ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 5272
Скачиваний: 25
академии культур (Париж) и Папской академии обществ, наук (Рим).
Ю. Н. Попов.
АВСТРАЛИЯ(Australia), Австралийский Союз, гос-во на материке Австралия, о. Тасмания и мелких о-вах. Федерация 6 штатов и 2 территорий. Пл. 7,7 млн. км2. Нас. 16,3 млн. чел. (1987). Офиц. яз. — английский. Столица — Канберра.
Первые нач. школы для переселенцев из Великобритании осн. миссионерами в нач. 19 в. Ср. школы, как правило конфессиональные (англиканские, католич. и др.), появились в 30—40-е гг. В сер. 19 в. были созданы первые ун-ты (в Сиднее, 1850, в Мельбурне, 1853). Система гос. нач. школ стала складываться во 2-й пол. 19 в. В 1860 во всех штатах организованы комитеты образования, в ведении к-рых находились гос. школы, получавшие финанс. помощь. Законы об обязат. бесплатном обучении были приняты в шт. Виктория в 1872, в Квинсленде в 1875, в Юж. А. в 1878, в Новом Юж. Уэльсе в 1880, в Тасмании и Зап. А. в 1893. Обучение было обязательным для детей в возрасте с 6 до 14 лет во всех штатах, кроме Нового Юж. Уэльса и Тасмании.
Создание федерации в 1901 и потребности в квалифициров. кадрах стимулировали развитие всей системы просвещения. Открылись первые дет. сады и спец. курсы по подготовке учителей для них. Расширялась программа нач. школы, в к-рую были включены предметы эстетич. цикла. В 1905—15 в каждом штате на базе 6-летней (а в шт. Квинсленд — 8летней) нач. школы созданы гос. младшие средние (5 лет обучения) и полные ср. школы (6 лет), к-рые имели разл. программы — академические, ориентированные на продолжение образования в ун-тах, и практические, ориентированные на получение техн., коммерч., домовод-' ческого, с.-х. образования. После младшей ср. школы проводился промежуточный экзамен, а в кон. 11-го или 12-го года обучения — выпускной. По результатам выпускного экзамена осуществлялось зачисление в ун-т. В 40-х гг. 20 в. в ун-ты (к-рые к этому времени имелись во всех штатах) поступало ок. 10% выпускников ср. школ. Обучение во всех школах было раздельным, осуществлялось на англ, яз., что затрудняло получение образования детьми аборигенов и иммигрантов. Большую роль в системе просвещения играли конфессиональные школы.
В результате реформ 60—70-х гг. была реорганизована система шк. образования: срок обязат. обучения продлён до 15 (в шт. Тасмания до 16) лет, отменён промежуточный экзамен, введено совм. обучение, изменена структура школьной системы.
Современная система образования включает дошк. учреждения, обязат. 10-летние общеобразоват. школы для детей с 5 лет (в Зап. Австралии с 6 лет), полные ср. школы (2 года обучения), проф. уч. заведения, вузы.
Структура шк. образования: нач. школа (6 лет обучения), неполная средняя (4 года), полная средняя (2 года) — в шт. Новый Юж. Уэльс, Виктория, Тасмания, Сев. территория и на Территории Федеральной столицы; или нач. школа (7 лет обучения), неполная средняя (3 года), полная средняя (2 года) — в шт. Квинсленд, Юж. А., Зап. А. Имеются гос. и не-гос. уч. заведения. Государственные подчиняются мин-вам просвещения штатов и полностью ими финансируются. Негосударственные (как правило, платные) находятся под протекцией частных лиц, обществ, орг-ций и религиозных общип, из к-рых наиб, влиятельной является римско-католическая. В середине 80-х гг. 4/4 учащихся всех уровней обучения посещала конфессиональные школы.
Управление образованием. Федеральное Мин-во по вопросам занятости, образования и проф. подготовки (осн. в 1987 на базе Мин-ва образования и науки, осн. в 1945) координирует деятельность всех образоват. учреждений в стране — от нач. школы до вузов. Мин-ва образования штатов финансируют 74,3% всех расходов на образование. Единых уч. программ для школ ни на федеральном уровне, ни на уровне штатов нет. Планирование уч. процесса по отд. предметам базируется на разработках центра шк. образования (Curricu-lum Development Centre), к-рый является частью федерального Мин-ва по вопросам занятости, образования и проф. подготовки. В 1987/88 уч. г. на нужды образования израсходовано 7,2% госбюджета.
Дошкольное воспитание. Дошк. учреждения для детей 3—5 лет находятся в ведении Мин-ва социального обеспечения и принадлежат гл. обр. обществ. opr-циям и частным лицам. 70% дошк. учреждений составляют т. н. центры дошк. воспитания (для детей 4—5 лет). Занятия с детьми продолжаются 2—3 ч от 2 до 5 дней в неделю. Имеются также дет. школы и дет. классы, объединённые с нач. школами единой программой. Программы дошк. воспитания осн. на принципах свободной игры, активности детей. В 1973 был создан Федеральный австрал. комитет дошк. образования (вопросы создания новых центров дошк. образования, рекомендации федеральному пр-ву и др.). В 1985 в дошк. учреждениях было ок. 162 тыс. детей.
Общее образование дают единые школы совм. обучения (в течение 12 лет). Нач. обучение (6 лет) ведётся с 6—7 лет. Программа включает чтение, письмо, арифметику, англ, яз., изобразит, иск-во, ручной труд, музыку, физич. воспитание, религ. и нравств. воспитание. В 1989 в нач. школах обучалось ок. 1734,5 тыс. чел.
Переход в неполную ср. школу — без экзаменов. В нек-рых штатах в течение 1 или 2 первых лет обучения в неполной ср. школе дети осваивают единую осн. программу. В последующие годы к ней добавляются предметы по выбору. В нек-рых штатах в школах сразу предлагаются общая программа и предметы по выбору. В ср. школах изучаются англ. яз., история, география, математика, химия, физика, биология, экономика, иностр. яз. (1 или 2), обществоведение, изобразит, иск-во, музыка, проводятся занятия физич. культурой. В мл. классах мальчики знакомятся с работой по дереву, девочки учатся шить. В нек-рых штатах существуют специализиров. школы для особо одарённых детей. В кон. 10-го года обучения уч-ся сдают экзамены на получение шк. аттестата, позволяющего работать или продолжать образование в полной ср. школе или в системе техн. и дальнейшего образования (Technical and Further Education, ТАFЕ). Последние 2 класса (полная ср. школа) не являются обязательными. В сер. 80-х гг.из всех уч-ся 10-го кл. оставалась в 11-м кл., 1/3 заканчивала 12-й класс. Аттестат об окончании полной ср. 12-летней школы даёт право поступления в вуз. Во всех типах школ преподаётся религия. Обучение осуществляется на англ, языке. В 1989 в ср. школах обучалось св. 1276,9 тыс. чел.
Для аборигенов и иммигрантов (детей и взрослых) имеется спец. шк. программа обучения на 2 языках (родном и английском); существуют также центры изучения англ, языка.
Из-за низкой плотности населения в А. имеются однокомплектные школы, гл. обр. начальные (в среднем из 4 гос. школ 1—2 — однокомплектные), и укрупнённые, т. н. консолидированные, в сел. районных центрах (в к-рых осуществляется обучение по курсам нач. и неполной ср. школы). Развита система заочного обучения (с 1914), в нач. 80-х гг. в каждом штате имелись заочные нач. и ср. школы. Организованы обучение по радио и шк. радиопередачи. С 1958 в шк. обучении используется телевидение. Работают учителя, посещающие учащихся по месту жительства.
В 1989 общее кол-во школ составило св. 10 тыс., из них ок. 7,6 тыс. — государственные (св. 5,6 тыс. начальных, 1,2 тыс. средних, остальные смешанные и специальные), ок. 2,5 тыс. — частные школы (св. 1,5 тыс. начальных, св. 400 средних, остальные смешанные и специальные).
Профессиональная подготовка квалифициров. рабочих и специалистов ср. звена осуществляется в разл. уч. заведениях (гос. и негос.) систем техн. и дальнейшего образования. Это колледжи, школы, центры, курсы и т. д., к-рые в течение 2—3 лет (с отрывом и без отрыва от производства) дают подготовку по разл. специальностям. В 1989 в этой системе обучалось св. 937 тыс. чел.
Высшее образование. Система высш. образования А. (1987) состояла из 89 вузов, в т. ч. 19 ун-тов, 46 колледжей повышенного уровня (Colleges of advanced education); 16 колледжей техн. и дальнейшего образования, имеющих ф-ты, готовящие специалистов с высш. образованием, и др. вузы (в т. ч. 3 частных пед. колледжа, нац. ин-т драматич. иск-ва, колледжи: мореходный, управления). Обучение в гос. вузах было бесплатным (с 1973), существовала система дотаций. В вузы поступает 41,2% молодёжи, окончившей полную ср. школу. В 1987 в вузах обучалось св. 393,7 тыс. студентов, в т. ч. ок. 2 тыс. аборигенов. Колледжи повышенного уровня (первый был открыт в Сиднее в 1833 как школа пром. иск-ва) дают высш. образование, ориентированное больше на практич. подготовку специалистов. Нек-рые колледжи имеют аспирантуру для получения учёной степени. В большинстве колледжей обучение сочетается с практикой, нек-рые имеют «смешанные курсы», во время обучения на к-рых половина уч. времени отводится на занятия, остальное время — на работу в соответствующих учреждениях. Срок обучения 2—4 года; по окончании выдаётся диплом мл. степени.
Сроки обучения в ун-те: 3—4 года (для получения степени бакалавра), 5—6 лет (степени магистра) и далее 3—5 лет (степени доктора). С 1988 реализуется правительств, программа совершенствования высш. школы: взят курс на устранение различий между ун-тами и колледжами повышенного уровня, отмену гос. дотаций, укрупнение вузов, а также на частичную отмену бесплатного обучения в вузах. Крупнейшие ун-ты (1988): в Сиднее (10 ф-тов, св. 18,4 тыс. студентов), Мельбурне (12 ф-тов, ок. 15,9 тыс.), Аделаиде (11 ф-тов, св. 9,3 тыс.), Тасмании (осн. в 1890; 10 ф-тов, св. 5,3 тыс.), Квинсленде (1910; 13 ф-тов, св. 18,1 тыс.).
Образование взрослых осуществляют курсы и центры в системе техн. и дальнейшего образования, к-рые дополняют ранее полученные знания на разл. уровнях или дают проф. подготовку без отрыва или с отрывом от про-из-ва. Имеются также спец. ф-ты при ун-тах и колледжах повышенного уровня в формах вечернего и заочного обучения.
Педагогическое образование. Воспитателей дет. садов и учителей нач. обучения готовят пед. колледжи в течение 2—3 лет после неполной ср. школы. Высш. пед. образование дают колледжи повышенного уровня и ун-ты (3—4 года обучения и одно-двухгодичная пед. практика). В 1987 в высших пед. уч. заведениях занималось 72,1 тыс. студентов. Конфессиональные школы комплектуют штат учителей в основном из членов религ. общины.
Педагогическая мысль и педагогические научные учреждения. В создании гос. системы образования в А. (2-я пол. 1Эв.)участвовали педагоги и обществ, деятели Г. Кармишел, Г. Парке и В. Уилкинс. Их преемники П. Борд, Ф. Тейт и др., стремясь унифицировать и модернизировать школу, изменили систему подготовки
учителей (до того времени существовала гл. обр. в форме ученичества). В 1-й пол. 20 в. развитие проф.-тех. обучения с учётом экон. особенностей А. связано с именами Дж. Смита, Д. Росс, К. Каннигема, А. Маки и др. В сер. 20 в. в австрал. школе начали приобретать популярность т. н. активные методы обучения, занимающие видное место и в офиц. рекомендациях. На реформирование шк. системы большое влияние оказали выводы спец. комиссий 60—80-х гг., во главе к-рых стояли известные австрал. педагоги X. Виндхем, У.Коннелл, П. Кармел.
Ведущее н.-и, пед. учреждение А. — Австрал. совет пед. исследований, осн. в 1930, выпускает журн. «Australian Education Review» («Обзор австрал. образования»). В каждом штате создан ин-т пед. исследований. В 1970 осн. Австрал. совещательный к-т по исследованию и развитию образования. Наиб, крупные пед. журналы:«Australian Journal of Education» («Австрал. журнал образования»),«Education News» («Новости образования»),«Australian Journal of Higher Education» («Австрал. журнал высш. образования»). В 1955 в г. Армидейл (шт. Новый Юж. Уэльс) был открыт первый в А. пед. музей.
Лит.: Малаховский К. В., История Австрал. Союза, М., 1971; его же, Будни пятого континента, М., 1975; К а-тунская С. Ф.. Система образования в Австралии, М., 1976: Pioneers of Australian education, Sydney, 1969; Maclain A. G., Australian education, Sydney, 1974; The rene-wal of Australian schools, Hawthorn, 19782; Australian students and their schooling, Canberra, 1979; Primary and secondary schools in Australia, Canberra. 19841 *; A history of education in Australia. 1960—1985,Melbourne. 1986.А. С. Туликова.
АВСТРИЯ(Österreich), Австрийская Республика, гос-во в Центр. Европе. Федеративная республика. Пл. 83,8 тыс. км2. Нас. 7,6 млн. чел. (1986). Гос. яз. — немецкий. Столица — Вена.
С распространением христианства в придунайских и альпийских землях стали создаваться монастырские школы, соборные школы, приходские школы. Первая австр. школа была основана на терр. Зальцбургской Земли в 696. С 8 в. возникали школы для девушек при монастырях бенедиктинок и др. жен. орденов. В ср. века распространилась система рыцарского воспитания. В 13 в. появились первые светские уч. заведения — гильдейские школы и цеховые школы, объединившиеся в кон. средневековья вгородские школы. Основанная в 1-й трети 13 в. школа при соборе св. Стефана в Вене в 1365 стала Венским ун-том. С кон. 16 в. большое влияние приобрели иезуиты (см.Иезуитское воспитание), к-рые открывали коллегии (лат. школы, гимназии), захватили Венский ун-т, основали ун-ты в Граце (1585), Зальцбурге (1620), Инсбруке (1669). В 16—17 вв. существовали бюргерские школы и привилегиров. уч. заведения для дворян — рыцарские академии.
До сер. 18 в. большинство нач. и ср. школ принадлежало разл. монашеским орденам или контролировалось ими. К 70-м гг. 38 ср. школ было в руках иезуитов, 24 — у пиаристов, 18 — у прочих орденов. Влияние церкви на школу было ослаблено серией реформ в духе «просвещённого абсолютизма», проведённых в годы правления Марии Терезии (1740- 1780) иИосифа II(1780—90), в результате к-рых была создана гос. система образования. В основу реформы нач. школы (1774) был положен «Всеобщий шк. устав...», разработанный по проекту И. И.Фельдшера. Закон вводил всеобщую шк. повинность для детей 6—12 лет и устанавливал 3 параллельных типа нар» школы — приходские тривиальные, главные и нормальные (см.Саганская система обучения). В землях с многонац. составом населения только в тривиальных школах обучение шло на родном языке. В главных и нормальных школах — на немецком. В 1775 проведена реформа гимназий (лат. школ), ставших после ликвидации ордена иезуитов (1773) гос. (платными) учреждениями. 5-летний курс объединял 3 грамматич. и 2 гуманистич. класса. Преподавались закон божий, латынь, греч. яз., риторика, история, мифология древности, география, математика, естествознание. С 1781 во всех классах языком обучения стал немецкий. Перед, поступлением в ун-т необходимо было закончить спец. филос. курс (2 года). Из ун-тов были сохранены Венский, Пражский и Львовский, другие реорганизованы в лицеи. Занятия велись на нем. языке.