ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2024

Просмотров: 88

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

птицефабрики (ОАО "Шекснинская", ОАО "Череповецкий бройлер"), на их долю приходится почти половина от общего объема данной продукции.

В период с 2000 по 2009 год объем выпуска колбасных изделий увеличился в 2 раза, мясных полуфабрикатов – в 3,6 раз (рис. 5). Ежегодное увеличение объемов производства мясных полуфабрикатов и колбасных изделий в широком ассортименте можно объяснить увеличением потребительского спроса. Особенно это касается быстрозамороженных полуфабрикатов высокой степени готовности к употреблению - пельменей, котлет, тефтелей, биточков, натуральных полуфабрикатов из мяса птицы, поступающих в розничную торговлю подготовленными для кулинарной обработки.

29

 

 

26,4

27,3

25,5

 

 

 

 

 

 

 

 

24

 

22,6

 

 

 

 

 

 

 

 

19

 

 

15,5

17,8

16,7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

12,6

12,7

 

 

 

 

 

 

 

 

9

4,7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

2000г.

2005г.

2007г.

2008г.

2009г.

 

 

Мясные полуфабрикаты

Колбасные изделия

 

Рис. 5. Производство мясных полуфабрикатов и колбасных изделий, тыс. тонн

За 10 лет объемы производства цельномолочной продукции возросли в 1,5 раза, животного масла - на 25% (рис. 6). Переработка более 80 % молока сосредоточена на пяти крупных молочных комбинатах области.

Рис. 6. Производство цельномолочной (в пересчете на молоко) и нежирной молочной продукции, тыс. тонн

"Вологодское масло" сегодня – общепризнанный национальный бренд, имеющий мировую известность и высокую репутацию. Наименование места происхождения товара «Вологодское масло» зарегистрировано ФГУП «Учебноопытный молочный завод» ВГМХА им. Н.В. Верещагина». В настоящее время семь предприятий области, выпускающих уникальный продукт по новым единым техническим условиям, внесены в государственный реестр и имеют право называть свой продукт «Вологодское масло».

Расширение ассортимента молочной продукции происходит прежде всего за счет выпуска качественно новых продуктов, способных удовлетворять фи-

12


зиологические потребности организма человека в пищевых веществах и энергии.

Хлебопекарная отрасль обеспечивает область продукцией широкого ассортимента, соответствующего запросам всех социальных групп населения. Производство хлебобулочных изделий в области за 9 лет сократилось на 24,2 тыс. тонн (рис. 7).

105

 

 

 

 

100,4

 

 

 

 

100

 

 

 

 

95

 

 

 

 

90

87,7

 

 

 

85

 

81,8

80,8

 

 

 

 

 

80

 

 

 

76,2

 

 

 

 

75

 

 

 

 

2000г.

2005г.

2007г.

2008г.

2009г.

Рис. 7. Производство хлеба и хлебобулочных изделий, тыс. тонн

По данным органов местного самоуправления, в 2009 году на территории области функционировали 132 хлебопекарных предприятия. Большинство организаций хлебопечения области (97%) относятся к малому и среднему бизнесу, и лишь 3% – можно отнести к крупному. Аналогичная структура характерна для всех развитых стран Европы, где хлебопечение представлено в основном малыми пекарнями. В то же время, если в странах Европы в среднем на каждые 10 тыс. чел. населения приходится по 4 хлебопекарных предприятия, то в Вологодской области – одно.

Основными зерноперерабатывающими предприятиями области являются два комбината хлебопродуктов, обеспечивающие сортовой мукой хлебопекарные предприятия и население области, а комбикормами – животноводческие комплексы и птицефабрики. В период с 2000 по 2009 год выработка муки в области увеличилась на 1,4 тыс. тонн (на 1,4%), комбикормов - на 159,3 тыс. тонн (в 3,1 раза), крупы - в 6,1 раза (рис. 8, 9).

300

 

254,4

270,0

271,0

 

 

 

 

 

234,2

250

 

 

 

 

 

 

 

 

 

200

 

 

 

 

 

150

98,6

112,9

 

107,6

 

 

100,4

100,0

 

 

 

 

100

74,9

 

 

 

 

50

 

 

 

 

 

0

 

 

 

 

 

 

2000

2005

2007

2008

2009

 

 

 

мука

комбикорма

 

Рис. 8. Производство муки и комбикормов, тыс. тонн

 

13


10000

 

 

 

 

9100

9000

 

 

 

8071

 

 

 

 

 

 

8000

 

 

 

 

 

7000

 

 

6015

 

 

 

 

 

 

 

6000

 

5109

 

 

 

5000

 

 

 

 

 

4000

 

 

 

 

 

3000

1504

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2000

 

 

 

 

 

1000

 

 

 

 

 

0

 

 

 

 

 

 

2000г.

2005г.

2007г.

2008г.

2009г.

Рис. 9. Производство крупы, тонн

Пищевкусовая отрасль в области обладает целым рядом специфических особенностей, в числе которых жесткая конкуренция с зарубежными поставщиками. Рынок ее продукции обладает высокой емкостью и характеризуется стабильным спросом, что делает отрасль привлекательным объектом для инвестиций. Объем выпуска кондитерской продукции в 2009 году составил 34,5 тыс. тонн, что больше уровня 2000 года на 29,2% (рис. 10).

Рис. 10. Производство кондитерских изделий, тыс. тонн

Производство водки и ликероводочных изделий (рис. 11) в 2009 году по сравнению с 2000 годом уменьшилось на 566 тыс. декалитров (на 29,6%). Снижение производства данной продукции связано с проблемами, возникающими при ее реализации, которые обусловлены следующими причинами:

-в связи с отсутствием полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в части проведения защитных мер на рынок области в большом количестве стала поступать продукция предприятий других регионов, ведущих «агрессивную» политику по продвижению своей продукции. Эти компании тратят большие средства на дистрибуцию, продвижение своей продукции по всем каналам, в том числе через региональных менеджеров продаж, оптовые организации, розничную сеть. Финансовые возможности предприятий области в этих направлениях, к сожалению, значительно уступают крупным российским производителям;

-в связи с отсутствием сплошного автоматизированного учета производства и оборота этилового спирта алкогольной и спиртосодержащей продукции в стране на рынке области сохраняет присутствие нелегальный оборот продукции (с поддельными акцизными марками).

14


Рис. 11. Производство водки и ликероводочных изделий, тыс. декалитров

Анализ основных производственных показателей деятельности организаций агропромышленного комплекса Вологодской области за период 2000-2009 годов позволяет сделать следующие выводы:

-удельный вес продукции сельского хозяйства в валовом региональном продукте области и СЗФО снизился;

-несмотря на рост продуктивности скота и птицы, повышение урожайности сельскохозяйственных культур, избежать спада производства в животноводстве и растениеводстве не удалось;

-производство продуктов питания и напитков в области увеличилось, однако темпы роста данного показателя были ниже, чем в среднем по стране.

Потребительский рынок

Потребительский рынок – один из важных сегментов экономики, наиболее приближенный к населению. Сектор торговли является конечным звеном любой производственной цепочки, а соответственно именно от разнообразия каналов торговли, уровня их развития зависят эффективность, с которыми товары достигают своего потребителя.

На территории Вологодской области на сегодня функционирует 8,8 тыс. предприятий розничной торговли стационарной сети. В оптовом секторе действуют около 440 объектов. Сектор торговли и услуг обеспечивает рабочими местами шестую часть экономически активного населения области с уровнем оплаты труда, соответствующим среднеобластному показателю.

В большинстве развитых стран оборот розничной торговли используется как индикатор ожидаемого состояния экономики, так как снижение потребительской активности неминуемо ведет к падению темпов экономического роста и быстрее всего отражается на динамике розничного товарооборота (рис. 12).

15

 

80000

 

 

 

 

 

 

 

 

12194

12105

14000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

70000

 

 

 

 

 

 

 

10499

 

 

12000

 

млн. рублей

60000

 

 

 

 

 

 

8673

 

 

 

10000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

50000

 

 

 

 

 

6345

 

 

 

 

8000

рублей

 

 

 

 

 

5246

 

 

 

 

 

40000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4412

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3481

 

 

 

 

 

 

6000

30000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2719

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023

 

 

 

 

 

 

 

 

4000

20000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10000

13811 18245 22225 26818 31461 35383 44860 57105 70845 69621

2000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

 

 

 

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

 

 

 

 

 

оборот розничной торговли

 

 

 

 

 

 

 

среденедушевые денежные доходы

 

 

Рис. 12. Динамика оборота розничной торговли и среднедушевых доходов населе- ния Вологодской области в 2000-2009 годах

В связи с развитием кризисных явлений в экономике, нестабильностью доходов населения, увеличением инфляционных процессов, снижением программ потребительского кредитования в области произошло снижение розничного товарооборота. За 2009 год он составил 69,6 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах составляет 89,4% к уровню предыдущего года (рис. 13). Сфера общественного питания по итогам 2009 года сократила свой оборот на 33,3%. На долю бытовых услуг в структуре платных услуг населению в 2009 году приходилось 9,15 % или 2,96 млрд. рублей (98,1 % к уровню 2008 года). За 2009 год увеличилось количество предприятий на 118, в том числе благодаря государственной поддержке малых предприятий и программе содействия занятости населения.

 

80000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

70845

 

 

70000

 

 

 

56723

 

69621

 

 

 

 

 

 

 

 

60000

 

 

 

 

 

 

рублей

50000

 

 

44860

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40000

 

35473

 

 

 

32252

 

 

 

 

29854

млн.

 

 

 

 

 

 

30000

 

 

 

24856

 

 

 

 

20545

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20000

13811

15945,1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10000

3797

 

2845,6

3503

4339

3385

 

1943

 

 

 

 

 

 

715

 

 

 

 

 

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2000 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

 

 

 

Оборот розничной торговли

 

 

 

 

 

Оборот общественного питания

 

 

 

 

 

Объем платных услуг населению

 

 

Рис. 13. Потребительский рынок Вологодской области в 2000-2009 годах

На фоне общего снижения товарооборота произошли и заметные структурные изменения. В структуре товарооборота по видам товаров доля реализации продовольственных товаров составляет 55,7 %, промышленных товаров –

16