ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Безопасность жизнедеятельности

2014Год

Содержание

1. Общие положения

2. Методические указания к изучению дисциплины

3. Методические указания к выполнению контрольной работы

Выбор номера варианта

Выбор номеров вопросов к контрольной работе

Вопросы для контрольных работ

Контрольные вопросы для подготовки к зачету

5. Требования к оформлению контрольной работы

6. Список литературы

6.1. Нормативно-правовые акты

Раздел 1.Введение

Раздел 2Идентификация и воздействия на человека вредных и опасных факторов среды обитания. Теоретические основы бжд на производстве.

Раздел 3.Защита человека от действия опасных и вредных производственных факторов.

Раздел 4.Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека.

Раздел 5.Психофизиологические и эргономические основы безопасности

Раздел 6.Управление безопасностью жизнедеятельности. Правовые вопросы охраны труда.

Раздел 7. Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации

Пример оформления титульного листа контрольной работы

Безопасность жизнедеятельности

Вологда- Молочное

20___ Г.

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОЛОГОДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОЧНОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ Н.В. ВЕРЕЩАГИНА

Кафедра МЭЖ и БЖД

Безопасность жизнедеятельности

Методические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения

Направление подготовки

Профиль подготовки

Молочное

2014Год

Составитель

Старший преподаватель Кружкова И.Н

Рецензент

канд.

Подготовлено на кафедре

МЭЖ и БЖД

Содержание

1.Общие положения ……………………………………………………...4

2.Методические указания к изучению дисциплины………….…….......7

3.Методические указания к выполнению контрольной работы……………………………………..……………………………….8

4.Контрольные задания……………………………………………….....10

5.Требования к оформлению контрольной работы…………………....15

6.Список литературы…………………………………………………….16

Приложение 1…………………………………………………………….19


Прилодение2……………………………………………………………...23

1. Общие положения

Безопасность жизнедеятельности  наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека со средой обитания. Ее основная задача состоит в сохранении работоспособности и здоровья человека. Решение этой задачи достигается оптимальным выбором параметров состояния среды обитания; выявлением и идентификацией опасных, вредных и травмирующих факторов; принятием мер защиты от негативных факторов естественного и техногенного происхождения.

Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» является обязательной общепрофессиональной дисциплиной, в которой рассматриваются вопросы современного состояния и тенденций изменения среды обитания, принципы обеспечения безопасного взаимодействия человека со средой обитания, вопросы охраны труда и защиты от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций, а также специфические проблемы обеспечения безопасности в отрасли.

Цель дисциплины – изучение опасностей в процессе жизнедеятельности человека и способов защиты от них в любых средах и условиях обитания (нормальных и экстремальных).

Изучением дисциплины достигается формирование у студентов представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями безопасности и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение здоровья и работоспособности человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях.

Основная задача дисциплины – вооружить будущих специалистов теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:

  • создания оптимального или нормативного состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;

  • идентификации негативных воздействий среды обитания естественного и техногенного происхождения;

  • разработки и реализации эффективных мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;

  • социально-экономической оценки ущерба здоровью человека и среде обитания в результате техногенного воздействия;

  • определения затрат при стратегическом и оперативном планировании, повышения уровня безопасности;

  • обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайных ситуациях;

  • прогнозирования развития и оценки последствий чрезвычайных ситуаций, а также принятия мер по ликвидации их последствий;

  • принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения.


Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» обладает не только прикладной инженерной направленностью, но и способствует повышению гуманитарной составляющей подготовки специалиста. Она базируется на знаниях, полученных студентами при изучении естественнонаучных дисциплин «Теоретические основы прогрессивных технологий», «Концепции современного естествознания», «Экология», ряда экономических и гуманитарных дисциплин.

Для успешного усвоения данной дисциплины студенты должны владеть необходимыми знаниями по физике, математике, информатике, экологии, праву, экономике и организации производства, управлению и др.

В результате изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» студент должен знать:

  • теоретические основы обеспечения безопасности системе «человек – среда обитания»;

  • правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности;

  • экономические методы управления безопасностью человека и среды обитания;

  • основы физиологии труда и методы обеспечения комфортных условий деятельности человека;

  • анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих и вредных факторов производственной среды, поражающих факторов чрезвычайных ситуаций;

  • методы и средства повышения безопасности и экологичности технических систем и технологических процессов;

  • основные направления и способы повышения устойчивости функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях;

  • основы организации и управления действиями производственного персонала в чрезвычайных ситуациях, ведения спасательных и других неотложных работ в очагах поражения;

Студент должен уметь:

  • оценивать параметры негативных факторов и степень их воздействия в соответствии с нормативными требованиями;

  • разрабатывать мероприятия по повышению безопасности и экологичности производственной деятельности с учетом их экономической эффективности;

  • планировать и осуществлять мероприятия по повышению устойчивости производственных систем и объектов;

  • эффективно использовать средства коллективной и индивидуальной защиты от негативных воздействий;

  • управлять действиями подчиненного персонала при чрезвычайных ситуациях.


Студент должен иметь навыки:

  • измерения параметров негативных факторов производственной среды;

  • использования средств индивидуальной и коллективной защиты в штатных и экстремальных условиях деятельности;

  • работы с приборами радиационной и химической разведки в чрезвычайных ситуациях;

  • оказания первой доврачебной помощи пострадавшим при травмах.

  • Студент должен владеть: законодательными и правовыми актами в области безопасности и охраны окружающей среды, требованиями к безопасности технических регламентов в сфере профессиональной деятельности; способами и технологии защиты в чрезвычайных ситуациях; понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности; навыками рационализации профессиональной деятельности с целью обеспечения безопасности и защиты окружающей среды.

- Промежуточной формой контроля является зачет.,экзамен


2. Методические указания к изучению дисциплины

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» построена в соответствии с логическим принципом «от общего к частному». Это обстоятельство отражено в структуре курса, в котором выделены три раздела. В первом излагаются общетеоретические основы обеспечения безопасности в любых условиях деятельности, второй и третий разделы посвящены возможностям применения этой теории в условиях повседневной деятельности и в условиях чрезвычайных ситуаций, соответственно. Более подробное содержание разделов и тем дисциплины приведено в приложении 1 «Содержание дисциплины».

В соответствии с упомянутым выше принципом изучение дисциплины следует начать с уяснения смысла основных понятий дисциплины и взаимосвязи между ними. Необходимо обратить внимание на особенности количественного описания опасностей, способы получения их количественных оценок, принципы и методы обеспечения безопасности, возможности и алгоритм управления безопасностью.

Следующий этап изучения дисциплины – рассмотрение конкретных опасностей, объединенных в шесть основных групп: антропогенные, социальные, природные, биологические, техногенные и экологические. Изучение каждой опасности целесообразно проводить по схеме: сущность опасности – возможные последствия её воздействия – количественные характеристики опасности – допустимые уровни ее воздействия – способы и средства защиты.

Третий этап – изучение особенностей обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях. Логика рассмотрения отдельных видов чрезвычайных ситуаций аналогична логике изучения отдельных опасностей. При этом особое внимание следует обратить на возможные пути предотвращения чрезвычайных ситуаций и мероприятия по минимизации ущерба от них.

При изучении дисциплины необходимо активно пользоваться учебниками, нормативно-правовыми документами и методическими материалами, представленными в списке литературы, а также руководствоваться рекомендациями и указаниями, полученными во время аудиторных занятий.

3. Методические указания к выполнению контрольной работы

В соответствии с учебным планом заочной формы обучения по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» студенты должны выполнить контрольную работу. Контрольная работа включает три теоретических вопроса.