ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 187

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

80. Ан-з производ-ти труда (ПТ) и трудоём-ти пр-ции. При изуч-ии состава и стр-ры трудовых рес-в выд-ют след. категории раб-в: а) проивод-ный персонал: пост-е, сезонные, временные рабочие, инженерно-технич-е раб-ки, служащие, младший обслуживающий персонал; б) непроизвод-ный персонал: раб-ки ЖКХ, торговли, подсобных промыш-ых пр-тв, культурно-бытовых учреждений, капит-го ремонта и т.д. Рассч-ют стр-ру пр-тия, затем срав-ют фактич-ую числен-ть и стр-ру раб-в пр-тия в отчетном году с плановыми пок-лями, с данными прошлых лет и опр-ют абсол-ые и относит-ые изм-ния. К обеспеч-ти раб. силой = Числен-ть раб-в факт./ Числен-ть раб-в план. Обеспеч-ть анализ-ют в целом по пр-тию, по отр-лям, категориям раб-в, отд-ным профессиям. Большое знач-е имеет сравнение факт-го наличия и плановой потреб-ти в раб-ках по месяцам и декадам п-да наиболее напряженных с/х работ. Анализ-ся кач-ый состав трудовых рес-в: по возрасту, по полу, образ-ю, стажу, квалификации. По админ-но управленческому состоянию проверяют соот-вие ур-ня образ-я каждого раб-ка занимаемой долж-ти. Реш-ся вопросы с подготовкой, подбором кадров, повыш-ем квалиф-ции. Изуч-ся вып-ние плана соц-го разв-я коллектива по гр. пок-лей: 1) повыш-е квалиф-ции раб-в (% раб-в, обучающихся в ВУЗах и т.д.); 2) улучш-е усл-ий труда и укрепление здоровья раб-в – ур-нь частоты травматизма, % раб-в с прфес-ми заболев-ми, % раб-в укрепляющих свое здоровье на отдыхе; 3) изуч-е соц-но-культур-х и жилищно-бытовых усл-ий раб-в и членов их семей – обеспеч-ть жильем, дет.садами, оборуд-е жилищного фонда. Источ-ки инф-ции: отчет о чилен-ти, з/пл раб-в орг-ции (форма №5 АПК) и данные табельного учета и разл-е док-ты из отдела кадров. Пок-ли движ-я рабочей силы (РС): а) К общего оборота = (Принятые + выбывшие) / Ср.списоч-ая числ-ть (N); б) К оборота по приему (выбытию) = Поступило (выбыло) за п-д / N; в) К текучести РС = Выбывшие по своему жел-ю и за наруш-я / N; г) К постоянства персонала = Кол-во чел-к проработ-ших весь п-д /N. Анализ-ют причины выбытия раб-в (по собст-му желанию, сокращ-е, наруш-е труд-ой дисциплины). Пок-ли исп-ния РС: 1) Степень участия раб-в в пр-ве = Ср. фактич-я числ-ть раб-в за год / N; 2) К исп-ния годового фонда раб-го t = Число дней, отраб-ных ср.списочным раб-ком за год / номинальный фонд раб-го t; 3) К исп-ния раб-го дня = Ср.фактич-ая прод-ть раб-го дня / Ср.норматив-я прод-ть раб-го дня, Ср.фактич-ая прод-ть раб-го дня = Отработанные чел.-часы / Фактич-ки отработ-е чел.-дни; 4) Общий К исп-я раб-го t = К исп-я годового фонда раб-го t * К исп-я раб-го дня. Анализ-ют баланс раб-го t – анализ-ся стр-ра календарного t, max-но возможного t, выд-ся доля отработ-го t, доля потерь времени. На основании баланса опр-ют число дней, отраб-ых за год 1 раб-ком, число часов, ср. прод-ть раб-го дня. Срав-ют фактич-е пок-ли с планом и опр-ют наличие потерь t. Анализ-ют стр-ру неявок по причинам: а) объектив-е – разрешенные законом (отпуска, по учебе, по беремен-ти и родам, по болезни); б) субъектив-е – с разреш-я админ-ции, простои не по вине раб-в. Если увел-ся доля потерь t по субъек-ым причинам, то это свид-ет о низкой трудовой дисциплине, о недостатках в орг-ции и упр-нии. След-но, сниж-е потерь раб-го t по данным причинам явл. резервом увел-я пр-ва пр-ции , * не треб-ет доп-ных вложений ср-тв и позволяет быстро получить отдачу. При изучении степени исп-ния раб-го t (РВ) примен-ся способ детерминир-го фактор-го ан-за: ФРВ (фонд раб-го t) = КР (кол-во раб-в) * Д*П. Сезонность с/х пр-ва проявл-ся в сезон-ти исп-ния труд-х рес-в. Для изуч-я степени сезон-ти рассм-ют пок-ли: 1) за каждый месяц рассч-ют отклонения от ср.месячных зат-т труда в чел.-часах, помесячное распред-е зат-т тр. в % к годовы зат-там = Отработанные за месяц чел.-дни / Отработанные за год чел.-дни; 2) Амплитуда колебаний зат-т тр. = Зат-ты тр. в месяц с max-ной занят-тью/ min зат-ты тр.; 3) Размах сезон-ти = max зат-ты тр. – min зат-ты тр. (чел.-час); 4) К сезон-ти = (∑ среднемесяч-х отклонений за год/12) / Ср.месячные зат-ты тр.; 5) Степень сезон-ти = ∑ помесячных зат-т тр. в п-д наибольшей занят-ти, % (>8,33%) – 8,33 * Кол-во месяцев, в * зат-ты < 8,33; 6) Неисп-ные резервы в рез-те сезон-ти в чел.-днях = (Кол-во рабочих дней в месяце – Кол-во отработанных дней в месяце) * Кол-во раб-в в месяц. Наряду с исп-ем рабочей силы нужно учитывать рез-ты затрач-го тр., кач-во работы, ур-нь ПТ. ПТ – хар-ет эф-ть исп-я рабочей силы, предст-ет собой соотн-ние м/д числен-тью раб-в (рабочим t) и кол-вом произведенной пр-ции. С/с пок-лей: 1) обобщающие: а) ср.год-ая, ср.днев-я, ср.час-ая выр-ка пр-ции 1 рабочим, в стоимостном выражении; б) ср.год-ая выр-ка пр-ции на 1 работающего в стоим-ом выраж-ии; 2) частные: а) трудоём-ть пр-ции – зат-ты t на пр-во пр-ции опред-го вида; б) выпуск пр-ции опред-го вида на 1 чел.-ч., 1 чел.-день в натур-ом выражении; 3) вспомогат-ые: а) зат-ты t на вып-ние ед. работ (в с/х на 1га, на 1 гол.); б) нагрузка на 1 раб-ка (норма обслуж-я); в) V работ, вып-ных за ед. раб-го t. Обобщающие и частные пок-ли опр-ся 1 раз в год. Вспомогат-ые пок-ли опр-ся на протяжении года, в проц-се вып-ния отд-ных видов работ, служат для операт-го контроля за мерой тр. непосред-но на рабочих местах. Изучают динамику пок-лей, срав-ют факт с планом и среднерайон-ми данными, опр-ют влияние ф-ров. Обобщающий пок-ль – ср.год-ая выр-ка 1 раб-ка: ВГ = ВП/КР.


ВГ

/ \

Ур (уд.вес рабочи) ВГна 1 раб-ка

/ \

Д ДВ

/ \

П ЧВ

Особое вним-е в ан-зе уделяют ЧВ, на неё влияют: ур-нь мех-ции пр-ва, квалиф-ция рабочих, их труд. стаж и возраст; тех-гия пр-ва, природ-е усл-я. Расчет влияния: КРА, метод абсол-ых разниц. На ЧВ в среднем по хоз-ву оказ-ет влияние стр-ра отр-ли. Если увел-ся удельный вес отр-ли, в * ЧВ выше, то увел-ся ЧВ в среднем по хоз-ву. Далее опр-ют как эф-ть исп-я труда повлияла на изм-е вып-ка пр-ции: ВП = КР*ВГ; ΔВПвг = КРф * ΔВГ(ф-пл); ΔВПчв = КРф * ΔВГчв; ΔВПi = КРф * ΔВГi. Одним из частных пок-лей явл. трудоём-ть (ТЕ) пр-ции. В раст-ве ТЕ пр-ции опр-ся в конце года после получ-я пр-ции, в жив-ве этот пок-ль м. ан-ть ежемесячно. Изуч-ся динамика ТЕ пр-ции, опр-ся ф-ры повлиявшие на отклон-е ТЕ от запланир-ной. ТЕ = ЗТзатраты тр. / V пр-ва пр-ции. В растве: ТЕзерна = ЗТ на 1 га/ Урож-ть кул-р. В жив-ве: ТЕмолока = ЗТ на 1 голову / Прод-ть. Опр-ся цепными подст-ми. Затем опр-ют ф-ры 2-го порядка, * повлияли на изм-е ТЕ. В раст-ве ЗТ на 1 га зависят: от ур-ня мех-ции; изм-ния стр-ры работ с разл-ной ТЕ; степени вып-ния норм выр-ки. Расчет их влияния на ТЕ проводят пропорц-ым делением или долевым участием. На урож-ть влияют: стр-ра посевов, внесение уд-ний, сроки уборки. Аналогично рассч-ся влияние ф-ров 2-го порядка в жив-ве.

81. Анализ фин-вых рез-тов рентаб-ти. Пок-ли рентаб-ти хар-ют эфф-ть работы пр-тия в целом, доход-ть разл-ых напр-ний деят-ти, окуп-ти зат-т и т.д. Они более полно, чем прибыль, отражают окончат-ные рез-ты хозяйствования, потому что их вел-на показ-ет соотн-ние эф-та с наличными или использованными рес-ми. Их исп-ют для оц-ки деят-ти пр-тия и как инструмент в инчестиц-ной пол-ке и ценообраз-ии. Пок-ли рентаб-ти м. объед-ть в неск-ко гр.: 1) пок-ли, хар-щие окуп-ть изд-жек пр-ва; 2) пок-ли, хар-щие прибыльность продаж. Все пок-ли могут рассч-ся на основе балансовой прибыли, прибыли от реал-ции пр-ции и чистой прибыли. Рен-ть пр-ва – это отн-ние прибыли к ∑ зат-т по реализ-ной пр-ции. Рпр-ва = (Прибыль / Зат-ты) * 100%. Пок-ет ск-ко копеек прибыли пр-тие получает с рубля, затраченного на пр-во и реал-цию пр-ции. Рассч-ся в целом по пр-тию, по отд-ным подразд-ниям, видам пр-ции. Рентаб-ть продаж (оборота) - отн-ние прибыли от реал-ции пр-ции, работ или услуг к ∑ полученной выр-ки. Р продаж = (Прибыль / Выручка) * 100%. Пок-ет доход-ть оборота по текущей или осн-ной деят-ти. Или ск-ко копеек прибыли сод-ся в каждом рубле выручки от реал-ции. Рассч-ся в целом по пр-тию и отд-ным видам пр-ции. Анализ-ся динамика вып-ния плана, выявл-ся отклонение. Изуч-ся фак-ры, повлиявшие на отклонение. Ан-з рентаб-ти пр-ва: на общую рентаб-ть V реал-ции влияет стр-ра реал-ции, цены, себ-ть. Ri пр-ва = Пi / ЗТi = [qi* (pi - zi)] / qi* zi = (pi - zi) / zi. Расчет цепными подстановками: Rпл = (Ппл – zпл)* zпл; Rусл = (Пф – zпл) * zпл. ΔRp = Rусл – Rпл; ΔRz = Rф – Rусл. Выявляют какие виды пр-ции наиболее рентаб-ны. Если имеется убыточная пр-ция, устан-ют соот-ет ли она спец-ции хоз-ва. Далее изуч-ся фак-ры 2-го порядка. Они влияют на изм-е цены и себ-ти (цена реал-ции, кач-во, рынки сбыта, тех-ка, тех-гия). Ан-з рен-ти продаж: на общую рен-ть оказ-ют влияние V, стр-ра, цена себ-ть. Ri продаж = Пi / ВРi = [qi* (pi - zi)] / qi* pi = (pi - zi) / pi. Делают выводы - какую пр-цию наиболее выгодно реализ-ть. Осн-ми источ-ми резервов повыш-я ур-ня рентаб-ти пр-ции явл. увел-е ∑ прибыли от реал-ции пр-ции (Р↑П) и сниж-е себ-ти товарной пр-ции (Р↓С). Для подсчета резервов м/б использована след. фор-ла: Р↑R = Rв – Rф = [(Пф + Р↑П) / ∑(VРПi в * Сi в)] *100 – Пфф*100, где Р↑R – резерв роста рентаб-ти; Rв – рентаб-ть возможная; Rф – рентаб-ть фактич-кая; Пф – фактич-ая ∑ прибыли; Зф – фактич-я ∑ зат-т по реализ-ной пр-ции; Р↑П – резерв роста прибыли от реал-ции пр-ции; VРПi в – возможный V реал-ции пр-ции с учетом выявленных резервов его роста; Сi в – возможный уровень себ-ти i-ых видов пр-ции с учетом выявленных резервов сниж-я. Р↑рентаб-ти пр-ва: увел-е прибыли, сниж-е зат-т. Р↑рентаб-ти продаж: увел-е прибыли. Темпы роста прибыли д. опережать темпы роста выручки.


82. Денежный оборот (ДО) и денежное обращение (ДОбр). Денежная масса (ДМ). ДО – сов-ть платежей, совершаемых в порядке как безналичных перечислений, так и при помощи наличных. ДО организ-ся исходя из принципов: 1) Предпр-я, учреждения незав-мо от организ-ой формы обязаны хранить деньги в банках на расч-х счетах; 2) Деньги со счета на счет переводятся банком по полученным от гражданина расч-ым документам; 3) Платежи произв-ся только с согласия или акцепта плательщика; 4) Хозяйствующие субъекты м. иметь в кассе налич. деньги в пределах установ-го лимита. Лимит устан-ся совместно руковод-ем банка и предпр-я; 5) Деньги на счетах в банке предпр-ия расходуют по своему усмотрению, руководствуясь существующим Законод-ом. Стр-ра ДО: 1 часть - ДО, связ-ый с производ-ом ВВП. 1 ВИД.: оборот, отражающий процесс реализ-и товаров. 2 ВИД: оборот, возникающий в связи с осуществл-ем денеж-х расч-в нетоварного хар-ра. К 1 виду отн-ся реализ-я товаров, прод-и субъектами хоз-ва и покупка ими средств произв-ва; платежи, связ-ые с приобрет-ем тов-в отд. лицами; работы, связ-ые со строит-монтажными работами. 2 вид:. выплаты з/пл, платежи, связ-е с уплатой налогов и др. обязат-ых платежей; платежи, связ-е с кредит-ем банками ЮЛ и ФЛ , 2 часть - ДО, связ-ый с особен-ми функцион-я денег. 1_вид: безналичный ДО - основная часть ДО. Когда денеж-е расчеты осущ-ся без участия денежной наличности. Безнал-й ДО делится на товарный и нетоварный оборот. Осн-я часть - товарный об-т. В нетоварном безнал-м обороте - платежи, связ-ые с уплатой налогов населения, штрафов. 2 вид: наличный ДО - совок-ть платежей, производимых наличными деньгами. Сфера примен-я налич-х денег ограничена, обслуживает расчеты насел-я в розничной торговле, обществ. питании. Налично-денежный оборот (НДО) - Σ всех платежей, совершаемых налич-ми деньгами за опред-ый пер-д t. НДО обслуж-ет гл. обр. население. Расчеты же предпр-й и организ-й осущест-ся безналичным путем. Обращ-е налич-х денег обслуживает экон. взаимоотнош-я предпр-й, учрежд-й и гос-ва с населением, а также оборот м/д группами насел-я. ДОбр – налич-е деньги, наход-ся в кассах банков, а затем поступают в кассы предпр-й, учреждений. В тот же день они поступают на руки работающих в виде з/пл, деньги от людей поступают в торговую сеть, затем возвращ-ся в кассы банков. Часть денег задержив-ся у насел-я в виде сбереж-й. Т.обр. движ-е налич-х денег начин-ся и заверш-ся в кассах банков. Получение и расход-е денег населения - основа движ-я налич-х денег. От соотнош-я м/д расходами и дох-ми насел-я зав-ит кол-во денег в обращении у насел-я. Доход > расходов - кол-во наличных денег населения повышается и наоб-от. Исходным и конечным пунктом НДО явл-ся кассы банков. НДО имеет количеств-е выражение, а ДОбр - непрерывное движ-е денег, выполняющих функкции ср-ва обращения и платежа. ДОбр характ-ют показ-ли массы денег в обращ-и, скорость возврата денег в кассы банков. Характерным признаком ДОбр явл-ся многократное использ-е одного и того же ден. знака для совершения денеж-х платежей. НДО в завис-ти от V м. превысить кол-во денег в обращении, ~ м.б. стабильным. Деньги поступают в каналы обращ-я для обслуж-ия реализ-и товаров. Количественная теория; Масса денег в обращении (М) * на скорость обращ-я 1 ден. ед-цы (V) = объем реализ-ых на рынке тов-в (Q) * на ур-нь цен (Р). МV= QР. QР - товарная часть - объем реализ-ых тов-в и денеж-м выраж-и (спрос на деньги). МV – ден-я часть – кол-во денег, уплачиваемых за покупаемые товары в разл-х сделках (предл-е денег). Масса денег в обращ-и = Σ цен реализ-ых товаров / число оборотов одноименных ден. единиц в пер-де: М = ((Сцт - С цтк + Пн) / V)+ Мсбн + Мкг. Сцт - Σ цен товаров; Сцтк - Σ цен тов-в, продаваемых в кредит; Пн - нетоварные платежи насел-я; Мсбн - масса сбереж-й налич-х денег у насел-я; Мкп - масса денег в кассах предпр-й. В усл-ях инфляции ден. масса чувствительна к уровню цен. В нее вкл-ся деньги находящиеся на счетах до востребования. Большая часть наличных денег нах-ся у населения, поэтому имеет важное знач-е ↑ объема именно в этой сфере. V-отрезок t (в днях), в течение ~ налич-е деньги, поступившие в обращ-е в виде доходов насел-я, расход-ся на покупку тов-в, оплату услуг. Чем быстрее 1 и тот же ден. знак возвр-ся в кассы банков, тем > будет совершено платежей 1 и тем же колич-ом денег, тем < потребляется денег для обслуживания НДО и наоборот. Факторы, ~ влияют на объем денег у насел-я: период-ть получ-я семьями ден. доходов; равном-ть выплат денег банком предпр-ям и орг-циям; насыщение торговой сети тов-ми, пользующ-ся, спросом у насел-я; объем вкладов насел-я в банках; перевод ден, расчетов насел-я на с/с безнал-х платежей. Принципы орган-и ДОбр: планир-ие обращ-я налич. денег; управ-е НДО в централиз.-ом порядке; концентр-я оборота наличных денег в центральном эмиссионном банке. Постоянное движ-е налич-х денег обеспеч-ся установлением порядка их использ-я. Его осн-е правила: 1) Все предпр-я и орг-ции обязаны хранить свои ден ср-ва в банках на счетах; 2) налич. деньги, поступ-ие в кассы предпр-й д. сдаваться в банки за исключ-ем небольших Σ, расход-ых на произв.-хоз. нужды; 3) Налич. деньги необх. для выплаты з/пл, для совершения др. расх-в, 4) Осн. источником поступл-я налич-х денег в кассы предпр-й явл-ся выручка за проданные Т и У населению.



83. Инфляция (И), её сущ-ть и виды. Особ-ти инфляции в России. Меры борьбы. Инфляция (И.) – это рост цен, приводящий к сниж-ю покупат-ной способ-ти денежной ед. Инфляция (лат. «вздутие») – возникнов-е избытка денег. В рын-ой эк-ке И. проявл-ся в долговременном повышении цен на все товары, в крайнем сл. она может привести к натур-му обмену. И. возникает: при неблагопр-ой обстан-ке (при смене вл., при смене напр-я разв-я страны, войне); наруш-я равновесия м/д денеж-ой массой и её товарным покрытием из-за резкого сниж-я пр-ва и в связи с попыткой гос-ва расплат-ся по своим долгам путем «запуска печатного станка». На возникнов-е И. влияют фак-ры: 1) ф-ры, вызывающие превыш-е денежной массы над предлож-ем тов-в – И. спроса; 2) ф-ры, * обуславл-ют рост издержек и приводит к росту цен, что вызывает рост денежной массы – И. издержек. На инф-ю спроса влияют: а) миллитаризация эк-ки, т.е. рост военных расх-в; его выз-ет сокращ-е расх-в на товары народ-го потребл-я, их кол-во сокращ-ся и спрос не удовл-ся, ухудш-ся кач-во тов-в; б) наличие дефицита бюджета (у гос-ва не хватает ср-тв, чтобы обеспечить все зат-ты); в) кредитная экспансия банков (банки резко повыш-ют % за кредит) => кредитами пр-тие не польз-ся, недостаток ср-тв для пр-ва тов-в; г) приток в страну ИНО валюты; д) большие влож-я в тяжелую промыш-ть. На И. издержек влияют фак-ры: 1) рост зат-т связан со сниж-ем производит-ть тр., когда на ед. пр-ции зат-ты растут, прибыль сниж-ся и нет ср-тв на расшир-ние пр-ва; 2) расшир-е сферы услуг с большим удельным весом з/пл и низкой производ-тью тр.; 3) в большин-ве отр-лей несоотв-вие м/д ростом з/пл и ростом производ-ти тр. (ПТ - 1%, з/пл - 0,8%); 4) было введено много налогов, часто необоснован-ых. Виды И. Исходя из степени охвата эк-го пространства разл-ют: локальную (в 1 стране) и мировую И. Исходя из причин И. м/б: внутренней и импортированной (* вызыв-ся ростом цен на ИНО товары). Исходя из прогнозов И. м/б: ожидаемой и непрогнозируемой (вовремя не производят необх-ые товары, т.к. не завозят сырье). По способу проявления различают: открытую (харак-на для рын-ой эк-ки) и скрытую (подавляемая – для плановой эк-ки) И. По темпу роста цен выд-ют: ползучая (до 10% в год), галопирующая (до 100% в год), гиперинфляция (до 1000%). Соц.-эконом. последст-я И. выр-ся в ряде негат-ых факторов: 1) перераспр-ие доходов м/д гр. насел-я, регионами, отд-ми пр-ми, сферами пр-ва, что приводит к соц-му расслоению общ-ва. 2) обесцен-ие ден-ых накоплений. 3) сниж-е реал-го ур-ня з/п раб-ов бюджетной сферы. 4) неравном-ый рост цен в отд-ных отр-лях (диспаритет) – сниж-е пр-ва тов-в народ-го потребл-я. 5) искаж-е потребит-го спроса, т.е при И. насел-е стремилось превратить деньги в товары. 6) рост безраб-цы. 7) сокращ-е И. в нар-ом хоз-ве. 8) обесцен-ие амортизац-ых фондов. 9) рост спекуляции. 10) разв-е теневой эк-ки. 11) обострение соц-ых противор-ий, т.е. соц-ое расслоение об-ва. 12) сниж-е покуп-ной способ-ти нац-ной валюты (руб. в РФ). Развёртыв-е И. приводит к такому обострению эк-ких и соц-ых противоречий, что гос-ва начинают принимать меры для преодол-ия И. и стаб-ции ден-го обращ-я. Особенности инфляции в РФ: а) они связаны с развалом эк-ки в стране. В нач. 20-го века была разрушена рын-ая эк-ка, стал осущ-ся отход от рын-ых стр-р, в частности свободная торговля стала наказ-ся в судебном порядке. б) в стране сложилась диспропорция в эк-ке: с одной стор. стала бурно разв-ся пром-ть, с др. – замедлился рост пр-ва т-ов нар-го потребл-я.(с/х, легкая и пищ-я пром-ть). Около половины нац-го дохода страны шло на накопления. Доля з/п в стране сост-ла 1/3 нац-го дохода, а в др. странах 2/3 => появился дефицит на отд-ные виды т-ов. Качество т-ов не отвечало требов-ям. В связи с дефицитом повышались цены. До 1991 г. И. носила скрытый хар-р, это объясн-ся усл-ми её разв-ия (перехода от плановой к рын-ой эк-ке), высокими темпами роста цен. С апреля 91 г. И. стала набирать темпы, с января 92 г. И. - галлопир-ая (> 100%). С 1994г. И. дала «+» рез-ты (оч. низкие цены на вывозимые нетфь и газ). Это привело к новому витку И. и рубль обесц-ся почти в 4 раза. Снова подорожали товары. Главными неден-ми ф-ми И. 90-х годов явл.: 1) кризис плановой хоз-ой с/с, проявл-ся в спаде пр-ва, несбаланс-ти, диспропорц-ти эк-ки; 2) неэкономичность пр-ва, выр-яся в затратном хар-ре пр-ва, низком ур-не производ-ти труда и качества прод-ии. К осн-ым ден-ым ф-ам И. относят: 1) либерализацию цен в усл-ях отсутствия р-ка и конкур-ии дали возм-ть монополист-им стр-ам овладеть тов-ной массой и диктовать цены; 2) дефицит бюджета, * сост-ал в 1992-1994 гг. 8-10% ВВП (на Западе не более 5-6%), резко возрастал с падением пр-ва, сокращ-ем реальных дох-в у пр-тий и насел-я. 3) кредитную экспансию банков, носившую непроизв-ый хар-р; 4) долларизацию ден-го обращ-я. Значит-ый приток ИНО валюты увел-ал цены на товары и услуги; 5) распад «рублёвой зоны» и др. ф-ры. В наст. время главной задачей, * стоит перед страной, явл-ся борьба с И. Меры борьбы с И. Антиинфляционная пол-ка гос-ва. На борьбу с И. в стране направлен комплекс опред-ых мер. В прц-се борьбы сформир-сь 2 осн-ые линии антиинфляц-ой пол-ки: регул-е спроса и регул-е издержек. Регул-ие спроса стало осущ-ся методом огран-ния ден-го спроса ч/з ден.-кредитные и налоговые мех-змы, т.е. на кредиты были устан-ны оч. высокие %, было устан-но большое кол-во налогов. Всё это вызвало сокращ-ие ден. массы у нас-ия и задержку выдачи з/п и пенсий. Такая пол-ка привела к негативным ф-ам. В наст время всвязи с оздоровлением эк-ки прав-во разраб-ло ряд мер: 1) поддержка малого и среднего бизнеса. 2) подд-ка крупных пр-ий. 3) сокращ-ие дефицита бюджета. 4) сокращ-ие местных налогов (т.к. зат-ты на сборы превышают ∑ налогов); 5) сниж-ие обесцен-ия рубля. 6) поддержка приоритетных отраслей нар-го хоз-ва, стимулир-е отраслей тов. массового потребл-я; 7) контроль за ценами и перераспред-ние матер-ых рес-ов; 8) создание с/с ценового соглаш-я м/д гос-ом и пр-ми; 9) совершенств-ние налоговой с/с; 10) сниж-е ставок на кредиты; 11) льготные кредиты товаропр-лям; 12) регулир-ние издержек – контроль над повыш-ем зат-т на пр-во (зат-ты не превышали производ-ть тр.); 13) сниж-е девальвации (обесценивания рубля). Его суть – в усл-ях открытой эк-ки в страну поступает много ИНО тов. Важный фак-р сниж-ия девальвации – ревальвация ден-ной валюты (возвращ-ие рублю золотого содержания); 14) деноминация – осущ-ся при сильном обесценивании денег (отбрасывание 0); 15) нулификация – одна валюта сменяет др.