Файл: История России с древнейших времен до конца XVI века. 10 класс_Сахаров А.Н_2003 -320с.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 382

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вдоль стен стояли лавки, в центре избы находился стол с посудой из обожженной глины и дерева. Ложки также были деревянными. Освещались избы лучиной, которую вставляли для безопасности в печную щель. Лучина горела медленно, коптила, потрескивала. Когда она догорала, на ее место ставили следующую. При свете лучины женщины пряли и шили, мужчины чинили конскую сбрую, делали другую работу. По вечерам при свете лучины люди отдыхали — пели, любили слушать различные истории, сказки, былины. Фольклор и лучина были неразлучны.

Люди труда и одевались соответственно. Одежда не должна была мешать им во время работы. Это были рубахи из домотканого холста или сукна (зимой), стянутые в талии поясами, такие же домотканые порты. На ногах крестьяне носили лапти, сплетенные из лыка, а городские жители — кожаную обувь. Лапти были легкой и удобной обувью в лесной, болотистой местности. Богатая кожаная обувь утяжеляла шаг, быстро портилась, а лапти можно было тут же выбросить и надеть свежие, сухие. Зимой поверх рубахи надевали овчинные тулупы, а на ноги — валяную обувь,

которая хорошо выдерживала сильные морозы.

Еда в небогатых семьях была самая простая — ржаной хлеб, квас, каша, овсяные и гороховые кисели, капуста, репа, редька, свекла, лук, чеснок. Из молочных продуктов — масло, молоко, сыр и творог. Все это было собственного производства. Мясо появлялось на обеденном столе нечасто, только по праздникам. Зато в изобилии употребляли лесные дары — ягоды, грибы и орехи.

Неотъемлемой чертой сельской и городской жизни были охотничьи утехи и разные праздники.

В сельской местности на Пасху, Николин день, на храмовые праздники устраивались мирские складчины — пиры, когда всей общиной садились за столы под открытым небом. А потом начинались песни и пляски под гусли, свирели и бубны. В таких праздниках часто участвовали скоморохи. Старые языческие торжества отмечались игрищами. Двоеверие продолжало жить в русских селениях.

268

1. Какое отражение в культуре XIV — XV вв. нашли события,

ВОПРОС'1

процессы, явления истории Руси этого периода?

И ЗАДАН

2.Какими новыми жанрами обогатилась русская историческая литература XIV — XV вв.?

3.Чем знаменательно для русской культуры «Хождение за три моря» Афанасия Никитина?

4.

Как в

русском зодчестве отразилось создание единой

и могучей Российской державы?

5.

Почему

постройки Московского Кремля, созданные

, приглашенными итальянскими архитекторами и инженерами, не воспринимаются нашими соотечественниками как чуждые?

6.Какие шедевры иконописи московской школы вам известны? Докажите, что их пронизывают общечеловеческие идеи.

7.Что в своем творчестве противопоставил Андрей Рублев ненависти, междоусобицам, вражде?

8.В каких фольклорных произведениях наши предки выразили свое отношение к труду, представления о счастливой жизни, надежду на лучшую жизнь? Приведите соответствующие пословицы, поговорки, частушки, сказки, былины и т.п.

9.Русская культура XIV — XV вв. не пережила, подобно Западу, эпохи Возрождения. Между тем подъем духовности был столь высок, что произведения, созданные русскими мастерами, не уступают лучшим мировым образцам по силе духа. Докажите это.

10. Почему новшества в быту появились прежде всего

вгородах?

11.Какие черты быта народов средневековой Руси свидетельствовали, что ритм жизни на селе был замедленным,

вгородах — ускоренным, а в целом — традиционным?

12. Подберите пословицы, поговорки, народные песни, в которых отразились характерные черты быта и обычаев наших предков.

13. Чем различался быт царей, бояр и простолюдинов? Городской и сельский быт? Почему различался?

ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ:

«В БОРЬБЕ ЗА ЕДИНСТВО И НЕЗАВИСИМОСТЬ»

1. Какие факты подтверждают, что ко второй половине XIV в. на Руси выросло новое поколение людей, которое, по словам В.О. Ключевского, перестало дрожать при одном только упоминании о монголо-татарах?

2. Почему Куликовская битва является рубежным событием в истории Руси? Изложите в виде плана ее значение для формирования самосознания наших предков.

3. Какие процессы нашли отражение в феодальной войне первой трети XV в.? Были ли подобные явления в истории стран Запада? Востока?

269


4.Какие особенности цивилизационного развития России проявились в периоды правления Ивана III и Василия III?

5.Ваш собеседник утверждает: «Зерна деспотизма были на Руси и в домонгольский период, но во время ордынского ига они попали на благодатную почву». Докажите или опровергните эту точку зрения.

6.Почему при Василии III количество ослушников из среды бояр, помещиков и церковников заметно уменьшилось?

7.Какие события XIV — XV вв. способствовали формированию

унаших предков чувства гордости, единства, независимости, а какие вели к тому, что человеческая жизнь теряла для них свою значимость?

8.Как разрешить следующее противоречие: несмотря на расширение контактов со странами Запада, Россия одновременно все более отгораживалась от них в культурном отношении?

9. Подготовьте к защите проект на тему: «Наш край

вXIV—XV вв.».

10.Какое отражение в отечественной культуре (художественной литературе, живописи, музыке, кинематографе и т. д.) нашел период XIV—XV вв. российской истории?


РОССИЯ В XVI в.

Приход к власти Ивана IV. Реформы 1550 гг.

Первое боярское правительство. В 1533 г. трехлетний Иван IV Васильевич вступил на великокняжеский престол. Его правление растянулось на 51 год, вплоть до 1584 г. Оно стало знаменательным в истории России.

Здесь было все — большие достижения и глубокие провалы, победоносные и проигранные войны, ожесточенная борьба с истинными и мнимыми противниками, оплаченная кровью и невероятными страданиями народа. В конце жизни Иван, прозванный Грозным, установил жестокую личную диктатуру, подобной которой Россия еще не знала, и расправился со всеми, кого считал своим врагом. Но все это было впереди. А пока подданных спешно приводили к присяге

трехлетнему мальчику.

 

Власть оказалась в рукагх

сщ совета. Его

сформировал к концу жизни сам Василий 1Й. Он понимал, что его жена, великая княгиня Елена Глинская, молода и неопытна в государственных делах. Поэтому опеку над ней и сыном он поручил своим ближайшим помощникам — боярам Захарьину и Глинскому, Дяде жены, дворецкому Щигоне, а также князьям Шуйским и еще нескольким родовитым боярам, членам Боярской думы.

На первых порах опекуны действовали дружно. Вместе с великой княгиней Еленой Глинской они нанесли упреждающий удар по брату Василия III — Юрию, который претендовал на трон и отказался присягнуть своему малолетнему племяннику. Юрия бросили в темницу, и через три года он там умер. Второй

Г л а в а V I

§ 20

271

брат умершего великого князя, Андрей старицкий, присягнул Ивану IV.

Елена Глинская никак не могла согласиться со своей второстепенной ролью во дворце и, опираясь на помощь князя Телепнева-Оболенского, начала борьбу против Опекунского совета. Телепнев-Оболенский был одним из лучших русских полководцев, заслужил боярский чин и представительствовал в Думе. В борьбе с опекунами его поддерживали Боярская дума и многие влиятельные дьяки, не желавшие подчиняться любимцам покойного великого князя.

Власть Опекунского совета продержалась меньше года. Вскоре Михаил Глинский по приказу племянницы был арестован и брошен в тюрьму вместе с женой и детьми. Елена Глинская пожертвовала дядей и его сторонниками, выходцами из Литвы, ради укрепления собственной власти. Опекунский совет пал. Началось правление матери Ивана IV — Елены Глинской.

Но и среди победителей не было единства. Часть их, во главе с князьями Шуйскими, отстаивали былые княжеские и боярские вольности, ратовали за

войну с Литвой. Другие, во главе

с Еленой Глинской

и князем Телепневым-Оболенским,

стояли за усиле-

ние центральной власти и за мирные отношения с соседними странами.

Правление Елены Глинской. Новое правительство, где получили большой вес сторонники укрепления центральной власти, предприняло ряд мер по ее усилению. Прежде всего расправились со сторонниками удельного раздробления России. Их лидера, князя Андрея Ивановича старицкого, последнего оставшегося в живых сына Ивана III, бросили в темницу и уморили до смерти. Его сподвижников в Москве и Старице казнили. С тех пор между Старицким домом.л.царской семьей возникла смертельная вражда.

Была несколько стеснена власть бояр. Из их ведения изъяли суд над лихими людьми (разбойниками), который был передан судьям, выбранным местным дворянством.

Новое правительство провело финансовую реформу. Была введена новая полновесная монета— знаменитая

272


копейка, на которой был изображен всадник, веоруженнтай копьем ;«тсюда и название монеты.

Старое боярство ненавидело Елену Глинскую и ее окружение за то, что они не оправдали их надежд и не дали им той власти, которую они надеялись обрести после смерти Василия III.

В 1538 г. Елена Глинская внезапно умерла. В Москве считали, что ее отравили. Боярство ликовало. Боя-

• ре тут же расправились с любимцем великой княгини — князем Телепневым-Оболенским. В их руках оказался и восьмилетний Иван IV, оставшийся и без отца, и без матери.

Боярские группировки у власти. Вначале власть захватила группировка князей -Шуйских. Они стремились убрать с политической арены тех, кто был предан централизаторской политике Василия III. Шуйским противостояла группировка бояр во главе с князем Вельским, пытавшаяся отстоять начинания Василия III. Шуйским удалось расправиться с противниками. В заточении оказался и князь Вельский.

Захватив власть, бояре принялись раздавать своим сторонникам земли и различные привилегии, освобождать их от налогов, предоставлять право вершить судебное разбирательство над зависимым населением. Шло расхищение государственной казны, происходили расправы с политическими противниками.

Больше всего от этого самоуправства страдал черный люд — крестьяне и ремесленники. Но недовольные были и среди боярства и духовенства. Они стояли за порядок и стабильность в государстве, за укрепление центральной власти. И все свои надежды связывали со взрослеющим Иваном IV. Пока же он находился в полной власти бояр.

Одинокий, всеми брошенный, порой голодный, во время пышных официальных празднеств и приема иностранных послов он занимал почетное место на великокняжеском троне, был одет в богатые одежды, всесильные бояре угодливо сгибались перед ним, славя его как правителя Русского государства.

Потом наступали будни, и мальчик — великий князь снова оставался в небрежении и одиночестве.

273

Иван IV рос человеком недоверчивым, скрытным, нервным. Сцены боярского своеволия, расправы с людьми, которые порой происходили на его глазах, пробуждали в нем жестокость. Очевидцы рассказывали, что уже в 12 лет он отличался буйством нрава. Одним из любимых развлечений подростка стало сбрасывать кошек и собак с крыши теремов. А то соберет ватагу сверстников и мчится на лошади по московским улицам и площадям, топча народ. Люди в страхе шарахались в сторону, завидя царскую кавалькаду.

В13 лет Иван принял свое первое волевое и жестокое решение — приказал предать смерти князя Андрея Шуйского. Два часа его тело лежало на дворцовом крыльце. Впервые в облике мальчика промелькнули черты будущего Грозного царя.

Взапуганном отроке окружающие почувствовали властного и жесткого правителя. От тех мест, — свидетельствует летопись, — начали бояре от государя иметь страх и послушание.

Венчание на царство. В душе молодого великого князя постепенно вызревали идеи об исключительности его власти, ее божественном происхождении. Об этом ему твердило и окружение, стремящееся возвышением великого князя укрепить собственное положение при дворе. В частых беседах мысль о его богоизбранности внушал Ивану ми трополи т Макарип, умный и высокообразованный человек, сторонник сильной централизованной власти, которая, считал

он( должна находиться в тесном союзе с сильной и' богатой Церковью. Об исключительности роли русского монарха в тогдашнем мире говорили и приверженцы теории «Москва — Третий Рим», которые видели в московском правителе единственного покровителя и спасителя православия, наследника божественной власти римских и византийских императоров. В среде развивающегося российского дворянства также было много сторонников сильной централизованной власти. Иван IV жадно впитывал эти идеи.

Все это привело к тому, что в придворных кругах при активной поддержке самого самолюбивого

274


16-летнего монарха созрело осознание необходимо-

 

 

 

 

 

сти принятия Иваном царского титула.

 

 

 

 

 

 

 

 

Название титула произошло от римского слова «це-

 

 

 

 

 

чарь». Так именовали в Риме, а потом в Византии им-

 

 

 

 

 

ператоров, наследников знаменитого Гая Юлия Цеза-

 

 

 

 

 

ря. В представлении русских царский титул являлся

 

 

 

 

 

высшим титулом в тогдашнем мире. Он был равен по

 

 

 

 

 

значению титулу императора

Германской

империи

 

 

 

 

 

и считался выше титулов европейских королей.

 

 

 

 

 

 

16 января 1547 г. Иван IV под колокольный звон

 

 

 

 

 

всех московских церквей венчался на царство в Ус-

 

 

 

 

 

пенском соборе Московского Кремля. После торжест-

 

 

 

 

 

венной службы митрополит Макарий возложил на не-

 

 

 

 

 

го крест, венец и бармы, якобы присланные

 

 

 

 

 

византийским императором в начале XII в, Владими-

 

 

 

 

 

ру Мономаху. Отныне Россия становилась царством,

 

 

 

 

 

а Москва — царствующим градом.

 

 

 

 

 

 

 

 

Через месяц молодой царь женился на дочери

 

 

 

 

 

окольничего Романа Юрьевича Захарьина-Юрьева —

 

 

 

 

 

юной красавице Анастасии Романовне.

 

 

 

 

 

 

 

 

С этого времени Иван IV стал править самостоя-

Обряд осыпания золо-

тельно. Однако борьба боярских группировок у трона

тыми

монетами

царя

продолжалась. Родня царицы вскоре получила бояр-

Ивана IV после венча-

ские и иные чины и сразу же противопоставила себя

ния на царство.

 

 

Глинским. Началась новая борьба за доходы и приви-

Миниатюра. XVI в.

легии. Вскоре эта схватка получила развяз-

 

 

 

 

 

 

 

 

ку, поскольку молодому царю пришлось

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1 1 1 4

 

 

1Тш

 

столкнуться с еще одной неведомой для не-

 

 

 

 

го силой — народной яростью.

 

 

г

Ш

т у

 

 

 

Восстание 1547чг. Недовольство москвичей

 

•'ЩШ

 

властями зрело давно. Оно прорвалось в дни

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

'

А

 

сильнейших пожаров, которые

вспыхнули

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в городе один за другим в летние месяцы

 

^ ш Ш т

ш

ш

 

 

1547 г. Пожар

спалил дотла

деревянную

 

 

 

 

тшхА, ЖГ\!

 

Москву.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ш ' 1 Ш 1

м

 

По городу пошел слух, что Москву подо-

 

 

1]

жгли по приказу Глинских и что бабка ца-

 

1/тШ4\

шшЮ

 

 

 

 

Ь / У и/)

 

 

ря — колдунья.

 

 

 

 

 

Вооруженные

горожане

ворвались

 

 

' >*м

1 / /тЧ&й.

 

 

в Кремль. В это время в Усценском соборе

 

 

 

 

ш

 

 

 

шла служба, на

которой находились царь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

275