ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.04.2024
Просмотров: 146
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
2. Первоисточники и рекомендации по использованию литературы
Тема 1. Предмет курса «Культурология».
Тема 2. Виды, формы, содержание и функции культуры
Тема 3. Сущность культуры Многообразие подходов к определению феномена культуры (концепции культуры)
Тема 4.. Понятие исторического типа культуры
Тема 5 Культурно-исторические ориентиры современной России
Тема 6. Основные этапы становления культурологии
Тема 7. Мифология как явление духовной культуры
Тема 8 Культура Ближнего Востока в древности
Тема 9. Культура древней Греции
Тема 10. Культура древней Руси
Тема 11 Рождение европейской культуры нового времени
4. Планы семинарских занятий Семинарское занятие № 1
Тема 11 Рождение европейской культуры нового времени
Средние века в Европе – это 12 столетий, начиная с V века. Как изменялась культурная жизнь в течение этого периода? Нужно отметить формирование государственной культуры, что связано с появлением городов и ремесел, чиновничества и интеллигенции, академической науки и философии. Горожане, составившие «третье сословие», освобождались от крепостной и вассальной зависимости. Параллельный процесс освобождения от церковной идеологии пробуждал интерес к личности, что отражено в городской литературе. Ослаблению духовной власти церкви содействовали еретические движения.
Для европейского Возрождения характерна, прежде всего, гуманистическая направленность. Что конкретно представляет собой гуманизм, каковы его типичные черты? Гуманизм означает признание за каждым человеком конечного права самому определить свою судьбу и обязанность каждого признавать это право за всеми без исключения. В силу этого Человек является не только высшей ценностью, но и критерием всякой ценности («Человек – мера всех вещей»). Гуманистическое понимание человека предполагает, что он должен слушать, прежде всего, высшее в себе, будь это Бог, разум или совесть.
На формирование мировоззрения Нового времени в Западной Европе оказала влияние техника, обусловившая появление научно – рационалистического отношения человека к миру.
8.4. Говоря о культуре Нового времени в Европе, нужно отметить ее преемственность по отношению к средневековью. В чем выразилась данная преемственность? Возрождение восстановило связь между средневековьем и античностью, но, преимущественно в духовной области. Античные образы и идеи были как бы семенами высокой духовности, которые на почве средневековой культуры в сочетании с рационалистически понимаемым христианством, дали плоды светскости и просвещенности, практичности, предприимчивости, либерализма и индивидуализма, рационализма и техницизма.
Тема 12 Культура и культы
9.1. В своем развитии культура проходит несколько ступеней. С чего начинается культура? Всякая культура начинается с культа, т. е. с почитания связанных с ним обрядов и ритуалов. Только докультурный человек ничего не почитает и ничему не поклоняется. Культура является развитием культа, превращением его в средство развития самого человека.
9.2. Развитие культуры есть возникновение и ниспровержение культов. Какова последовательность культов? Культ природы (первобытная культура) был замещен культом общества (цивилизация), когда особо почитаются организация и управление людскими массами. Цивилизация является наиболее полным выражением способности все обратить в средство. В этой способности наиболее полно воплощается культура человека вообще.
9.3. Можно говорить и о постцивилизационном развитии, т.е. о собственно культурном развитии человека. Что это значит? Эго значит, что отдельный человек ставит себя лично на службу идеалу. Он использует себя (мысли, чувства, тело) в качестве технического средства, перестраивается в соответствии с идеалом. В этом смысле человек создает себя сам. Вне человека остаются природные предпосылки культуры и идеалы.
9.4. Служение идеалу как бы возвышает человека над всей культурой. Можно ли назвать это служение культам? Да, но это итоговый культ для всей культуры. Если человек в культуре, то он в своей деятельности лишь продолжает ее. Если человек находит идеал в самом себе, то он своей деятельностью порождает новую, может быть, совсем иную культуру.
4. Планы семинарских занятий Семинарское занятие № 1
Тема: Понятие культуры
1.Раскройте происхождение слова «Культура». К какому языку оно изначально принадлежало? Каково его буквальное значение?
2.Двойственность человеческого бытия:
а) природные основания, б) сущность человека,
3. Как Фрейд определяет культуру?
4. Как Фрейд обосновывает тезис о враждебном отношении к культуре?
5.Структура культуры.
6.Перечислите важнейшие черты (условия) культуры (по И. Хейзинга) и ответьте на следующие вопросы:
а) Что такое духовные ценности? Что такое материальные ценности?
б) В чем выражается равновесие духовного и материального в культуре? К чему может привести нарушение этого равновесия?
в) Что понимается под идеалом в культуре? Каким требованиям он должен удовлетворять?
г) Что такое « природа»? Чем отличается культура от природы?
д) Как понимается в культуре «господство над природой»?
Литература:
1.Фрейд З. Будущее одной иллюзии. – Сб. «Сумерки богов». – М., 1990. гл. 1, 2, с. 94–103.
2. И. Хейзинга. В тени завтрашнего дня. В тени завтрашнего дня. – М., 1992, 4 гл.
3. Философский словарь. Ст. «Культура».
Словарь:
культура абсурдный
дефиниция этология
табу гомогенный
феномен субординация
интеллектуальный парадокс
диспропорция коммерческий.
этический эстетический
Семинарское занятие №2
Тема: Древнегреческая мифология
Дайте определение понятия мифа.
Какие функции в культуре выполняет миф.
Что такое мифологическое время.
Какие особенности и формы архаической культуры проявляются в мифе.
Мифологическое представление греков о происхождении людей.
Как греки представляли историю? Чем отличается история человечества, изложенная в греческих мифах от современного понимания истории.
Объясните происхождение и исходное значение выражений
«Золотой век», «Культурный герой».
Умение объяснить происхождение выражений:
-Авгиевы конюшни.
-Дойти до геркулесовых столпов. -Колесо фортуны.
-Ахиллесова пята. -Рог изобилия.
-Троянский конь. -Полет Икара.
-Дары данайцев. -Работа Пенелопы.
-Яблоко раздора. -Предсказания Кассандры.
-Между Сциллой и Харибдой. -Гомерический хохот.
-Кануть в лету. -Узы Гименея.
-Танталовы муки. -Сфинксова задача.
-Сизифов труд. -Сова Минервы.
-Прокрустово ложе. -Нить Ариадны.
-Ящик Пандоры. -Всепожирающий Кронос.
-Жатва Ареса. -Панический страх.
-Прикосновение Мидаса. -Дары Деметры.
-Хаотическое движение.
Литература:
1. Общее понятие миф и мифологии. Мифологический словарь. – С. 652–657.(ксерокопия в чит. зале)
2. Кун Т. Легенды и мифы Др. Греции. – СПб., 2000. С. 73–87.
3. Платон. Пир. – С. 116–121.(Речь Аристофана). Есть ксерокопия.
4. Мифы народов мира Т. 1–2. Статьи «Золотой век», «Культурный герой». М., 1995г.
5. Словарь культуры античности. – М., 1989.
6. Словарь иностранных слов. М.,1992г.
СЛОВАРЬ:
миф мифология космология
антропоморфизм зооморфизм астральный
тотемизм генезис эсхатология
прецедент ритуал
синкретизм космогония
Семинарское занятие № 3
Тема: Проблема массовой и элитарной культуры (Хосе Ортега-и-Гассет «Восстание масс»)
1. Какое содержание Ортега-и-Гассет вкладывает в понятие «социальная масса»? Охарактеризуйте человека массы.
2. Кто составляет «избранное меньшинство» (элиту», «аристократию») в обществе? Каковы, по мнению Ортеги, критерии «избранности»?
3. Что Ортега называет «восстанием масс»? В каких сферах общественной жизни оно обнаруживается? Как?
4. Каковы причины «восстания масс»?
5. Социальные следствия «восстания масс»:
а) позитивные
б) негативные.
6. Сравните концепцию культуры Фрейда и Ортеги-и-Гассета. Что между ними общего?
Литература:
Ортега-и-Гассет. Восстание масс. Ч.1 (Гл. 1 –ХШ) (ксерокопия в чит. зале) СП.,2005г.