Файл: Лекционный курс НП.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.04.2024

Просмотров: 375

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, в ходе дальнейшего изложения вслед за зако­ном будем исходить из того, что при наследовании имеет место универсальное правопреемство в переходящих к наследникам пра­вах и обязанностях наследодателя.

Основания наследования. К числу таковых издавна относятся завещание и закон. Разумеется, основания наследования нельзя же­стко противопоставлять друг другу. Не говоря уже о том, что встречаются пограничные случаи, когда часть наследства перехо­дит к наследникам по завещанию, а другая — к наследникам по закону, нужно помнить, что наследование непосредственно из за­кона никогда не возникает. Для наследования не только по заве­щанию, но и по закону необходим целый набор предусмотренных законом юридических фактов. Для наследования по закону необ­ходимы, по крайней мере, два: во-первых, лицо, призываемое к наследованию, должно входить в круг наследников по закону; во-вторых, должно произойти открытие наследства. При наследо­вании же по завещанию лицо, призываемое к наследованию, оп­ределяет в своем завещании наследодатель. Правда, наследодатель может сыграть роль «собаки на сене», лишив в завещании права наследования всех наследников по закону и вместе с тем никому ничего не завещав. Но в таком случае наследодатель должен знать, на что он идет: хотя и не прямо, но косвенно наследодатель санкционирует тем самым переход наследства как выморочного в соб­ственность Российской Федерации (см. ст. 1151 ГК).

Таким образом, независимо от того, есть завещание или нет и, если есть, то каково его содержание, наследование во всех случаях возникает лишь при наличии предусмотренных в законе юридических фактов. И с этой точки зрения наследование — ни по закону, ни по завещанию — непосредственно из закона никогда не возника­ет. По-видимому, этим можно объяснить предложение О. А. Красавчикова «расщепить» наследование по закону на наследование в силу брака, родства, иждивения и т. д., отказавшись от обобща­ющего понятия «наследование по закону»1. Ученый, однако, не принял в расчет, что термин «наследование по закону» удачно объединяет наследование по различным, отмеченным самим О. А. Красавчиковым, основаниям и вовсе не означает нивелиро­вания тех юридических фактов, которые необходимы для наследо­вания в каждом конкретном случае. Кстати, к такому приему юри­дической техники законодатель нередко прибегает, причем от­нюдь не в ущерб содержанию и пониманию закона.


В разделе V «Наследственное право» части третьей ГК насле­дование по закону и наследование по завещанию поменялись мес­тами. Теперь на первом месте находится «Наследование по заве­щанию», которому посвящена глава 62 (ст. 1118—1140), и лишь вслед за ней, на втором месте — «Наследование по закону», кото­рому отведена глава 63 (ст. 1141—1151). Сделано это, чтобы под­черкнуть главенствующее значение наследования по завещанию в числе оснований наследования (см. ст. 1111 ГК). При определе­нии судьбы наследственного имущества приоритет придается воле наследодателя, выраженной в завещании, что находится в соответ­ствии с принципами дозволительной направленности и диспозитивности гражданско-правового регулирования. Исходя из этих принципов, законодатель стремится к тому, чтобы в максимально возможной степени обеспечить переход наследственного имуще­ства в соответствии с действительной волей наследодателя, кото­рая воплощена в завещании.

Наследство. Центральным в наследственном праве является понятие наследства. Объяснение тому лежит на поверхности — ес­ли нет наследства, то и наследовать нечего.

Под наследством следует понимать то, что после смерти насле­додателя переходит к его наследникам в порядке наследственного правопреемства. Иными словами, для раскрытия содержания по­нятия «наследство» необходимо ответить на вопрос, что переходит к наследникам и как переходит. При определении границ самого понятия наследства отправными должны служить следующие по­ложения.

Во-первых, в состав наследства могут входить лишь те права и обязанности, носителем которых при жизни был сам наследода­тель. Если же права и обязанности возникают лишь в результате смерти наследодателя, то говорить о переходе их по наследству не приходится. При таких обстоятельствах права и обязанности не переходят от наследодателя к наследнику, а возникают у наслед­ника по иным основаниям. Но для этого помимо смерти наследо­дателя, необходимо наличие и других предусмотренных законом юридических фактов. Так, в случае смерти застрахованного лица, если в договоре личного страхования не указан иной выгодопри­обретатель, страховая сумма выплачивается наследникам застра­хованного лица. Однако наследственного преемства здесь не про­исходит, поскольку право на получение страховой суммы возника­ет лишь в результате смерти наследодателя. Таким образом, наследник приобретает право, которое самому наследодателю не принадлежало. То же имеет место и тогда, когда в качестве выго­доприобретателя в страховом полисе указан наследник.


Во-вторых, далеко не все права и обязанности, принадлежав­шие наследодателю при жизни, способны по самой своей природе переходить к другим лицам, в том числе и в порядке наследования. Так, не переходят по наследству права, которые настолько срослись с личностью наследодателя, что «умирают» вместе с ним. Таково, например, право авторства. В то же время авторство наследодателя продолжает существовать и после его смерти в качестве социально значимого и охраняемого законом юридического факта.

В-третьих, переход по наследству ряда прав и обязанностей, принадлежавших наследодателю при жизни и способных перехо­дить по наследству, может быть исключен или ограничен в силу прямого указания закона, причем позиция законодателя в этом вопросе может претерпевать изменения. Так, в настоящее время в законодательстве установлено, что право на получение подлежа­щих выплате наследодателю, но не полученных им при жизни по какой-либо причине (например, вследствие задержек в выплате зарплаты) денежных сумм, предоставленных гражданину в качест­ве средств к существованию, принадлежит проживавшим совмест­но с умершим членам его семьи, а также его нетрудоспособным иждивенцам независимо от того, проживали ли они совместно с умершим или нет. И лишь при отсутствии указанных лиц или при непредъявлении ими в установленный срок требований о вы­плате соответствующих сумм они включаются в состав наследства и наследуются на общих основаниях (ст. 1183 ГК). Хотя заголовок ст. 1183 ГК и ориентирует на то, что речь в ней во всех случаях идет о наследовании, а сам умерший гражданин именуется наследодателем, на самом деле далеко не все предусмотренные ею слу­чаи выплаты соответствующих сумм охватываются наследованием, поскольку крут членов семьи, которым они подлежат выплате, мо­жет и не совпасть с кругом наследников умершего. Правила о пе­реходе указанных сумм к членам семьи продиктованы тем, чтобы хотя бы на первых порах после смерти умершего не подрывать се­мейный бюджет. В принципе, однако, могло бы быть установлено, что денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, во всех случаях наследуются на общих основаниях.

В-четвертых, по наследству могут переходить права и обязан­ности не только с имущественным, но и с неимущественным со­держанием. Так, если унаследованы голосующие акции в акцио­нерном обществе, то к наследнику переходит не только право на получение дивидендов, но и право на участие в управлении дела­ми акционерного общества.


Зададимся теперь вопросом: могут ли переходить по наследст­ву личные неимущественные права? На первый взгляд постановка этого вопроса кажется надуманной: раз право является личным, оно неотъемлемо от личности того, кому принадлежит. Если но­ситель права умирает, то вместе с ним перестает существовать и право, неотъемлемое от личности его носителя. Дело, однако, обстоит намного сложнее, поскольку степень связанности права с личностью его носителя далеко не одинакова. Одни личные неи­мущественные права настолько срослись с личностью их носите­ля, что друг без друга действительно существовать не могут. Тако­во, например, уже упоминавшееся право авторства. В то же время далеко не все личные неимущественные права со смертью их но­сителя перестают существовать. Допустим, что наследники после смерти наследодателя обнаружили в его архиве готовую к опубли­кованию рукопись, которая при жизни автора опубликована не была (например, по цензурным соображениям). Наследники пере­дают рукопись для опубликования издательству. Какие права при этом они осуществляют: только ли имущественные или также и личные неимущественные? Даже если следовать крайне неудач­ному разграничению личных неимущественных и имущественных прав, закрепленному в ст. 15 и 16 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», надлежит прийти к выводу, что в данном слу­чае имеет место осуществление как тех, так и других прав, С од­ной стороны, наследники разрешают обнародовать произведение путем его опубликования, с другой — осуществляют право на ис­пользование произведения и извлечение связанных с этим имуще­ственных выгод. Из этого следует, что состав наследства нельзя сводить к одним лишь имущественным правам и обязанностям, а потому правильнее вести речь именно о наследстве или о наследственной массе, но не о наследственном имуществе, что воль­но или невольно сужает круг объектов наследственного правопре­емства.

В этом вопросе авторы учебника расходятся с позицией, по­лучившей закрепление в части третьей ГК. Состав наследства, согласно п. 1 ст. И10 и ст. 1112 ГК, ограничивается принадле­жавшими наследодателю на день открытия наследства имущест­венными правами и обязанностями. Это общее положение со­провождается двумя разъясняющими его дополнениями. С одной стороны, в состав наследства не входят права и обязанности, не­разрывно связанные с личностью наследодателя, в частности, пра­во на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Ко­дексом или другими законами, С другой стороны, не входят в со­став наследства личные неимущественные права и другие немате­риальные блага.


Что касается первого дополнения, то с ним, в принципе, мож­но согласиться. Необходимо лишь учитывать, что подлежавшие выплате умершему на день открытия наследства, но не получен­ные им при жизни денежные суммы, предназначенные в качестве средств к существованию, переходят к другим лицам в порядке, предусмотренном ст. 1183 ГК, в том числе и в порядке наследова­ния.

При определенных обстоятельствах не входят в состав наслед­ства и государственных награды, которых был удостоен умерший (см. п. 1 ст. 1185 ГК).

Куда большие сомнения вызывает второе дополнение общей характеристики состава наследства, данной в части третьей ГК, которое выводит за пределы наследства принадлежавшие наследо­дателю личные неимущественные права и другие нематериальные блага. Такой подход к указанным правам и благам диссонирует с тем, что установлено в других нормах ГК. Так, в п. 1 ст. 150 ГК записано, что в случаях и в порядке, предусмотренных законом, личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежавшие умершему, могут осуществляться и защищаться другими лицами, в том числе наследниками правообладателя. Об­ратим внимание на то, что указанные права и блага могут наслед­никами не только защищаться, но и осуществляться. Возникает вопрос: в каком качестве наследники могут их осуществлять? Оче­видно, в качестве носителей соответствующих прав и благ. Но в таком случае можно ли утверждать, что указанные права и блага ни при каких обстоятельствах не переходят по наследству?

Переход личных неимущественных прав и нематериальных благ может иметь место при наследовании в области интеллектуальной собственности, при наследовании предприятия (ст. 132, 1178 ГК), при наследовании прав и обязанностей по договору коммерческой концессии (ст. 1038 ГК) и в целом ряде других слу­чаев.

По изложенным основаниям состав наследства не следует ог­раничивать лишь принадлежавшими наследодателю имуществен­ными правами и обязанностями. Необходимо учитывать, что свя­занность личных неимущественных прав и других нематериальных благ с личностью их носителя может быть различной. В одних слу­чаях они настолько срослись с личностью их носителя, что дейст­вительно «умирают» вместе с ним, хотя и продолжают существо­вать в качестве социально-значимых и охраняемых законом юри­дических фактов; в других они могут существовать и независимо от личности их носителя и в качестве таковых входить в состав на­следства.


Смотрите также файлы