ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.03.2024

Просмотров: 127

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К сожалению, городу не хватало собственной рабочей силы, чтобы обеспечивать обслуживание и выдерживать огромный наплыв туристов. Тогда были приглашены работники из других областей и регионов страны. Для размещения этих людей были построены недорогие дома, которые имели непривлекательный вид и не вписывались в окружающий ландшафт. Для их поддержания не выделялись соответствующие денежные средства, и они вскоре стали разрушаться, что еще больше портило окружающий вид. Все это повлияло на привлекательность дестинации. Кроме того, в бизнес-центр стекались толпы мошенников, которые в свою очередь привели к оттоку семейного туризма. В развитии туризма произошел спад, что привело к упадку данной территории как дестинации. Это продолжалось около 30 лет.

Новый виток развития этой территории как туристской дестинации начался с легализации азартных игр. Наряду с казино, ночными клубами и другими местами игорных развлечений были построены и новые современные отели. Атлантик-Сити превратился в центр игорного бизнеса. Теперь у туристов появились совсем другие мотивы, чтобы посетить эту дестинацию. Таким образом, несомненно, существует тесная связь между туристскими мотивами и успешным развитием территории как туристской дестинации.


2.3. Типология туристских дестинаций.

Применительно к въездному туризму типология туристских дестинаций может быть представлена следующим образом.

В первую группу входят крупные столичные города. Они привлекают туристов по многим причинам, в том числе как культурные и исторические центры, как центры деловой активности и т. п. Как правило, в этих городах существуют особые зоны, где доминируют исторические, культурные, торговые или развлекательные виды обслуживания.

Вторая группа туристских дестинаций состоит из двух подгрупп.

Первая подгруппа - это центры целенаправленного развития местных обычаев и культуры для привлечения туристов, например специально построенные деревни викингов в Дании или музеи деревянного зодчества под открытым небом в Архангельске и Суздале. Обычно вокруг этих центров дополнительно строятся гостиницы, рестораны, бары и другие туристские заведения для приезжих.

Вторую подгруппу составляют так называемые центры для туров, например Зальцбург. Это города, имеющие хорошо развитую транспортную сеть, высокую концентрацию туристских предприятий, а также привлекательные с культурной, исторической и научной точек зрения для туристов.

И наконец, в третью группу туристских дестинаций входят центры, специально построенные для туристов, например «Диснейленд» во Франции. Вся инфраструктура таких центров направлена только на удовлетворение всевозможных туристских потребностей и интересов. Их архитектурный стиль отличен от окружающих их городов и поселений.

Следует обратить внимание на соотношение терминов «курорт» И «дестинация». В зарубежной литературе эти термины иногда употребляются как равнозначные понятия.

Курорт - это местность, характеризующаяся лучшими рекреационными ресурсами, развитой инфраструктурой и материальной базой туризма, представляющая собой значительный сегмент туристского рынка.

Условием первостепенной важности создания и развития курорта выступает наличие благоприятных местных условий - ландшафта, воды, воздуха, их сочетания, т. е. существование определенного набора рекреационных ресурсов. При этом также принимаются во внимание имеющиеся в регионе достопримечательности и степень их сохранности, возможность создания сети торговых и общественных центров для сосредоточения в них коммерческой и культурной деятельности, уровень развития транспортной и коммуникационной сети территории, характер расселения в регионе, особенности размещения мест проживания туристов относительно всех вышеперечисленных мест их привлечения.


Главная цель курорта - это организация отдыха и оздоровления определенного контингента людей в фиксированное время с учетом имеющихся технологий и материальных возможностей. Следовательно, для определенных территорий термины «курорт» И «дестинация» являются синонимами, например, это относится к Ницце (Франция), Южной Анталии (Турция), Сочи (Россия).

Однако если рассматривать дестинацию как определенную привлекательную для туристов территорию, то в этом случае дестинация является более широким понятием, чем курорт. Например, Мексика выступает для большинства туристов из стран Западной Европы как цель их интереса и, следовательно, поездки. Акапулько - это лишь часть этой дестинации, хотя он и является одним из самых знаменитых курортов мира. Или, например, для японцев Северная Европа - это одна большая дестинация, а курорты, расположенные в ней, выступают только как ее составные части.

В специальной зарубежной литературе дестинация - это не просто научный термин. Это целая теория. Подавляющее большинство исследований и практических разработок, связанных с развитием туризма на какой-то определенной территории, в том числе и на уровне государств, широко использует основные положения этой теории. Например, разработка новых концепций развития таких курортов, как Мальорка (Испания), Кентербери (Великобритания), Дуб ай (ОЛЕ), национальный парк Ману (Перу) и др., полностью была основана на анализе этих территорий и определении перспектив их развития именно как дестинаций, что и позволило им стать в настоящее время одними из самых известных в мире.


2.4. Туристские потоки и модели их распределения в мировом масштабе

Закономерности туристских потоков. Учет потоков туристов между регионами является важнейшим фактором, который позволяет рассматривать отдельные компоненты туриндустрии как целостную систему, а не как ряд некоторых не связанных между собой частей. Туристский поток - это форма взаимодействия между местом назначения, где есть предложение туристских услуг и товаров, и местом отправления, где имеется спрос или дефицит подобных услуг и товаров. Туристские потоки не возникают стихийно, а подчиняются определенным правилам. На них оказывают влияние первичные и вторичные факторы.

Первичные факторы связаны с экономическим состоянием того региона, откуда отправляются туристы, и включают в себя такие показатели, как уровень благосостояния населения, его мобильность, право на отдых.

Вторичные факторы включают доступность дестинации назначения, имеющиеся достопримечательности, уровень сервиса, предоставляемого в местах назначения. Стоимость поездки так же важна, как и маркетинговая и рекламная стратегия принимающей дестинации.

Туристские потоки - достаточно сложное явление, которое испытывает влияние множества других взаимосвязанных факторов. Были предприняты попытки проанализировать их и установить правила, регулирующие размер потоков между странами. Так, в 1970 г. было отобрано 14 стран, которые в течение нескольких лет имели относительно стабильный поток туристов и на которые приходилась основная часть мировой туристской деятельности. Ученые Вильямс и Зелински определили факторы, которые помогли объяснить стабильность этих потоков. К ним относятся расстояние между странами (чем больше расстояние, тем меньше объем потока), международные контакты (деловые, культурные связи между странами), привлекательные преимущества одной страны для жителей другой. Следующая попытка объяснить закономерности туристских потоков заключалась в построении гравитационной модели, основанной на двух основных показателях. Первый из них включает в себя первичные и вторичные факторы, объясняющие происхождение этих потоков. Гравитационная модель показывает, что чем больше регионов, дающих импульс для образования первичных и вторичных факторов, тем многочисленнее потоки туристов между ними. Второй показатель носит сдерживающий характер, так как основывается на расстоянии между местом отправления и местом назначения. При этом продолжительность и стоимость поездки значительно влияют на размеры потоков. При увеличении расстояния и стоимости поездки сокращается количество туристов, посещающих дестинацию. В связи с ростом числа туристских потоков за последние годы правительства и международные организации ввели систему измерения как международного, так и внутреннего туризма. Еще в 1981 г. зарубежный исследователь Медлик назвал три основные причины, определяющие важность статистического измерения потоков. Во-первых, статистика необходима для того, чтобы отслеживать динамику туристских потоков. Это помогает в составлении прогнозов и В определении тенденций развития рынка. Во-вторых, анализ статистических данных позволяет специалистам, занимающимся планированием и развитием туризма, наиболее эффективно добиваться поставленных целей. В-третьих, статистика используется как государственным, так и частным секторами в качестве основы проведения маркетинговых мероприятий. Статистические данные для измерения туристских потоков могут быть классифицированы следующим образом. Первая категория - это данные о размере туристских потоков, т. е. информация о числе туристов, выезжающих из региона или посещающих его за определенный период времени. Такая информация является основой для определения объема туристской деятельности. Эти статистические данные также включают в себя сведения о продолжительности пребывания туристов в местах отдыха. Вторая категория - это данные о характерных особенностях туристов. В отличие от первой категории, которая определяет количественный состав туристских потоков, данная категория предоставляет информацию качественного характера о туристах (пол, возраст, социально-экономическая принадлежность и т.д.) и о модели их поведения (цель поездки и отношение к месту назначения). Очень часто статистические данные первой и второй категории собираются одновременно. Третья категория - это данные о финансовых поступлениях и расходах. Туристские потоки - это не просто передвижение людей, а процесс, который имеет важное экономическое значение для места отправления туристов, мест назначения и транспортной системы, занятой перевозкой туристов. Вполне понятно, что туризм связан с потоком денег, которые зарабатываются в одном месте и тратятся в другом.


Существует ряд методов для измерения туристских потоков.

Размер туристского потока можно оценить по данным иммиграционных служб как численность людей при въезде или выезде из определенного места. Естественно, что эти данные характеризуют только международный туризм и не учитывают потоки внутреннего туризма. В местах назначения количественный учет туристов ведется в отелях и других средствах размещения путем заполнения туристами регистрационных карточек. К сожалению, этот метод не является вполне эффективным, так как не учитывает тех туристов, которые останавливаются у своих друзей или родственников.

Для сбора статистических данных о туристских потоках широко используются опросные листы. Статистические данные по внутреннему туризму могут быть получены путем проведения опроса населения по месту проживания. Результаты таких опросов предоставляют информацию о характере и продолжительности уже состоявшейся поездки, а также о затратах, произведенных туристами, и маршруте их передвижения. В туристских зонах также проводятся опросы с целью определения числа туристов, посетивших ту или иную достопримечательность.

Статистические данные о туристах могут быть получены и другими путями, например, в регистрационные карточки отелей добавляется ряд вопросов, интересующих специалистов по туризму. Но чаще всего такой опрос проводится среди выборочной группы туристов, которые предоставляют данные о себе, своем отдыхе и о том, какое впечатление на них произвело место отдыха.

Статистические данные о расходах могут быть получены в результате непосредственного опроса туристов, служащих отелей, поставщиков туристской продукции и услуг. При изучении потоков международного туризма данные о расходах могут быть предоставлены банками, ведущими учет обмена иностранной валюты.

Несмотря на разнообразие имеющихся методов сбора статистических данных о туристских потоках, эти данные не всегда бывают достаточно точными. Прежде всего, это связано с определением самого понятия «турист,>. Хотя уже и существует четко сформулированное и согласованное на международном уровне определение данного термина, тем не менее не во всех странах им пользуются. Проблема заключается и в том, что методы проведения опросов отличаются не только в различных странах, но даже и внутри одной страны. Статистические данные, полученные на основе опросов, представляют цифры о событиях, а не о людях, поэтому турист, который посещает одну страну дважды в год, будет учитываться не как один человек, приехавший в одну страну дважды, а как два человека, прибывшие в данную страну за определенный период времени. Ослабление пограничного контроля, особенно в странах Шенгенского пространства, еще более усугубляет проблемы статистического учета туристов.