Файл: Kulturologia_tekhfak_zao_Simonyan.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.04.2024

Просмотров: 131

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Введение

1. Предмет и задачи курса

2. Первоисточники и рекомендации по использованию литературы

3. Конспект лекций

Тема 1. Предмет курса «Культурология».

Тема 2. Виды, формы, содержание и функции культуры

Тема 3. Сущность культуры Многообразие подходов к определению феномена культуры (концепции культуры)

Тема 4.. Понятие исторического типа культуры

Тема 5 Культурно-исторические ориентиры современной России

Тема 6. Основные этапы становления культурологии

Тема 7. Мифология как явление духовной культуры

Тема 8 Культура Ближнего Востока в древности

Тема 9. Культура древней Греции

Тема 10. Культура древней Руси

Тема 11 Рождение европейской культуры нового времени

Тема 12 Культура и культы

4. Планы семинарских занятий Семинарское занятие № 1

5. Рекомендации по написанию контрольной работы

9. Темы контрольных работ

10. Вопросы к зачету

7. Требования к зачету

8. Проведение самоконтроля готовности к сдаче зачета

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Вологодская государственная молочнохозяйственная академия им. Н.В. Верещагина»

Кафедра философии и истории

Культурология

Методические указания

по организации самостоятельной работы для студентов

заочной формы обучения всех направлений подготовки

(бакалавриат)

Квалификации выпускника – бакалавр

Форма обучения – заочная

Вологда–Молочное

2012

УДК 008(071)

ББК 71р30

К 906

Составитель – кандидат философских наук, доцент кафедры философии и истории Э.Г. Симонян

Рецензент – кандидат философских наук, доцент кафедры теории государства и права МГЮА филиал в г. Вологда Э.Л. Ковров

Методические указания по организации работы по курсу «Культурология» составлены согласно Государственному стандарту и рабочему учебному плану и предназначены для студентов заочной формы обучения технологического факультета.

Методические указания обсуждены и одобрены на заседании кафедры истории России (протокол № 1 от 14 сентября 2012г.) и рекомендованы к размещению на образовательном портале ВГМХА методической комиссией технологического факультета (протокол № 1 от 1 ноября 2012г.)

Содержание

Введение………………………………………………………………………4

1. Предмет и задачи курса…………………………………………………...5


2. Первоисточники и рекомендации по использованию литературы……8

6. Конспект лекций…………………………………………………………...9

7. Планы семинарских занятий……………………………………………..23

8. Рекомендации по написанию контрольных работ……………………...26

9. Темы контрольных работ…………………………………………………26

10. Вопросы к зачету………………………………………………………....31

11. Требования к зачету……………………………………………………...32

12. Проведение самоконтроля готовности к сдаче зачета………………...32

Введение

Самостоятельная работа студента заочника является основной формой его учебной деятельности, от ее правильной организации и направленности зависит успешное освоение программного материала по курсу «Культурология». Настоящее методическое пособие поможет студентам:

- осознать цель изучаемого предмета и способы достижения этой цели;

- правильно организовать самостоятельную работу для успешного освоения курса и выявления сложностей и предупреждения типичных ошибок, возникающих при его освоении;

- провести самоконтроль готовности к сдаче зачета.

Курс культурологии для студентов технологического факультета, предусмотренный Государственным стандартом и рабочим учебным планом, состоит, из тем по курсу в целом, цикла лекций и семинарских занятий, рекомендации по написанию контрольной работы, темы контрольных работ первоисточники и рекомендации по использованию литературы, зачетные вопросы, требования к зачету, проведение самоконтроля готовности к сдаче зачета.

Изучение культурологии предполагает ознакомление с современными представлениями о сложном и многообразном феномене культуры. Курс поможет в понимании тех проблем, решение которых развивало культуру человека. Это не значит, конечно, что, изучив курс, можно автоматически стать культурным человеком. Еще Гегель шутил когда-то по поводу наивного представления о том, что, изучая логику, можно тем самым научиться правильно мыслить. Это, писал он, все равно, что ожидать, будто изучив физиологию, можно лучше переваривать пищу. Так же как знание закона не гарантирует его исполнения, так и знание о культуре не гарантирует культурности. Как и во всяком ином деле, здесь необходимы желание и усилия, а не только знания.


Структура курса является ответом на три вопроса о культуре: что такое культура? как она возникла? для чего существует и зачем нужна?

Предлагаемая программа курса включает в себя не только эмпирическое описание культуры, но и сравнительный анализ культур, проблемы межкультурных коммуникаций, изучение истоков общего и специфического, устойчивого и изменчивого в культуре. В рамках предлагаемых семинарских занятий, студенты изучают культуру как естественную целостность через призму культурного становления человека и общества. В конечном итоге культурологическое знание призвано обеспечить понимание того, что есть человек, в каком мире он живет и какими должны быть способы его коммуникации с окружающей действительностью.

Целью курса является выработка у студентов мировоззренческих предпосылок для понимания как своей, так и иных культур, осознания себя субъектом культурного творчества.


1. Предмет и задачи курса

Предметом курса выступает содержание общественной жизни и деятельности людей, те смыслы, которыми наполнен для человека мир. Предлагаемый целостный, системный и комплексный подход к изучению культурологии, открывающий всеобщую форму существования феноменов культуры дает знание, отражающее общие основы разнообразных фактов культуры. Вследствие этого культурология приобретает подлинно мировоззренческий и воспитывающий характер.

Основные задачи и направления культурологических исследований:

- эмпирическое описание культуры;

- сравнительный анализ культур;

- межкультурные коммуникации;

- общее и специфическое;

- устойчивое и изменчивое в культуре

Требует особого внимания вопрос о сущности, теориях культуры, так как материал курса группируется в зависимости от теории, которую преподаватель курса считает истинной.

Изучающие данный курс сталкиваются с двумя серьезными трудностями, обусловленными особенностями предмета культурологии: во-первых, слишком большой объемом информации. Очень просто затеряться в многообразии материала, специальной терминологии, имен собственных. Во-вторых, существование множества теорий культуры: учебники написаны с разных, часто противоположных позиций, многие вопросы но­сят дискуссионный характер.

Культурология - наука о культуре. Возникает вопрос: что такое культура? На первый взгляд, вопрос не кажется сложным: слово «культура» употребляется часто в самых разных сочетаниях. Но общеизвестное не означает понятное. Главная трудность в многозначности. В самом широком значении слова культура означает все созданное человеком в противовес природе, «натуре». В этом значении понятие культура синонимично понятию цивилизация. Возникает следующий вопрос: следует ли называть культурой все, созданное человеком? Нет. И еще в XVIII веке Иммануил Кант предложил называть культурой только то, что служит благу человека и связано с его духовной деятельностью. Но что такое духовная деятельность?

Чтобы ответить на этот вопрос, задумаемся над мотивами человеческой деятельности, которые называются потребностями и которые можно свести к трем группам. Во-первых, природные потребности (еда, сон, размножение и т.д.). Понятно, что не эти потребности заставляют человека созидать культуру, так как не являются специфически человеческими. Хотя бытие человека имеет природную сторону, его сущность не в ней. Во-вторых, социальная потребность. Человек занимает в обществе определенное место. Он должен приспосабливаться к своему социальному окружению, то есть на кого-то походить и от кого-то отличаться, что и называют социальной потребностью (потребностью подражания). Удовлетворение этой потребности связано с культурой, когда подражают хорошему, но очень часто подражание не служит благу человека и даже ведет к деградации. В-третьих, потребности саморазвития, творчества: потребности в истине, добре и красоте. Именно их и называют духовными. Деятельность под знаком духовных потребностей: истины, добра и красоты, созидает культуру. Под культурой же следует понимать все, что создано под знаком этих потребностей. Сфера культуры - будем называть цивилизацией. Но и здесь все не так просто.


Возьмем для примера такое явление культуры как икона. Понятно, что создать ее «заставила» художника потребность в красоте, добре и истине. И теперь икона «живет» своей жизнью. Она может быть предметом культа в церкви или предметом эстетического наслаждения в музее. В этих случаях она выступает как явление культуры. Но можно представить ситуацию, когда та же икона нужна человеку, чтобы продемонстрировать окружающим свой высокий социальный статус. Иконы, особенно древние, стоят дорого и в этом качестве выступают как явление цивилизации. Возьмем другой пример - книга. Кажется понятно, что это явление культуры. А чем является та же книга для человека, который держит ее на книжной полке, чтобы продемонстрировать свою образованность? Таким образом, одна и та же вещь (икона, книга) имеет два измерения, два способа бытия - в культуре и цивилизации. В конце концов, те же иконы и книги можно использовать для удовлетворения потребности в определенном температурном режиме: сжигая в печке, чтобы не умереть от холода. Из этого следует, что произведения культуры в их природном воплощении принадлежат к цивилизации, выступающей для культуры ее телом.

Следующий вопрос, требующий нашего размышления - вопрос о формах культуры. Все явления нашей внутренней жизни можно разделить на три рода явлений: - ума, воли и чувствования. Истина, добро и красота ни что иное, как соответствующие предметы ума, воли и чувствования. Это и следует иметь в виду при выделении форм культуры. Три предмета предполагают три способа духовного творчества - науку, религию и искусство. Говоря о вкладе любого народа в мировую культуру, в первую очередь, имеют в виду его творчество в сфере созидания красоты (искусство), его представление об абсолютном добре (религия) и достижениях в сфере понимания мира (наука)