ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2024
Просмотров: 88
Скачиваний: 0
птицефабрики (ОАО "Шекснинская", ОАО "Череповецкий бройлер"), на их долю приходится почти половина от общего объема данной продукции.
В период с 2000 по 2009 год объем выпуска колбасных изделий увеличился в 2 раза, мясных полуфабрикатов – в 3,6 раз (рис. 5). Ежегодное увеличение объемов производства мясных полуфабрикатов и колбасных изделий в широком ассортименте можно объяснить увеличением потребительского спроса. Особенно это касается быстрозамороженных полуфабрикатов высокой степени готовности к употреблению - пельменей, котлет, тефтелей, биточков, натуральных полуфабрикатов из мяса птицы, поступающих в розничную торговлю подготовленными для кулинарной обработки.
29 |
|
|
26,4 |
27,3 |
25,5 |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
24 |
|
22,6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
19 |
|
|
15,5 |
17,8 |
16,7 |
|
|
|
|||
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
14 |
12,6 |
12,7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
4,7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
2000г. |
2005г. |
2007г. |
2008г. |
2009г. |
|
|
Мясные полуфабрикаты |
Колбасные изделия |
|
|
Рис. 5. Производство мясных полуфабрикатов и колбасных изделий, тыс. тонн |
За 10 лет объемы производства цельномолочной продукции возросли в 1,5 раза, животного масла - на 25% (рис. 6). Переработка более 80 % молока сосредоточена на пяти крупных молочных комбинатах области.
Рис. 6. Производство цельномолочной (в пересчете на молоко) и нежирной молочной продукции, тыс. тонн
"Вологодское масло" сегодня – общепризнанный национальный бренд, имеющий мировую известность и высокую репутацию. Наименование места происхождения товара «Вологодское масло» зарегистрировано ФГУП «Учебноопытный молочный завод» ВГМХА им. Н.В. Верещагина». В настоящее время семь предприятий области, выпускающих уникальный продукт по новым единым техническим условиям, внесены в государственный реестр и имеют право называть свой продукт «Вологодское масло».
Расширение ассортимента молочной продукции происходит прежде всего за счет выпуска качественно новых продуктов, способных удовлетворять фи-
12
зиологические потребности организма человека в пищевых веществах и энергии.
Хлебопекарная отрасль обеспечивает область продукцией широкого ассортимента, соответствующего запросам всех социальных групп населения. Производство хлебобулочных изделий в области за 9 лет сократилось на 24,2 тыс. тонн (рис. 7).
105 |
|
|
|
|
100,4 |
|
|
|
|
100 |
|
|
|
|
95 |
|
|
|
|
90 |
87,7 |
|
|
|
85 |
|
81,8 |
80,8 |
|
|
|
|
|
|
80 |
|
|
|
76,2 |
|
|
|
|
|
75 |
|
|
|
|
2000г. |
2005г. |
2007г. |
2008г. |
2009г. |
Рис. 7. Производство хлеба и хлебобулочных изделий, тыс. тонн
По данным органов местного самоуправления, в 2009 году на территории области функционировали 132 хлебопекарных предприятия. Большинство организаций хлебопечения области (97%) относятся к малому и среднему бизнесу, и лишь 3% – можно отнести к крупному. Аналогичная структура характерна для всех развитых стран Европы, где хлебопечение представлено в основном малыми пекарнями. В то же время, если в странах Европы в среднем на каждые 10 тыс. чел. населения приходится по 4 хлебопекарных предприятия, то в Вологодской области – одно.
Основными зерноперерабатывающими предприятиями области являются два комбината хлебопродуктов, обеспечивающие сортовой мукой хлебопекарные предприятия и население области, а комбикормами – животноводческие комплексы и птицефабрики. В период с 2000 по 2009 год выработка муки в области увеличилась на 1,4 тыс. тонн (на 1,4%), комбикормов - на 159,3 тыс. тонн (в 3,1 раза), крупы - в 6,1 раза (рис. 8, 9).
300 |
|
254,4 |
270,0 |
271,0 |
|
|
|
|
|
234,2 |
|
250 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
200 |
|
|
|
|
|
150 |
98,6 |
112,9 |
|
107,6 |
|
|
100,4 |
100,0 |
|||
|
|
|
|
||
100 |
74,9 |
|
|
|
|
50 |
|
|
|
|
|
0 |
|
|
|
|
|
|
2000 |
2005 |
2007 |
2008 |
2009 |
|
|
|
мука |
комбикорма |
|
Рис. 8. Производство муки и комбикормов, тыс. тонн |
|
13
10000 |
|
|
|
|
9100 |
9000 |
|
|
|
8071 |
|
|
|
|
|
|
|
8000 |
|
|
|
|
|
7000 |
|
|
6015 |
|
|
|
|
|
|
|
|
6000 |
|
5109 |
|
|
|
5000 |
|
|
|
|
|
4000 |
|
|
|
|
|
3000 |
1504 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2000 |
|
|
|
|
|
1000 |
|
|
|
|
|
0 |
|
|
|
|
|
|
2000г. |
2005г. |
2007г. |
2008г. |
2009г. |
Рис. 9. Производство крупы, тонн
Пищевкусовая отрасль в области обладает целым рядом специфических особенностей, в числе которых жесткая конкуренция с зарубежными поставщиками. Рынок ее продукции обладает высокой емкостью и характеризуется стабильным спросом, что делает отрасль привлекательным объектом для инвестиций. Объем выпуска кондитерской продукции в 2009 году составил 34,5 тыс. тонн, что больше уровня 2000 года на 29,2% (рис. 10).
Рис. 10. Производство кондитерских изделий, тыс. тонн
Производство водки и ликероводочных изделий (рис. 11) в 2009 году по сравнению с 2000 годом уменьшилось на 566 тыс. декалитров (на 29,6%). Снижение производства данной продукции связано с проблемами, возникающими при ее реализации, которые обусловлены следующими причинами:
-в связи с отсутствием полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в части проведения защитных мер на рынок области в большом количестве стала поступать продукция предприятий других регионов, ведущих «агрессивную» политику по продвижению своей продукции. Эти компании тратят большие средства на дистрибуцию, продвижение своей продукции по всем каналам, в том числе через региональных менеджеров продаж, оптовые организации, розничную сеть. Финансовые возможности предприятий области в этих направлениях, к сожалению, значительно уступают крупным российским производителям;
-в связи с отсутствием сплошного автоматизированного учета производства и оборота этилового спирта алкогольной и спиртосодержащей продукции в стране на рынке области сохраняет присутствие нелегальный оборот продукции (с поддельными акцизными марками).
14
Рис. 11. Производство водки и ликероводочных изделий, тыс. декалитров
Анализ основных производственных показателей деятельности организаций агропромышленного комплекса Вологодской области за период 2000-2009 годов позволяет сделать следующие выводы:
-удельный вес продукции сельского хозяйства в валовом региональном продукте области и СЗФО снизился;
-несмотря на рост продуктивности скота и птицы, повышение урожайности сельскохозяйственных культур, избежать спада производства в животноводстве и растениеводстве не удалось;
-производство продуктов питания и напитков в области увеличилось, однако темпы роста данного показателя были ниже, чем в среднем по стране.
Потребительский рынок
Потребительский рынок – один из важных сегментов экономики, наиболее приближенный к населению. Сектор торговли является конечным звеном любой производственной цепочки, а соответственно именно от разнообразия каналов торговли, уровня их развития зависят эффективность, с которыми товары достигают своего потребителя.
На территории Вологодской области на сегодня функционирует 8,8 тыс. предприятий розничной торговли стационарной сети. В оптовом секторе действуют около 440 объектов. Сектор торговли и услуг обеспечивает рабочими местами шестую часть экономически активного населения области с уровнем оплаты труда, соответствующим среднеобластному показателю.
В большинстве развитых стран оборот розничной торговли используется как индикатор ожидаемого состояния экономики, так как снижение потребительской активности неминуемо ведет к падению темпов экономического роста и быстрее всего отражается на динамике розничного товарооборота (рис. 12).
15
|
80000 |
|
|
|
|
|
|
|
|
12194 |
12105 |
14000 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
70000 |
|
|
|
|
|
|
|
10499 |
|
|
12000 |
|
млн. рублей |
60000 |
|
|
|
|
|
|
8673 |
|
|
|
10000 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
50000 |
|
|
|
|
|
6345 |
|
|
|
|
8000 |
рублей |
|
|
|
|
|
|
5246 |
|
|
|
|
|
|||
40000 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
4412 |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
3481 |
|
|
|
|
|
|
6000 |
|||
30000 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
2719 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
2023 |
|
|
|
|
|
|
|
|
4000 |
|||
20000 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10000 |
13811 18245 22225 26818 31461 35383 44860 57105 70845 69621 |
2000 |
|
|||||||||
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
||||||||||
|
0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0 |
|
|
|
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
|
|
|
|
|
оборот розничной торговли |
|
|
|
|
||||||
|
|
|
среденедушевые денежные доходы |
|
|
Рис. 12. Динамика оборота розничной торговли и среднедушевых доходов населе- ния Вологодской области в 2000-2009 годах
В связи с развитием кризисных явлений в экономике, нестабильностью доходов населения, увеличением инфляционных процессов, снижением программ потребительского кредитования в области произошло снижение розничного товарооборота. За 2009 год он составил 69,6 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах составляет 89,4% к уровню предыдущего года (рис. 13). Сфера общественного питания по итогам 2009 года сократила свой оборот на 33,3%. На долю бытовых услуг в структуре платных услуг населению в 2009 году приходилось 9,15 % или 2,96 млрд. рублей (98,1 % к уровню 2008 года). За 2009 год увеличилось количество предприятий на 118, в том числе благодаря государственной поддержке малых предприятий и программе содействия занятости населения.
|
80000 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
70845 |
|
|
70000 |
|
|
|
56723 |
|
69621 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
60000 |
|
|
|
|
|
|
рублей |
50000 |
|
|
44860 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
40000 |
|
35473 |
|
|
|
32252 |
|
|
|
|
|
29854 |
|||
млн. |
|
|
|
|
|
|
|
30000 |
|
|
|
24856 |
|
|
|
|
|
20545 |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
||
|
20000 |
13811 |
15945,1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
10000 |
3797 |
|
2845,6 |
3503 |
4339 |
3385 |
|
1943 |
|
|||||
|
|
|
|||||
|
|
715 |
|
|
|
|
|
|
0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2000 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
|
|
|
Оборот розничной торговли |
|
|
||
|
|
|
Оборот общественного питания |
|
|
||
|
|
|
Объем платных услуг населению |
|
|
Рис. 13. Потребительский рынок Вологодской области в 2000-2009 годах
На фоне общего снижения товарооборота произошли и заметные структурные изменения. В структуре товарооборота по видам товаров доля реализации продовольственных товаров составляет 55,7 %, промышленных товаров –
16