Файл: Лекционный курс НП.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.04.2024

Просмотров: 402

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Может случиться так, что завещатель полностью или в части отменит и последующее завещание. Это, однако, не влечет восста­новления завещания, которое полностью или в части отменено последующим, также оказавшимся отмененным.

Если же последующее завещание недействительно, то наследо­вание осуществляется в соответствии с прежним завещанием. Объясняется это тем, что недействительное завещание не может отменить или изменить прежнее завещание, совершенное в пол­ном соответствии с требованиями закона. Например, при совер­шении прежнего завещания гражданин был полностью дееспособен, а к моменту его отмены или изменения признан ограниченно дееспособным. Последующее завещание недействительно, а пото­му наследование будет происходить в соответствии с прежним за­вещанием.

Статья 1130 ГК различает отмену прежнего завещания посред­ством нового завещания и отмену завещания посредством распо­ряжения о его отмене. Здесь имеется в виду «голое» распоряже­ние, которое не сопровождается совершением нового завещания. Именно поэтому речь должна идти не об отмене прежнего завеща­ния (нового нет!), а просто об отмене завещания. Если, скажем, завещатель ограничивается отменой завещания, не сопровождая ее какими-либо иными распоряжениями в отношении судьбы на­следства, то налицо отмена завещания посредством распоряжения о его отмене. Но если отмену завещания завещатель сопровождает распоряжением о лишении наследства всех наследников, то нали­цо отмена завещания (здесь уже прежнего завещания!) посредст­вом нового завещания. Распоряжение об отмене завещания долж­но быть сделано в форме, установленной для совершения завеща­ния.

Правила пп. 5 и 6 ст. 1130 ГК перекликаются друг с другом. Речь в них идет о завещании, совершенном в чрезвычайных об­стоятельствах (ст. 1129 ГК), и о завещательном распоряжении в банке (ст. 1128 ГК). Завещанием в чрезвычайных обстоятельствах и завещательным распоряжением в банке может быть отменено или изменено только такое же завещание. Так, если гражданин со­вершил нотариально удостоверенное завещание, а затем оказался в чрезвычайных обстоятельствах и решил посредством завещания, совершенного в указанных обстоятельствах, отменить или изме­нить нотариально удостоверенное завещание, то из этого ничего не выйдет — в силе останется нотариально удостоверенное заве­щание.

Недействительность завещания. Раскрывая содержание ст. 1124 ГК и ряд других норм, касающихся формы и порядка совершения завещания, его изменения или отмены, мы уже затрагивали ряд вопросов, относящихся к основаниям и последствиям недействи­тельности завещания. Ввиду их особой значимости и большого количества возникающих на этой почве споров регламентация указанных вопросов выделена в особую статью — ст. 1131 ГК,


Отметим прежде всего, что на завещания как односторонние сделки распространяются общие нормы гражданского законода­тельства об основаниях и последствиях недействительности сде­лок. В первую очередь это касается классификации оснований не­действительности завещаний. Завещания могут быть недействи­тельными вследствие пороков содержания, формы, в субъектном составе и воли. На завещания полностью распространяется деление недейст­вительных сделок на ничтожные и оспоримые (см. ст. 166 и п. 1 ст. 1131 ГК). При этом если в ст. 166 ГК на первое место поставле­ны ничтожные сделки, а на второе — оспоримые, то в п. 1 ст. 1131 ГК они поменялись местами: впереди идут оспоримые сделки, а вслед за ними ничтожные. Объясняется это тем, что среди не­действительных завещаний чаще всего фигурируют оспоримые. Напомним также, что в зависимости от основания недействитель­ности завещание является недействительным в силу признания его таковым судом, и тогда завещание относится к оспоримым, либо независимо от такого признания, и тогда оно относится к ничтожным.

Завещания с пороками содержания (совершенные с целью, за­ведомо противной основам правопорядка и нравственности, мни­мые и притворные), с пороками формы (причем независимо от того, о несоблюдении какой формы идет речь) относятся к ни­чтожным; с пороками воли — к оспоримым. Что же касается заве­щаний с пороками в субъектном составе, то они могут относиться либо к ничтожным, либо к оспоримым. Так, если завещание со­вершено гражданином, который в момент его совершения был полностью недееспособным, то оно ничтожно. Если же завещание совершено гражданином, который недееспособным признан не был, но в момент совершения завещания не отдавал отчет в своих действиях или не мог ими руководить, то его следует отнести к ос­поримым.

Что же касается последствий недействительности завещания, то они зависят от того, было ли по такому завещанию что-либо исполнено или нет. Если нет, то дело ограничивается признани­ем или констатацией недействительности завещания. Если ис­полнение имело место, то все полученное по такому завещанию подлежит передаче тому, кому оно причитается. Например, иму­щество было получено наследником по подложному завещанию. В случае признания завещания недействительным имущество должно быть передано тому, кому оно причитается по закону (например, наследникам по закону, которые призываются к на­следованию, или государству, если имущество оказывается вымо­рочным).


В п. 2 ст. 1131 ГК закреплены два положения, которые вроде бы неадекватны друг другу. Согласно первому из них завещание может быть признано судом недействительным по иску лица, пра­ва или законные интересы которого нарушены этим завещанием. Согласно второму оспаривание завещания до открытия наследства не допускается. Начнем со второго из них. Относится ли оно толь­ко к оспоримым или также и к ничтожным завещаниям? Ведь ос­паривать ничтожные завещания не требуется. Они и так недействительны в силу закона. В первом же предложении прямо не ука­зано, что предъявление соответствующего иска допускается лишь после открытия наследства. Наконец, как определить круг лиц, чьи законные интересы нарушены завещанием, которое может быть признано судом недействительным. Несмотря на неудачную редакцию п. 2 ст. 1131 ГК, попытаемся в этих положениях разо­браться.

Постановка вопроса о недействительности завещания до от­крытия наследства исключена независимо от того, как впоследст­вии это завещание будет квалифицировано — как оспоримое или как ничтожное. Завещатель в любой момент завещание может от­менить, никак это не мотивируя. Поэтому предъявление с его сто­роны иска о признании завещания недействительным лишено смысла. К тому же, предъявляя такой иск, он вольно или неволь­но раскрыл бы подноготную завещания, т. е. действовал бы во вред самому себе. Что касается других лиц, то предъявление ими иска о признании завещания недействительным до открытия на­следства, т. е. при живом завещателе, означало бы нарушение сво­боды завещания и тайны завещания. Круг лиц, права или закон­ные интересы которых могут быть нарушены завещанием, опреде­ляется с учетом характера завещания, основания призвания возможных наследников к наследованию, наличия особых завеща­тельных распоряжений завещателя и целого ряда других обстоя­тельств. Так. законный интерес в признании недействительным завещательного отказа может иметь наследник, обремененный ле­гатом.

Пункты 3 и 4 ст. 1131 ГК перекликаются друг с другом и конк­ретизируют применительно к завещаниям общее правило, закреп­ленное в ст. 180 ГК. К тому же они в известной мере предвосхи­щают положения о толковании завещания, закрепленные в ст. 1132ГК.

Не могут служить основанием недействительности завещания описки и другие незначительные нарушения порядка его со­ставления, подписания или удостоверения, если судом уста­новлено, что они не влияют на понимание волеизъявления за­вещателя.


Предусмотрено, что недействительным может быть как заве­щание в целом, так и отдельные содержащиеся в нем завещатель­ные распоряжения. При этом недействительность отдельных рас­поряжений не затрагивает остальной части завещания, если мож­но предположить, что она была бы включена в завещание и при отсутствии распоряжений, являющихся недействительными (ср. ст. 180 ГК).

Во всех указанных случаях нотариус, исполнитель завещания или суд для усвоения содержания завещания и адекватного восприятия волеизъявления завещателя должны использовать в числе других и те приемы толкования завещания, которые закреплены в ст. 1132 ГК.


§ 4. Исполнение завещания

Общие положения. Завещание совершается для того, чтобы оно было исполнено. В противном случае совершение завещания ли­шено смысла. Исполнение завещания затрудняется тем, что того, кто оставил завещание, уже нет в живых, а потому в спорных слу­чаях, которые при исполнении завещания могут возникнуть, к не­му нельзя обратиться. Правда, «присутствует» его воля, выражен­ная в завещании, и ею в первую очередь при исполнении завеща­ния и надлежит руководствоваться. В ст. 1133 ГК предусмотрено, что исполнение завещания осуществляется наследниками по заве­щанию. Закрепляя это положение, законодатель исходит из того, что при исполнении завещания разногласий между наследниками не возникнет. Если же согласия нет, а это нередко бывает, то воз­никающие между наследниками при исполнении завещания спо­ры как споры о праве гражданском подлежат разрешению в судеб­ном порядке. Завещание исполняют сами наследники, кроме слу­чаев, когда его исполнение полностью или в части осуществляет исполнитель завещания. При исполнении завещания как наслед­ники, так и исполнители завещания должны стремиться к тому, чтобы завещание было надлежаще исполнено, чтобы воля завеща­теля была, насколько это возможно, полностью выполнена, они должны оказывать друг другу всяческое содействие в исполнении завещания, не допуская при этом расточительства в расходовании средств. Словом, все лица, причастные к исполнению завещания, должны вести себя как добропорядочные рачительные хозяева, сверяя свои поступки с тем, как вел бы себя в подобной ситуации сам завещатель. Иными словами, при исполнении завещания и наследники по завещанию, и исполнитель должны вести себя достойно, не бросая тень ни на самих себя, ни на доброе имя заве­щателя.

Если же при исполнении завещания выясняется, что в завеща­нии есть какие-либо пробелы, неясности или неточности, то они подлежат восполнению или устранению путем толкования заве­щания и учета других, имеющих существенное значение для уста­новления предполагаемой воли завещателя обстоятельств.

Споры при исполнении завещания подлежат разрешению в су­дебном порядке не только тогда, когда они возникают между на­следниками по завещанию, но и тогда, когда они возникают меж­ду наследниками и исполнителем завещания.

Исполнитель завещания. Завещатель может поручить исполне­ние завещания указанному им в завещании лицу, руководствуясь при этом самыми различными соображениями, никак их не моти­вируя и не объясняя. Это может быть вызвано тем, что у завещате­ля есть основания опасаться, что наследники «перегрызутся» при исполнении завещания, и он рассчитывает с помощью исполните­ля их развести. Это может быть вызвано и неопытностью наслед­ников, и завещатель, дабы никто не злоупотребил их доверием, хочет «приставить» к ним опытного в житейских делах человека, в порядочности которого уверен. Это может быть вызвано и тем, что исполнение завещания вследствие состава наследства или иных обстоятельств требует специальных знаний, которых нет у всех наследников либо у некоторых из них. Словом, исполнение завещания может быть возложено завещателем на исполнителя в силу самых различных причин, о которых иногда можно только догадываться.


Смотрите также файлы