Файл: Kulturologia_tekhfak_zao_Simonyan.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.04.2024

Просмотров: 132

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Введение

1. Предмет и задачи курса

2. Первоисточники и рекомендации по использованию литературы

3. Конспект лекций

Тема 1. Предмет курса «Культурология».

Тема 2. Виды, формы, содержание и функции культуры

Тема 3. Сущность культуры Многообразие подходов к определению феномена культуры (концепции культуры)

Тема 4.. Понятие исторического типа культуры

Тема 5 Культурно-исторические ориентиры современной России

Тема 6. Основные этапы становления культурологии

Тема 7. Мифология как явление духовной культуры

Тема 8 Культура Ближнего Востока в древности

Тема 9. Культура древней Греции

Тема 10. Культура древней Руси

Тема 11 Рождение европейской культуры нового времени

Тема 12 Культура и культы

4. Планы семинарских занятий Семинарское занятие № 1

5. Рекомендации по написанию контрольной работы

9. Темы контрольных работ

10. Вопросы к зачету

7. Требования к зачету

8. Проведение самоконтроля готовности к сдаче зачета

2. Первоисточники и рекомендации по использованию литературы

Студенты должны знать содержание и анализировать такие первоисточники как:

1. Гомер «Илиада» (любое издание) 1-я песнь.

2. Гомер «Одиссея» (любое издание) 9-я песнь.

3. Платон «Апология Сократа» (ксерокопия).

4. Софокл «Царь Эдип» (ксерокопия).

5. Шпенглер «Закат Европы». Бобахо В. А, Левикова С. И. Культурология. Программа базового курса, хрестоматия, словарь терминов. – М., 2000.

6. Фромм Э. Душа человека. – М., 1992.

7. Швейцер А. Культура и этика. – М.,1993.

8. Кун Т. Легенды и мифы древней Греции. – СПб., 2000.

9. Библия. Бытие. Евангелие от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна. Российское Библейское общество. – М., 2001.

10. Сказки народов мира (любое издание).

11. Коран. – США, 1997.

12. Мифы народов мира. – М., 2003.

13. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии. Сб. «Сумерки богов».– М., 1990.

14. Общее понятие мифа и мифологии (ксерокопия).

15. Бердяев Н.А. О достоинстве христианства и недостоинстве христиан // Человек. – 1993.– № 5.

16. Хейзинга И. Человек играющий. В тени завтрашнего дня. – М., 1992.

17. О происхождении богов. / Сборник Гесиод. О происхождении богов.

Студентам рекомендуется учебная литература по культурологии.

Учебники по культурологии:

1. Радугин. Культурология: Учебное пособие. – М.: Прогресс, 1997.

2. Полищук В.И. Культурология: Учебное пособие. – М.: Прогресс, 1998.

3. Гуревич П.С. Культурология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2010.

4. Культурология. История мировой культуры / Под редакцией А.Н. Марковой. – М.: Прометей, 2007.

5. Запад и Восток. Традиции и современность. – М.: Знание, 1993.

6. Бобахо В. А, Левикова С. И. Культурология. Программа базового курса, хрестоматия, словарь терминов. – М.: Фаир-Прогресс, 2009.

3. Конспект лекций

Тема 1. Предмет курса «Культурология».

1.1. Слово «культура» его происхождение и употребление.

Слово «культура» появилось значительно раньше, чем понятие. В связи с чем возникает понятие? Это происхождение связано с возникновением собственной основы жизнедеятельности общества, что совпадает с формированием капиталистического способа производства.


1.2. Многообразие определений термина «культура».

Существует много определений культуры. Какие подходы к ее пониманию являются главными? Главными являются антропологический, социологический и философский подходы.

1.3. Новый этап в развитии культурологии.

Интерес к культуре обостряется во второй половине XIX в. Развивается новое направление в изучении культуры, которое можно назвать мировоззренческим или философским. В связи с чем возникает новый этап в развитии культурологии? Он возникает в связи с изменением, по крайней мере, трех факторов:

- разнообразия культур, определяемого их своеобразием,

- кризисных явлений в культуре XX в.,

- несовпадения исторического и культурного развития.

1.4. Необходимо определить не только предмет курса, но и его значение. В чем оно состоит? Оно состоит в уяснении простой мысли: источником культуры является непосредственно каждый человек, а общество или государство могут лишь способствовать или препятствовать ее развитию.


Тема 2. Виды, формы, содержание и функции культуры

2.1. Необходимо различать виды культурной деятельности, которая направлена на природу, на общество и на отдельного человека. Результаты этой деятельности существуют как предметный и личностный вид культуры.

В чем необходимость такого деления? Необходимость в том, чтобы представить культуру со стороны ее внешней данности и внутреннею существования или содержания.

2.2. Культура существует в форме материальной и духовной. В чем разница между этими формами культуры? В том, что они порождены и существуют благодаря различным принципам и закономерностям: материальная – природным, духовная – социальным. Обе формы играют различную роль: материальная – это основа, субстрат духовной, которая хотя и является главенствующей, без своей основы существовать не может. Строго говоря, отделить обе форма друг от друга можно только мысленно.

2.3. Основу наших общих представлений о культуре составляют следующие принципы: видовой (предметная и личностная культура), родовой (материальная и духовная) и принцип значимости или роли, в соответствии с которыми выделяются основы, субстрат культуры и, собственно, сама культура.

Тема 3. Сущность культуры Многообразие подходов к определению феномена культуры (концепции культуры)

Обыденное понимание культуры (обозначение оптимального функционирования социальных институтов; отождествление с вежливостью и образованностью, искусством и нравственностью). Понятия «культура» и «культ». Н. Рерих о культуре как «культе света». В. Вундт об этимологии культуры.

Культура как предмет философского анализа. Природа и культура. Культура и хаос.

Антиномия природного и нравственного (культурного) в философии античных софистов. Проблема отчуждения человека от природы посредством культуры в философии киников. Философия стоицизма о ресурсах человеческого духа. Трансцендентальная природа культуры в христианской традиции европейского средневековья. Теология культуры. Культурфилософская проблематика в учениях о природе и человеке, нравственно-этических и космологических концепциях эпохи Возрождения.

Понимание культуры как самостоятельного явления социальной жизни в философии Просвещения. Теория «культурной деградации» Ж. Ж. Руссо. Этико-эстетическое содержание понятия «культура». Культура как аксиологический аспект духовной жизни общества. Культура как историческая ступень совершенствования человечества в философии И. Г. Гердера. В. фон Гумбольдт о господстве человека над природой посредством культуры, о взаимосвязи культуры и языка.


Культура как совершенство разума; моральное обоснование культуры в философии И. Канта. Ступени культуры в философской системе Г. Гегеля.

Становление сравнительно-исторического метода изучения культуры в философии немецкого романтизма (А. и Ф. Шлегели, Ф. Шеллинг).

Марксизм о материальном производстве как глубинном основании культуры. Материальная и духовная культура. Культура «уровень развития сущностных сил человека», «мера человеческого».

А. Шопенгауэр о генезисе культуры как воле к жизни. Новый языческий натурализм в философии Ф. Ницше.

Культура как организм. «Питательная», «распределительная» и «регулятивная» системы общества в концепции Г. Спенсера. Культура как механизм переработки природной энергии в энергию, потребляемую человеком (В. Оствальд).

Эволюционное направление в изучении культуры. Культурная антропология Э.Б. Тайлора; первое научное определение культуры. Л.Г. Морган о роли открытий и изобретений в прогрессивном движении от «дикости» к «цивилизации». Современный неоэволюционизм в понимании культуры (Ю. Стюард, Дж. Мёрдок). Многолинейность развития культуры как результат приспособления к различным экологическим средам. Л. Уайт о природе культуры и ее элементов. Религиозный эволюционизм П. Тейяра де Шардена; рефлексия как импульс возникновения и развития культуры. Меметика как направление современной неоэволюционной мысли.

Диффузионизм. Пространственное распространение культур и их исключительная зависимость от географической среды. Идеи Г. Тарда. Культурная антропология Ф. Боаса. Культурно-историческое направление (Ф. Гребнер, В. Шмидт) и направление «культурных кругов». Идея «египетской колыбели мировой цивилизации» (Дж. Смит, В. Перри, В. Триверс).

Функциональный подход к изучению культуры. Структура и функции культуры в этнологии А.Р. Рэдклифф-Брауна. Теория потребностей и функциональная концепция культуры Б. Малиновского.

Культурный релятивизм (М. Гершкович, Ф. Нортроп) и теория ценностей (Э. Элберт).

Психологическое направление в исследовании культуры. «Психология народов» В. Вундта. Принуждение и запрет влечений как основания культуры в теории 3. Фрейда. Неофрейдистские концепции культуры. К. Г. Юнг об архетипах культуры.

Семиотический анализ культуры. Два основных направления ис­следования семиотики культуры: европейское Ф. Де Соссюра и англо-американское Ч. Пирса. Социолингвистический подход М. Бахтина.


Структуральная антропология (К. Леви-Стросс, Ж. Лакан, М. Фуко, Ж. Деррида). Основные принципы структурального метода исследования культур (структура как относительно устойчивая совокупность отношений; примат отношений над элементами в системе). Культура как совокупность знаковых систем.

Игровая концепция культуры. Основные идеи Й. Хейзинги, X. Ор-теги-и-Гассета, Г. Гессе.

Материалистическое направление в исследовании культуры. Понимание культуры в марксизме. Примат экономического начала. Культура как «уровень развития сущностных сил человека». Культурный материализм (М. Харрис). Культурная эволюция (Л. Уайт). Культурная экология (Ю. Стюард).

Постмодернистское направление в исследовании культуры. «Интерпретации культуры» К. Гирца. А. Гелен о постмодернизме как синкретической неразберихе стилей и возможностей. Скептический постмодернизм, «деконструкция» Ж. Дерриды. «Историческое бессознательное» М. Фуко.

Как уже отмечалось, структура и содержание курса зависят от той культурологической концепции, которую автор курса считает истинной. От студента не требуется согласия с этой концепцией, но он должен понять с каких позиций идет осмысление эмпирического материала, чтобы воспроизвести логику построения курса. С этой точки зрения, важнейшим являются ответ на вопрос, который нельзя обойти ни в одном курсе культурологии: существует ли единая общечеловеческая культура? А если существует, то необходимо ответить на вопрос о ступенях, которые она проходит в своем развитии. К культурологическим теориям, отвечающим на этот вопрос положительно, принадлежит теория Г.В.Ф. Гегеля. Именно с позиций гегельянства строится курс культурологии в молочно-хозяйственной академии. В качестве базового учебника культурологии предлагается учебник Радугина, который написан с тех же позиций. Это не означает, что студент может проигнорировать культурологические теории Освальда. Шпенглера и Н.Я. Данилевского, которые предлагают иной ответ на поставленный вопрос