Файл: Лекционный курс НП.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.04.2024

Просмотров: 369

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

116

Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина

НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО

(Лекционный курс)

Елец

2005

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О НАСЛЕДОВАНИИ1

§ 1. Понятие и значение наследования

Понятие наследования. Под наследованием следует понимать переход прав и обязанностей умершего лица — наследодателя к его наследникам в соответствии с нормами наследственного права. Конкретизируя понятие наследования, сразу же подчеркнем два обстоятельства: во-первых, права и обязанности наследодателя пе­реходят к наследникам в порядке универсального правопреемства, т. е. в неизменном виде как единое целое и в один и тот же мо­мент, если из правил ГК не вытекает иное; во-вторых, к наследни­кам переходят все права и обязанности наследодателя, кроме тех, переход которых в порядке наследования не допускается ГК и другими законами либо противоречит самой природе этих прав и обязанностей.

В период первобытно-общинного строя, особенно на ранних этапах его развития, когда потребности людей и средства их удов­летворения были более чем скудными, наследования в современ­ном понимании еще не существовало просто потому, что наследо­вать было нечего. Конечно, и в тот период от отца к сыну перехо­дили орудия охоты и рыбной ловли, во владении и пользовании рода и племени, а впоследствии семьи оставались средства под­держания домашнего очага, шкуры диких животных, запасы топ­лива и продовольствия, украшения, знаки принадлежности к роду (племени), кроме тех, которые подлежали захоронению вместе с умершим. Однако возникавшие при этом отношения регулиро­вались не нормами права, которых еще не было, а многовековыми традициями и обычаями. Их соблюдение освящалось и обеспечи­валось не мерами государственного принуждения, а обществен­ным мнением, в первую очередь авторитетом наиболее влиятель­ных членов рода (племени). Отступнику грозило изгнание из рода (племени), что зачастую обрекало его на голодную смерть. К тому же он навлекал на себя гнев богов, что воспринималось в древно­сти как самое страшное наказание.


По мере того как хозяйство из присваивающего становится производящим, что сопровождается ростом имущественной обо­собленности отдельных семей и ослаблением родо-племенных связей, вопрос о том, кому достанется имущество умершего, все настойчивее стучится в двери. В сущности, зарождение и развитие наследования идут рука об руку с имущественным и социальным расслоением общества, утверждением частной собственности на средства производства, появлением особых институтов, призван­ных оградить существующий порядок, который устраивает тех, в чьих руках находятся рычаги власти, от возможных посяга­тельств. Система этих институтов образует государство, которое всегда выполняло и выполняет по отношению к частной собствен­ности и ее необходимому атрибуту — наследованию роль стороже­вого пса.

Расцвет частной собственности, освобождение ее от сословно-корпоративных пут приводят к тому, что предметом наследова­ния постепенно становится все, что способно приносить прибыль, обеспечивать удовлетворение самых различных потребностей лю­дей, за исключением, пожалуй, самой личности, которая объектом наследственного преемства ныне быть не может. Однако для ут­верждения этих незыблемых устоев современной цивилизации че­ловечеству потребовалось не одно тысячелетие.

Нынешний исторический период характеризуется наступлени­ем частной собственности на те страны и континенты, где она в XX в. была существенно потеснена. Речь идет о странах бывшего социалистического лагеря, ряде других стран Азии, Африки и Латинской Америки. А это неизбежно сопровождается возрастанием роли наследования.

Так в чем же значение наследования и почему человеческому обществу, достигшему определенной степени экономической и духовной зрелости, без наследования нельзя обойтись?

Значение наследования. Забегая вперед, отметим, что предме­том наследования прежде всего является имущество, т. е. совокуп­ность имущественных прав и обязанностей, носителем которых умерший был при жизни. В их числе главенствующее место, вне всякого сомнения, занимает право собственности. Допустим, что права и обязанности покойного по наследству не переходят, т. е. «умирают» вместе с ним. Трудно даже представить себе, какой не­вообразимый хаос внесло бы это в правовые отношения, субъек­том которых умерший был при жизни. Прежде всего, это крайне неблагоприятно отразилось бы на положении близких ему людей, которые зачастую были бы лишены необходимых средств к суще­ствованию, привело бы к краху множества акционерных обществ, банков, страховых компаний и т. д., поскольку бесперебойное и компетентное управление ими было бы нарушено. Не выиграли бы от этого и кредиторы умершего, которые не знали бы, к кому обратиться с требованиями об удовлетворении своих претензий. Отказ от наследования привел бы к снижению трудовой и деловой активности, поскольку каждый терялся бы в догадках, как посту­пить ему с накопленным имуществом, чтобы не пустить по миру свою семью и передать в надежные руки успешно начатое им де­ло. Выход для обеспечения преемственности в правах и обязанно­стях в конечном счете был бы найден, но для этого в ряде случаев пришлось бы искать какие-то обходные пути, в результате чего за­конопослушный гражданин вопреки своей воле становился бы на­рушителем закона. Наконец, отказ от наследования противоречит самой природе собственности и права собственности, поскольку при таком подходе последнее превращается в срочное пра­во — ведь наступление смерти неизбежно.


Значение наследования и состоит в том, что каждому члену общества должна быть гарантирована возможность жить и рабо­тать с сознанием того, что после его смерти все приобретенное им при жизни, воплощенное в материальных и духовных благах с па­дающими на них обременениями, перейдет согласно его воле, а если он ее не выразит, то согласно воле закона к близким ему людям. И лишь в случаях, прямо предусмотренных законом, со­гласно сложившимся в обществе правовым и нравственным прин­ципам то, что принадлежало наследодателю при жизни, в соответ­ствующей части перейдет к лицам, к которым сам наследодатель мог и не быть расположен (так называемым необходимым наслед­никам). Неукоснительное проведение этих начал обеспечивает интересы как самого наследодателя и его наследников, так и всех третьих лиц (должников и кредиторов наследодателя, фискальных служб и т. д.), для которых смерть наследодателя может повлечь те или иные правовые последствия.

Разумеется, наследование, как и любой другой сложный соци­альный феномен, выполняет не только общественно полезные функции, обеспечивая в обществе необходимую устойчивость и преемственность. С ним связаны, или во всяком случае могут быть связаны, и негативные моменты. Пожалуй, главный из них состоит в том, что наследование открывает двери для паразитиче­ского существования тех, к кому переходят по наследству недви­жимое имущество, акции, вклады, свободно конвертируемая ва­люта и т. д. А это, в свою очередь, углубляет социальное расслое­ние общества и в конечном счете разлагает и самих наследников, которые зачастую проматывают доставшиеся им состояния, ниче­го не давая обществу взамен и деградируя как личности. Эти тен­денции особенно опасны в периоды первоначального накопления капитала, в одном из которых мы сейчас и находимся. Все это нельзя сбрасывать со счетов. Указанные тенденции в известной мере могут быть смягчены путем прогрессивной системы налого­обложения. Главное, однако, состоит в том, что при всех издерж­ках, связанных со свободной передачей имущества по наследству, это все же лучше, чем заставлять каждое новое поколение вступать в жизнь с нуля, начинать все сначала. Прежде всего, далеко не все наследники отнесутся к наследству нерадиво. Многие из них в ин­тересах и своих, и последующих поколений подойдут к наследству как рачительные хозяева, будут стремиться приумножить и, если хотите, «облагородить» его (например, путем отчислений в благо­творительные фонды, что сулит жертвователям немалые преиму­щества). Помимо этого, переход имущества по наследству способ­ствует формированию в обществе интеллектуальной элиты, пред­ставители которой, будучи освобождены от забот о хлебе насущном, получают возможность специализироваться в облюбо­ванной ими сфере деятельности, будь то управление, наука, обра­зование, медицина, искусство, военное дело и т. д. А это, в конеч­ном счете, идет на пользу обществу в целом, ибо без такой элиты общество, как показал наш горький опыт, неизбежно хиреет. Поэ­тому плюсы, связанные с наследованием, даже в условиях пере­ходного периода развития общества все же перевешивают издерж­ки, которые наследование влечет или может повлечь.


Не случайно, что хотя один из декретов Октября и носил «гор­дое» название «Декрет об отмене права наследования», идею пол­ного отказа от наследования даже в нем не удалось провести. Не­сомненно, однако, что Декрет резко ограничил возможность пере­хода имущества по наследству и свел функции наследования к социально-обеспечительным1. Впрочем, практическое значение Декрета было невелико, поскольку так называемые эксплуататор­ские элементы были экспроприированы, т. е. лишены собственно­сти и без отмены наследования, а трудящиеся и после смерти од­ного из членов семьи продолжали владеть и пользоваться имуще­ством, которое составляло основу их домашнего хозяйства.

Все же последующее развитие наследственного права как в со­ветский, так и в постсоветский период свидетельствует о постепен­ном отказе от тех ограничений в области наследования, которые имели место в первые годы Советской власти. Происходит расши­рение круга наследников по закону, закрепление принципа свобо­ды завещания, расширение круга переходящих по наследству имуществ. История наследственного права в послеоктябрьский период доказывает, что нельзя вводить правовые нормы, противоречащие природе человека, — в конечном счете, они все равно будут смете­ны. Вот уж поистине, гони природу в дверь, она влетит в окно!

В ходе последней по счету кодификации наследственного пра­ва, получившей воплощение в части третьей ГК, законодательство о наследовании окончательно очищено от родимых пятен законо­дательных актов первых лет Советской власти. Ныне законода­тельство о наследовании строится по образцам, воспринятым из правовых систем государств с развитой рыночной экономикой, хотя в результате этого и произошло в известной мере ослабление социально-обеспечительной функции, которую наследование призвано выполнять (в частности, при формулировании правил об обязательной доле в наследстве — ст. 1149 ГК).


§ 2. Основные понятия наследственного права

Наследственное правопреемство. При наследовании переход прав и обязанностей наследодателя к его наследникам происходит в порядке правопреемства. Что это значит? Правопреемство харак­теризуется тем, что имеет место юридическая зависимость прав и обязанностей правопреемника от прав и обязанностей его пред­шественника (праводателя)1. При наследовании эта зависимость проступает «весомо, грубо, зримо». Начать с того, что к наследни­кам переходят все права и обязанности наследодателя, кроме тех, которые не переходят по наследству в силу прямого указания за­кона либо в силу самой их юридической природы. По наследству переходят лишь те права и обязанности, которые наследодателю принадлежали, причем переходят как единое целое, со всеми спо­собами их обеспечения и лежащими на них обременениями. Так, если обязательство обеспечено неустойкой или поручительством, то они сохраняют силу и при переходе прав кредитора по обязательст­ву к наследнику. С другой стороны, если наследственное имущест­во заложено, то смена собственника залог имущества не прекраща­ет. Акт принятия наследства распространяется на все наследство, в чем бы оно ни выражалось и у кого бы ни находилось. Наследник может даже не знать, что именно входит в состав наследства. При­нятие наследства под условием или с оговорками не допускается (см. абз. 3 п. 2 ст. 1152 ГК). На первый взгляд исключением из этого правила является предоставленная наследнику возможность отказаться от наследства в пользу других наследников того же на­следодателя. На самом деле никакого исключения здесь нет, по­скольку речь идет именно об отказе от наследства, а не о его при­нятии. Наконец, акту принятия наследства придается обратная си­ла. Если наследник принимает наследство, то оно считается перешедшим к нему (целиком или в соответствующей части, если наследников несколько) уже с момента открытия наследства.

Сказанное приводит к выводу, что при наследовании имеет место универсальное правопреемство, т. е. преемство во всех правах и обязанностях наследодателя за изъятиями, о которых говорилось выше.

К вопросу о том, что именно переходит по наследству, мы еще вернемся. Здесь же отметим попытки отрицания (с нашей точки зрения, зряшного) самой категории наследственного правопреем­ства. Пожалуй, наиболее широкомасштабную из них в последнее время предпринял Н. Д. Егоров, который считает, что при насле­довании речь должна идти не о правопреемстве, а о преемстве, причем не в самих правах, а в объектах этих прав1. Эта позиция уязвима уже потому, что выводит за пределы наследства пассив наследственной массы. Между тем по наследству переходят не только блага, но и лежащие на нем обременения. По-видимому, позиция Н. Д. Егорова продиктована стремлением снять проблему так называемого лежачего наследства, которая волнует юристов со времен римского права. Но снять проблему еще не значит решить ее. Гносеологические корни этой позиции в отечественной лите­ратуре можно найти в суждениях В. И. Серебровского, который ограничивал состав наследства активом наследственной массы, хотя и понимал под наследством совокупность переходящих к на­следникам прав, а не объектов этих прав2. Точка зрения В. И. Се­ребровского основана на ошибочном толковании неудачно сфор­мулированных норм ГК РСФСР 1922 г. Поддержки ни в научной литературе, ни законодателя она не получила. Ныне в законе пря­мо закреплено, что при наследовании имущество умершего (на­следство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, т. е. в неизменном ви­де как единое целое и в один и тот же момент, если из правил на­стоящего Кодекса не следует иное (см. п. 1 ст. 1110 ГК)3.


Смотрите также файлы