ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 97

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При установлении несоответствия поступивших материалов ассортименту, количеству, качеству, указанным в документах поставщика, приемку осуществляет комиссия, которая оформляет Акт о приемке материалов, он является основанием для предъявления претензий и исков к поставщику и (или) транспортной организации. Материалы, закупленные подотчетным лицом, приходуются на основании документов, приложенных к авансовому отчету (счета, чеки магазинов, акт или справка о покупке на рынке или у населения и др.)

При оприходовании материалов из подразделений, внутреннем перемещении - накладными на внутреннее перемещение. В зависимости от вида деятельности могут применяться и другие документы (Акты на приемку грубых и сочных кормов, путевка на вывоз продукции с поля и др.)

Первичными учетными документами по отпуску материалов со складов в подразделения являются лимитно - заборная карта (форма № М-8), требование-накладная (форма № М-11) накладная (форма № М-15).

Списание материалов, пришедших в негодность по истечении срока хранения, морально устаревших, а также при выявлении недостач, хищений или порч, в том числе вследствие аварий, пожаров, стихийных бедствий производится по акту на списание материалов, акт утверждается руководителем предприятия или лицом, им уполномоченным.

Для хранения МПЗ может создаваться складское хозяйство. Учет на складе ведут материально ответственные лица – кладовщики.

При списании в зависимости от количества МПЗ, объемов деятельности оценка может осуществляться по разному:

- по себестоимости каждой единицы запасов;

- по средне себестоимости единицы запасов;

- по методу ФИФО;

- по учетным ценам.

Метод фиксируется в Учетной политике организации.

Для текущего накопления и обобщения информации о движении основных средств и доходных вложений в материальные ценности используются счета II раздела Плана счетов:10 «Материалы» , 11 «Животные на выращивании и откорме», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей», 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей» и 4 раздела Плана счетов 43 «Готовая продукция», 41 «Товары».

Счета 10,11, 43, 41 активные. Порядок записи на счете: ДЕБЕТ-Остаток на начало периода: наличие МПЗ на счете на начало месяца, дня, года…; Оборот по дебету показывает сумму поступления (приход) МПЗ на баланс организации за отчетный период; Остаток на конец периода: наличие МПЗ на счете на конец месяца, дня, года. КРЕДИТ - Оборот по кредиту показывает сумму выбытия (расхода) МПЗ с баланса организации.


Остаток (Сальдо) по активному счету рассчитывается по формуле:

С-до к.п. = С-до н.п. + Оборот по Д-ту - Оборот по К-ту

Учет процесса поступления-заготовления МПЗ может быть организован двумя способами: Фиксируется в Учетной политике:

1) без применения счетов 15 и 16;

2) применяя счета 15 и 16.

Характеристика счета 15:ДЕБЕТ - Остаток на начало периода: наличие материально-производственных запасов в пути на начало месяца, дня, года; Оборот по дебету показывает сумму поступления (приход) МПЗ на баланс организации за отчетный период; Остаток на конец периода: наличие МПЗ в пути на конец месяца, дня, года; КРЕДИТ - Оборот по кредиту показывает стоимость фактически поступивших в организацию и оприходованных МПЗ

Характеристика счета 16: предназначен для обобщения информации о разницах в стоимости приобретенных материально-производственных запасов, исчисленной в фактической себестоимости приобретения (заготовления) и учетных ценах. ДЕБЕТ - Остаток на начало периода: сумма нераспределенного отклонения, приходящегося на остаток МПЗ на начало месяца, дня, года; Оборот по дебету показывает Сумму разницы в стоимости приобретенных МПЗ, исчисленной в фактической себестоимости приобретения (заготовления) и учетных ценах со сч.15; Остаток на конец периода: сумма нераспределенного отклонения, приходящегося на остаток МПЗ на конец месяца, дня, года; КРЕДИТ - Оборот по кредиту показывает Сумму разницы в стоимости приобретенных МПЗ, исчисленной в фактической себестоимости приобретения (заготовления) и учетных ценах со сч.15

Накопленные на счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» разницы в стоимости приобретенных МПЗ, исчисленной в фактической себестоимости приобретения (заготовления), и учетных ценах списываются (сторнируются - при отрицательной разнице) в дебет счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) или других соответствующих счетов.

Резервы под снижение стоимости материальных ценностей на сч.. 14. Счета пассивный. Порядок записи на счете: ДЕБЕТ - Оборот по дебету показывает сумму списания за счет резерва стоимости МПЗ в связи с ухудшением их качества за отчетный период; КРЕДИТ - Остаток на начало периода: величина созданного резерва на начало месяца, дня, года; Оборот по кредиту показывает сумму на которую создан резерв за отчетный период; Остаток на конец периода: величина созданного резерва на конец месяца, дня, года.

Резерв создается по расчету, выполненному бухгалтером, за счет включения в состав прочих доходов и расходов.


Остаток (Сальдо) по активному счету рассчитывается по формуле:

С-до к.п. = С-до н.п. + Оборот по К-ту - Оборот по Д-ту

Состав информации, которая должна быть раскрыта организаций об МПЗ в бухгалтерской отчетности представлен в заключительных положениях ПБУ5/01 и Методических указаниях. Примерный состав информации бухгалтерской отчетности приведен в приказе № 66н от 02.07.2010 г. «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

В бухгалтерском балансе информация об МПЗ представлена в II раздела баланса «Оборотные активы» по статьям «Запасы».

В бухгалтерском балансе об МПЗ представлена информация о наличии этих активов в деятельности организации на отчетную дату отчетного периода (на конец квартала, полугодия, года), на эту же дату прошлого и предшествующего прошлому года. Это необходимо для того, чтобы отследить динамику в изменении состояния МПЗ по сравнению с прошлыми периодами. Также по балансу можно определить его структуру, какая доля приходится на МПЗ в общей массе активов организации. В динамике можно отследить изменение этой структуры за три года, оценить недостатки и положительные тенденции.

Более подробную информацию, которую организация считает необходимой раскрыть в отчетности и с учетом требований ПБУ 5/01 и Методических указаний, представляют в составе Пояснений. Пример оформления таких пояснений представлен в Приложении к приказу № 66н от 02.07.2010 г. «О формах бухгалтерской отчетности организаций».


5. Учет расходов от основной деятельности. Учет затрат основного производства. Отражение в отчетности организации расходов основной деятельности (затрат).

Нормативное регулирование учета расходов и затрат на производство:

1. ФЗ № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 22.11.2011 г.

2. ПБУ 10/99 «Расходы организации»

3. ПБУ 4/ 99 «Отчетность организации»

4. Приказ Минфина России №94н от 31.10.2000 г. План счетов б.у. финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению.

5. Отраслевые методические рекомендации

Для организации эффективного управления производственным процессом (основной деятельностью) предприятиям необходима адекватная информационная система, позволяющая получить достоверную информацию о величине затрат на производство (основную деятельность) и продажу продукции, работ, услуг, расходов по основной деятельности.

Затраты возникают в момент приобретения средств и предметов труда, начисления задолженности по оплате труда и сторонним организациям (за электроэнергию, транспорт. услуги и др.). Осуществление затрат является причиной выбытия одних активов или роста обязательств организации, с одной стороны, и увеличения других активов (готовой продукции), с другой стороны.

Для расходов характерен односторонний отток активов, это уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и или возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этого субъекта. При нормальном функционировании организации в случаях продажи готовой продукции, оказания услуг, выполнения работ, будут получены доходы, а следовательно и экономические выгоды.

Сущность категории себестоимости состоит в том, что она отражает в денежной форме величину всех затрат конкретного предприятия, возмещение которых ему необходимо для осуществления простого воспроизводства.

Традиционно для целей финансового учета в организациях, завершающегося подготовкой финансовой отчетности для внешних пользователей, используется группировка затрат по двум признакам: экономическим элементам и калькуляционным статьям. Это необходимо, так как в составе финансовой отчетности состав затрат по элементам представляется всеми организациями в составе Пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, информация о производственной себестоимости продукции, работ и услуг представлена в форме Отчет о прибылях и убытках, кроме этого годовой отчет предприятий может включать большое количество специализированных форм, где приводится информация о затратах по статьям, о выходе продукции по видам, ее себестоимости, в целом по всей полученной продукции, а также единицы продукции.


Себестоимость продукции (работ, услуг) определяется также с целью формирования финансового результата организации от ее деятельности.

В соответствии с ПБУ 10/99 выделяется пять элементов: (представлена в Пояснениях)

- материальные затраты;

- затраты на оплату труда;

- отчисления на социальные нужды;

- амортизация;

- прочие затраты.

Традиционно применяемая типовая структура статей затрат следующая: (как правило в специализированных формах отчетности) сырье и основные материалы (за вычетом возвращенных отходов);

– покупные изделия и полуфабрикаты, работы, услуги производственного характера;

– вспомогательные материалы;

– топливо;

– энергия;

– заработная плата основная и дополнительная;

– отчисления на социальное страхование;

– амортизация основных средств, в том числе отчисления на текущий ремонт основных средств;

– прочие расходы.

Практическое значение в финансовом учете имеет группировка затрат по сферам деятельности организации которая обеспечивается конструкцией системы синтетических счетов.

В производственной деятельности принято выделять следующие сегменты: сфера производства и управления. Сфера производства организа¬ций включает основное производство; вспомогательные произ¬водства и обслуживающие производства и хозяйства. Продукция основного производства предназначена для продажи и получения доходов организации. В организациях оно представлено промышленными производствами, сельскохозяйственное пр-вами и др. Для учета затрат по основному производству пре¬дусмотрен счет 20 «Основное производство». К нему в организа¬циях принято выделять субсчета: по видам производств.

Вспомогательные производства создаются для обслуживания основного производства и предназначены для обеспечения рит¬мичности его работы. Продукция и услуги этих производств слу¬жат в основном для внутреннего потребления, объем их продаж незначителен. В организациях оно пред¬ставлено ремонтными цехами (мастерскими), автотранспортом, энергетически¬ми и другими производствами. Для систематизации затрат по вспо-могательному производству используют счет 23 «Вспомогательные производства». К нему для каждого вида производств принято открывать отдельные субсчета.

Затраты по обслуживающим производствам и хозяйствам учи-тывают на счете 29 «Обслуживающие производства и хозяйства». К ним относят бани, прачечные, спортивные комплексы и т.д.