ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 5275
Скачиваний: 25
Ликвидация и профилактика Б. вновь становятся важнейшими обществ, проблемами. Плодотворно решить вопрос Б. можно только при гуманном подходе к личности на основе сотрудничества и координации усилий гос., обществ, и частных орг-ций. Во мн. гос-вах наряду с общими социальными существуют спец. попечительские программы, объединяющие обществ, усилия в деле помощи беспризорным детям. В 1982 под эгидой Междунар. католич. бюро помощи детям была принята Междунар. программа неправительственных орг-ций по проблемам уличных детей и подростков, ставшая первым шагом на пути создания интернац. сети информации и поддержки социальных работников и учреждений. Большую работу в реализации программ помощи беспризорным детям ведёт ЮНИСЕФ.
Опыт мн. стран показал, что традиц. меры профилактики Б. (создание спец. воспитат. учреждений: дет. домов, приютов и т. д.) не всегда оправдывают себя. Не везде число дет. учреждений, условия содержания и воспитания в них соответствуют нормальному уровню жизни детей. Не приносят пользы такие меры, как лишение свободы и содержание в закрытых учреждениях (в т. ч. и в тюрьмах) беспризорных детей, совершивших к.-л. проступки. Как правило, вместо исправления дети под влиянием уголовных элементов в местах лишения свободы приобретают асоциальный опыт и
85
превращаются в потенциальных преступников. Часто в результате у детей происходит задержка физич., психич. и интеллектуального развития.
Осн. мерами профилактики Б. должны быть усыновление и попечение, и только при невозможности обеспечить ребёнку семейное воспитание альтернативой ему должны выступать дет. дома, в к-рых воспитат. группы способны частично заменить ребёнку семью. Поиски новых форм попечения направлены на воссоздание условий воспитания, близких к семейным, ресоциализацию детей, их адаптацию к нормальной жизни в обществе. С этой целью для детей, нуждающихся в жилье, создаются семейные дома, общины, дет. деревни и др. Уличные дети, ещё не полностью порвавшие связи с семьёй, объединяются (под руководством педагогов, психологов и др.) в общины для разл. общественно полезной деятельности (трудовой, в т. ч. и на произ-ве, в сфере обслуживания, благотворительной и т. п.), в группы самопомощи и др. Беспризорные дети получают возможность вырваться из уличной жизни, включиться в полезную деятельность. Помогают им в этом социальные педагоги, старшие по возрасту наставники, из к-рых многие — сами бывшие беспризорники. В ряде стран к работе с беспризорными детьми привлекаются студенты (шефство над уличными подростками, помощь кризисным семьям из трущоб, деятельность в общежитиях для бездомных и др.), иногда даже с освобождением от занятий в целях их подготовки к гражд. службе. Ликвидировать проблему Б. может только общество, ставящее ребёнка в центр своих интересов и придающее первостепенное значение этике попечения и благотворительности.
Лит.: Лившиц Е., Социальные корни беспризорности, М., 1925; Маро (Левитина М. И.), Беспризорные. Социология. Быт. Практика работы. С предисл. А. Б. Зал-кинда, М., 1925; Гос-во и общественность в борьбе с дет. беспризорностью, М. — Л1927; Утевский Б. С., Борьба с дет. беспризорностью, под ред. Я. А. Перель и А. А. Любимова, М. — Л., 1932; Дети улицы. Растущая трагедия городов. Доклад для Независимой комиссии по междунар. гуманитарным вопросам, пер. с англ., М., 1990.
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ, в широком смысле — совокупность психич. процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта. В ряде психол. теорий Б. — особая сфера психического или система процессов, качественно отличных от явлений сознания. Термин «Б.» используется также для характеристики индивидуального и группового поведения, действит. цели и последствия к-рого не осознаются.
Понятие Б. восходит к учению Платона о «скрытом знании». В философии и психологии нового времени идеи Р.Декарта, утвердившего тождество сознательного и психического, послужили источником представлений о том, что за пределами сознания может иметь место только чисто физиол. деятельность мозга. Концепция Б. впервые была чётко сформулирована Г. В.Лейбницем («Монадология», 1720), трактовавшим Б. как низшую форму душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлений, возвышающихся, подобно островкам, над океаном тёмных перцепций (восприятий). Первую попытку материалистич. объяснения Б. предпринял Д.Гартли, связавший Б. с деятельностью нервной системы. И.Кант связывал Б. с проблемой интуиции, вопросом о чувств, познании (бессознат. априорный синтез).
В 19 в. началось собственно психология, изучение Б. Динамич. характеристику Б. ввёл И. Гербарт (1824), согласно к-рому несовместимые идеи могут вступать между собой в конфликт, причём более слабые вытесняются из сознания, но продолжают на него воздействовать. Новый стимул в изучении Б. дали работы в области психопатологии, где в целях терапии стали применять специфич. методы воздействия на Б. (первоначально — гипноз). Исследования, особенно франц. психиатрич. школы (Ж. Шарко и др.), позволили вскрыть отличную от сознательной психич. деятельность патогенного характера, не осознаваемую пациентом. Продолжением этой линии явилась концепция3. Фрейда, начавшего с установления прямых связей между невро-тич. симптомами и бессознат. переживаниями травматич. характера. Отказавшись от физиол. объяснений, Фрейд представил Б. в виде могущественной иррациональной силы, антагонистичной деятельности сознания. Бессознат. влечения, по Фрейду, могут выявляться и ставиться под контроль сознания с помощью техникипсихоанализа. К. Г.Юнг помимо личного Б. ввёл понятие коллективного Б., идентичного у лиц определённой группы, того или иного народа, всего человечества. Учение Фрейда о Б. получило иррационалистич. трактовку в ряде филос.-психол. концепций 20 в.
Д. Н. Ляликов.
Б. представляет собой форму психич. отражения, в к-рой образ действительности и отношение субъекта к этой действительности представлены как одно нерасчленённое целое: в отличие от сознания в Б. отражаемая реальность сливается с переживаниями субъекта. Характеристики Б. находят своё выражение в формах познания ребёнком действительности, в интуиции, аффектах, панике, гипнозе,аутизме, сновидениях, непроизвольном восприятии, запоминании и т. д., а также в стремлениях, чувствах и поступках, побуждающие причины к-рых не осознаются личностью.
В целом в психологии выделяются 4 класса проявлений Б. 1) Надындивидуальные надсознат. явления (обозначались как «архетипы коллективного Б.» — у Юнга, «коллективные представления» — у Э. Дюркгейма и т. п.) — усвоенные субъектом как членом той или иной социальной группы образцы типичного для данной общности поведения, влияние к-рых на его деятельность актуально не осознаётся субъектом и не контролируется им. Эти образцы (напр., этнич. стереотипы) усваиваются через такие механизмы, как подражание и идентификация.
2) Неосознаваемые побудители деятельности — мотивы и смысловые установки личности. Они были обозначены П. Жане как «подсознательное», Фрейдом — как «динамическое вытесненное Б.», охватывающее нереализованные влечения, к-рые из-за их конфликта с социальными нормами изгоняются (вытесняются) из сознания, но продолжают оказывать влияние на мироощущение и поведение человека и проявляются в непрямых символич. формах (юморе, сновидениях, обмолвках и т. п.). Важное значение имеют такие феномены Б. в межличностных отношениях, как эмпатия (не-посредств. вчувствование), эмоциональное заражение (см.Влияние), первичная идентификация (неосознанное эмоциональное отождествление с притягательным объектом, напр. младенца с матерью), проекция (неосознанное наделение др. человека собств. свойствами). Характерному для мн. направлений глубинной психологии преувеличению роли Б. в жизни индивида и общества в отеч. психологии противопоставляется теорияустановки Д. Н.Узнадзе и деятельностный подход к психике.
3) Неосознаваемые операциональные установки и стереотипы автоматизиров. поведения. Они возникают в процессе решения разл. задач (перцептивных, мне-мических, моторных, мыслительных) и определяются неосознанно предвосхищаемым образом событий и способов действия, опирающимся на прошлый опыт, — «бессознат. умозаключения » (Г. Гельмгольц), «проперцепция» (У. Джемс), «предсознательное» (Фрейд), «гипотеза» (Дж. С.Брунер), «схема» (Ф. Ч.Бартлетт), «динамич. стереотип» (И. П.Павлов) и т. п. Воздействия, актуализирующие операциональные установки и стереотипы, могут осознаваться, если на пути привычного автоматизиров. поведения встречается неожиданное препятствие (см.Автоматизм).
4) Неосознаваемое субсенсорное восприятие: при изучении порогов ощущения, диапазона чувствительности человека были обнаружены факты воздействия на поведение таких раздражителей, о к-рых он не мог дать отчёта (И. М. Сеченов, Г. Т. Фехнер); для их обозначения были предложены понятия «лредвнима-ния» (У. Найсер), процессы к-рого связаны с переработкой информации за пределами произвольно контролируемой деятельности, и «субсенсорной области» (Г. В. Гершуни) — зоны раздражителей, вызывающих непроизвольную объективно регистрируемую реакцию и способных осознаваться при придании им сигнального значения.
В отеч. психологии изучались такие проблемы Б., как неосознаваемое восприятие речи при функциональной глухоте и световых сигналов при функциональной слепоте; зависимость сновидений от состояния организма и внеш. стимуляции; возможность восприятия речи спящим в связи с проблемами гипнопедии; воздействия, оказываемые на поведение нереализованными и переставшими осознаваться намерениями и т. д.
Учёт явлений Б. способствует оптимизации пед. процесса. Изучение механизмов образования навыков и привычек показало сложное динамич. соотношение сознательного и Б. в процессе деятельности. Освобождение отд. компонентов деятельности, в частности умственной, от пооперационного контроля сознания повышает её эффективность. Однако неосознанность нек-рых внутр. приёмов работы нередко становится препятствием на пути дальнейшего совершенствования в этом виде деятельности. Превращение с помощью спец. приёмов неосознаваемых ощущений в осознанные служит средством творч. роста личности.
Учёт неосознаваемых мотивов поведения в повседневном общении и пед. процессе позволяет оптимизировать межличностные отношения, способствует разрешению возникающих конфликтов. Возможна мотивация поведения на основе неосознанных потребностей и притязаний, к-рые скрыты даже от самого суб-
88
екта и замаскированы социально приемлемыми объяснениями. Раскрытие истинных мотивов поведения способствует росту самосознания, социальной ответственности, формированию адекватной самооценки и уровня притязаний.
Лит.: Чхартишвили Ш. Н., Проблема бессознательного в сов. психологии, То., 1966; Б а с с и а Ф. В.. Проблема «бессознательного», М., 1968; Бессознательное. Природа, функции, методы исследования. Под ред. А. С. Прангишвили, А. Е. Шерозии, Ф. В. Бассина, т. 1—4, Тб., 1978—85; Ше-розия А. Е., Психика. Сознание. Бессознательное, Тб., 1979; А с мо л он А. Г., Классификация неосознаваемых явлений и категория деятельности, ВП, 1980, № 3;Klein D. В.,The_uncpnscious — invention or discovery? A historico-critical inquiry. Santa Jvlonica (Cal.), 1977. А. Г. Асмолов.
БЕСТУЖЕВ Александр Федосеевич [24.11(5.12).1761—20.3(1.4).18Ю, Петербург], просветитель, публицист. Отец декабристов Бестужевых: Николая, Александра (лит. псевдоним Марлинский), Михаила, Петра. Окончил Греческую гимназию при Артиллерийском и инж. кадетском корпусе в Петербурге, был оставлен корпусным офицером. В 1789- 1790 на воен. службе. С 1800 правитель канцелярии Академии художеств и фак-тич. помощник през. графа А. С. Строганова. Совместно с И.П. Пниным издавал «Санкт-Петербургский журнал» (1798) по поручению и на средства либерально-просветительского кружка «молодых друзей» будущего имп. АлександраI(П. А. Строганова,H. H. Новосильцева, А. Е. Чарторыйского и др.). В журнале опубликовал свой трактат «О воспитании военном относительно благородного юношества» (в нек-рых номерах журнала назывался «О воспитании»). Трактат написан на основе изучения соч. философов античности и нового времени (М.Монтеня, Дж.Лок-ка, Ш. Л. Монтескье, Ж. Ж.Руссо), а также собств. опыта преподавания в кадетском корпусе. Вслед за Лок-ком Б. рассматривал воспитание как решающий фактор развития личности. Его цель и осн. методы определял, руководствуясь идеями И. И.Бецкого: необходимо воспитать трудолюбивых, полезных обществу граждан, умеющих подчинять личные интересы государственным. Обществ, воспитание предпочитал частному, подчёркивал особое значение примера добродетельных наставников, считал обязательным планомерное воспитание и обучение женщин; в отличие от Бецкого, большое значение придавал систематич. образованию. Признавая формирование будущих граждан делом гос-ва, отвергал идею естеств. воспитания Руссо. Проводил мысль о природном равенстве людей; кадетские корпуса предлагал сделать всесословными, обеспечив подготовку выпускников как к военной, так и к гражд. службе в зависимости от их естеств. склонностей. При этом предусматривал повышенные требования к детям дворянского сословия, т. к. они должны оправдать данные им привилегии образцовым поведением и ревностной службой отечеству. Разработал основы двухгодичного курса морали, предполагавшего формирование представлений о гражд. и семейных обязанностях, нравств. воспитание. Курс состоял из теоретич. части (наставления, беседы) и практич. упражнений. Определил последовательность изучения общеобразоват. и спец. дисциплин в соответствии с возрастными особенностями учеников. При переиздании трактата в 1807 отказался от мн. прогрессивных пед. идей и уделил осн. внимание воен. воспитанию.