ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.03.2024

Просмотров: 125

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

20

Тема 2 экономико-географический компонент туриндустрии

2.1. Системный подход в определении туризма

В современной литературе при определении данного понятия используется также системный подход. Наиболее известно определение профессора Мейсенского университета (г. Окленд) Лейпера. Он рассматривает туризм как систему, состоящую из следующих основных элементов: географический компонент; туристы; туристская индустрия.

Географический компонент включает в себя (рис. 2.1):

• регион, порождающий туристов;

• транзитный регион;

• регион туристской дестинации.

Транзитный регион (транзитный маршрут)

Факторы, влияющие на модель: природные, экономические, технологические, социальные, культурные, политические, юридические, физические и т.п.

Рассмотрим несколько подробнее эту схему.

Регион, порождающий туристов (страна, край, область, район, город, откуда туристы отправляются в путешествие), представляет собой не что иное, как место, откуда туристы начинают свое путешествие и где его заканчивают. Ключевыми вопросами изучения данного элемента являются те характерные особенности, которые стимулируют спрос на туризм. Они включают в себя географическое расположение данных мест, их социальные и демографические характеристики. Эти места представляют собой основные туристские рынки мира, и совершенно естественно, что основные маркетинговые операции индустрии туризма осуществляются именно здесь.

В регионе, порождающем туристов, постоянно идет процесс мотивации и стимуляции потенциальных туристов к путешествиям. Люди читают книги о разных странах, журналы, воспринимают рекламную информацию, общаются со знакомыми и родственниками и, наконец, приняв определенное решение, отправляются в путешествие.

Направляясь к цели своего путешествия, туристы на некоторое время (от нескольких часов до нескольких дней) могут остановиться в так называемом транзитном регионе. Это прежде всего место пересадки с одного транспортного средства на другое, например с самолета на автобус, который доставляет к цели путешествия, поэтому транспортное обслуживание здесь играет главную роль. Одной из основных функций транзитного региона также является предоставление туристам услуг предприятиями общественного питания (ресторанами, кафе и т.д.). Однако туристы могут остановиться здесь и на несколько дней с целью осмотра достопримечательностей, если данная территория ими обладает и они представляют определенный интерес для туристов.


Транзитный регион (транзитный маршрут) является связующим звеном между регионом, порождающим туристов, и регионом туристской дестинации. Это один из ключевых элементов в данной схеме, так как именно он определяет размер и направление туристских потоков. Однако цель путешествия - это регион туристской дестинации. Так что же такое дестинация? Какова ее сущность и особенности? Остановимся более подробно на этих и некоторых других вопросах.

Прежде всего, отметим, что само слово «дестинация» произошло от латинского слова «местонахождение». В отечественной литературе о туризме данный термин не употребляется, а используется термин «курорт». В зарубежной литературе существует два подхода к определению понятия дестинации.

В рамках первого подхода дестинация описывается как географическая территория, имеющая определенные границы (Лейпер). Согласно другой точке зрения, дестинация - это географическая территория, обладающая определенной привлекательностью для туристов. Здесь на первый план выходит привлекательность, которая может быть разной для различных групп туристов. Например, туристы различного возраста, достатка, интереса, отдыхающие на одной огра1iиченной территории (кемпинг, отель), могут иметь совершенно разные цели путешествия. Одних больше привлекают пляжи и море, других - исторические места и музеи, для третьих важны активный отдых и развлечения и Т.Д.

Дестинация (место назначения) привлекает путешественников, так как обладает такими характерными особенностями, которых нет в местах их постоянного проживания. Индустрия туризма дестинаций занимается расселением (размещением), организацией питания и отдыха, розничной продажей туристского снаряжения, сувениров и т. п. Для того чтобы место (территория) могло называться дестинацией, оно должно отвечать следующим основным требованиям:

• наличие определенного набора услуг, необходимых для принятия туристов, причем это должен быть именно тот набор услуг и обязательно такого качества, какие турист ожидает, приобретая предлагаемый ему туристский продукт. Сюда в первую очередь относится доставка (транспорт) до дестинации и обратно. В настоящее время значение этого требования увеличивается, и его выполнение должно быть обязательным. Не меньшее значение имеет и возможность переночевать (наличие отелей, кемпингов, дачных домиков и т.д.) И поесть (рестораны, кафе, бары и т.д.) с соответствующим уровнем обслуживания;


• наличие определенного набора достопримечательностей, которые могли бы заинтересовать туристов. Именно здесь возникает конкуренция между дестинациями, так как чем интересней место с точки зрения возможностей увидеть и узнать больше нового, тем выше его рейтинг среди дестинаций и, соответственно, тем больше оно посещается туристами;

• наличие информационных систем, которые являются необходимым инструментом деятельности дестинации на туристском рынке. Прежде всего, это возможность доступа к информации систем компьютерного резервирования и бронирования.

Итак, дестинация - это территория, предлагающая определенный набор услуг, которые отвечают потребностям туриста и удовлетворяют его спрос на перевозку, ночевку, питание, развлечения и т. Д.

Дестинация может быть первичной и вторичной. Первичная дестинация своей привлекательностью вызывает у клиента интерес и желание посетить ее, и, соответственно, главная ее цель `удовлетворить этот интерес туриста за определенный промежуток времени (например, за неделю). Вторичная дестинация (или остановка в пути) представляет собой место, в котором неизбежна остановка на пути к первичной дестинации. Ее основная задача удовлетворение желаний туристов на один-два дня. Вторичная дестинация представляет собой достаточно интересное место. С одной стороны, она является лишь необходимой остановкой на пути к первичной дестинации, а с другой стороны, может также выступать местом привлечения туристов на несколько дней для осмотра ее достопримечательностей.

С точки зрения посещаемости первичная дестинация должна привлекать относительно небольшое количество туристов на достаточно длительное время. Привлекательность вторичной дестинации для туристов ниже, и, следовательно, ее главная задача состоит в привлечении большего количества туристов, но на краткое время.

Следует отметить еще одно важное обстоятельство. Первичная дестинация всегда связана с определенным местоположением, территорией, а вторичная должна обязательно удачно располагаться по отношению к транспортным коммуникациям.


2.2 Жизненный цикл развития дестинации

Любая дестинация проходит определенный цикл развития.

В начале развития туризма, в так называемую дотуристскую фазу, основными мотивами приезда людей в дестинацию являются встреча с родственниками или друзьями, а также деловые интересы. Некоторые из приезжих осматривают природные и культурные достопримечательности посещаемой ими территории. Естественно, что их потребности легко удовлетворяются сферой обслуживания, и они уезжают с хорошими впечатлениями. На это и стадии развития дестинации лишь небольшая часть инфраструктуру.

Увеличение количества туристов в связи с продвижением дестинации на туристском рынке. Дополнительные инвестиции в инфраструктуру и индустрию гостеприимства.

Создание новых рабочих мест. Видоизменения в архитектуре, окружающей среде, культуре. Появление новых жителей. Потеря привлекательности и «новизны» дестинации (сокращение количества туристов). Туризм по сниженным ценам, скидки. Создание нового плана развития туризма туры (гостиницы, общественное питание) зависит от количества приезжающих и сроков их пребывания.

Однако постепенно количество туристов увеличивается, так как они уже знают, что в данной дестинации их ждут хорошее обслуживание, интересная местная культура, природа и т.д. На это реагирует бизнес, развивая специализированные сервисные услуги для приезжающих туристов. Территория начинает приобретать характерные черты туристской дестинации. Открываются новые рестораны, кафе и бары, которые предлагают туристам как привычные для них блюда, так и национальные; магазины начинают торговать сувенирами местного производства. Инвестиции в экономику дестинации приносят большую прибыль и, естественно, увеличиваются. Общественный и частный сектора находят новые возможности при влечения туристов и их обслуживания.

В туристскую зону приезжают все большие массы туристов, которые привносят в местную культуру свои традиции и культуру. Под их влиянием происходят изменения в традиционном укладе жизни коренного населения дестинации, что приводит к определенным переменам и во взаимоотношениях между людьми. Наступает так называемая фаза туристского менеджмента, основными целями которого являются: продвижение дестинации на туристском рынке для при влечения такого количества туристов, которое бы обеспечило поддержание туристского бизнеса в данной дестинации на должном уровне, и выбор административных методов, обеспечивающих выгодные с финансовой точки зрения формы и виды туризма. На этой стадии решаются вопросы о том, какие сферы обслуживания развивать, как улучшить удовлетворение постоянно меняющихся потребностей приезжих, какими способами можно влиять на природу этих вкусов и желаний. При решении этих вопросов влияние дестинации становится все более активным и определяющим.


Кроме того, в дестинацию идет постоянный приток новой рабочей силы. Как правило, приезжают молодые рабочие и служащие со своими семьями и оседают на данной территории на довольно длительное время. Постепенно происходит ассимиляция местных жителей (аборигенов) с приезжими. Это приводит к утрате местных культурных обычаев и появлению новых, но уже не свойственных и не характерных для данной дестинации. Под влиянием этих процессов происходит изменение первоначальной природы дестинации, она утрачивает свою исключительность, и начинается падение ее привлекательности для туристов.

Самая главная задача частного и общественного секторов в данный момент - быстро отреагировать на происходящие изменения. Прежде всего, необходимо создать новый маркетинговый план развития дестинации и найти перспективные сегменты туристского рынка, которые могут совершенно отличаться от рыночных сегментов первоначальной дестинации.

Цикл развития дестинации сходен с циклом развития любой системы, который включает в себя несколько стадий: зарождение, рождение, рост, насыщение, спад, исчезновение либо возрождение.

Многие туристские дестинации в своем развитии проходят все стадии от зарождения до исчезновения, а затем осуществляется возрождение на принципиально новой основе. На цикл развития дестинации могут влиять различные факторы, например развитие транспорта. Так, с развитием железнодорожного транспорта близлежащие к местам проживания туристов курорты стали менее привлекательны и уступили место удаленным морским курортам. Развитие авиационного транспорта, особенно создание турбореактивных двигателей, снизило привлекательность местных морских курортов и способствовало развитию удаленных экзотических дестинаций.

В качестве классического примера можно привести цикл развития города Атлантик-Сити в штате Нью-Джерси (США). Как дестинация он прошел все стадии развития, умер и затем снова возродился. Начало развития данной территории относится к середине XIX в. Первоначально Атлантик-Сити развивался как место семейного отдыха с прекрасными пляжами, относительно нежарким летом и прекрасным серфингом. Для привлечения туристов и разнообразия их впечатления в дестинации улучшали сервис и увеличивали спектр услуг. Местное руководство построило пристань с различными развлечениями и знаменитый в Атлантик-Сити прогулочный пирс. Затем были построены роскошные отели, и в начале 30-х годов ХХ в. город стал самой популярной дестинацией, что позволило ему стать монополистом. Для привлечения на отдых бизнесменов и предоставления им возможности ведения (поддержания) деловых отношений в период отдыха были построены современный бизнес-центр, а также многочисленные отели и мотели.