ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 5273
Скачиваний: 25
Важнейший аспект юношеского самоопределения - выбор профессии, к-рая часто отождествляется с призванием. Но единство субъективных склонностей и способностей к определённой деятельности, в к-рой личность усматривает сферу самореализации, формируется постепенно. Выбор профессии предполагает оценку её соответствия интересам, способностям и социальным установкам личности, а также потребности в ней общества, причём критерии эти могут не совпадать. В этом аспекте работа школы предполагает, с одной стороны, деятельность системы профориентации, а с другой - практич. приобщение школьников к труду с учётом их индивидуальных особенностей, развитие инициативы и ответственности.
Ю. - весьма общительный, деятельный возраст. Принадлежность к коллективу и собственное положение в нём чрезвычайно важны для юношей и девушек. Важную роль играют неформальные группы общения, как правило, разновозрастные и подчинённые нормам специфич. юношеской субкультуры. В силу известной конформности юношеского возраста, для к-рого групповое «мы» часто авторитетнее всех прочих мнений, лидеры таких групп оказывают сильное влияние на подростков, особенно на т. н. трудных, к-рые в школе чувствуют себя изолированными и непризнанными. Педагогам школы важно детально знать круг и характер этих неформальных групп и оказывать на них соответствующее влияние.
Особенности юношеской субкультуры важны и для эстетич. воспитания. Мотивы юношеского чтения и др. форм худож. потребления и творчества, равно как и типы предпочитаемых жанров и произведений иск-ва, многообразны и изменчивы. Оценочные критерии подростков часто не совпадают с критериями взрослых, к-рым они кажутся слишком примитивными.
Огромное значение, наряду с разветвлёнными товарищескими отношениями, в юности имеет дружба. Юношеский канон дружбы, по сравнению с подростковым, заметно индивидуализируется и психологизируется, выдвигая на первый план ценности, связанные с развитием самосознания, - самораскрытие, понимание, искренность, интимность. Юношеская дружба большей частью бывает однополой, а её свойства, в т. ч. устойчивость, зависят от индивидуальных особенностей и потребностей участников. Отсутствие друзей переживается в юности весьма болезненно и воспринимается как личный недостаток.
Ю. завершает период полового созревания и является важным этапом психосексуального развития личности. Поскольку стать взрослым - значит стать мужчиной или женщиной, дифференциация половых признаков (телес-
651
ных, поведенческих и характерологических) и ролей, а также оценка своего соответствия подразумеваемым (и часто нереалистическим) эталонам «маскулинности» и «фемининности» составляет один из осн. стержней юношеского сознания и самосознания. С этим связано много драматич. переживаний. Напр., мальчики тяжело переживают своё отставание от сверстников в росте или появлении вторичных половых признаков и наличие у себя черт характера, к-рые кажутся им «немужскими»; и юноши и девушки весьма озабочены собственной внешностью. Вообще половые различия и связанные с ними представления о том, как должны вести себя «настоящий юноша» и «настоящая девушка», нередко гипертрофируются. Психол. различия между полами, измеренные с помощью спец. тестов, в этом возрасте также максимальны. Собственное половое созревание и в ещё большей степени влияние окружающих вызывают у юношей и девушек сложные эротич. переживания, фантазии и интересы. Юношеская гиперсексуальность, повышенная сексуальная возбудимость находит выход в мастурбации, к-рая у 15- 17-летних мальчиков является массовой, и сама по себе, вопреки распространённым представлениям, не влечёт к.-л. болезненных последствий. Рост эротич. интересов характерен и для девушек.
Сегрегация свободного общения мальчиков и девочек, типичная для мл. подростков, к-рые предпочитают однополые компании, постепенно исчезает, уступая место разносторонним контактам и совместной деятельности. Тем не менее взаимоотношения юношей и девушек весьма сложны. Их эротич. чувства и переживания на первых порах довольно примитивны; чтобы сочетать их с пси-хол. интимностью, к-рую подразумевает понятие любовь, подросткам необходимы определённые навыки и опыт общения, приходящие только с возрастом. Разобщённость любви и чувственности, к-рую всячески насаждает ханжеское антисексуальное воспитание, приводит к тому, что «чистая любовь» представляется подростку асексуальной, а чувственность - соблазнительной, но низменной и постыдной.
Под влиянием урбанизации и ряда др. социально-культурных сдвигов сексуальное поведение юношей и девушек в последние десятилетия существенно изменилось: раньше происходит половое созревание (см. Акселерация), раньше пробуждаются сексуальные интересы и начинается половая жизнь, причём возрастные границы в этом отношении между юношами и девушками резко сблизились; терпимее стало отношение к добрачным связям (оценка интимной близости зависит не столько от того, имела ли она место в браке или вне его, сколько от наличия или отсутствия любви); молодёжь всё более критически относится к т. н. двойному стандарту,
т с разным нормам сексуального поведения для мужчин и для женщин Эти изменения отражают общую тенденцию роста индивидуальной свободы в этой, как и в остальных, сферах человеческой жизни Но с ними сопряжены также серьезные проблемы и трудности известная неопределенность нормативных предписаний, на к-рые ориентируется молодежь, рост неустойчивости брака, высокий процент нежелательных беременностей и внебрачных рождений в юности, опасность распространения венерич заболеваний, снижение у нек-рых молодых людей чувства моральной и социальной ответственности за свою интимную жизнь и ее последствия Выход здесь тот же, что и в др сферах жизни, - рост свободы предполагает также рост ответственности и самоконтроля Задача состоит не в том, чтобы «уберечь» юношей и девушек от сексуальности, а в том, чтобы научить их управлять этой важной стороной своей жизни (см Половое воспитание)
Ранняя юность насыщена множеством новых эмоциональных переживаний Хотя в целом жизненный мир юноши кажется более упорядоченным, чем подростковый, многие юноши и девушки испытывают значит психол трудности Осознание своей индивидуальности, непохожести на других оборачивается у многих, даже общительных старшеклассников острым чувством одиночества и непонятости Новое чувство необратимости времени, без к-рого невозможна постановка вопроса о смысле жизни, сталкивает их с проблемой смерти Переживается она весьма остро у одних вызывает панический страх, у других - болезненное влечение к смерти, желание разрешить житейские трудности путем самоубийства Типичной массовой коммуникативной проблемой ранней юности выступает застенчивость, особенно тяжело переживаемая мальчиками, т к она противоречит эталону маскулинности Возраст 14—18 лет - критич период проявления разл психопатий В этом возрасте особенно резко проявляется характер, нек-рые из его свойств, не будучи сами по себе патологическими, тем не менее повышают вероятность пси-хич травм или отклоняющегося от норм поведения Даже сами нормативы пси-хич здоровья, устанавливаемые с помощью спец тестов, для юношеского возраста несколько иные, чем для взрослых Все это подчеркивает необходимость внимательного, индивидуального подхода, учитывающего половые, средо-вые и типологич особенности учащихся Ю - своего рода рубеж между детством и взрослостью, а «педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития» (Выготский Л С, Избр психол исследования, M,1956, с 277)
Сов система воспитания была по сути своей авторитарной Перемены в жизни России с нач 90-х гг дали юношам и
девушкам огромные преимущества перед их сверстниками из предшествовавших поколений вместо того чтобы покорно следовать предписаниям старших, они получили возможность самостоят выбора своего жизненного пути и право сойти с заранее проложенных для них дорог Однако эта свобода, особенно в условиях общего социального и духовного кризиса, чревата огромными издержками Совр юноши и девушки раньше взрослеют, у них стало меньше инфантилизма и иждивенческих настроений Но отсутствие социальных гарантий, резкое социальное расслоение общества и идейный разброд в нем способствуют вовлечению многих из них в криминальную деятельность Наблюдается рост молодежной преступности, наркомании, жестокости и сексуального насилия Нек-рые юноши и девушки попадают под влияние тоталитарных сект и полит экстремизма Увлечение специфически-молодежными формами иск-ва сопровождается падением интереса к классическому культурному наследию Выявился и необычайно обострился долгие годы скрывавшийся и отрицавшийся ценностный конфликт поколений отцов и детей
В этих драматич условиях родителям и педагогам необходимо помнить две тривиальные, но трудные истины Во-первых, при всех общих возрастных свойствах юноши и девушки не образуют целостной группы, они социально, типологически и психически различны, единого подхода к ним быть не может Во-вторых, авторитарные меры воспитат воздействий в этом возрасте, тем более в ситуации социального кризиса, принципиально не работают и, скорее, производят эффект бумеранга Чтобы способствовать взрослению юношей и девушек, необходимо максимально развивать их собственную активность, самостоятельность и ответственность, пытаясь не просто включить их в какие-то заранее указанные рамки и сферы жизнедеятельности, но пробудить и стимулировать их к самовоспитанию, дать ему правильное направление
Лит К о и И С, В поисках себя (Личность и ее самосознание),M,1984, его же, Психология ранней юности,M 1989, Формирование личности в переходный период от подросткового возраста к юношескому возрас ту, под ред И В Дубровиной,M,1987, Магун В С, Литвинцева А 3 Жизненные притязания ранней юности и стратегии их реализации 90 с и 80 с гг,M 1993, ЩепанскаяТ Б, Символика молодеж ной субкультуры, СПБ, 1993E r i k s o n E H, Identity Youth and cnsis, № V [1968],A d e l s o n J (ed),Handbook of adolescent psychology, № V,1980,HarrelmannK, Engel U (eds), The social world of adoles-cents, B - № V, 1989,B o s m a H A, Jackson A E (eds), Copmg and seif-con-cept m adolescence, Hdlb,1990,Jackson S, Rodriguez-Tome H (eds), Ado lescents and its social worlds L,1993
И С Кон.
ЮРКЕВИЧ Памфил Данилович [16(28) 2 1826, с. Липлявое Золотоношского у Полтавской губ, - 4(16) 10 1874, Москва], философ, психолог и педагог По настоянию отца-священника ркончил Киевскую духовную академию (1851) и был оставлен там в должности «наставника по классу фило-софич наук» В 1861 приглашен возглавить кафедру философии Моек унта Преподавал также историю философии, логику, психологию, педагогику Одновременно работал в учительской семинарии воен ведомства В 1869—73 декан ист -филол ф-та Моек ун-та
Гл сфера филос интересов Ю - антропология («Сердце и его значение в духовной жизни человека», «Тр Киевской Духовной академии», 1860, кн 1, отд 2, новое изд в кн Филос произведения, M,1990) В русле, близком славянофилам, особенно А С Хомякову (с его идеей целостного духа) и И В Киреевскому (с его учением о «живом средоточии» души), а также ФM Достоевскому (настаивавшему на вторичности «рассудочной способности» по сравнению с «хотением»), Ю развивал христ учение о сердце как глубочайшей основе человеческого существа и духовно-нравств источнике душевной деятельности Не в мысли, а именно в жизни сердца - переживании, чувствах, реакции - выражается индивидуальность С этих позиций Ю выступал против идеи самозаконности разума, лежавшей в основании нем классич философии, против интеллектуализма нового времени, усматривавшего в рациональном начале сущность человека Ю подчеркивал, что «не дерево познания есть дерево жизни», - ум есть лишь ее вершина, а корень же ее уходит в духовно-нравств побуждения, захватывающие человеческое сердце
Дальнейшее развитие воззрения Ю получили в ст «Из науки о человеческом духе», направленной против материализма, сторонником к-рого выступал, в частности, H Г Чернышевский (серия статей «Антропологич принцип в философии») Ю настаивал на невозможности в процессе познания отвлечения объекта от ощущающего и понимающего субъекта, поскольку представление о материи «самой по себе» - это чистая абстракция ума « изъяснить духовное начало из материального нельзя потому, что самое это материальное начало есть таково, каким мы знаем его в наших опытах» («Рус вестник», 1861, №4, с 105) В дискуссии с ИM Сеченовым Ю выражал взгляд на рефлекс как на чисто физиол понятие, относящееся лишь к «механич устройству» нервной системы «Эти же темы продолжили 4 статьи «Язык физиологов и психологов» («Рус вестник», 1862, № 4-g) P А Галецева
Религ -филос и психол идеи Ю определили характер его пед концепции В воспитании ребенка Ю решающую роль отводил формированию его духовного мира на основе христ этики Цель воспи-