ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 98

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Коррекционно – развивающая программа для педагогов по формированию устойчивости к «синдрому профессионального выгорания».

Выполнила: студентка 56 группы

Четверик М. А.

Цели программы: 1. Осознание причин эмоционального и профессионального выгорания учителя и влияние на качество образовательного процесса.

2. Освоение способов снятия эмоционального напряжения и возможностей его предотвращения.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с понятием «синдрома профессионального выгорания», его причинами, стадиями, способами профилактики;

2. Обучить способам психической саморегуляции;

3. Снизить уровень психического выгорания и эмоционального напряжения;

4. Содействовать активизации личностных ресурсных состояний;

5. Сформировать установку на сохранение и укрепление психического здоровья.

Структура тренинга.

Тренинг включает  в себя следующие блоки:

  1. Диагностический:

- знакомство;

- лекция;

  1. Основной - тренинговый:

- тренинги саморегуляции с элементами социально-психологического тренинга.

  1. Итоговый:

- завершающий тренинг;

- групповая диагностика

- рефлексия;

Длительность каждого занятия 60-90 минут

Частота встреч 1 раз в неделю

Форма занятия - групповая

План занятий

    1. Начало работы

    2. Разминка

    3. Основная часть

    4. Рефлексия, обсуждение.

Конспект занятий

Занятие № 1

Цели: ознакомить участников с понятием «синдром эмоционального выгорания», его основными симптомами, причинами возникновения и развития; способствовать осознанию возможности саморегуляции эмоционального состояния.


Материал: мягкая игрушка, таблица «Признаки и симптомы выгорания», лист ватмана, маркеры или фломастеры, 1 этап: Начало работы. Задачи: вхождение в атмосферу группы; создание позитивного настроя на работу. Упражнение «Имена-качества» Сидя в кругу, участники по очереди называют свое имя и 2—3 положительных качества на 1-ю букву имени. Например, «Я — Марина, мечтательная, миролюбивая». Примечание: При затруднении участника связать свое имя с качеством ему помогают другие, но при этом ведущий должен помочь завершить словесный ряд положительным качеством участника. 2 этап: Разминка. Задачи: сплочение; разрядка. Игра «Черные шнурки». Участники сидят на стульях, ведущий — в центре круга. Ведущий предлагает поменяться местами тем:

  1. у кого есть брат, сестра;

  2. у кого два глаза;

  3. у кого есть дети и т. п.

Задача — всем найти место, в том числе и ведущему. 

Примечание: Важно, чтобы содержание формулировок так или иначе задействовало всех участников круга. При этом уместны формулировки, содержание которых «оставит» участников круга на местах. 3 этап: Основная часть. Задачи: настрой на умственную деятельность, подготовка к групповой работе, «мозговому штурму»; активизация личного опыта, выражение собственных установок, чувств; сплочение, осознание возможности позитивного выхода при наличии мотивации; выработка групповых стратегий решения проблемы. Мини-лекция на тему «Эмоциональное выгорание». «Профессиональная деятельность занимает особое место среди различных видов социальной деятельности и занимает более 2/3 сознательной жизни человека. Очевидно, что процесс профессионального становления является одним из наиболее важных направлений профдеятельности.

По мнению большинства авторов, профессионалом можно назвать такого человека, который овладел нормами профдеятельности и осуществляет их на высоком уровне. Однако, воздействие профессии на личность может носить и обратный характер: распространение проф-привычек, стереотипов поведения неблагоприятно влияют на работу, отношения в быту, дружеское общение. Подобные примеры являются профдеформацией личности (отрицательное влияние профессии на психологические характеристики человека). Одним из проявлений профдеформации является феномен «эмоционального выгорания», свойственный для профессионалов, работающих с людьми». Демонстрация таблицы «Признаки и симптомы выгорания». Далее участники с помощью метода «мозговой штурм» обозначают причины возникновения «эмоционального выгорания». Упражнение «Ромашка». С помощью метода «мозговой штурм» участники круга предлагают различные способы регуляции эмоционального состояния. Составление коллажа. Участники занятия делятся на группы (по 4—5 человек). Каждая группа составляет коллаж на тему: «Способы регуляции эмоционального состояния или о том, как поднять себе настроение». В конце участники представляют свои работы. Примечание: В случае затруднения участников при назывании способов ведущий предлагает свои варианты. 4 этап: Рефлексия. Задачи: осознание темы; сплочение группы. Описание: Участников круга просят ответить на вопросы по итогу занятия:


  1. Что для меня было важно?

  2. Что было трудно?

  3. Что понравилось?

Занятие №2

Цель: создать условия для овладения участниками способами психической саморегуляции, для  восстановления их внутренних ресурсов, осознания своих проблем и способов их преодоления, установления нервно-психического равновесия.

Материал: диски с релаксационной и инструментальной музыкой), протоколы занятий, ручки, бумага формата А 4, цветные карандаши.

1 этап: Начало работы. Задачи: настрой на занятие; вхождение в атмосферу группы. Упражнение «С каким настроением вы пришли сегодня на занятие?»

Каждому участнику раздается карточка с его именем. И ведущий берет мягкую игрушку и задает вопрос: «С каким настроение вы пришли сегодня на занятие?». Каждый участник высказывает свое мнение по кругу. Примечание: Таблички с именами участников рекомендуется использовать те же, что были на 1-м занятии. 2 этап: Разминка.

Упражнение . «Расскажи о своём состоянии»

Инструкция: расскажите о состоянии своего тела (ощущениях) и своих чувствах (эмоциях). Ответьте на вопросы:

- Что вы чувствуете здесь и сейчас? Что ощущает ваше тело?

- Что хотелось бы получить от занятия? .

- Что важного и значимого для себя вы получили от предыдущего занятия? .

Комментарии для ведущего.

Если участнику трудно объяснить своё состояние, ведущий помогает ему и задает наводящие вопросы. Иногда стоит напомнить участникам какие бывают чувства и эмоции. Важно делать акцент именно на чувства участников.

3 этап: Основная часть.

Цель: познакомить участников с приемами позитивной психотерапии, обучить приемам саморегуляции.

Упражнение «Ловец блага»

(звучит тихая инструментальная музыка)

Инструкция: чтобы с вами не случилось, во всем старайтесь находить положительные стороны. Давайте потренируемся. Найдите и запишите, пожалуйста, положительные моменты в следующих ситуациях:

1. Вы собираетесь на работу, погода встречает вас проливным дождем.

2. Вы опоздали на автобус.

3. У вас нет денег, чтобы уехать куда-нибудь в отпуск.

Комментарии для ведущего.

Участники пишут для каждой ситуации свои положительные моменты. Каждый по очереди проговаривает эти моменты. Участник, указавший более 5 положительных моментов в каждой предложенной ситуации, считается «ловцом блага».


Упражнение «Мышечная релаксация»

Участники располагаются. Релаксация – это расслабление. Приемы релаксации основаны на сознательном расслаблении мышц. Понижая мускульное напряжение, мы способствуем снижению и нервного напряжения, поэтому состояние расслабленности уже само по себе обладает психогигиеническим эффектом.

Техника релаксации направлена на снятие ненужного напряжения. Умение расслабиться помогает приостановить ненужный расход энергии, быстро нейтрализует утомление, снимает нервное напряжение, дает ощущение покоя и сосредоточенности.

Расслабились мышцы – отдыхают нервы, исчезают отрицательные эмоции, быстро улучшается самочувствие.

Инструкция: сейчас мы будем использовать для мышечной релаксации  10 групп мышц по методике Джекобсона.

Важно запомнить, что наша главная задача на глубоком, медленном вдохе напрягать определенную группу мышц, затем задержать дыхание на 5 секунд. А на медленном выдохе максимально расслабить эти мышцы. Затем восстановить дыхание и в течение 30-ти секунд сосредоточить внимание на возникающее расслабление.

В таком режиме дыхания мы сейчас будем выполнять следующие упражнения:

Группы мышц

Упражнения

1. Кисти рук

1. Сжать кисти рук

2. Руки (кисть, предплечье, плечо)

2. Попытаться дотянуться руками до противоположной стены, сильно растопырив пальцы

3. Шея и надплечье

3. Плечами дотянуться до мочек ушей

4. Мышцы спины

4. Свести лопатки и потянуть их немного вниз

5. Стопы

5. Попытаться дотянуться пальцами стоп до голени

6. Ноги

6. Встать на цыпочки и напрячь мышцы ног

7. Мышцы лба

7. Поднять брови высоко вверх

8. Мышцы носа, щек

8. Сморщить нос

9. Мышцы щек, шеи

9. Растянуть уголки губ («Улыбка Буратино»)

10. Мышцы губ

10.Вытянуть губы трубочкой

Все упражнения повторяются два раза.


Комментарии для ведущего.

Ведущий, в процессе выполнения упражнений, помогает участникам сосредоточиться на ощущении расслабления и успокоения. После выполнения упражнений можно дать участникам следующую инструкцию: «Мысленно повторите следующие фразы: «Я хочу быть спокойным…», «Я успокаиваюсь…», «Я спокоен…», «Я буду спокойным…».

Упражнение « Диафрагмальное дыхание (дыхание животом)»

Участники располагаются в креслах лежа.

Дыхание – важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Естественная функция дыхания сама по себе не требует улучшений. Диафрагмальное дыхание призвано освободить дыхание от напряжения, ограничений, мешающих дыханию привычек.

Дыхание связано с состоянием тела: при расслабленности и покое дыхание свободное; при сильном возбуждении дыхание быстрое, интенсивное. При состоянии напряжения дыхание становится поверхностным. Глубокое дыхание успокаивает тело.

Инструкция: лягте так, чтобы найти удобное положение для головы и туловища. Одну руку положите на живот. Вдохните воздух через нос и «опустите» его в живот. Живот при этом надувается. Задержите дыхание. Затем медленно выдыхайте через нос, втягивая живот. При полном выдохе живот должен стать плоским.