Файл: История России с древнейших времен до конца XVI века. 10 класс_Сахаров А.Н_2003 -320с.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 402
Скачиваний: 0
о Борисе и Глебе» посвящены истории раннего христианства, которое круто изменило жизнь страны,
исудьбам первых христиан,
Впоследней четверти XI в, монах Нестор работал над своими сочинениями — «Чтением о житии
Бориса |
и Глеба» |
и « Повестью временных лет», |
которая |
стала не |
только первым фундаментальным |
историческим сочинением, но и прекрасным памятником литературы.
ВXII в. появились первые отечественные мемуары. Это прежде всего знаменитое «Поучение» Владимира Мономаха, одно из самых любимых произведений многих поколений русских людей.
Вэто же время появилось «Хождение игумена Даниила в святые места». Богомольный русский человек подробно описал свой путь в Иерусалим, к Гробу Господню, рассказал о многих своих интересных встречах, в том числе с крестоносцами.
Наивысшим достижением древнерусской литературы считается «Слово о полку Игореве», созданное в конце XII в. Хотя в центре повествования лежит рассказ о неудачном походе князя Игоря Святославича против половцев в 1185 г., вся поэма стала взволнованным призывом к единству Русской земли, рассказом о мужестве русичей, плачем по погибшим, она полна размышлений о месте Руси в мировой истории.
Архитектура. Говорят, что архитектура — это душа народа, воплощенная в камне. На Руси же душа народа в течение долгого времени воплощалась в дереве. Из дерева строились языческие молельни. Именно в дереве русский народ и жившие с ним бок о бок балты и угро-финны выражали свое восприятие прекрасного. С появлением на Руси христианства, по мере развития русских городов и накопления в обществе богатств в строительном деле все чаще стали использоваться камень и кирпич. Для зодчества были характерны затейливость, многоярусность, наличие в постройках башенок и теремов. Жилое здание было окружено разного рода пристройками — клетями, сенями, переходами, лесенками. Все деревянные сооружения украшались художественной резьбой.
Ша
«Хожд(!М1н
Даниила
Миниим щ
139
С христианством на Русь пришло строительство крупных храмов, Такими были Софийские соборы
вКиеве, Новгороде и Полоцке, Спасо-Преображен- ский собор в Чернигове. Если внимательно всмотреться
вих облик, можно заметить, что в каменной архитектуре продолжились традиции русского деревянного зодчества.
Замечательные архитектурные сооружения были созданы в период политического распада Руси. По приказу Андрея Боголюбского во Владимире были выстроены Успенский собор и Золотые ворота.
При нем появилось чудо русской архитектуры — однокупольный храм Покрова на Нерли. Князь повелел построить его неподалеку от своих палат после кончины любимого сына Изяслава.
По приказу Всеволода Большое Гнездо русские мастера соорудили богато украшенный каменной резьбой Дмитриевский собор во Владимире.
Каменные храмы, дворцы, палаты богатых людей возводились и в других крупных русских городах — Новгороде, Смоленске, Галиче, Пскове. Характерной чертой русской архитектуры тех десятилетий стала
Дмитртчн во Влпднм
Борисогли в Чериигсн
141
Христос, |
украшающая эти сооружения резьба по камню. Она, |
причащающий |
как кружево, оплетала стены, окна и купола зданий. |
апостолов. |
Живопись, скульптура, музыка. С принятием христи- |
Мозаика Софийского |
анства живопись, скульптура и музыка также пере- |
собора в Киеве. XI в. |
жили глубокие перемены. Древние резчики по дереву |
|
|
|
и камню прежде создавали скульптуры языческих бо- |
|
гов и духов. Так, был широко известен златоусый де- |
|
ревянный идол Перун, который стоял рядом с двор- |
Дмитрий Солунский. |
цом Владимира I. Живописцы разрисовывали стены |
Мозаика |
языческих молелен, изготовляли магические маски. |
|
Музыканты, играя на струнных и духовых деревян- |
|
ных инструментах, увеселяли вождей, развлекали |
|
простой народ. Языческое искусство, как и языческие |
|
боги, было связано с культом природы. |
|
Христианское искусство было подчинено совер- |
|
шенно другим целям. Оно воспевало Бога, подвиги |
|
святых апостолов, деятелей Церкви. Появились ико- |
|
ны со строгими ликами святых, мозаики и фрески на |
|
религиозные темы. Все, что мешало божественному |
>предначертанию искусства, Церковь беспощадно преследовала и уничтожала, объявляла бесовством. Но и в рамках строгого церковного искусства скульпторы, живописцы и музыканты создавали произведе-
ния, которые шли в русле, народных традиций. Так, иконы работы монаха Киево-Печерского монастыря
142
Алимпия напоминали портреты живых людей. Фрески и мозаики Софийского собора Киева воссоздавали эпизоды жизни великокняжеской семьи, напоминали о занятиях и увеселениях простых людей, в том числе изображали пляски скоморохов.
Позднее в отдельных русских княжествах складывались свои направления в искусстве. Новгородская школа иконописи отличалась реальностью изображения. Символика иконографии оказалась доступной пониманию простых людей.
Широкое распространение получили иконопись и фресковая живопись в Чернигове, Ростове, Суздале, Владимире. И в наши дни зрителей поражает своей выразительностью фреска «Страшный суд» в Дмитриевском соборе.
В XIII в. прославилась ярославская школа живописи, художники которой воссоздавали на иконах прекрасные лики Богородицы и святых.
Резьбой по дереву, а позднее — по камню украшались не только храмы и жилища, но и домашняя утварь, посуда. В искусстве резьбы проявлялись с большой полнотой представления русских людей о прекрасном.
Большого мастерства достигли древнерусские ювелиры. Из золота, серебра, драгоценных камней, эмали
СВЯТОЙ Г(Ч1
Икона. XII
Страшный
Фреска
Дмитрием
собора
Николн М(
СкуМтЩц
143
они делали браслеты, серьги, пряжки, медальоны, бусы, оружие, посуду, утварь. С особым старанием мастера украшали оклады икон, а также книги, которые в ту пору были редкостью и представляли большую ценность.
Составной частью искусства Руси являлась музыка. Церкви не удалось искоренить искусство сказителей — певцов, гусляров, мастеров игры на лютне и духовых инструментах, плясунов, которые тешили как знать, так и простой народ.
Фольклор. Важным элементом древнерусской культуры являлся фольклор — песни, сказания, былины, пословицы, поговорки, сказки. В свадебных, застольных, похоронных песнях отражались многие стороны жизни людей того времени. Так, в древних свадебных
песнях говорилось о том, как |
похищали невест, |
а в песнях уже христианского |
времени шла речь |
о согласии и невесты, и ее родителей на брак.
Целый мир русской жизни открывается в былинах. Их основной герой — богатырь, доблестный защитник народа. Богатыри обладали огромной физической силой. Так, о любимом русском богатыре Илье Муромце
говорилось: Куда ни махнет, тут и улицы лежат, куда отвернет — с переулками. Богатыри были наделены также чародейской силой и мудростью. Волхв Всеславич, например, мог обернуться и сизым соколом, и серым волком, и туром золотые рога.
144
Народная память сохранила образы богатырей — выходцев из крестьянской среды, а также боярского сына Добрыню Никитича, представителя духовенства хитроумного Алешу Поповича. Каждый из них обладал своим характером, но все они были выразителями общих народных чаяний и дум, защитниками народа.
Повседневная жизнь горожан. Культура народа неразрывно связана с его бытом, повседневной жизнью, а быт во многом определялся уровнем развития хозяйства страны.
Люди жили и в городах с населением в десятки тысяч человек, и в селах, состоявших из нескольких десятков дворов, и в деревнях по два-три двора.
Киев был большим и богатым городом, соперничавшим с другими тогдашними европейскими столицами. Дочь Ярослава Мудрого Анна Ярославна, вышедшая замуж во Францию, была удивлена бедностью Парижа по сравнению с Киевом. На ее Родине сияли куполами златоверхие храмы, поражали изяществом дворцы Владимира, Ярослава Мудрого, Всеволода Ярославича, удивляли монументальностью Софийский собор и Золотые ворота. Неподалеку от княжеского дворца стояли бронзовые кони, вывезенные Владимиром из Херсонеса. В старом Ярославовом городе располагались дворы видных бояр, здесь же, на горе, находились дома духовенства, богатых купцов, других видных горожан. Дома украшались коврами, дорогими греческими тканями. С крепостных стен города можно было видеть в зеленых кущах белокаменные церкви Печерского и других киевских монастырей.
Во дворцах, богатых боярских хоромах толпились дружинники, слуги, челядь. Отсюда шло управление княжествами, городами, селами, здесь судили и рядили, сюда свозили дань и подати. В просторных гридницах устраивали пиры, где рекой текли заморские вина и родной мед, слуги разносили огромные блюда
смясом и дичью. Женщины сидели за столом наравне
смужчинами. Известно немало женщин, принимавших активное участие в управлении хозяйством,
Богатырь Алеша Попович. Лубок
Князь XIII в.
Рисунок XIX в.
145
Глиняные игрушки.
XII в.
Гребень. XII в.
Деревянная ложка.
XII в.
\
в политической жизни. Это княгиня Ольга, сестра Мономаха Янка, Андрея Боголюбского и др. Гусляры пели «славу» именитым гостям. Большие чаши, рога с вином ходили по кругу. Одновременно от имени хозяина происходила раздача пищи и мелких денег неимущим.
Любимыми забавами богатых людей были соколиная, ястребиная и псовая охоты. Устраивались скачки, турниры, различные игрища. Неотъемлемой частью русского быта являлась баня.
В княжеско-боярской среде в три года мальчика сажали на коня, затем отдавали его на попечение и выучку к пестуну (от слова «пестовать» — «воспитывать»). В 12 лет молодых князей вместе с видными боярами-советниками отправляли на управление волостями и городами.
Внизу, на берегах Днепра, шумел веселый киевский торг, где продавались разнообразные изделия и продукты не только со всей Руси, но и со всего тогдашнего света. По склонам гор к Подолу спускались крепкие деревянные дома и убогие землянки — жилища ремесленников и работных людей. У причалов Днепра и Почайны теснились большие и малые суда: многовесельные и многопарусные ладьи, купеческие насады, юркие лодочки.
По городским улицам сновала пестрая, разноязычная толпа. Неспешно шествовали бояре и дружинники в дорогих шелковых одеждах, в украшенных мехом и золотом плащах, в красивых кожаных сапогах. Купцы были одеты в добротные льняные рубахи и шерстяные кафтаны, люди победнее — в холщовые домотканые рубахи и порты. Богатые женщины украшали себя золотыми и серебряными цепями, ожерельями из бисера, который очень любили на Руси, серьгами, золотом и серебром. Украшения попроще, из недорогих камешков, меди и бронзы, носили небогатые люди. Традиционной женской одеждой были сарафаны, головы накрывали убрусами (платками).
146