ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 5262
Скачиваний: 25
94
М. — Л., 1931; 50. Г p и г. оp с в П. Н., Обзор изданий по статистике просвещения (1918—1930), М.-Л., 1931; 51. Г и — тель О., Желваков Н., Смирнова А., Сов. нач. и ср. школа за 15 лет Октября. Библиография, М. — Л., 1932; 52. Ск о сырев В. Н., Шурпе Э. Ю., Колганов Я. П., Шк. и подростковый возраст. (Библиографич. мат-лы), М., 1934; 53. А б л о вH. H., Пед. периодич. печать (1803—1916). Библиографич. обзор, М., 1937 [стеклограф]; 54. Весе лob M. О., Библ. важнейших уч. планов нач. и ср. общеобразоват. школы дорев. России: уч. планов нач. и ср. школы РСФСР с 1917 по 1937 вкл...., ИАПН РСФСР, 1951, в. 33; 55. Пискунов А. И., Сов. ист.-пед. литература (1918—1957). Систематич. указатель, М., 1960; 56. Хрустале— в а В. А., К истории высш. пед. образования в РСФСР, М., 1963; 57. Д и с п-р о в Э. Д., Сов. лит-ра по истории школы и педагогики дорев. России. 1918- 1977. Библиографич. указатель, М., 1979; 58. Доброва А. Д., Книги по дефектологии, вышедшие за 1948—1949, «Уч.-воспитат. работа в спец. школах», 1950, в. 1—2; 59. её же, Лит-ра по дефектологии, вышедшая в кон. 1949—1955; там же, 1951, в. 1—2; 1952, в. 4; 1953, в. 3; 1954, в. 3; 1955, в. 4; 1956, в. 4; 60. её же, Указатель статей, помещённых в сб. «Уч.-воспитат. работа в спец. школах» за 1941—1953, там же, 1949, в. 2; 1954, в. 4; 61. III а а б д уp а с у-лова М. Н., Дворцова Е. А., Дефектология. Указатель лит-ры на рус. яз., вышедшей в СССР, 1920—1973, М., 1975; 62. Указатель лит-ры, выпущенной Ин-том психологии за 50 лет (с 1917 по 1967), в. 1—6, М., [1967]; 63. Липатова Г. А., Проф.-тех. образование в СССР. Библиографич. указатель, [в. 1—2, 1917—1967], М., 1960—70; 64. Милкова В. И., Высш. образование в СССР и за рубежом. Библиографич. указатель книг и журнальных статей, [в. 1—3], М., 1972—85; 65. Университетское образование в СССР и за рубежом. Библиографич. указатель рус., сов. и иностр. лит-ры, ч. 1—3, М., 1966- 1981 (ч. 1 [за 1950—1960], 1966; ч. 2 [за 1961—1967], 1974; ч. 3[за 1973—1977р, 1981; 66. Сов. и заруб, ун-ты. Аннотиров. указатель лит-ры [за 1968—1972], М., 1975: 67. [X p у с т а л с в а В. А.], К. Д. Ушинский. Библиографич. указатель, М., 1952; 68. К. Д. Ушинский. Библиографич. указатель трудов и лит-ры о жизни и деятельности (1848- 1984), М., 1985; 69. [Хрустале— в а В. А.], А. С. Макаренко. Библиографич. указатель, М., 1959; 70. [Р у дае— в а И. М., Т уp и ч И. М.], А. С. Макаренко. Указатель трудов и лит-р о жизни и деятельности, М., 1978; Н. К. Крупская. Библиография трудов и лит-ры о жизни и деятельности, кн. 1—2, М., 1969—73; 72. Д о бp о в а А. Д., Указатель диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора пед. наук, защищенных в высш. уч. заведениях и н.-и, ин-тах Москвы [за 1933—1952], СП, 1940, № 8; 1945, № 5—6, 11; 1951, N° 5, 6, 8; 1953, МЬ 7; 73. Докторские диссертации по пед. наукам. Библиографич. указатель. Под ред. Н, К. Гончарова, М., 1961; 74. Булгаков В. Ф., Диссертации, защищенные в ин-тах АПН РСФСР за 1944—1961, М., 1962.
Лит.: Библиография. Общий курс, М., 1981; Чернет О. П., Я ж г. у и ог-ры 71.в и ч Л — А., Уч.-пед. книга. Издания по вопросам культуры и печати, М., 1982; К и р-пичева И. К., Библиография в помощь науч. работе, Л., 1958; Библиографич. поиск в науч. работе. Справочное пособие-путеводитель, М., 1982. В. Г.Кирпичникова.
Зарубежная библиография
Первые издания появились в Германии в кон. 18 — нач. 19 вв.: многоязычный систематич. указатель филос. и пед. лит-ры за 1785—95 («Verzeichniss in der philosophischen und pädagogischen Literatur in den Jahren 1785bis 1795»,Weimar, 1795—99).B 1805—08 выходили ретроспективные обзоры нем., франц., швед. пед. лит-ры за 18 в. П. Эрдмана(E r d m a n Р.,Übersicht der pädagogischen Literatur von ihrem Anbeginn bis zum Schlüsse des XVIII Jahrhunderts, Lpz.). В «Библиографич. б-ке» Ю. Петц-хольда(Petzhold J., Bibliotheca bibliographica, L., 1866) — выборочном междунар. указателе библиографич. пособий, составленном по систематич. принципу, — пед. лит-ра со 2-й пол. 18 в. по 1863 представлена в 4-й части. Издание Нем. пед. библиотеки «Пед. лит-ра прошлых столетий...»(«Pädagogisches Druckgut vergangener Jahrhunderte. Ein erziehungsgeschichtlicher Quellennachweis aus den Beständen der Deutschen Lehrer-Bücherei anlässlich ihres fünfzigjährigen Bestehens», B., 1925) содержит 4 тыс. назв. книг 16—19 вв. по общим вопросам педагогики, истории педагогики, отд. отраслям воспитания, частным методикам и др. разделам педагогики.
Во Франции начало Б. п. отмечено изданием парижским Пед. музеем мат-лов и док тов по школе («Catalogue des ouvra-ges et documents», v. 1—3,P., 1886—89). Ретроспективную Б. п. содержит издание «Каталог пед. соч. 16 в.» Ф. Бюиссона (Вu i s s o n F., Repertoire des ouvrages pedagogiques du 16siecle, P., 1886) с подробным библиографич. описанием и справочным аппаратом. В «Руководстве по общей библиографии» А. Штейна(Stein A., Manuel de bibliographie generale, Р., 1897) нашла отражение и лит-ра по педагогике.
Среди первых Б. п. в США — систематич. указатель книг и статей по педагогике Дж. Холла (Hall G. S., M an s fiel d J. M., Hints towards a select and descriptive bibliography of education, Boston, 1886) и «Пед. библиография» У. Монро (M o n r o e W. S., Bibliography of education, N. Y., 1897), включающая пед. лит-ру на англ. яз. (3200 назв. по 125 разделам). Во 2-й пол. 19 в. Нац. пед. ассоциация систематически публиковала указатели трудов по педагогике и нар. образованию, в 1907 вышел сводный ретроспективный указатель за 1857—1906«Index to publications of the National Educational Association, 1857—1906»,Winona (Minn.), 1907. В нач. 20 в. в США изданы многотомные пед. библиографич. указатели по проф. ориентации и проф. подготовке, трудовому обучению, по эксперим. педагогике, дет. психологии и т. д. Выпущен ретроспективный указатель по ср. образованию(Locke G. H., A bibliography of secondary education, v. l—10, Chi. j 1903).
Среди источников заруб. Б. п. — универсальные библиографич. пособия и путеводители, напр. «Источники библиографич. труда» Л. Мальклеса (М а 1 с 1 ё s L., Les sources du travail bibliographique, Gen., 1950—58), руководство В. Тотока и Р. Вайцеля (Т о-t o k W. und W e i t z e l R., Handbuch der bibliographischen Nachslagewerke, Fr/M., 19592) и др. Указатели библиографич. пособий также учитывают пед. библиографию: 4-томная библиография Т. Бестермана<-Междунар. библиография библиографий»(Bestermann T h., A worid bibliography of bibliographies and of bibliographical catalogue, v. l—4,Gen., 1955—561), указатель Междунар. ин-та пед. планирования при ЮНЕСКО (Сa r t e r Р.,Bibliographie de bibliographies, Р.,UNESCO, 1979) и др. издания.
Оперативная система информирования о пед. лит-ре сложилась после 2-й мировой войны. Во всех развитых странах были созданы органы текущей Б. п. (пед. б-ки, пед. ассоциации, службы информации и документации при н.-и, учреждениях по пед. наукам и при ведомствах просвещения, нац. центры пед. исследований и т. д.), к-рые регулярно издают библиографич. указатели" пед. лит-ры (см. в «Списке зарубежной библиографии», 1 — 12).
Большинство текущих указателей издаются сериями по виду источника: книги, статьи (отдельно отечественные и иностранные), диссертации, офиц. издания и т. д. Мн. издания по Б. п. имеют разработанную систему справочно-поис-кового аппарата (авторские, предметные, тематич., геогр. указатели), дробную рубрикацию к каждому документу, ключевые слова-указатели, отсылки, обширный справочно-поисковый аппарат, напр. нем. (ГДР) указатель (10), построенный по словарному принципу, амер. «Указатель пед. лит-ры» (7), франц. «Сигнальный бюллетень» (6) и др.
Выходит большое число тематич. текущих указателей по отд. разделам или проблемам (13—20); они, как правило, отражают мировую пед. лит-ру. Особую роль при составлении текущей Б. п. играет периодика. На мат-ле пед. журналов базируются амер. указатели по психологии (19) и «Указатель пед. лит-ры» (7), польск. указатель по вопросам теории и практики учительского труда (17), указатели Центр, б-ки Карлова ун-та (Чехословакия) по общей дидактике (16), дидактике химии (14), физики, географии, биологии (13), математики и др. указатели. Публикуются также указатели по всему комплексу пед. проблем и отд. разделам: ретроспективные библиографии за 10—30 лет (21—29); тематич. указатели за 1—2 года (30—35), напр. 4-томный указатель лит-ры по методике преподавания географии за 1968- 1980, издан в ФРГ (27); указатель К. Ричмонда по педагогике и просвещению, дефектологии, дет. и пед. психологии с обзорными критич. статьями перед каждым разделом — в Великобритании (25); указатель по проф. педагогике — в Польше (29); указатель лит-ры по эстетич. воспитанию школьников — в Словакии (31) и др.
Значит, место занимают библиографич. указатели, поев, учёным-педагогам и деятелям нар. образования. Почти ежегодно выходят библиографич. указатели о жизни и деятельности Я. А. Коменского (37, 40). Среди наиб, значительных — указатели, поев. К. Г. Зальцману (39), В. Рат-ке (41), Ф. Фребелю (38), болг. указатель о К. Д. Ушинском (36) и т. д. В их подготовке участвуют неск. стран.
В 1970—80-х гг. активизировалось сотрудничество в области Б. п. Международное бюро просвещения публикует «Ежегодник пед. библиографии»(«Bibliographie pedagogique annuelle du Bu-reau international d'education», Gen., 1925и тематич. ежеквартальный анно-тиров. многоязычный бюллетень «Пед. документация и информация»(«Educational documentation and Information i», Р., 1926, освещающий актуальные пед. проблемы в странах мира. Выпущены: «Генеральный каталог изданий ЮНЕСКО»(«Catalogue general des publications de l'UNESCO, et des publications parues sous les auspices de l'UNESCO, 1946—1959»,P., 1962) и совм. с МБП «Междунар. путеводитель» по пед. лит-ре 95 стран мира за 1955—60(«International guide to educational documentation», Р., 1963), по нац. системам образования(«World survey of education», v. l—5,P., 1955- 1971); обзоры законодат. док-тов и ряд тематич. указателей:«Co-operative educational abstracting Service (CEAS)», Р., 1969«IERS. Awareness list: lifelong education», Gen., 1976 «IERS. Awareness list: educational technology», Gen., 1977
Б. п. издают региональные центры пед. исследований и библиографич. информации (Европ. центр досуга и образования, Междунар. ин-т планирования и образования, Европ. информац. центр по повышению квалификации учителей при Карловом ун-те в Праге и т. д.).
В большинстве заруб, науч. работ обширная прикнижная библиография имеет самостоят, науч. значение и иногда составляет значит, часть издания. Нек-рые пед. журналы публикуют через определённые промежутки времени (10—15 лет) кумуляцию всех статей в отд. выпуске.
Список зарубежной библиографии
Текущая педагогическая библиография
Общие указатели: 1. Bibli-ografia brasileira de educacäo, Rio de J., 1954 2. Bibliografie pedagogicä, Buc., 1963 3. Bibliographie annuelle de la recherche francaise en education, P., 1980 4. Bibliographie Pädagogik (Dokumentationsring Pädagogik), Fr./M. — B. — Münch., 1966 5. British education in-dex, L., 1954 6. Bulletin sygnaletique. See. 520. Pedagogie (Centre national de la recherche scientifique), P., 1970 7. Education index, N. Y., 1929 8. In-dian education abstracts, New Delhi, 1955 9. Legislaciön educativa, Viedma, 1981 10. Pädagogik-Bibliographie. Ser. A, B. (Akademie der Pädagogischen Wissenschaften der DDR. Directorat für Pädagogische Information), B., 1973 11. Pe-dagogicky bibliograficky spravodaj SSR. Ser. A, B, Bratislava, 1974 12. Pfehled pedagogicke literatury. Ser. A, B, Praha, 1949
Тематические указатели: 13. Дидактика биологии. Информац. бюл., Прага, 1978 14. Дидактика химии. Информац. бюл.. Прага, 1976 15. Дошк. воспитание. Информац. бюл., Прага, 1977 16. Общая дидактика и пед. психология. Информац. бюл., Прага, 1977 (все — Центр, б-ка. Информац. и документальный центр. Карлов ун-т. Пед. ф-т); 17. Bibliografia analyticzna polskiego pismiennictwa pedeutologicznego, Warsz., 1976 18. Bibliographie Spzialisation und Sozialpädagogik. Eine periodische Literaturdokumentation (Deutsches Jugendins-titut. Arbeitsgruppe Dokumentation), Münch., 1977 19. Psychological abstra-cts. Nonevaluative summaries of the world's literature in psychology and related disciplines, Wash., 1927 20. Research studies in education, Homewood (111.), 1953
Ретроспективная библиография
Общепед. и тематич. указатели: 21. Bibliographie zur Frühpädagogik, bearb. von H. Kochan-Doderlein [u. a.], Institut für Frühpädagogik, Münch. Pullach beim München, 1972; 22. С z e r-n i e w s k i W., Bibliografia pedagogiki 1958—1970, Warsz., 1976; 23. E l e k o-v ä E., Slovenskä pedagogickä tvorba v rokoch 1918—1934. Knizne publikäcie a materiäly. Registrujuca bibliografia, Bratislava, 1973; 24. Polska bibliografia pedagogiczna, 1944—1951, t. l, cz. 1—3, Wroctaw, 1955—57; 25. Ri с h-m o n d W. K., The literature of education. A critical bibliography, 1945—1970, L., 1972; 26. Schmidt H., L ü t z e n-kirchen F. J., Bibliographie zur Schu-lorganization und zur Reform des Bildung swesens, Zeitschriften nachweis 1947—1967, Bd l, Weinheim [e. a.], 1969; 27. S p e r—1 i n g W., Geographieunterricht und Landschaftslehre: Sachstandsberichte und Bibliographisches Handbuch 1968 bis 1979/80, Bd 1—4, Duisburg, 1981—82; 28. Van O u a n g J. — P., Sciences et technology de l'education. Bibliographie analytique, [Tournai, 1974]; 29. W i e с z o r e k B., Pedagogika pracy. Materiäly bibliograficz-ny za lata 1945—1972, cz. 1—2, Warsz., 1981.
Библиография педагогической литературы за короткий период (1—2 г.)
Общепед. и тематич. указатели: 30. ТодороваР., Узу-яова И., Проблеми на учебника. Биб; лиография, София, 1976; 31. Estetickä vychova. Bibliografia Slovenskä ped. kniz-nica a ustav skolskych informäcn, Brat1981; 32. Cordasco J., B r i с k-m a n W., A bibliography of American educational history, N. Y., 1975; 33. Magyar pedagögiai irodalom. 1982, resz. l—4, Bdpst, 1983 34. Sedlaköva L., Specialni pedagogika (Defectologie). Bib-liografie, Brno, 1983; 35. Vangermain H., Machler Fr., Literatur über Probleme der Lehrerbildung (DDR und Westdeutschland). Eine Auswahlbibliographie, B., 1968.
Биобиблиографические указатели
36. Тодорова Р., К. Д. Ушински в Белгария. Библиография (по случай 150 години от рождението му), София, 1974; 37.Pokorny L., Bibliografie kniznich komenian, 1945—1982, Praha, 1983; 38. Kaiser M., F. W. A. Frö-bel (1782—1852). Auswahlbibliographie, B., 1977; 39. P f a u с h W., R ö d e r R., C. G. Salzmann-Bibliographie, Weimar, 1981; 40. J. A. Komensky. Zum 300-jährigen Todestage, B., 1970; 41. Vangermain H., M ach ler F., Zum 400. Geburtstag von W. Ratke, B., 1971.
T. В. Тимонова.
БИБЛИОТЕКИдля детей и юношества, в Рос. Федерации внешк. культ.-просвет, учреждения. Комплектуют, хранят, выдают для чтения и пропагандируют лит-ру, вошедшую в круг дет. и юношеского чтения.
Существуют самостоятельные дет. и юношеские Б., школьные Б., Б. др. уч. заведений, дет. домов, интернатов, санаториев, внешк. учреждений. В Б. для взрослых имеются дет. и юношеские структурные подразделения. В фондах Б. представлена науч.-популярная, ху-дож., справочная лит-ра, периодич. издания, грампластинки, диафильмы, слайды и др. материалы; метод, лит-ра для родителей, учителей, воспитателей, библиотечных работников. Организована спра-вочно-информац. служба, ведётся пропаганда библиотечно-библиографич. знаний. Б. приобщают учащихся к система-тич. чтению, прививают им навыки самостоят, работы с книгой, воспитывают культуру чтения, формируют потребности детей в информации; оказывают науч.-метод. и библиографич. помощь всем руководителям чтением; ведут индивидуальную и массовую работу с читателями с учётом их социально-демографич. и психол. особенностей; устраивают выставки, беседы, читательские конференции, вечера, встречи с интересными людьми, при них работают кружки, клубы юных книголюбов и др.
Детские библиотеки обслуживают детей дошк. и шк. возраста до 14 лет и руководителей дет. чтения. Единичные дет. Б. в России создавались с 70-х гг. 19 в. на средства пед. и культ.-просвет, об-в, частных лиц. Первая дет. Б. обществ, пользования открылась в 1870 в Кронштадте. Подобные Б. работали в Москве (Б. Бередниковой; при Об-ве распространения техн. знаний), Кишинёве (Б.-читальня им. А. С. Пушкина), Петербурге (при Об-ве дошк. воспитания), а также в Нижнем Новгороде, Перми и др. Самостоят, дет. Б. организовывались после Революции 1905—07. В 1910—11 основаны дет. Б. в большинстве крупных городов и провинциальных центров. После Всерос. съезда по библиотечному делу (1911) появились бесплатные Б. и дет. отделения при гор. Б. Осн. масса детей обслуживалась через Б. уч. заведений.
Самостоят, сеть дет. Б. начала формироваться в 1917—19. Открылись центральные дет. Б. — губернская в Пензе, уездные или городские в Пскове, Ростове и др. В большинстве населённых пунктов страны детей обслуживали дет. отделения и филиалы уездных и районных Б. В 1920 декретами СНК РСФСР дет. Б. включены в единую гос. библиотечную сеть.