди свою звезду». Инструкция: «сядьте в круг и закройте глаза. Сделайте 3 глубоких вдоха и выдоха… (звучит музыка). А теперь представьте себе звездное небо. Звезды большие и маленькие, яркие и тусклые. Для одних — это одна или несколько звезд, для других — бесчисленное множество ярких светящихся точек, то удаляющихся, то приближающихся на расстоянии вытянутой руки. Посмотрите внимательно на звезды и выберите самую прекрасную звезду. Быть может, она похожа на вашу мечту детства, а может быть, она вам напомнила о минутах счастья, радости, удачи, вдохновенья? Еще раз полюбуйтесь своей звездой и попробуйте до нее дотянуться. Старайтесь изо всех сил! И вы обязательно достанете свою звезду. Снимите ее с неба и бережно положите перед собой, рассмотрите поближе и постарайтесь запомнить, как она выглядит, какой свет излучает. Эта звезда будет сопровождать вас по дороге жизни, излучая добро, дружбу, взаимопомощь и поддержку. А теперь проведите ладонями по коленям, вниз к ступням ног и сладко потянитесь, откройте глаза». Обсуждение. 4 этап: Рефлексия.


  1. Что было важно?

  2. Что было трудно?

  3. Что понравилось? Обмен чувствами.