ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 5274
Скачиваний: 25
Совр. сеть дет. Б. включает респ., краевые, обл., городские и районные Б., к-рые объединены в самостоятельные централизов. системы или являются филиалами смешанных централизов. библиотечных систем. Возрастные подразделения объединяют абонемент и читальные залы для детей дошк. и мл. шк. возраста, ср. и ст. шк. возраста. Дет. Б. — метод, и координац. центры для Б. всех систем и ведомств, тесно взаимодействуют с Б. школ и внешк. учреждений.
Юношеские библиотеки обслуживают читателей в возрасте от 14 до 20 лет. Первой создана Моск. гор. юношеская Б. (1941). Респ., обл., краевые юношеские Б. являются метод, центрами по работе с молодёжью для др. Б. Наряду с обще-образоват. деятельностью юношеские Б. ведут работу по проф. ориентации и проф. адаптации молодёжи, выпускают метод, библиографич. пособия по пропаганде книги и руководству чтением, организуют исследования по проблемам чтения.
96
Школьные библиотеки — структурные подразделения школы. В России создавались при гимназиях, кадетских корпусах, реальных уч-щах и др. уч. заведениях. Школьный библиотекарь работает в тесном контакте с пед. коллективом, с общественными организациями; является членом пед. совета, активно участвует во внеурочной работе школы. Основу фонда шк. Б. составляет лит-ра, предусмотренная в уч. программах, в т. ч. издания для внеклассного чтения, книги серии «Школьная библиотека», «Библиотека мировой лит-ры для детей», пособия в помощь факультативным занятиям. Б. осуществляют выдачу учащимся учебников.
Лит.: Крупская Н. К., О библиотечном деле, т. 1—4, М., 1982—85; её же, О дет. лит-ре и дет. чтении. Избранное, М., 1979; Руководящие мат-лы по библиотечному делу. [Справочник], М., 1988; Справочник библиотекаря, М., 1985; Руководство чтением детей в б-ке. [Учебник для библиотечных ф-тов ин-тов культуры],M., 19768; Библиотечное обслуживание детей в условиях централизации. Сб. мат-лов, М., 1976; О работе шк. б-ки. Метод, рекомендации,M., 1981j Осн. направления и принципы взаимодействия дет. и шк. б-к в обслуживании школьников 1—8 кл. Сб. науч. тр., Л., 1981; Дифференцированное руководство чтением детей. Л1983; Б-ка — школьнику, М., 1986; Б-ка и юный читатель, М., 1987; Библиотечно-библиографич. знания — школьникам,M.. 19893; Валькова В. Г., Спаль А. Н., Книжкин дом, М., 1990.Н. В. Бубекина.
БИБЛИОТЕКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ, науч.-информац. и культ.-просвет, учреждения в области пед. наук и нар. образования. Государственная научно-педагогическая библиотека имени К. Д. Ушинско-го РАО (ГНПБ) — крупнейшая в Рос. Федерации отраслевая б-ка со спе-циализиров. фондом лит-ры по педагогике, психологии и смежным наукам; справочно-библиографич. и науч.-метод, центр для б-к соответств. профиля в Рос. Федерации. Ведёт историю с 1925, когда при информац. отделе Наркомпроса РСФСР была организована справочная б-ка. В 1932 б-ка слилась с фондами Центр, пед. б-ки при отделе науч. педагогики и на этой базе создана Центр, б-ка по нар. образованию Наркомпроса РСФСР. В 1939 пополнилась литературой б-ки НИИ школ Наркомпроса РСФСР и переименована в Гос. б-ку по нар. образованию. В 1944 включена в систему науч. учреждений АПН РСФСР, с 1966 — АПН СССР, с 1991 — РАО. В 1945 ей присвоено имя К. Д. Ушинского. С 1969 совр. назв.
На 1 янв. 1992 в общем фонде лит-ры ГНПБ насчитывалось ок. 2 млн. экз. произведений печати (не считая газет), в т. ч. св. 1,1 млн. экз. книг и ок. 300 тыс. журналов отеч. издания, св. 130 тыс. экз. книг и 190 тыс. журналов на иностр. языках. Хранятся уникальные первопечатные издания и редкие пед. книги, дорев. и совр. лит-ра; собрание учебников и уч. пособий, программ и метод, материалов по ср. общеобразоват. школе; коллекция отеч. букварей дорев. периода и первых лет сов. власти на рус. языке. В фонде периодики содержится св. 1250 наименований журналов пед. тематики, изданных в 1803—1917; ок. 500 наим. изданий, вышедших после 1917, в т. ч. журналы до культурному строительству и нар. образованию. В б-ке имеются: служебный генеральный алфавитный каталог, читательские алфавитные и систематич. каталоги, генеральная систематич. картотека «Пед. науки. Нар. образование. Пед. психология», а также тематич. картотеки. Ежегодно б-кой пользуется св. 170 тыс. читателей, в т. ч. 75% — учёные и специалисты в области педагогики и нар. образования, 15% — студенты пед. вузов. Ок. 1500 организаций и учреждений б-ка обслуживает по межбиблиотечному абонементу. Ежегодно выдаётся св. 500 тыс. экз. произведений печати, десятки тысяч библиографич. справок. Постоянно функционирует выставка новой лит-ры, широко практикуются разл. тематич. книжные выставки, проводятся обзоры лит-ры по актуальным проблемам педагогики и нар. образования, организуются дни специалистов, встречи с редакциями пед. журналов, учёными.
ГНПБ — центр по подготовке пед. библиографич. пособий. Б-ка составляет текущий библиографич. указатель «Лит-ра по пед. наукам и нар. образованию» (с 1951 ежеквартально). Среди трудов б-ки указатели «Пед. библиография» за 1924—1930; 19Э1—1935; 1936—1940; с 1983 издаются отд. выпуски этого указателя за 1941—1949. Готовит рекомендательные библиографич. пособия для учителей и др. работников нар. образования.
Налажен книгообмен с науч. пед. учреждениями, б-ками и др. орг-циями, в т. ч. и заруб, гос-в, с 1984 является депозитарием материалов ЮНЕСКО по вопросам педагогики и нар. образования. Имеет филиалы в учреждениях РАО и Мин-ва образования Рос. Федерации.
H. H. Гудков.
В 1991 гос. науч. пед. б-ки действовали в Грузии, Белоруссии, Литве, Узбекистане, Азербайджане, Казахстане, на Украине, Эстонии.
Библиотека по народному образованию имени Я. С. Гогебашвили. Осв. в 1927 в Тбилиси как б-ка Наркомпроса Грузии. В 1930—37 входила в состав Ин-та повышения квалификации учителей, в 1937- 1940 б-ка НИИ педагогики, с 1940 самостоят, респ. учреждение. В фондах б-ки (на 1 янв. 1990) ок. 500 тыс. книг, св. 700 тыс. печатных единиц журналов. В фонде редких изданий архив попечителя Кавказского уч. округа, материалы Об-ва распространения грамотности среди грузин (1879—1927), лит-ра по истории груз, азбуки с 18 в., личные б-ки ряда груз, обществ, деятелей. Ведутся предметно-тематич. картотеки «Нар. образование. Пед. науки», «Персоналия груз, педагогов» и др. Ежегодно обслуживает ок. 24 тыс. читателей. Имеются читальный зал, пункты выдачи лит-ры в отделах нар. образования, школах.
Изданы указатели: «Библиография груз, букваря» (1941, I9602), «Библиография Я. С. Гогебашвили» (1940, 1961S) и др.
Научная педагогическая библиотека Республики Беларусь. Осн. в 1965 в Минске на базе 6-к НИИ педагогики и респ. ИУУ. В фондах б-ки (на 1 янв. 1990)св. 400 тыс. экз. произведений печати. Имеет справоч-но-библиографич. фонд, ведётся картотека «Нар. образование в Белоруссии» (на рус. и белорус, языках, охватывает материалы с 1917). Ежегодно обслуживает св. 8 тыс. читателей. Выпушены фундам. библиографич. указатели: «Просвещение в Белорус. ССР за 50 лет Сов. власти» (1973), «Библиографич. указатель печатных работ сотрудников НИИ педагогики Минпроса БССР (1929—1978)» (1979), ежеквартально выходит указатель новой лит-ры по пед. наукам и нар. образованию, поступившей в б-ку.
Научная педагогическая библиотека Литовской Республики. Осн. в 1963 в Вильнюсе как респ. шк. б-ка Мин-ва просвещения; закрыта в 1991. В фондах б-ки (на 1 янв. 1990) св. 140 тыс. экз. книг. Имелся богатый справочно-библиогра-фич. фонд. Ежегодно обслуживала св. 8 тыс. читателей, в т. ч. через пункты выдачи лит-ры в опорных школах. Велась систематич. картотека «Нар. образование в Литов. Республике» (на рус. и литов. языках). Издавались метод, справочные пособия для шк. библиотекарей.
Научная педагогическая библиотека Республики Узбекистан. Осн. в 1981 в Ташкенте на базе б-ки НИИ пед. наук им. Т. Н. Кары-Ниязова, к-рая функционировала с 1934. В фондах (на 1 янв. 1990) св. 300 тыс. экз. изданий, в т. ч. богатое собрание пед. лит-ры дорев. периода. Ежегодно б-кой пользуется 5 тыс. читателей. Имеются филиалы. Ведётся картотека «Нар. образование. Пед. наука».
Научная педагогическая библиотека Азербайджанской Республики. Осн. в 1983 в Баку в результате объединения б-к респ. и гор. ИУУ. В фондах (на 1 янв. 1990) св. 59 тыс. экз. изданий. Ежегодно обслуживает ок. 18 тыс. читателей.
Научи ая педагогическая библиотека Республики Казахстан. Осн. в 1984 в Алма-Ате на базе б-ки НИИ пед. наук. В фондах (на 1 янв. 1990) св. 90 тыс. экз. изданий. Ежегодно обслуживает ок. 4 тыс. читателей.
Научная педагогическая библиотека Эстонской Республики. Осн. в 1985 на базе б-ки респ. ИУУ. В фондах (на 1 янв. 1990) св. 130 тыс. экз. изданий. Ежегодно обслуживает св. 6 тыс. читателей.
Львовская областная научно-педагогическая библиотека. Осн. в 1926 как гор. учительская б-ка на средства общественности. Совр. статус с 1939. В фондах (на 1 янв. 1990) ок. 400 тыс. экз. изданий. Хранятся редкие издания, уникальный «галицкий фонд» лит-ры; выделен справочный фонд. Ведётся систематич. картотека «Нар. образование. Педагогика». Ежегодно обслуживает св. 9 тыс. читателей. Имеются пункты выдачи в школах и метод, кабинетах отделов нар. образования.
Библиотеки пед. научно-исследовательских институтов действуют как
97
структурные подразделения этих учреждений. Располагают фондами спец. лит-ры. С наибольшей полнотой собирается лит-ра в соответствии с профилем ин-та.
Крупными фондами науч. лит-ры по педагогике и нар. образованию располагают универсальные нац. б-ки, а также б-ки ун-тов и пед. вузов. Г. В. Чулкина,
БИКЧУРИН(Бекчурин) Мирсалих Мурсалимович (1819, Оренбург, — после 1887?), башк. педагог, просветитель, этнограф. В 1930—38 учился в оренбургском Неплюевском воен. уч-ще. В 1841-< 1878 преподавал там же и в др. уч. заведениях араб., перс., башк. и тат. языки. В 60—70-х гг. участник походов рус. армии в Ср. Азию. Составил «Нач. руководство к изучению араб., перс, и тат. языков...» (1859, 18692), в к-ром предпринял попытку систематич. изложения фонетич. и грамматич. строя башк. яз. в сопоставлении с др. языками. Книга служила также для обучения башкир рус. языку. Ориентировался на звуковой метод обучения грамоте. В сб. статей «Туркестанская область» (1872)выступил с критикой религ. фанатизма и нац. обособленности. Критиковал схоластич. методы обучения в мусульм. уч. заведениях; пропагандировал введение светских предметов, приобщение башк. населения к совр. науке. Одним из первых начал собирать башк. фольклор. Опубликовав его образцы в своей записи (с использованием араб, графики), выступил как зачинатель башк. письменности. Первым из башкир избран членом Рус. геогр. об-ва.Лит.: Биобиблиография, словарь отеч. тюркологов. Дооктябрьский период. Под ред. А. Н. Кононова,M., 19892; В и л д а-нов А. ХКунафин Г. С., Башк. просветители-демократыXIXв., М., 1981.
БИНЕ(Binet) Альфред (8.7.1857, Ницца, — 18.10.1911, Париж), франц. психолог. Возглавлял (1895) лабораторию фи-зиол. психологии в Сорбонне. В 1894 основал «Ежегодник по психологии»(«L'Annee psychologique», совм. с Т. Ри-бо). В 1899 открыл совм. с Ф. Бюиссоном лабораторию эксперим. педагогики. Исследовал особенности мышления у знаменитых вычислителей и шахматистов, проблему умственного утомления, интеллектуального развития детей, психофи-зич. проблему.
Б. совм. с Ш. Фере, В. Анри, Т. Симоном экспериментально изучал механизмы и закономерности психич. регуляции поведения. Пионер применения эксперим. методов к изучению высш. психич. функций, прежде всего мышления; разработал и усовершенствовал ряд исследовательских и диагностич. методов: опросники, тесты, метод клинич. беседы. Придерживаясь первоначально постулатов ассоциативной психологии, Б. в дальнейшем отверг их и трактовал процесс мышления не как сочетание образов (идей) по законам ассоциации, а как оперирование общими схемами решения жизненно важных для субъекта задач. Эти схемы рассматривались как целостные образования, соотносимые с целью мыслительного акта. Б. отмечал, что «считает целью мышления деятельность и ищет саму суть мышления в системе деятельности» («L'Annee psychologique», 1908, р. 145). Значит, влияние на психологию оказали работы Б. по диагностике умственного развития ребёнка. Для отбора умственно отсталых детей в спец. школы он разработал шкалу развития интеллекта, в основе к-рой лежит идея различия хронологич. и умственного возраста. Создал систему простых испытаний для соответствующих измерений (Б. — Симона тест, 1905). Введённые Б. критерии тестовых испытаний легли в основу ряда диагнос-тич. методик. В модифициров. виде тест Б. используется в совр. психологии для диагностики умственного развития (см.Тесты).
Соч.: La suggestibilite, Р., 1900;L'etude experimentale de l'intelligence, Р., 1903; в рус. пер. — Психология умозаключения..., М., 1889; Умственное утомление, М., 1899 (соавт.); Введение в эксперим. психологию, СПБ, 19032 (соавт.); Душа и тело, М., 1910; Совр. идеи о детях, М., 1910; Ненормальные дети.M., 19li (соавт.); Методы измерения умственной одаренности. Сб. статей, [Херсон], 1923 (соавт.).
Лит.: Эксперим. психология, ред.-сост П. Фресс и Ж. Пиаже, пер. с франц. в. 1—2, М., 1966, гл. 1; Ярошев с к и и М — Г., История психологии, М. 19853, ч. 2. гл. 11;Bertrand F.-L. A. Binet et son Oeuvre, P., 1930;Z uz a F. A. Binet et la pedagogie experimentale, P. 1948.M. Г. Ярошевский.
БИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ЗАКОН, сформулирован в 1866 нем. учёным Э. Гек-келем. Согласно Б. з. индивидуальное развитие организма особи (онтогенез) является сокращённым и сжатым повторением (рекапитуляцией) важнейших этапов эволюции вида (филогенеза). Факты рекапитуляции (напр., закладка жаберных щелей у зародышей наземных позвоночных) были известны ещё до появления эволюц. учения Ч. Дарвина, к-рый в 1859 дал им естеств.-ист. объяснение: стадии развития зародышей воспроизводят древние предковые формы. Он рассматривал рекапитуляцию как фундам. закономерность эволюции органич. мира. Нем. эмбриолог Ф. Мюллер в 1864 подкрепил принцип рекапитуляции данными из истории развития ракообразных. Геккель придал этому принципу форму Б. з., схематизировав при этом дарвиновские представления.
Б. з. сыграл важную роль в биологии, стимулировал эволюц. исследования в эмбриологии, сравнит, анатомии и палео-логии. Вокруг Б. з. развернулась актуальная и для 20 в. острая и содержательная дискуссия, в ходе к-рой были выдвинуты разные теории соотношения онтогенеза и филогенеза организмов. Значит, вклад в теоретич. разработку проблем Б. з. внесли рус. биологи А. Н. Северцов, И. И. Шмаль-гаузен и др.
В связи с проникновением в психологию идей эволюц. биологии в кон. 19 — нач. 20 вв. были предприняты попытки использовать Б. з. для объяснения механизмов смены стадий в развитии психич. функций и форм поведения у животных и человека.
Лит.: Дарвин Ч., Происхождение видов.... Соч., т. 3, М. — Л., 1939; Мюллер Ф., Геккель Э., Осн. биогенетич. закон, М. — Л., 1940; Северцов А. Н., Морфологич. закономерности эволюции, М.-Л1939; Шмальгаузен И. И., Организм как целое в индивидуальном и ист. развитии, М. — Л., 1942.
БИОЛОГИЯ, уч. предмет в школе; основы знаний о живой природе. Отражает совр. достижения наук, изучающих строение и жизнедеятельность биол. объектов всех уровней сложности (клетка, организм, популяция, биоценоз, биосфера). Шк. курс Б. включает разделы: ботаника, зоология, анатомия, физиология и гигиена человека, общая Б.