ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 110

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4 Этап: Рефлексия.

Цель: усилить позитивное эмоциональное состояние, создать условия для поддержания этого состояния вне занятий.

-Расскажи о своем состоянии после тренинга?

-Итоги занятия

Комментарии для ведущего.

Ведущий отвечает на все вопросы, которые задают участники. Подводит общие итоги дня, решает вместе с участниками организационные вопросы следующего занятия.

Занятие № 3

Цели: знакомство с механизмами общения, которые способствуют развитию психологической культуры; формирование навыка глубокого позитивного отношения к себе и другим.

Материал: мягкая игрушка, таблички с именами участников. 1 этап: Начало работы. Задачи: настрой на занятие; вхождение в атмосферу группы. Упражнение «С каким настроением вы пришли сегодня на занятие?»

Каждому участнику раздается карточка с его именем. И ведущий берет мягкую игрушку и задает вопрос: «С каким настроение вы пришли сегодня на занятие?». Каждый участник высказывает свое мнение по кругу. Примечание: Таблички с именами участников рекомендуется использовать те же, что были на 1-м занятии. 2 этап: Разминка. Задачи: разрядка; сплочение участников группы. 

Игра «Шишки, желуди, орехи».

  1. Группа разбивается на тройки, которые встают в колонки по трое, лицом в круг. Первые в колонке — «шишки», за ними — «желуди», за ними — «орехи». Ведущий, стоя в центре, называет один из предметов, и все названные должны найти себе место впереди любой другой тройки, в том числе и ведущий. Все участники получают новые названия, соответственно положению в тройках. Тот, кому не хватило места, становится ведущим. 3 этап: Основная часть. Задачи: познакомить с особенностями общения, которые способствуют установлению более продуктивного контакта и эмоционально-благоприятного фона настроения в процессе общения; отработать навык делать комплименты. Мини-лекция: «Что же такое общение?» Общение — это прежде всего взаимодействие с окружающей действительностью и, конечно, с самим собой, когда мы анализируем свои поступки, задаем себе вопросы и отвечаем на них. Общение многогранно, многолико, и от правильности выбранного стиля «лика» зависит, порой, многое. Когда мы смотрим фильмы о разведчиках, то невольно завидуем их умению располагать к себе нужных людей, сказать каждому особые слова, которые производят на собеседника точно рассчитанное впечатление и сделать это всегда вовремя, в специально созданной ситуации. Конечно, и разведчики, и дипломаты проходят специальную подготовку, в том числе и по психологии. Недаром из всех учебных заведений, пожалуй, самой большой тайной окутаны разведшколы, и МГИМО скрыт от простых смертных за 7-мью печатями. Что же так тщательно скрывают от нас профессионалы? А скрывают они, смешно сказать  мелочи! Профессионал ведь потому и профессионал, что владеет системой мелочей, умело использует то, мимо чего другие пройдут, не заметив. Мелочи, которые творят настоящие чудеса в умелых руках. Хотите пример? Профессор Трусов сочинил для своих студентов сказочку, она так и называется «Психологическая сказочка профессора Трусова». Сказка «Психологическая сказочка профессора Трусова».


Жил-был на свете дедушка. Жил он в домике, который стоял на зеленой лужайке. На эту лужайку каждый день приходили дети. Они бегали по траве и при этом громко кричали, дразнили друг друга, чем очень донимали нашего дедушку. Дедушка любил тишину и покой, ему казалось, что он имеет на это право. И вот дедушка решил, наконец, отвадить детишек от их любимого места. Он не стал для этого кричать из окна: «Эй, вы! Убирайтесь отсюда, чтобы я вас больше здесь не видел!» Ведь эффективность подобного приема нам всем хорошо известна. Дедушка поступил по-другому. Он пригласил детей в домик, напоил их чаем, угостил конфетами и обратился с предложением: «Знаете, мне очень нравится, что вы приходите сюда каждый день — кричите, топаете, гоняетесь друг за другом. Я все время боюсь, что вы больше не придете и мне станет очень скучно без вас. Давайте, я вам буду платить каждый день по рублю за то, что вы будете играть на моей лужайке!» Дети, конечно, удивились и с удовольствием приняли такое выгодное предложение. Прошло три дня. Каждый вечер дети получали от дедушки по рублю. И вот он снова зовет их в домик, угощает чаем с конфетами и грустно так говорит: «Я тут подсчитал свою пенсию, у меня никак не получается платить вам по рублю в день. Выходит только по 30 копеек…» Так прошло еще 3 дня. Опять дедушка зовет детей в свой дом и еще грустнее прежнего объявляет, что может платить только по 5 копеек в день. На что разгневанные дети ответили: «За эти жалкие гроши можешь сам здесь себе кричать и топать», — и навсегда ушли с площадки. Ведущий: Эта сказка, кстати, поможет нам запомнить один из законов психологии общения: самый простой путь не есть самый короткий. Есть еще одно правило: «Правило 15 секунд». Оно гласит, что основа отношения собеседника к нам закладывается в первые 15 секунд общения с нами. Чтобы благополучно пройти через «минное поле» 15 секунд, необходимо использовать правило 3 плюсов. Специалистами замечено: чтобы с самого начала знакомства расположить к себе собеседника, надо дать ему, как минимум, 3 психологических плюса. Наиболее универсальные:

  1. Комплимент.

  2. Улыбка.

  3. Имя собеседника и поднятие его статуса. Комплимент — бывает косвенный, «минус-плюс», сравнение с чем-то очень близким для делающего комплимент.

Косвенный — мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику-ружье, родителю-ребенка. «Минус-плюс» — мы сначала делаем маленький минус, а потом большой плюс.(«Я не могу сказать, что вы хороший работник, вы — просто незаменимый специалист»). Но здесь следует придерживаться одного правила: «минус» не должен перевесить «плюс». Сравнение с чем-то очень близким для делающего комплимент. («Я хотел бы иметь такого же сына, как вы»). Здесь тоже есть ряд правил:


  1. Существование теплых и доверительных отношений между собеседниками.

  2. Партнер должен знать, сколь важно для вас то, с чем мы сравниваем.

Упражнение «Комплимент» Участники делятся на 3 группы. Каждой группе дается задание: сделать 3 комплимента предполагаемому ученику, либо любому из участников по каждому из трех типов, т. е.:

  1. косвенный,

  2. «минус-плюс»,

  3. сравнение с чем-то близким.

В заключение ведущий спрашивает участников, что было трудно, что понравилось? Игра «Поросята и утята». Участники делятся на «поросят», «котят» и «утят», как на «первый, второй, третий». Все закрывают глаза и, издавая соответствующие звуки, должны найти своих собратьев. Примечание: Ведущий заранее говорит, что он играть не будет, так как должен следить за безопасностью. Безопасное помещение. 4 этап: Рефлексия. Задачи: Сплочение, разрядка. Навык разговора о чувствах.

  1. Что было важно?

  2. Что было трудно?

  3. Что понравилось? Обмен чувствами.

Занятие № 4 Цели: познакомить участников занятия с основными коммуникативными позициями в процессе педагогического общения, осознание ответственности за определенное поведение в ситуации общения.

Материал: мягкая игрушка, таблички с именами участников, плакат со схематичным изображением 3-х моделей педагогического общения. 1 этап: Начало работы. Задачи: настрой на занятие; вхождение в атмосферу группы. 

Упражнение «С каким настроением вы пришли сегодня на занятие?» Каждому участнику раздается карточка с его именем. И ведущий берет мягкую игрушку и задает вопрос: «С каким настроение вы пришли сегодня на занятие?». Каждый участник высказывает свое мнение по кругу. 2 этап: Разминка. Задача: сплочение, ощущение общности группы. Игра «Разгоняем паровоз». Участники по кругу хлопают в ладоши по 2 хлопка. Необходимо постепенно уменьшать интервал между хлопками до команды ведущего, затем — обратный процесс. 3 этап: Основная часть. Задачи: познакомить с основными моделями педагогического общения; отработать навык использования моделей общения в конкретных ситуациях. Мини-лекция. Сегодня мы поговорим об особенностях педагогического общения, которое имеет определенную структуру. Общаясь с учащимися, их родителями, коллегами по работе, руководством школы, членами своих семей, а также в зависимости от условий складывающейся ситуации, учитель занимает определенные коммуникативные позиции:


  1. позиция «над»;

  2. позиция «сообща»;

  3. позиция «под». Позиция «над» характеризуется тем, что активным субъектом

общения выступает учитель. Он проявляет инициативу, осуществляет планирование, контроль, управление ситуацией, реализует свои цели. Партнер по коммуникации является зависимым от учителя как ведущего объекта общению. Позиция «сообща» реализуется в общении двух равных партнеров, при котором они оба проявляют инициативу и активность, стараются учитывать цели и интересы друг друга. В позиции «под» учитель занимает подчиненное положение относительно партнера по общении. Для более успешного выполнения педагогической деятельности учитель должен уметь занимать коммуникативные позиции в зависимости от того, с кем и когда он вступает в коммуникативный контакт. Упражнение по теме лекции.

Участникам предлагается подумать и решить, какие из перечисленных позиций или типов коммуникации характерны при взаимодействии в следующих моделях:

  1. «учитель — ученик»;

  2. «учитель — учитель»;

  3. «учитель — администратор»;

  4. «учитель — супруг».

Вывод: в первом случае монопольное владение учителем позицией «над» ведет к подавлению личности учащегося, снижению интереса к учению. Но и во втором случае полное равноправие преподавателей со школьниками может обернуться анархией в школе и увеличением числа асоциальных поступков. Другим словом, необходимо дифференцированно подходить к выбору средств общения в зависимости от ситуации и возраста школьника, с которым общается педагог. Упражнение «Типы общения». Участники разбиваются на 2 команды. Каждой команде дается задание. № 1: придумать и озвучить ситуации, в которых было бы уместно общение по типу «над». № 2: придумать и озвучить ситуации, в которых было бы уместно общение по типу «сообща». Вывод: тип «над» может быть эффективным в коммуникативных контактах с учащимися младших классов, стремящихся к опеке старшего, в учебной деятельности которых необходимы управление и контроль учителя. Она сохраняет свое значение в контактах учителя с учащимися средних и старших классов, но только в ситуации обучения (на уроке). Учитель должен держать дисциплину на уроке, давать знания, выполнять учебную программу. Его строгость и требовательность, самодисциплина и высокий профессионализм выступают образцом для старшеклассников. Но вот урок закончился, и ситуация изменилась. Во внеурочном общении со школьниками учитель должен уметь гибко перестраиваться и занимать коммуникативную позицию «наравне», знать интересы и желания учеников, понимать их личные проблемы. Игра «Слепой паровозик». Участники разбиваются на команды по 4—6 человек и встают «паровозиком». Голова паровозика зрячая, остальные — слепые. Паровозики двигаются, не задевая друг друга. Каждый из команды должен побывать на разных местах, в том числе головой паровозика. Примечание: Просторное, безопасное помещение. Ведущий следит за безопасностью. 4 этап: Рефлексия. Задачи: Сплочение, разрядка.


  1. Что было важно?

  2. Что было трудно?

  3. Что понравилось? Обмен чувствами.

Занятие № 5 Цели: дать рабочее определение конфликта; способствовать пониманию собственных эмоциональных проблем в конфликтах; познакомить с особенностями компетентного общения. Материал: мягкая игрушка, таблички с именами участников, 1 этап: Начало работы. Задачи: настрой на занятие; вхождение в атмосферу группы.  Упражнение «С каким настроением вы пришли сегодня на занятие?» Каждому участнику раздается карточка с его именем. И ведущий берет мягкую игрушку и задает вопрос: «С каким настроение вы пришли сегодня на занятие?». Каждый участник высказывает свое мнение по кругу.

2 этап: Разминка. Задачи: сплочение участников группы; развитие навыков невербального общения. Игра «Светофор». Участники делятся на две равные команды. Участники одной из команд садятся на стулья в круг, остальные встают сзади стульев. Ведущий тоже берет стул, ставит его в круг, но у него нет «пассажира». Задача того, у кого нет «пассажира», с помощью мимики переманить его к себе с любого другого стула. Задача того, кто стоит сзади — удержать «пассажира». После 5 минут игры участники меняются ролями. Примечание: Если команды разделились не поровну (есть нечетное число), то ведущий в игре не участвует. 3 этап: Основная часть. Задачи: обозначить области, в которых следует развивать свои способности; отработать навык использования приема «Я — высказывание»; расширять практический опыт поведения в конфликте.

Беседа на тему «Конфликт»

Описание: Ведущий записывает посередине доски слово «конфликт». Затем, обращаясь к группе, предлагает описать «это» другими словами. Например: «Что такое, по-вашему, конфликт?» Варианты ответов записываются на доске. После коллективного описания «портрета» конфликта проводится анализ данного материала. В ходе анализа необходимо обратить внимание на бытовое определение конфликта: «Конфликт — это ссора…», разделив при этом поведенческие, содержательные и эмоциональные компоненты конфликта. Пример: «Вы идете по коридору школы, видите двух ваших знакомых, которые разговаривают между собой. При вашем приближении они замолкают, обмениваются многозначительными взглядами и понимающе улыбаются друг другу. Пройдя мимо, вы невольно оборачиваетесь и видите, они быстро отводят глаза и начинают что-то говорить друг другу. Между вами не произнесено ни единого слова, но вы уверены, что это — «конфликт». Вопрос: «Есть ли в этой ситуации то, что характеризует ссору : громкие крики, взаимные оскорбления?». Вывод, который делает группа, резюмируется ведущим: «Да, конфликт — это не всегда ссора. Ссора может сопутствовать конфликту, но это всего лишь неконструктивный способ выражения накопившихся эмоций. Так что же такое конфликт?» Упражнение « Портрет конфликта». Участники делятся на группы (от 3 до 5 человек). Каждая группа получает задание подготовить небольшую сценку на 3—5 минут, которая дополнит коллективный «портрет» конфликта. Тема может быть любой, главное, чтобы было видно, что это — конфликт. После показа сценок проводится анализ увиденного и рефлексия. Вопросы: