Файл: Курсовая по бухгалтерскому учету по курсам.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 169

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2 Синтетический и аналитический учет товаров и готовой продукции

2.1 Документальное оформление движения готовой продукции и товаров

Движение готовой продукции в организации состоит из двух основных стадий:

- поступление готовой продукции на склад;

- отгрузки (отпуска) готовой продукции покупателям (заказчикам) в порядке реализации (продажи) или при ином ее выбытии.

Прием готовой продукции из производственных подразделений на склад оформляется приемосдаточными накладными, актами, маршрутными листами и другими документами, которые подписываются руководителем подразделения, сдающего продукцию, и материально ответственным лицом склад. Крупногабаритные изделия и продукция, как правило, принимаются заказчиками в местах изготовления, комплектации и сборки. Сведения о выпуске готовой продукции и ее поступлении на склад кладовщик отражает в карточке учета готовой продукции, форма и содержание которой аналогичны карточке учета материалов (форма № М-17).

Количественный учет готовой продукции ведется в единицах измерения исходя из ее физических свойств (объем, вес, площадь, линейные единицы) или поштучно. Однородная продукция может учитываться в условно – натуральных измерителях. Аналитический учет готовой продукции осуществляется не только в количественном, но и в стоимостном выражении.

Отпуск готовой продукции покупателям осуществляется на основании накладной. Типовой может служить форма № М – 15 «Накладная на отпуск материалов на сторону». Организация различных отраслей производства применяют для оформления отпуска готовой продукции специализированные формы (модификации) накладных и других первичных документов, которые должны содержать обязательные реквизиты, а также основные характеристики отгружаемой продукции (товара), наименование структурного подразделения организации, отпускающего готовую продукцию, наименование покупателя и основание для отпуска. Накладная на отпуск готовой продукции оформляется на основании распоряжения руководителя организации или уполномоченного им лица, а также договора с покупателем (заказчиком) [1,7].

Для контроля за отгрузкой и вывозом готовой продукции в крупных и средних организациях рекомендуется следующая схема движения первичных учетных документов:


- на складе готовой продукции или в отделе сбыта выписывается четыре экземпляра накладной на отпуск готовой продукции, которые передаются в бухгалтерию для регистрации в журнале и подписываются главным бухгалтером либо другим уполномоченным лицом [1,7];

- подписанные накладные возвращаются бухгалтерской службой в отдел сбыта: один экземпляр остается у материально ответственного лица (кладовщика) как оправдательный документ на отпуск готовой продукции со склада; второй – служит основанием для выписки счета – фактуры; третий и четвертый – передаются получателю (покупателю) готовой продукции, который обязан поставить в документах подпись, удостоверяющую факт передачи ему продукции;

- при вывозе готовой продукции через пропускной пункт (проходную) один экземпляр накладной остается в службе охраны, второй – у получателя в качестве сопроводительного документа на груз;

- служба охраны регистрирует накладные на вывозимую готовую продукцию в журнале регистрации грузов и передает их в бухгалтерию по описи;

- бухгалтерская служба совместно с другими подразделениями организации (отдел сбыта, служба охраны) синтетически осуществляет сверку данных об отпущенных со склада и фактически вывезенных материальных ценностях путем сопоставления накладных на отпуск готовой продукции с журналом их регистрации.

Если продукция и товары сдаются транспортной организации, то экспедитор, сопровождающий груз, получает квитанцию о приеме материальных ценностей, возвращает накладную и квитанцию в бухгалтерию организации – поставщика для выписки покупателю расчетно-платежных документов и счета – фактуры.

Первичные учетные документы о поступлении готовой продукции на склад, ее отгрузке потребителю аналогично документам о движении материалов принимаются бухгалтером от кладовщика, контролируются, используются для формирования регистров аналитического учета и синтетического учета готовой продукции.

Кладовщик на основании оставшегося у него экземпляра приказа – накладной заполняет карточку учета готовой продукции, ведомость остатков готовой продукции на складах в сортовом выражении (по номенклатурным номерам). Названная ведомость используется для контроля учетных показателей наличия и движения готовой продукции, сформированных на складе и в бухгалтерии.

Для отражения в бухгалтерском учете продукции в качестве проданной, на которую право собственности приобретено покупателем, используются накладные, квитанция транспортной организации о приеме груза, транспортные накладные, акты выполненных работ, иные документы.


Для учета товарных операций используются унифицированные формы первичной учетной документации, утвержденные Госкомитетом РФ по статистике (25 декабря 1998 г. № 132). К основным документам этой группы относятся:

- акт о приемке товаров (форма № ТОРГ – 1);

- акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей (форма № ТОРГ – 2); при приемке импортных грузов (форма № ТОРГ – 3);

- акт о приемке товара, поступившего без счета поставщика (форма № ТОРГ – 4) [1,7];

- журнал регистрации товарно-материальных ценностей, требующих завеса тары (форма № ТОРГ – 7); журнал учета движения товаров на складе (форма № ТОРГ – 18);

- упаковочный ярлык (форма № ТОРГ – 9);

- специфика (форма № ТОРГ – 10); расходный отвес (специфика) (форма № ТОРГ – 19);

- товарный ярлык (форма № ТОРГ – 11);

- товарная накладная (форма № ТОРГ – 12); расходно-приходная накладная (для мелкорозничной торговли) (форма № ТОРГ – 14);

- накладная на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары (форма № ТОРГ – 13);

- акт о порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей (форма № ТОРГ – 15); акт о списании товаров (форма № ТОРГ – 16);

- акт о подработке, подсортировке, переваривание товаров (форма № ТОРГ – 20);

- журнал учета выполнения заказов покупателей (форма № ТОРГ – 27);

- карточка количественно – стоимостного учета (форма № ТОРГ – 28);

- товарный отчет (форма № ТОРГ – 29);

- сопроводительный реестр сдачи документов (форма № ТОРГ – 31);

Для учета торговых операций при продаже товаров в кредит применяются:

- справка для покупки товаров в кредит (форма № КР – 1);

- поручение обязательство (обязательство) (форма № КР – 2), ведомость – опись поручений – обязательств, оформленных покупателями за товары, проданные в кредит (форма № КР – 3);

- справка о состоянии расчетов с работниками за товары, проданные в кредит (форма № КР – 3);

- справка о состоянии расчетов с работниками за товары, проданные в кредит (форма № КР -7), и др.

Для получения товаров непосредственно в организациях поставщиков требуется доверенность типовой формы (формы № М-2 и М-2а).

Унифицированные формы первичной учетной документации используются для оформления операций в комиссионной торговле, учета денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин.


Аналитический учет товаров бухгалтерской службы ведется в натурально-стоимостном выражении по наименованиям товаров, характеризующим их отличительные признаки (марка, артикул, сорт). При этом применяются два различных метода учета товаров: сортовой и партионный [1,7].

В первом случае товары учитываются в карточках сортового учета, во втором – учет товаров ведется в таком же порядке, как и при сортовом методе, но отдельно по каждой партии товаров. Под партией понимаются товары, поступившие одновременно по одному либо по нескольким документам.

Результат инвентаризации готовой продукции и товаров фиксируется в инвентаризационной описи товарно-материальных ценностей (форма № ИНВ – 3), товаров отгруженных (форма № ИНВ – 4), предметов, сданных (принятых) на ответственное хранение (форма № ИНВ - 5), в сличительной ведомости результатов инвентаризации товарно – материальных ценностей (форма № ИНВ – 19).

Содержание первичной учетной документации должно обеспечить формирование сведений о наличии и движении продукции и товаров по видам , характеризующим технико – эксплуатационные параметры продуктов труда, по укрупненным группам (например, изделия, изготовленные из отходов, запасные части), по местам хранения и материально ответственным лицам [1,7].

  1. Организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.

    2. Рабочий план счетов бухгалтерского учета, другие документы учетной политики, процедуры кодирования, программы машинной обработки данных (с указанием сроков их использования) должны храниться организацией не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской отчетности в последний раз.

     3. Ответственность за организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности несет руководитель организации.

     Первичные документы, учетные регистры, бухгалтерские отчеты и балансы подлежат обязательной передаче в архив.

     Первичные документы, учетные регистры, бухгалтерские отчеты и балансы до передачи их в архив организации должны храниться в бухгалтерии в специальных помещениях или закрывающихся шкафах под ответственностью лиц, уполномоченных главным бухгалтером.