ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.03.2024
Просмотров: 124
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 2 экономико-географический компонент туриндустрии
2.1. Системный подход в определении туризма
2.2 Жизненный цикл развития дестинации
2.3. Типология туристских дестинаций.
2.4. Туристские потоки и модели их распределения в мировом масштабе
2.5. Мотивация путешествий и основные виды туристских рынков
Распределение туристских потоков в мировом масштабе. Факторы, влияющие на направления туристских потоков. После окончания Второй мировой войны начался период расцвета международного туризма. За четыре десятилетия (1950-1990 гг.) число прибытий В мире росло в среднем на 7,1 % в год, и к 1990 г. ежедневно число людей, находящихся в заграничной поездке, насчитывало более одного миллиона.
Если в 1950 г. число прибытий международных туристов составило свыше 25 млн., то к 1990 г. оно достигло 455 млн. За этот период международный туризм был подвержен влиянию ряда факторов, которые могли значительно помешать его развитию. К таким факторам можно отнести экономические спады, колебания валютных курсов, нестабильные цены на нефть. Но желание людей путешествовать оказалось сильнее всех этих факторов.
В начале 1960-х гг. туризм становится действительно международной индустрией, выполняющей стандартизованные функции. Образование новой индустрии и формирование большого сегмента людей, у которых есть желание, время и средства отправиться в путешествие, привели к быстрому росту международного туризма. К этому периоду можно отнести появление крупных транснациональных компаний, которые стали предлагать пакетные туры и льготные тарифы. Деловой туризм также сыграл важную роль в этом процессе и в 1960-х гг. стал представлять собой один из важных секторов туристского рынка.
Природные катаклизмы, экономическая и политическая нестабильность, военные действия, террористические акты - все эти факторы сильно влияют на развитие и эффективное функционирование международного туризма.
Кризисные явления последнего времени серьезно повлияли на облик мировой туриндустрии. Военные события в Персидском заливе в 1990-1991 ГГ. значительно сократили поток туристов в страны Персидского залива, восточной части Средиземного моря и Северной Африки. При этом серьезно пострадали многие компании, в частности авиакомпании. Некоторые из них разорились, другие в течение нескольких последующих лет вынуждены были преодолевать возникшие трудности. В целом 90-е п. ХХ в. характеризовались спадом темпов роста международного туризма, которые составляли около 4 % в год. Акты терроризма, которым подверглись города США в сентябре 200 L г., оказали значительное негативное драматическое влияние на ситуацию в туристском бизнесе. Даже война в Персидском заливе не имела столь драматических последствий для турбизнеса и не остановила развитие отрасли. Резко сократилось количество въездного туризма в США (на 10,7 %), а также значительно уменьшилось число поездок внутри страны. Многочисленные турфирмы, гостиницы и авиакомпании не только потерпели значительные убытки, но и обанкротились.
Огромный ущерб терроризм нанес туриндустрии Ближневосточного региона, в первую очередь Израилю. В 2002 г. объем иностранных туристических прибытий в Иерусалим снизился на 90 %, в Эйлат - на 70 %. По официальной статистике, за последнее время в стране закрылось 10 % отелей, по неофициальным данным - гораздо больше. Цены на проживание снижены на 25 %. Для туриндустрии Индонезии имел большие негативные последствия теракт, совершенный в октябре 2002 г. В результате взрыва погибли 600 человек. Были полностью разрушены 17 зданий, серьезно пострадали 53 строения. В сложнейшей ситуации оказались гостиницы страны. Если средняя загрузка отелей на Бали в октябре была 70 %, то после теракта в конце октября она составила 14 %. Тысячи иностранных туристов покинули остров в течение нескольких дней. Развитие международного туризма Индии также сильно страдает от угрозы терактов и конфликта с Пакистаном, нестабильной обстановки в Афганистане. Все это препятствует продвижению национального турпродукта на международном рынке.
Британский туристический рынок также понес большие потери. Это связано не только с терактами, но и с эпидемией ящура, которая широко освещалась в мировых СМИ в 2001 г. Этот год был самым неудачным для британской туриндустрии за последние 20 лет.
Одним из факторов, вызвавших снижение объема турпотока в Европе, стал переход европейских стран к единой валюте. Это вызвало рост цен на услуги. В ряде стран они выросли на 10- 15 %. Особенно ощутимо стоимость услуг выросла в Греции, Испании, Финляндии. В 2003 г. на международном туризме негативно сказались военные действия в Ираке. Более других, как обычно, пострадали авиакомпании. Гостиничный бизнес также понес потери. Уже к началу боевых действий в Ираке объемы бронирования сократились на 25 %. При этом ни в одной из стран, находящихся в воюющем регионе, не было зафиксировано случаев, чтобы туристы пострадали от военных действий. Аналогичная ситуация была отмечена в 1991 г. во время войны в Персидском заливе, когда отели Туниса и Марокко, расположенные за тысячи километров от арены военных действий, стояли пустыми. Кроме того, 2003 г. отмечен таким негативным явлением, как атипичная пневмония (SARS). Всемирная организация здравоохранения назвала это явление «всемирной угрозой». Вспышка неизвестной инфекции началась в феврале 2003 г. на территории китайской провинции Гуандун. В связи с этим туризм, который в Восточной Азии оставался на протяжении многих десятилетий одной из наиболее процветающих отраслей экономики региона, несет небывалые убытки. Потоки туристов в большинство стран региона сократились на 40- 80 %. Катастрофическая ситуация складывается в таких странах, как Гонконг, Китай, Вьетнам. В эти страны боятся лететь не только туристы, но и представители деловых кругов, спортсмены, артисты.
По прогнозам Всемирной ассоциации воздушного транспорта ИАТА, ущерб мировой индустрии гостеприимства от эпидемии атипичной пневмонии составит 10 млрд. долл. Большая часть потерь придется на долю авиакомпаний стран Азии. По оценкам специалистов, убытки распределятся так: 6 млрд. долл. придется на долю международных рейсов и около 4 млрд. дом. - на долю внутренних рейсов.
По оценке специалистов агентства занятости ООН, глобальный спад в туристской сфере, вызванный эпидемией, приведет в 2003 г. к потере 5 млн. рабочих мест в туризме и гостиничном бизнесе. Таким образом, по оценке специалистов, в международной туриндустрии за период после теракта в США 11 сентября 2001 г. общее количество сокращений рабочих мест достигнет 11,5 млн., (т. е. ликвидация каждого седьмого рабочего места), что в относительных показателях будет соответствовать сокращению на 5 %. В таких странах, как Китай, Гонконг, Сингапур, Тайвань и Вьетнам, этот [Показатель приблизится к 30 %. Несмотря на внутренние и внешние неблагоприятные факторы, международный туризм развивается. Появляются новые страны, откуда идут потоки туристов, новые дестинации, новые формы туризма.
В 2001 г. число зарубежных поездок уменьшилось по сравнению с 2000 г. (696,1) на 0,5 % и составило по итогам 2001 г. 692,9 млн. За последние 20 лет это первое снижение данного показателя. В 2002 г. объем туристских потоков в мире вновь вырос на 1,4 % и составил 702,6 млн. международных прибытий. Это почти на 10 млн. больше, чем в 2001 г., и на 7 млн. превышает показатель 2000 г. По данным ВТО, самой привлекательной страной планеты с точки зрения туризма остается Франция. В 2002 г. она приняла 76,7 млн. туристов. Второе место по количеству приема иностранных туристов по-прежнему удерживает Испания, обогнавшая по данному показателю такую туристскую державу, как США. Причем количество туристов, посетивших Испанию в 200] Г., увеличилось на 3,3 % по отношению к 2000 Г., в то время как туристские потоки в США сократились на 10,6 % (из-за терактов, произошедших 1 сентября 2001 г.). В последние годы показатель темпа развития туризма в Испании уменьшился, хотя он по-прежнему выше, чем в среднем по Европе (3,6 %). Причина снижения связана не только с терактами и экологическими катастрофами, но и с тем, что в настоящее время Испания переживает бум жилищного строительства. На данном этапе развития испанской экономики этот вид бизнеса является более эффективным, чем инвестирование денежных средств в индустрию туризма, что и послужило причиной опока капитала из данной отрасли. Самой посещаемой областью Испании в 2002 г. стала Каталония. За Каталонией следуют Канарские и Балкарские острова, побережье Андалусии. В целом из первой десятки государств - лидеров по приему иностранных гостей с явным «плюсом» 2002 г. закончили КНР (+11 %), Великобритания (+6 %) и Испания (+4,4 %). В целом динамика развития международного туризма во второй половине ХХ в. оказала значительное влияние на общее состояние мировой экономики. Некоторые страны и даже целые регионы решали свои проблемы в основном за счет валютных поступлений от туризма.
США, несмотря на кризис и значительное сокращение поступлений после теракта 2001 Г., по доходам от туризма остаются бесспорным мировым лидером, получив 67 млрд. долл. За ними следуют Испания, Франция и Италия, в которых поступления от туризма составляют от 34 до 27 млрд. долл. США. Среди рекордсменов по доходам наиболее высоких результатов добились Гонконг (Китай), Китай и Австрия, зарегистрировав в 2002 г. двузначный рост.
Из стран со средним и высоким уровнем доходов наибольшая зависимость суммарных экспортных поступлений (товары и услуги) от международного туризма сложилась в Хорватии, Греции, Турции.
Индустрия туризма занимает значительное место и в экономике Российской Федерации. При этом туризм в нашей стране является одним их немногих динамично развивающихся видов бизнеса. Туристический бизнес привлекает российских предпринимателей небольшими стартовыми инвестициями, быстрым сроком их окупаемости, постоянным спросом на услуги туризма, высоким уровнем рентабельности произведенных при этом затрат.
На долю международного туризма приходится около 8 % мирового валового национального продукта, 7 % мировых инвестиций, 14 % мировых потребительских расходов, 5 % налоговых поступлений. В Западной Европе, Северной Америке и Южной Азии каждое 13-е рабочее место приходится на туриндустрию, в Юго-Восточной Азии каждый 15-й работник занят в турбизнесе. Основное число прибытий и отправлений международных туристов концентрируется в небольшом количестве стран, расположенных главным образом на территории Европы (в Австрии, Швейцарии, Финляндии, Дании и Германии почти каждый житель ежегодно путешествует) и Северной Америки. Это, в свою очередь, определяет некоторый дисбаланс между западными странами с развитой экономической структурой и развивающимися странами, которые вынуждены участвовать в конкуренции за небольшой, но развивающийся рынок, предлагающий отдых в отдаленных местах туристского назначения. В табл. 2.3 представлено распределение въезжающих и выезжающих туристов в зависимости от уровня дохода стран.
Крупнейшими экспортерами туристических услуг являются Франция, Испания, Италия, США, импортерами - Германия, Япония, Великобритания, США. Страны, имеющие активный баланс в сфере международного туризма, в основном поставляют туристов (США, Япония и др.), что объясняется более высоким уровнем и стоимостью услуг на внутреннем рынке, чем в других странах. По величине расходов на международный туризм США вышли на первое место в мире.
В классификации ВТО выделяются страны, являющиеся в первую очередь странами - поставщиками туристов, и страны, являющиеся в первую очередь принимающими туристов. Абсолютным лидером по количеству выезжающих из стран туристов является Германия. Традиционно предпочтительными местами отдыха остаются Австрия, Италия, Франция, Нидерланды, Греция, Великобритания и США. Появляется и новая популярная дестинация - страны Восточной Европы.
Американцы предпочитают ездить в Мексику (более 30 % выездного потока), Европу (около 30 %), Канаду (20 %).
По величине расходов на международный туризм граждане США вышли на первое место (на них приходится 12 % мировых расходов туристов, выезжающих за пределы своих стран). Характерной чертой выездного туризма Великобритании является ориентация на европейские страны (80 %). Туристы из Италии и Франции также ориентируются в основном на европейские страны. Выездной туризм Японии в основном ориентирован на страны Азии. Более половины выездного потока японских туристов приходится на этот регион, примерно 25 % - на европейские государства и около 24 % - на страны Америки.
Достаточно трудно построить единую модель распределения международных туристских потоков, так как отдельные страны имеют свои отличительные особенности. Помимо этого, в каждое место назначения прибывают туристы из самых различных мест и при этом используют разные транспортные средства. Установлено, что 70-80 % международных туристов прибывают в места назначения наземным транспортом, а 20-30 % пользуются воздушным транспортом. Примерно 70 % поездок совершается с целью отдыха, 30 % из общего числа международных прибытий приходится на деловые поездки.
Наиболее многочисленные потоки международных туристов отправляются из стран, которые находятся на стадии более высокого экономического развития. За исключеньем Японии и Австралии, все эти страны сосредоточены в Европе и Северной Америке, причем на долю Германии, США, Великобритании и Японии приходится почти половина всех расходов, связанных с международным туризмом.
Особый интерес среди этих стран представляет Япония. В 90-х гг. ХХ в. японцы стали наиболее активно заниматься международным туризмом (темпы прироста выездного туризма составили 8 % в год). Ожидается, что Южная Корея и некоторые другие страны Юго-Восточной Азии последуют примеру Японии.
Каждая отдельная страна имеет свой типичный список наиболее предпочитаемых мест для туристических поездок, куда включены прежде всего соседние страны, а также США, Великобритания, Германия, Франция, Испания, Италия.