ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.04.2024
Просмотров: 759
Скачиваний: 2
54 |
Государственное и муниципальное управление: Введение в специальность |
|
|
верситетах США создавались школы государственного управления, где осуществлялись подготовка государственных служащих, повышение их квалификации и проведение научных исследований в сфере государственного управления25.
В. Вильсон обосновал необходимость высокого профессионализма в системе государственного управления, предусматривающую требование подбора государственных служащих по их профессиональной компетентности. Он также разработал модель «административной эффективности», предложив использовать в государственном управлении методы организации и управления, применяемые в бизнесе26.
ÂХХ в. наука государственного управления (public administration) развивается в США исключительно быстро. Здесь вкладываются огромные материальные средства в создание школ государственного управления во всех ведущих университетах, которые решают три основные задачи: подготовка государственных служащих, повышение их квалификации и проведение научных исследований в области государственного управления.
Главным представителем классической школы public administration многие называют Леонарда Уайта, издавшего в 1926 г. «Введение в науку государственного управления». Дальнейшее развитие этой науки в США, как полагают ряд авторов, происходит под сильным влиянием социально-психологического подхода, к основоположникам которого можно смело отнести Герберта Саймона.
Âсвоей основной работе «Поведение служащих: очерк техники принятия решения в административных организациях» (1950)
Ã.Саймон критикует так называемые принципы искусства управления, которые, по его мнению, весьма противоречивы и не могут служить серьезными критериями для практической деятельности. Он стремится представить в качестве фундамента на- учного управления достижения современной социальной психологии и объяснить реальное функционирование административных служб через анализ поведения работающих в них индивидов и групп. Он показал, каким образом принимаются решения или вырабатываются планы в организациях, составляющих правительственный аппарат. Широкое использование психологических
25См.: Драго Р. Административная наука / Пер. с франц. С. 27.
26См.: Василенко И.А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия. М., 1998. С. 7.
Глава 3. Государственное и муниципальное управление в системе... |
55 |
и социологических методов позволило Саймону и его последователям добиться значительных практических результатов27.
Работы американских авторов свидетельствуют о несомненном прогрессе науки управления в США. Однако в их исследованиях есть тенденция объединения проблем управления в публичной и частной сферах, что иногда приводит к потере специфики государственного управления.
Под сильным влиянием американских исследований находится английская школа науки государственного управления, которая, однако, уделяет очень большое внимание юридическому методу и является значительно более конкретной, чем американская.
В современной теории государственного управления в США выделяются несколько основных направлений:
–структурно-институциональное;
–социологическое и социально-психологическое;
–организационно-административное28.
Поскольку современная теория государственного управления во многом тесно связана с наукой предпринимательского менеджмента, ряд авторов обращают внимание на следующие четыре подхода к управлению в США29:
1.На основе выделения школ управления:
–научная школа управления;
–классическая или административная школа управления;
–школа «человеческих отношений»;
–школа поведенческих, или бихевиористских, наук;
–школа количественного подхода к управлению, или «новая» школа.
2.Процессный подход.
3.Системный подход.
4.Ситуационный подход.
В России изучение становления, совершенствования и развития государственного управления и местного самоуправления издавна привлекало внимание государственных деятелей и мыслителей, ученых различных отраслей гуманитарных наук, особенно историков, философов, правоведов и государствоведов.
27См.: Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие / Под ред. Пономарева А.Я. СПб., 1997. С. 8–9.
28Подробнее см.: Там же. С. 9–11.
29Подробнее см.: Радченко А.И. Указ. соч. С. 33–46; Шамхалов Ф.И. Теория государственного управления. М., 2002. С. 61–91.
56 |
Государственное и муниципальное управление: Введение в специальность |
|
|
Поскольку история российской государственности имеет более чем тысячелетнюю историю, за минувшие века накопилось немало различных источников летописного характера, сводов законов, трудов ученых, специально посвященных разнообразным аспектам теории и истории государственного управления и местного самоуправления в России.
Они находят свое отражение и в «Повести временных лет», которая написана одним из первых русских историков монахомлетописцем Киево-Печерского монастыря Нестором (конец XI – начало XII вв.) и повествует об образовании в VI в. крупного союза славянских племен в Среднем Приднестровье, его общественном и государственном устройстве, праве и обычаях30. Вопросы становления и развития государственного управления в древнерусском государстве освещены и в летописных сводах отдельных княжеств, уставах и других княжеских актах, произведениях общественно-политической мысли Древней Руси, житийной литературе, былинном эпосе, византийских европейских хрониках, восточных источниках.
Древнейший текст записанного русского права под названием «Русская Правда» появился в начале XI в. в правление князя Ярослава Мудрого и затем дополнялся его преемниками новыми статьями31. Последующие столетия, охватывая средневековье, новое и новейшее время, особенно богаты многочисленными, разнообразными и ценными источниками для изучения государственного управления в России на различных этапах ее существования и для анализа развития господствовавших в то время и появляющихся новых теоретических воззрений и практических рекомендаций по совершенствованию ее государственного управления и местного самоуправления.
У истоков государственного управления России стояли, как известно, выдающиеся высокообразованные деятели – древнерус-
30Отметим, что уже в VIII–IX вв. этот союз объединял несколько десятков славянских племен с центром в Киеве и занимал значительную территорию, не уступавшую по размеру Византийской империи. Это крупнейшее в средневековой Европе государство просуществовало до середины XII в., занимая огромную территорию от Балтики до Черного моря и от Западного Буга до Волги.
31Автор не рассматривает здесь вопросы истории государственного управления и местного самоуправления в России, поскольку они выходят за рамки данного введения в специальность и довольно подробно освещены в учебниках по истории государственного управления в России, в том числе опубликованных с участием автора коллективом преподавателей СКАГС, а также в книге В.Г. Игнатова «Государственная служба и ее реформирование в России: история и современность» (Ростов н/Д., 2004).
Глава 3. Государственное и муниципальное управление в системе... |
57 |
ские князья Владимир Святитель (Владимир Красное Солнышко) (?–1015), Ярослав Мудрый (ок. 978–1054) и Владимир Мономах (1053–1125). История сохранила знаменитую дворцовую тетрадь – царскую кадровую картотеку и другие документы известного реформатора государственного управления Ивана IV Васильевича (1530–1584), множество других документов.
Огромную роль в реформировании государственной и местной власти и управления сыграли Петр I Великий (1672–1725), Екатерина II Великая (1729–1796), Александр II (1818–1881), известные реформаторы управления М.М. Сперанский, П.А. Столыпин, С.Ю. Витте и др. Начатая в 1864 г. земская реформа подняла крестьянскую Россию с колен, создала условия для новых радикальных реформ и превращения страны в могущественную мировую державу. Опыт земства содержит немало поучительного для поиска путей развития творческой инициативы, самоуправления и самоорганизации населения.
Особенно большой вклад в изучение государственного управления и местного самоуправления в дореволюционной России внесли известные ученые В.Н. Татищев32, М.В. Ломоносов, Н.М. Карамзин33, С.М. Соловьев34, Б.Н. Чичерин, В.О. Ключевский35, А.Д. Градовский36, Н. Нелидов, В.Н. Строев, Н.М. Коркунов, И.М. Катаев и др.
Как отмечается в учебнике проф. А.И. Радченко, в России до 1917 г. существовала школа административного права, в границах которой исследовались проблемы государственного управления.
Земская реформа в России XIX в. инициировала разработку вопросов государственного управления, которым посвящены работы И.Е. Андриевского «О наместниках, воеводах и губернаторах», А.В. Лохвицкого «Губерния, ее земские и правительственные учреждения» (1864), А.И. Васильчикова «О самоуправлении» (1870–1871)37, А.С. Алексеева «Начала современного правового государства и русский административный строй» (1905),
32Татищев В.Н. История Российская с самых древнейших времен. В 5 т. М., 1964.
33Карамзин Н.М. История государства Российского: Кн. 14. Ростов н/Д., 1989– 1990.
34Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М., 1988. Т. 1–2.
35Ключевский В.О. Курс русской истории. В 5 т. 1987–1989.
36Градовский А.Д. Высшая администрация России XVIII столетия и генерал-проку- роры. СПб., 1866; Градовский А.Д. История местного управления в России. СПб., 1868.
37См.: Россия: Энциклопедический словарь. Л.: Лениздат, 1991. С. 840.
58 |
Государственное и муниципальное управление: Введение в специальность |
|
|
В.М. Грибовского «Государственное устройство и управление Российской империи» (1912), А.И. Елистратова «Основные начала административного права» (1914)38.
Вышедшие в предреволюционные годы труды А.А. Богданова (1873–1928), особенно его «Всеобщая организационная наука (тектология)» (1913–1917) предвосхитили некоторые идеи кибернетики и общей теории систем. «Мой исходный пункт, – писал А.А. Богданов, – заключается в том, что структурные отношения могут быть обобщены до такой степени формальной чистоты схем, как в математике отношения величин, и на такой основе организационные задачи могут решаться способами, аналогич- ными математическим»39. Эти идеи, однако, в то время большинством не были поняты и не получили широкого распространения.
Нельзя не учитывать также позитивный и негативный опыт, приобретенный после 1917 г., когда в ходе двух революций прежние государственные институты, традиции, система государственного управления были заменены новыми. На обломках имперской российской государственности создавалась принципиально иная государственная система, основанная на Советах трудящихся, идеологическом и политическом диктате, которая знала свои взлеты и падения. Учатся, как известно, не только на успехах, но и на ошибках.
Âсоветский период особенно много сделали по развитию теории управления, в том числе теории государственного управления, такие ученые, как Н.А. Витке, А.К. Гастев, П.М. Керженцев и другие, трудившиеся в 20–30-õ ãã.
Хотя в этот период и стали формироваться первые школы управления в СССР, в том числе и в России, однако возрождения науки управления, как отмечает проф. А.И. Радченко, не состоялось, исследование проблем государственного управления перешло к науке государственного права.
Âначале 60-х гг. в стране возобновились исследования проблем управления, но уже на новой основе. Условно можно выделить три направления, по которым развивались исследования вопросов управления: 1) общая теория социального управления;
2)государственное управление; 3) управление производством. Од-
38См.: Вестник государственной службы. М., 1992, октябрь. С. 60-63.
39Богданов А.А. Всеобщая организационная наука (тектология). Изд. 3. Ì.–Ë. 1925– 1925. ×. 3. Ñ. 209.