ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.03.2024

Просмотров: 139

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Путешествия на небольшие расстояния, т.е. в соседние страны, занимают важное место в развитии туризма, и на их долю приходится до 40 % от общего числа международных Туристских поездок.

В 1980-e годы появился интерес к путешествиям на более длительные расстояния, и эта тенденция сохраняется вплоть до настоящего времени, так как появился спрос на новые и более экзотические места туристского назначения, а туриндустрия проявила готовность удовлетворить такой спрос. Благодаря современной технологии перелеты на длительные расстояния стали более доступны по цене и не занимают так много времени. Несмотря на то что заметно сократились поездки в США граждан Японии (на 30 %), Азии, Южной Америки и Ближнего Востока, по прогнозам, в 2003 г. показатели туриндустрии США выйдут на докризисный уровень 2000 г. В Европе заметный прирост числа МТП отмечается у Турции (13,6 %), Болгарии (7,8 %), Хорватии (6,1 %), Великобритании (3,1 %). Скромнее показатели темпов роста во Франции, Австрии и странах Бенилюкса. На 3,5 % снизились въездные потоки в Португалию, а в Польшу и Чехию - более чем на 5 %.

Более 130 млн. МТП зарегистрировано в Азиатско- Тихоокеанском регионе, который, по оценкам экспертов, считается туристским направлением будущего. Лидером данного региона является Северо-Восточная Азия (10,3 % от МТП). В том числе на 21 % увеличились въездные потоки в Гонконг, на 12 % - в Макао, на 11 % Китай на 10 % - в Японию. Более чем на 6 % снизилось число МТП в Индию. В Иране, на Мальдивах и в Шри-Ланке, наоборот, показатели роста МТП намного превышают среднемировые, что доказывает правильность выбранной ими туристской стратегии развития дестинаций.

Американский регион единственный закрыл 2002 г. «с минусом». Из стран данного региона только Аргентина показала действительно высокие положительные показатели роста - 15 %. Минимальный положительный прирост у Канады, США и Мексики. При этом снизили показатели приема Бразилия (на 7,2 %), Куба (на 6,7 %), Доминиканская Республика (на 2,5 %). На Караибских островах также продолжается спад МТП, который составил в 2001 г. 1,7 %, а в 2002 г. - 3 %. Такая же ситуация складывается и в Южной Америке, где соответствующие показатели составили 5,2 и 7,5 %.

На Ближнем Востоке увеличили въездные потоки Дубай (на 30 %), Ливан (на 13 %), Египет (на 9,4 %), Иордания (на 6,1 %). Тунис и Марокко, наоборот, снизили свои показатели на 6 и 2,7 % соответственно.

Среди африканских стран существенного прироста МТП (от 5 до 10 %) добились Сенегал, Ботсвана, Танзания, Гана, ЮАР. По прогнозу ВТО к 2020 г. количество международных туристских поездок возрастет почти в три раза и достигнет 1,6 млрд., из них 1,18 млрд. будут составлять межрегиональные прибытия и 377 млн. - прибытия туристов, путешествующих на дальние расстояния. При этом доходы от гостинично -туристских услуг, по мнению экспертов ВТО, будут увеличиваться опережающими темпами и могут достичь примерно 2 трлн. долл. По оценке специалистов, к 2020 г. основным принимающим регионом останется Европа (717 млн. чел и происходит это благодаря тем фактам, что в Европе есть:


• ряд относительно небольших стран, находящихся по соседству, что стимулирует многочисленные потоки туристов к краткосрочным путешествиям, включающим пересечение границы;

• развитая туристская инфраструктура и высокий уровень транспортного обслуживания;

• природные и культурные достопримечательности мирового значения;

• разнообразный выбор турпродуктов - от отдыха на пляже до спортивного зимнего отдыха;

• подготовленный персонал;

• высокоразвитая экономическая база.

Постепенно доля участия Европы в международной туристской деятельности сокращается, тем не менее предпринимается ряд попыток по развитию туристских зон в странах Восточной Европы, открытие Евро-Диснея, туннеля под проливом Ла-Манш и др.

В 1990 г. на долю Американского региона приходилось более одной пятой от общего числа прибытий международных туристов. Обширные территории США и Канады объясняют тот факт, что туризм в этих странах носит в основном внутренний характер. Около 30 % всех международных туристских передвижений в этом регионе связано с пересечением границы между США и Канадой.

Популярность Азиатско-Тихоокеанского региона неуклонно растет, в основном за счет Японии. В 2002 г. он сместил Америку на третью позицию. Этому способствуют политическая стабильность, новые авиамаршруты, обширная рекламная деятельность, разработка новых инклюзив-туров и благоприятный курс обмена валюты. Помимо Японии, наиболее популярными местами назначения в этом регионе являются Гонконг, Сингапур, Таиланд, Австралия и Южная Корея. Экономическое развитие этих стран позволило увеличить объем внутрирегионального передвижения туристов.

Африка как регион туристского назначения принимает только 4 % от общего числа международных туристов, причем основной поток туристов приходится на страны, расположенные в тропической части континента. На страны Ближнего Востока вообще приходится только 3,4 % от общего числа международных туристских прибытий. Но эти регионы при общем низком базисном уровне обладают высокими темпами роста МТП, значительно превышающие общемировые.

Огромным потенциалом обладает Китай как место туристской дестинации. По оценкам специалистов, в 2003 г. Китай посетят в общей сложности 100 млн. иностранных туристов, валютные доходы страны превысят 20 млрд. долл. США. В 2020 г. данный регион будет принимать более 25 % всех международных туристских потоков. Что касается Американского региона, то его показатели снизятся до 18 % в 2020 г. (в 1995 г. X19 %). Далее следуют Африка, Ближний Восток и Южная Азия.


Прогнозируется, что показатели роста для Восточного и Тихоокеанского регионов, Южной Азии, Ближнего Востока и Африки будут более 5 % в год, что больше среднемировых показателей темпов роста международных туристских прибытий (4,1 %). Ожидается, что в более зрелых регионах Европы и Америки показатели темпов роста будут значительно ниже средних.

В период с 1995 по 2020 г. показатели путешествий на дальние расстояния будут расти более быстрыми темпами (5,4 %), чем показатели межрегионального туризма (3,8 %).

Соотношения между межрегиональными потоками и туристскими потоками на дальние расстояния составят в 2020 г. 76 % к 24 % соответственно (в 1995 г. было 82 % к 18 %).

Что касается ведущих стран - поставщиков иностранных туристов, то, как считают специалисты ВТО, их состав изменится незначительно. На первом месте по-прежнему будут находиться немцы. Количество японских туристов будет расти высокими темпами что позволит Японии занять второе место по числу выезжающие туристов, оттеснив США на третью позицию. Ожидается, что на четвертое и девятое места в списке стран - поставщиков иностранных туристов в 2020 г. поднимутся соответственно Китай и Россия. В настоящее время они не входят даже в число 20 ведущих стран мира, направляющих туристов за рубеж.

Эксперты считают, что Франция переместится с первого места на третье, про пустив вперед США. В первую десятку самых популярных стран мира, принимающих иностранных туристов, могут войти Россия и Чехия, заняв соответственно 9-е и 10-е места.

Во вторую десятку рейтинга стран, принимающих иностранных туристов, согласно прогнозу ВТО, войдут Турция, ЮАО, Таиланд, Индонезия.

Что касается России, то по статистическим данным в 199881999 гг. она входила в число 30 стран мира по количеству посетивших ее туристов, а по доходам от туризма не вошла в первые 40 стран мира. В 1999 г. доля России в мировых доходах составила менее 1 %.

В 2002 г. рост туристской отрасли России составил 8 %, но доля России в общем мировом потоке пока является весьма небольшой, чуть более 3 %. Доходы от иностранного туризма приблизились к 4 млрд. долл. В 2003 г. Россию посетило более 22,5 млн. иностранцев (спад по сравнению с 2002 г. - 3,4 %), из которых более 3 млн. - туристы. Среди стран дальнего зарубежья, которые являются основными поставщиками туристов, выделяются Польша, Германия, Финляндия и Китай. Тем не менее доходы больше приносят туристы из Японии, Германии, США, Великобритании, Швейцарии, Италии и Южной Кореи. Наибольший выездной поток туристов в страны дальнего зарубежья отмечается в Турцию, Польшу, Китай, Финляндию, Египет, Испанию.


Из стран ближнего зарубежья (страны СНГ) наибольший въездной, как и выездной, поток туристов отмечается из Украины и Казахстана. Причем въездной поток почти в два раза больше выездного как по этим двум направлениям, так и в целом по региону. В табл. 2.9 и 2.10 представлены данные о въезде в Россию иностранных граждан и выезде за границу российских граждан по целям поездки.


2.5. Мотивация путешествий и основные виды туристских рынков

Мотивы туризма. Понимание мотивации людей, собирающихся в путешествие, является важным фактором для организаторов путешествий, в частности турфирм. Например, потребности бизнесменов, путешествующих с деловыми целями, в сервисе и размещении будут кардинальным образом отличаться от запросов тех людей, которые путешествуют с целью отдыха и развлечений.

В настоящее время люди путешествуют по своей стране или за рубеж по различным причинам. Однако всегда имеются преобладающие причины, которые можно выделить в качестве главных, их мы и будем называть мотивами туризма.

Под термином мотивы туризма понимаются психологические и физические потребности, побуждающие людей посещать с туристской целью место назначения (дестинацию), которая сможет удовлетворить их желания.

Существует множество различных мотивов туризма, которые определяют разнообразные формы туризма. Мотивы туризма различаются в каждой конкретной дестинации по своей интенсивности.

Рассмотрим основные мотивы туризма.

Природные и климатические мотивы туризма являются чрезвычайно существенными для туристов. Природа и климатические особенности играют существенную роль в создании определенных форм туризма, и особенно морского, спортивного, горного. Для населения урбанизированных регионов, которое ищет в туризме

Туристские побуждения (мотивы туризма) отдых, развлечения и смену окружающей обстановки, природные и климатические мотивы могут быть отнесены к психологическим и биологическим потребностям, а поэтому их значимость существенно возрастает.

Культурные мотивы туризма связаны с желанием людей познакомиться с культурным наследием своей или чужой страны: историческими местами, археологическими памятниками, музеями, картинными галереями, народными промыслами и т.д.

Экономические мотивы туризма связаны с теми экономическими элементами, которые влияют на стоимость жизни как в местах проживания, так и в местах пребывания туристов, стоимость путешествия и т.д., и играют существенную роль в формировании спроса на недорогие турпакеты. Экономические мотивы туризма оказывают существенное влияние на большое число туристов, которые имеют средние доходы и ниже. В этом заключается основная причина того, что они представлены особым способом в коммерческих объявлениях (рекламе), которую дают страны, принимающие туристов. Это делается не только с целью привлечения самих туристов, но также туроператоров и турагентств, которые имеют потребителей - туристов, желающих путешествовать индивидуально недорого.