ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.04.2024
Просмотров: 139
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
2. Первоисточники и рекомендации по использованию литературы
Тема 1. Предмет курса «Культурология».
Тема 2. Виды, формы, содержание и функции культуры
Тема 3. Сущность культуры Многообразие подходов к определению феномена культуры (концепции культуры)
Тема 4.. Понятие исторического типа культуры
Тема 5 Культурно-исторические ориентиры современной России
Тема 6. Основные этапы становления культурологии
Тема 7. Мифология как явление духовной культуры
Тема 8 Культура Ближнего Востока в древности
Тема 9. Культура древней Греции
Тема 10. Культура древней Руси
Тема 11 Рождение европейской культуры нового времени
4. Планы семинарских занятий Семинарское занятие № 1
Рационалистический тип культуры выступил в Новое время в европейско-американской - западной и советско-коммунистической форме. Сегодня дискредитировано само слово «коммунизм», его экономический и политический крах в советской форме - неоспоримый факт. Этот факт не объяснить только злой волей ее лидеров или происками спецслужб Запада. Существуют глубинные причины, которые необходимо выявить, чтобы понять метаморфозу нашего общества. Но большинство тех, кто заявляет о своей верности идеалам коммунизма, ратуя за возвращение к их осуществлению, понимает под этим возврат именно к советской - первой и далеко не совершенной форме реализации коммунистической идеи.
Что касается западной формы рационалистического типа культуры, то следует помнить, что политическая свобода (торжество либеральной идеологии) и высокий материальный уровень жизни Запада - не продукт слепого подражания, а результат верности историческому призванию. Реализация этой формы культуры мыслима только на почве западного христианства. Советская номенклатура лишь использовала либеральную фразеологию для искоренения коммунистической идеологии и разрушения политических форм, которые этой идеологии соответствовали. Кроме того, либерализм несовместим с империей, которой по форме, остается Россия. Кому нужен союз народов, которых не объединяет общая историческая цель? Инстинкт самосохранения толкает сегодняшнюю Россию прочь от либеральных принципов, но, к сожалению, на проторенные (пошлые) дороги истории.
В качестве вывода из вышеизложенного можно привести замечательные слова, произнесенные еще в начале XIX века «Если мы хотим, подобно другим народам, иметь свое лицо, мы должны сначала как-то переиначить у себя все воспитание человеческого рода. К нашим услугам - история народов и перед нашими глазами - итоги движения веков». (Чаадаев П.Я. Сочинения., 1989. С.20)
А опыт осуществления коммунистической идеи позволяет заменить юношеские мечты об исторической миссии России трезвыми размышлениями о ее исторической судьбе.
Тема 6. Основные этапы становления культурологии
Первый этап развития культурологии был назван донаучным. Почему? Потому что он содержит в себе, как правило, необоснованные догадки о развитии культурно-исторического процесса. Точнее: основанием было ощущение тесной связи этого процесса с состоянием человека, его внутреннего мира, его этических ценностей. Что характерно для данного этапа? Для него характерны стихийные и предсказательные, а не системные и доказательные представления о культурно-историческом процессе.
Второй этап развития культурологии был назван научно-историческим. Когда он начался? Он начался с возникновения науки Нового времени. Для него характерны попытки обосновать воззрения на культуру и историю данными различных областей естествознания, поиск объективной логики и внутренней закономерности в самой истории и культуре.
Третий этап – научно-философский. Почему он так назван? На этом этапе анализ культуры ведется в связи с воззрениями людей на историю, на культуру, на самих себя; устанавливается зависимость состояния культуры от их воззрений, от состояния человека в культуре. В каком-то смысле это есть возвращение к сходным представлениям о культурно-исторических закономерностях, к догадкам о внутреннем единстве и родстве всех людей и культур на земле.
Тема 7. Мифология как явление духовной культуры
Мифология – это начальный этап человеческого мышления. Она имела те же особенности, что и первобытная культура в целом: синкретизм, антропоморфизм, примитивный коллективизм. Какую роль играла мифология! Она играла роль первообразов, была своеобразной материей духовности, т. е. источником деятельности в соответствии с определенными образцами, служила моделью этой деятельности, играла регулятивную роль.
В XX веке возникает особое отношение к мифологии. В чем состоит эта особенность? Она состоит в том, что мифология понимается уже не просто как далекое прошлое человеческой культуры, как ее пройденный этап. Исследователи мифов рассматривают их как сохраняющееся начало духовной культуры на всем протяжении ее развития, проводят параллели между мифологическим и научным мышлением. В частности, воздействие на человека политической идеологией напоминает воздействие, оказываемое на первобытного человека мифологией.
Можно ли вообще провести четкое различие между мифологическим и так сказать, реальным мышлением? Такое различие провести можно. Оно связано с развитием личностного сознания или самосознания; как человек осознает себя лично, а не с помощью навязываемых средств или решений.
Тема 8 Культура Ближнего Востока в древности
Древнеегипетская культура являлась одной из самых развитых ранних цивилизаций мира. Каковы ее достижения? Они весьма разнообразны: монументальная каменная архитектура, пирамиды, папирус, скульптурный портрет, идея художественного канона, математические и астрономические познания, техника иррациональных работ, идея социальных законов и управления, литературные памятники. В чем значение древнеегипетской культуры? Она послужила прототипом других культур ближневосточного региона. Особое значение имели принципы бюрократического направления, культ жречества, мистицизма и таинственных религиозных обрядов, а с другой стороны – реформация Аменхотепа IV.
Культура Палестины – перекресток культурных влияний со стороны Египта, Финикии, Ассирии. Хеттского царства и Крито-Микенской цивилизации. В чем своеобразие культуры Палестины, каковы результаты различных влияний. Своеобразие в том, что из-за многократных пленений и порабощений древние израильтяне не имели развитой материальной культуры, она была не так объективирована, как, скажем, в Древнем Египте. Вместе с тем культура Палестины духовно насыщена, представляла собой переплетение идейных, религиозных движений. В результате появилась Библия – крупнейший памятник мирового значения.
Культура Палестины, будучи средоточием многих культур, в свою очередь, оказала влияние на жизнь других народов. Она явилась основой синтеза культур Востока и Запада, Азии и Европы, основой христианства.
В истории мировой культуры особая роль принадлежит зороастризму, тем философским идеям, которые были в основе этой религии. Каковы эти идеи? Это идея света как символа культуры, который вместе с тем выступает средством для достижения высшей и всеобщей истины, а также идея закономерной борьбы противоположностей, не существующих друг без друга.
Тема 9. Культура древней Греции
Древнюю Грецию называют колыбелью европейской цивилизации. Каковы основания для такого утверждения? Основанием является тот факт, что многие идеи, определившие собой своеобразие европейской цивилизации, были рождены именно в Элладе. Это касается и философских, и научных, и политических, и этических, и эстетических взглядов.
Мировоззрение древних греков было противоречивым, причудливо сочетая в себе представления о единстве совершенно различных начал. Что это за начало? Это начало рациональное, которое олицетворял Аполлон, и иррациональное, которое олицетворял Дионис. Вместе с тем подобные представления уживались с верой в судьбу, причем считалось, что ей подчиняется даже Зевс.
Основой античной культуры в целом был полис. Что такое полис? Слово это переводят как «город-государство». Античный полис представлял собой город со своим законодательством, где полноправными гражданами решались все основные вопросы его жизни. Часть населения города, не имевшая гражданских прав, в полис не входила (чужеземцы, рабы).
В период «золотого века» Афин наметились два основных решения проблемы человека. Какие эти решения? К ним относятся философски-личностное решение, связанное с именами Сократа, Протагора, повлиявшие на возникновение различных философских направлений, а также научно-рациональное, представлявшее собой мировоззрение, соответствовавшее демократизации полисной жизни.
С именами Платона и Аристотеля связано многое в античной культуре. В чем значение этих философов?
Платон и Аристотель как бы подвели итог развитию греческой мысли.
Это выразилось в том, что многие поиски их предшественников в области философской, научно - социально- политической мысли нашли свое теоретическое завершение в учениях Платона и Аристотеля, в частности, проблема первоначала бытия, проблема человека, проблема идеального общественного устройства, проблема познания.
Тема 10. Культура древней Руси
Развитие культуры Древней Руси во многом определялось условиями формирования государства. В чем выразилось определяющее влияние русской государственности на культуру? Появление государства означало появление культуры совместной жизни. Вместе с тем возникновение государства стало актом национального самоотречения восточных славян, а отношения вражды и распри, существовавшие между племенами, были перенесены на отношения между властью и народом. Самобытность, духовность, личностные начала в культуре славян были поставлены в зависимость от отношений к ним власти. Нужно отметить, что крещение Руси было тоже актом государственным, определившим раздвоение культуры на официальную и народную, которая с тех пор воспринималась как языческая.
Особенности истории Древней Руси, как и развития Российского государства в целом, нашли выражение в своеобразном характере русской культуры. Какие черты характера русской культуры можно выделить? Нужно отметить, что культура Руси долгое время отождествлялась с искусством. Это отразилось на уровне повседневной и материальной культуры. Кроме того, идеи централизации и сильная государственная власть способствовали формированию монологического типа культуры. Но это не исключало дуалистичности и противоречивости русской культуры. Характерной чертой русской культуры являлась неопределенность, которая свидетельствовала о национальной невыраженности, но вместе с тем способствовала отзывчивости к ценностям других культур.