Файл: История России с древнейших времен до конца XVI века. 10 класс_Сахаров А.Н_2003 -320с.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 386

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

риовраженский собор.

Зашня Московского

ансамбль, который и в наши дни поражает своей красотой и величавостью. Его архитекторами и инженерами были приглашенные на службу в Россию итальянские мастера, а исполнителями — русские мастера каменных дел. Кремль сочетал в себе достижения итальянской крепостной архитектуры и традиции строительства русских деревянных крепостей. Этот сплав европейского и русского искусства и превратил Кремль в шедевр мировой архитектуры.

В1475.— 1479 гг. по проекту итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти был построен Успенский собор Московского Кремля. Домовую церковь великокняжеской семьи, Благовещенский собор Кремля, возвели псковские умельцы

в1484 — 1489 гг. Архитектором кремлевского Архангельского собора, усыпальницы князей династии Рюриковичей, был итальянец Алоизо де Каркано, или Алевиз Новыйткак его звали на Руси.

В1485 г. началось строительство новых кремлевских стен. Над их сооружени-

ем трудились Антон и Марк

Фрязины

и Алевиз Миланец.

 

Строительством знаменитой

Гранови-

той палаты, местом торжественных приемов царем иностранных послов, руководи-

ли также

итальянец

Марк

Фрязин

и Пьетро Антонио Солари.

 

Москва

принимала

облик

величавой

и царственной столицы.

 

 

Живопись. Общий подъем духовной жизни Руси в XIV — XV вв., бурное развитие зодчества в сильной степени повлияли на становление новой русской живописи. От этого времени до нас доходят замечательные творения Феофана Грека, Андрея Рублева и Даниила Черного. Все они были иконописцами,

260

Г-Ч V



Церковь Спаса на Ильине улице в Новгороде

Феофан Грек. Спас Вседержитель. Фреска церкви Спаса на Ильине

Феофан Грек. Успение Богоматери.

Икона. XIV я.

мастерами фресковой живописи. Как известно, создание икон подчинено определенным правилам, канонам. Величие русских живописцев состояло в том, что, не выходя за церковные рамки, они умели создавать подлинные художественные шедевры.

Как же удавалось этого достигнуть? Прежде всего за счет глубоких гуманистических идей, вложенных в творения. За счет собственного неповторимого художественного стиля, сочетания красок, самой манеры письма, при помощи которых эти идеи выражались.

Лики святых Феофана Грека (1340 — после 1405)

потрясали людей. Несколькими сильными, на первый взгляд грубыми мазками, игрой контрастных красок (белые, седые волосы и коричневые морщинистые лица святых) он создавал образ святого.

Непростой была земная жизнь святых Православной Церкви, порой она была трагичной, и каждый лик, написанный Феофаном, был исполнен человеческих страстей, переживаний, драматизма. Его произведения отличались монументальностью, внутренней силой и свободной живописной манерой.

262

Вместе с Феофаном Греком Рублев расписывал фресками еще деревянный Благовещенский собор Московского Кремля. Вероятно, старший по возрасту и имевший на Руси большой авторитет Феофан Грек многому научил молодого мастера.
В дальнейшем Андрей Рублев стал наиболее известным русским живописцем. Его вместе с Даниилом Черным (ок. 1360—1430) пригласили расписывать Успенский собор во Владимире, который послужил позднее моделью для создания Успенского собора в Московском Кремле. Он украшал фресками Троицкий собор в Троице-Сергиевом монастыре, а также Спасский собор в Спасо-Андрониковом монастыре.
263

Младшим современником Феофана Грека был

Спас Всодор

крупнейший мастер московской школы живописи Ан-

Икона ЛшЦ 1

дрей Рублев (ок. 1360/1370 — 1430), монах сначала

XV в.

Троице-Сергиева монастыря, потом московского Спасо-АндрониковаБлаговещен монаст

Андрея 1'цП,ц Даниила Чг

Спасский со Аидрониюн монастыря.

л Г


Троица. Икона Андрея Рублева

В творчестве Андрея Рублева до совершенства доведена идея сочетания живописного мастерства и рели- гиозно-философского смысла. Особенно это видно в знаменитой «Троице», созданной в 1420-е гг. для Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре.

Изображенные на иконе в виде ангелов трое странников, присевших за трапезой, по мысли художника, воплощают в себе Святую Троицу — справа сидит Святой Дух, слева — Бог Отец, а в центре Бог Сын — Иисус Христос, который придет в мир людской, чтобы своими страданиями направить человеческий род на путь спасения. Все три фигуры и по облику своему и по движению тел составляют единое целое. В то же

264

время у каждого из персонажей — свои размышления, своя судьба. Икона прони гуманизма, жертвенности.

Глядя на эту икону, русский человек воспринимал не только религиозное ее содержание. Он думал о собственной судьбе, о судьбах Отечества.

Фольклор. Устное народное творчество — песни, пословицы, поговорки, былины, сказки, как и в прошлые века, были составляющей частью русской культуры XIV — XV вв.

Вфольклоре ярко звучала тема трагедии, пережитой народом в связи с монгольским нашествием. Он пронизан любовью безымянных авторов к своей многострадальной земле, в нем отражена борьба за освобождение Родины от ордынского ига и гордость за героев этой борьбы.

Вбылинах о Владимире Святославиче и Владимире Мономахе, слившихся в народном сознании в одно лицо, рассказывалось о схватках со степняками. Складывались былины об Илье Муромце, олицетворявшем русскую силушку, и о других богатырях Русской земли. В этих былинах отразились как ранние периоды героической борьбы народа, так и поздние боевые свершения: здесь и сечи с половцами, и битва на Калке, и Куликовская битва, и освобождение от ордынского ига.

Исторические песни полны воспоминаний о восстаниях против Орды. Одна из них посвящена трагическим событиям 1327 г. в Твери: И поворитися весь град, и весь народ в том часе собрашася, и бысть в них замятня. И кликуша тверичи и начаша избивати татар.

Слагались в народе и лирические, и свадебные

песни, остроумные пословицы и поговорки, веселые

частушки. Народ творил свою судьбу и мечтал о счастливой доле для себя и своих детей.

Быт. После освобождения от ордынского ига Россия все более поворачивалась лицом к Европе. Расширялись ее контакты с передовыми европейскими странами. Она перенимала их военный, культурный, инже- нерно-строительный опыт. Однако Россия крепко

265


Иллюстрация к былине «Илья

Муромец и Идолище поганое».

Художник Э.К. Соколовский, 1904 г.

Оклад Евангелия.

XV в.

держалась за православную веру, а в системе управления государством сохранялось многое от порядков времен Золотой Орды.

Все это приводило к тому, что в целом быт народа менялся медленно, новшества касались крупных городов, в первую очередь Москвы. Там в богатых княжеских и боярских домах, обнесенных высокими и плотными заборами и состоявших из двух-, трехэтажных теремов со многими жилыми палатами, светлицами, где вышивали женщины, сенями и переходами, для украшения и удобств использовались восточные ковры, употреблялась дорогая металлическая (золотая, серебряная, медная, оловянная) посуда. Там хранились рукописные книги. Переплетенные в кожу, с дорогими серебряными и золотыми пряжками, они представляли огромную ценность. Их наличие в доме говорило не только о культурном уровне его обитателей, но и об их богатстве. Такие хоромы освещались сальными свечами, стоявшими в металлических подсвечниках.

Открывались кованные железом дубовые ворота такого двора, и из него выезжал либо в карете, либо верхом на снаряженных дорогой сбруей лошадях, в сопровождении слуг домовладелец. Ходить пешком зажиточному человеку считалось зазорным.

Знатные люди, как правило, носили длинные, до пят, одежды — кафтаны, шубы; они украшались драгоценными камнями, дорогим серебряным и золотым шитьем, вышивкой. Эти одежды шили из заморских тканей — сукна, бархата, атласа, камки. Шубы были тяжелые, с отложными собольими воротниками, с длинными и намного прикрывающими кисти рук рукавами. Считалось, что чем богаче, тяжелее, длиннее шуба, тем больше достоинства придает она владельцу, хотя двигаться в ней было неудобно.

Головы таких знатных людей во время выходов были покрыты даже в летнее время высокими меховыми шапками. Чем выше шапка, тем больше почета и уважения воздавалось князю или боярину.

Русские женщины в XIV — XV вв. без меры белили лица и красили свеклой щеки, выщипывали брови.

266

Мужчины и женщины носили украшения — перстни и монисты, цепи и пояса с пряжками из золота и серебра. На ногах были надеты сапоги из тонко вы деланной кожи — сафьяна разных цветов. Они неред ко также отделывались золотом, серебром, жемчугом

Питание богатых людей включало мясо, птицу рыбу разных сортов, в том числе и дорогую красную всевозможные молочные продукты. На столах в кня жеских, боярских хоромах можно было увидеть не только домашние меды и пиво, но и заморские вина. Ценились хорошие повара, а пиры продолжались по многу часов. Блюда подавались переменами, т. е. шли одно за другим. Иногда таких перемен было до двух десятков.

Русские люди всех сословий, как и прежде, ценили хорошую баню. В богатых городских дворах и сельских имениях это были удобные и чистые мыленки, иногда с металлическими стоками. Воду туда приносили из колодцев. Позднее в великокняжеские хоромы и боярские дома были проведены водово ды, через которые вода поступала из реки или колодцев при помощи насосов, работавших на ручной или конской тяге.

Существенные изменения в быту произошли прежде всего у богатых людей. Быт же простого народа, крестьян, ремесленников и работных людей, отличался своей традиционностью. По-прежнему строились деревянные рубленые избы с двускатной тесовой или соломенной крышей. Скот содержался в подклети — нижнем помещении избы. Глинобитные печи топились по-черному — дым выходил наружу через верхнее оконце. Избы зажиточных крестьян иногда имели

клети с подклетями — летними неотапли-

 

ваемыми помещениями. Такие же дома

 

строились и в городах. Бедные селяне и го-

А

рожане по-прежнему сооружали себе избы-

 

полуземлянки (низ, вырытый в земле, с де-

 

ревянной надстройкой) с глинобитными

 

печами.

 

И в рубленых избах, и в полуземлянках

 

мебель была самодельной — деревянной.