Файл: Kulturologia_tekhfak_zao_Simonyan.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.04.2024

Просмотров: 144

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Введение

1. Предмет и задачи курса

2. Первоисточники и рекомендации по использованию литературы

3. Конспект лекций

Тема 1. Предмет курса «Культурология».

Тема 2. Виды, формы, содержание и функции культуры

Тема 3. Сущность культуры Многообразие подходов к определению феномена культуры (концепции культуры)

Тема 4.. Понятие исторического типа культуры

Тема 5 Культурно-исторические ориентиры современной России

Тема 6. Основные этапы становления культурологии

Тема 7. Мифология как явление духовной культуры

Тема 8 Культура Ближнего Востока в древности

Тема 9. Культура древней Греции

Тема 10. Культура древней Руси

Тема 11 Рождение европейской культуры нового времени

Тема 12 Культура и культы

4. Планы семинарских занятий Семинарское занятие № 1

5. Рекомендации по написанию контрольной работы

9. Темы контрольных работ

10. Вопросы к зачету

7. Требования к зачету

8. Проведение самоконтроля готовности к сдаче зачета

Тема 4.. Понятие исторического типа культуры

Жизнь любого народа, как и каждого отдельного человека, должна иметь смысл, являющийся продуктом его творческой самодеятельности. Это возможно только тогда, когда народ свободно подчиняет свое существование абсолютным духовным ценностям - идеалам красоты, добра и истины. Эти идеалы творятся народом в формах абсолютной культуры (искусство, религия и философия) и воплощаются в формах объективного духа (право; моральность; нравственность - семья, гражданское общество и государство). Жизнь народа протекает в этих формах и ими же утверждается.

Одновременно, следует напомнить, что «... ни один народ не может жить в себе, чрез себя и для себя, но жизнь каждого народа представляет лишь определенное участие в общей жизни человечества» (Соловьев B.C. Русская идея.// Соловьев B.C. Сочинения в двух томах. Т.2. М.,1989. С.220) Только идея единства человеческого рода может являться основой для построения любой непротиворечивой теории всеобщей истории и культуры. Такая теория необходимо должна дать ответ и на вопрос о целях существования единого человечества, то есть содержание идеи, которую оно должно осуществить, чтобы его существование имело духовный смысл. Эта цель и есть всемирно-историческая идея духовного совершенствования единого, многонационального человечества. Осуществление этой идеи составляет стержень всемирной истории и определяет логику ее развития.

Совершенствующееся человечество прошло в своем развитии ряд определенных этапов. Логика этого процесса задавалась необходимостью созидания абсолютных духовных ценностей - идеалов красоты, добра и истины. Так как эти идеалы творятся народами в формах абсолютной культуры, то периодизация мировой истории должна соответствовать эта­пам реализации искусством, религией и философией своих возможностей. Отметим, что только на основе завершенного искусства, возможна, завершенная религия, а на основе последней, завершенная философия. «Всемирная история как высший момент объективного духа своим разумом имеет моменты абсолютного духа - искусство, религию, и философию... И очень популярно: всемирная история во всем ее объеме, со своей разумной стороны должна быть расчленена на эпоху искусства, эпоху религии и эпоху философии» (Сумин О. Ю. Гегель как судьба России // София 1997. С. 222). Если добавить к этим историческим эпохам доисторический и пе­реходный к истории период, то мы получим периодизацию мирового культурного процесса по таким историческим типам культуры, которые уже пройдены человечеством в лице народов, осуществивших свою историко-культурную миссию.


Для студентов технологического факультета будет небезынтересно задуматься о том, что каждому историческому типу культуры соответствует определенный способ производства. (Привычная периодизация исторического процесса по общественно-экономическим формациям с легкостью соотносится с периодизацией по историческим типам культуры, так как имеет один корень - гегелевскую теорию развития) Такое соотношение полезно для понимания того, что у экономической деятельности есть духовные корни.

На первом - доисторическом - этапе своего развития, человек погружен в природу и определяет себя через нее. Отсюда синкретическое единство духа, выраженное в мифологическом сознании, Абсолютные формы культуры не выделились. Данному типу культуры соответствует первобытный способ производства. Человек не свободен, его экономическая деятельность носит приспособительный характер.

На Древнем Востоке (переходная эпоха) человек уже отличает себя от природы, но смешивает ее определения с собственными определениями. Искусство, религия и философия существуют в эклектическом единстве, то есть в неразвитой форме. Хотя история, в собственном смысле слова, начинается только на Востоке, он должен быть исключен в качестве самостоятельного момента всемирной истории, а рассматриваться как прелюдия к становлению последующего эстетического этапа развития человечества.

Эстетический тип культуры представлен античностью, доминирующей идеей которой является идея красоты. Искусство достигает здесь, классической завершенности. Другие формы культуры находятся под его влиянием, сориентированы на него. Это эстетический тип культуры, ему соответствует рабовладельческий способ производства. Экономическую мысль этого типа здесь выражали, во-первых, древнегреческие поэты и, во-вторых, философы. Древние греки впервые употребили термин «экономика», а теории Платона и Аристотеля остаются ключом к пониманию единства экономической мысли. Первый создал философское учение об идеальных формах общественной жизни и понял, что экономическая деятельность предполагает наличие идеальных целей и не может служить удовлетворению исключительно частных интересов индивида. Экономическая теория на этом этапе не существует как самостоятельная форма, а вписана в социально-политические и этические теории античных мыслителей.

Новому типу культуры соответствует Средневековье, которое живет под знаком трансцендентного (выходящего за пределы человеческого опыта), открывающегося человеку Бога. Доминирующей формой культуры является религия, на нее сориентированы другие формы культуры. Средневековому миросозерцанию соответствует феодальный способ производства при котором сословие производителей чает обрести действительную свободу за пределами земного мира. Экономическую мысль здесь выражали, в первую очередь религиозные деятели, во вторую, философы. Экономическая деятельность не имела самостоятельного значения. «Экономический человек», то есть производитель или посредник, ориентированный только на частный интерес, мыслился разрушителем идеального порядка, санкционированного духовной властью. Общеизвестны роль Возрождения и Реформации для становления новой хозяйственной этики, превративших экономическую деятельность в божественное призвание и связавших ее с понятием религиозного служения.


Новое время окончательно утверждает идею абсолютности человеческого мышления. Здесь каждый человек есть воплощение всего человечества, и в этом смысле он обладает равными правами и возможностями: он свободен по отношению к любому другому человеку, в том числе и в экономической сфере.

Формы культуры здесь сориентированы на науку и философию. Рационалистическому типу культуры соответствуют капиталистический и социалистический способы производства. Именно в период господства данного типа культуры возникает самостоятельная наука об экономической деятельности человека. Появление этой науки является следствием изменений в таком компоненте общественной жизни, как богатство. «Связь между богатством в виде недвижимости и властью над людьми была разорвана, а богатство в виде движимого имущества обрело полную автономию, не только само по себе, но и как высшая форма богатства вообще... И только начиная с этого времени, мы можем проводить четкое различие между сферами, которые сегодня называются сферами «политики» и «экономики» (Дюмон Л. Homo aequalis. Генезис и расцвет экономической идеологии. Nota bene. 2000. С. 14). Богатство становится мерой личной свободы человека, а его достижение преобладающим способом самоутверждения. Именно это обстоятельство создает видимость того, что «экономический человек» стал центральной фигурой эпохи, что именно частный интерес определяет развитие общества и гарантирует его процветание. Это заблуждение. Мера господства частного интереса есть одновременно мера разрушения существующего порядка. Западный мир не исключение. Не алчность и безудержное стремление к богатству, но утверждение личной свободы - основа процветания Западного мира.

В учебнике Радугина эпоха Ренессанса, Реформации и Просвещения выделены как самостоятельные периоды культурного развития Европы. Но это переходные формы и их следует рассматривать как необходимые ступени от религиозного к рациональному типу культуры. Ренессанс — переворот в эстетической, Реформация в религиозной, а Просвещение в рациональной сферах духовной деятельности.


Тема 5 Культурно-исторические ориентиры современной России

Настоящее состояние отечественной культуры можно охарактеризовать словами, произнесенными в начале XX века: «Многочисленные древние боги, лишенные своих чар и принявшие, следовательно, образ безличных сил, выходят из могил, стремятся завладеть нашей жизнью и вновь начинают вести между собой вечную борьбу» (Вебер М. Избранные произведения. М., 1991.С.727.)

Так происходит кризис культуры, когда человечество переходит к новой всемирно-исторической идее или когда терпит крах несовершенная форма ее реализации. Именно в этот момент предшествующие исторические типы культуры «пытаются взять реванш», притязая на роль идеологической скрепы распадающегося социума.

Российский народ предпринял первую попытку представить разум как философскую идею, произнеся свое историческое слово - «коммунизм». Но на рубеже веков дух покинул очередную материальную оболочку, созданную нашим народом: с исторической арены исчезла первая коммунистическая империя - наиболее развитая политическая форма объективного осуществления этой всемирно-исторической идеи. Мучимый комплексом исторического неудачника, российский народ пытается обрести новое место в изменившемся мире. Здесь его подстерегает бесконечный тупик пошлости, так как велик соблазн войти в воды исторической реки дважды, выбрав уже пройденный исторический путь.

Каждый культурно-исторический тип выступает необходимым моментом всеобщего развития и в снятом виде присутствует в более развитых исторических формах. Как момент он банален, зауряден, обыкновенен. Иное дело, когда такая банальность претендует на оригинальность. Это уже пошлость - то, что не должно иметь места и потому не имеет оправдания. Пошлость - отжившая форма жизни, покинутая духом, частный момент развития, притязающий, на всеобщее содержание.

В принципе, общество не может повторить какой-либо из предшествующих этапов своего развития: действует закон необратимости истории. Все попытки возвратиться к формам, себя изжившим, лишь отбросят слабодушные (утратившие веру в свое предназначение) народы на периферию мира. Используя периодизацию исторических типов культуры: природный, духовно-природный, эстетический, религиозный, рационалистический, можно указать на те формы пошлости, которые угрожают нам в настоящее время.


Откат к первобытности является первым типичным явлением социальной деградации. Природная форма культуры, вытесненная в подполье цивилизации в ходе нормального исторического развития, вырывается на арену современной общественной жизни, главным образом в форме молодежной и криминальной субкультуры. Оговоримся, что относительно молодых людей всегда остается надежда на то, что они поумнеют, «перебесятся». О носителях воровской субкультуры этого не скажешь. Важной особенностью возрожденной первобытности: является то, что она возможна только как варварство. В историческом контексте, варвар - дикарь, вкусивший плодов цивилизации, ею испорченный. Он может ее ненавидеть, презирать, стараться уничтожить, но не жить без нее. Современные дикари порождение цивилизации, поэтому они давят на нее не извне, как во времена Древнего Рима, но изнутри, что гораздо опаснее. Массовая культура буквально навязывает обществу варварскую, воровскую идеология, культ насилия и презрения к нормальной жизни. Мифы, творимые массовой культурой, не инструмент духовного освоения мира, а средство манипуляции сознанием.

Возврат к следующему духовно-природному культурному типу проявляется в безудержном смешении всего со всем. Здесь поиски Шамбалы и оккультные практики, контакты с инопланетянами и системы восточных единоборств, теософия и поиски снежного человека, спиритизм и разнообразные экзотические культы, которые совершенно справедливо воспринимаются на отечественной почве как чужеродные. Пропагандисты данного типа культуры особо превозносят органичность присущую восточной духовности. На деле пресловутая духовность означает природно-духовный эклектизм. В современном варианте он отягощен игнорированием достижений мировой и отечественной культуры.

Политической формой отката к эстетическому типу культуры является нацизм - продукт кризиса религиозной идеи. Вернуться в прошлое, забыв о двух тысячелетиях христианства, возродив дух языческой красоты, вот духовная задача нацизма. Но это - стремление к красоте, которая не спасет мир, а разрушит его. Западные нацисты уже пытались повернуть колесо истории вспять. Пошлее этого эксперимента XX век не знал ничего. Что же сказать о тенях теней - отечественных нацистах? История учит, но только тех, кто сам хочет учиться.

Религиозная форма культуры имеет в России наиболее прочные корни. Тысячелетнее существование России связано с христианством, вот почему возврат к этой форме, декларируется как исправление неоправданного исторического шага. Однако, создается впечатление, что власть имущие избрали религию в качестве идеологической ширмы своего господства. Не могут не настораживать претензии клерикалов, возрастающая агрессивность религиозного невежества и попытки светской власти придать церкви статус духовного лидера, который та утратила еще в XVIII веке.